Художник Владимир Татлин-сын орловского дворянина

Владимир Евграфович Татлин (16 [28] декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, там же) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма[3]. Проект Памятника III Интернационала (1919—1920) Татлина с вынесенной наружу несущей конструкцией стал одним из важнейших символов мирового авангарда и своеобразной визитной карточкой конструктивизма[4].
В.Е.Татлин вписан в "Дворянскую родословную книгу Орловской губернии".


Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». 1920 год.
Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 в Москве[5], в семье Евграфа Никифоровича Татлина, потомственного орловского дворянина, инженера-технолога по железнодорожному делу, и Надежды Николаевны (урожденной Барт), поэтессы, близкой народовольцам[6][7]. После смерти матери семья переехала в Харьков[8][9]. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, на корабле ходил юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». В 1904 — в Одесском училище торгового мореплавания. Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. Татлин так и не получил полноценного художественного образования.

В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

Посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского.

В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи».

В 1914 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Берлин, выступая в качестве музыканта-бандуриста. Из Берлина ненадолго съездил в Париж, посетил мастерскую Пабло Пикассо[6].

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке «0,10», представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези». В том же году начинает работать над проектом аппарата «Летатлин».

В 1925—1927 — профессор в Киевском художественном институте [10]. Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис[11] и др.

В 1927—1930 — профессор ВХУТЕМАСа в Москве[10]. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

В начале 1950-х годов Татлин был во главе бригады художников, создававших наглядные пособия для Московского государственного университета.

Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища

Родственники
Жена — Корсакова (Рудович) Александра Николаевна.[12]
Сын — Татлин Владимир Владимирович.
Внебрачный сын от Нины Игнатьевны Бам (1901—1975) — Анатолий Сергеевич Ромов (р. 1935), советский и российский прозаик, сценарист[13].
Внуки:
Сергей Анатольевич Ромов[13].
Филипп Анатольевич Ромов[13].
Нина Анатольевна Ромова[13].
Творческий путь
Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!»[14].


«Контр-рельеф», 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк. ГТГ
Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.[15]

Известные работы

Башня Татлина (слева)
на марке 2000 года
Поднимающий спички, 1910, бумага на картоне, тушь, 26х18 см., ГТГ.
Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург.
Букет, 1911, холст, масло, 93х48см., ГТГ .
Продавец рыб, 1911, холст, клеевые краски, 77х99см., ГТГ .
Арлекин, эскиз святочного костюма, 1912, картон, тушь, 32х24см., ГТГ .
Шесть эскизов декораций и костюмов для неосуществленной постановки оперы М.И.Глинки "Жизнь за царя", 1913 (Поляк, Антонида, Мужик, Бал, Лес, Спасские ворота), ГТГ ..
Рельеф, 1914-1915, металл (медь), дерево, 62х53х13 см, дар Г.Д.Костаки, ГТГ.
Контр-рельеф, 1916, полированное красное дерево, кровельное и оцинкованное железо, дерево, цинк, 100х64х34 см., ГТГ .
Доска №1 (Старо-Басм(анная), 1916, дерево, темпера, позолота, 100х57 см., ГТГ .
Первая модель «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина», 1920-1921.
Вторая модель «Памятник III Интернационала» или «Башня Татлина», 1930, дерево, железо, плексиглаз, высота 500 см, руководитель Д.Н.Димаков.
«Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), 1929—1932, Музей истории авиации, Монино, Московская область.
Женский портрет, 1933, Дерево, масло, 55х47 см., дар Г.Д.Костаки, ГТГ.
Букет, 1940-е годы, дерево, масло, 32х24 см., ГТГ .
Мясо, 1947, холст на картоне, масло, 67х71,5 см., дар Г.Д.Костаки, ГТГ .
Череп на раскрытой книге, 1948—1953.
Работа в театре
1944 — МХАТ, «Глубокая разведка» А. Крона
Центральный детский театр, «Где-то в Сибири»
Творческое наследие
Работы Татлина находятся в собраниях:

Государственной Третьяковской галерее
ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве
ГЦТМ им. А. А. Бахрушина в Москве
Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Выставки
«Мир искусства»
«Союз молодежи»
«Бубновый валет»
«Ослиный хвост»
Память
125-летию со дня рождения Владимира Татлина была посвящена его выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, открывшаяся 5 октября 2011 года[16]. В экспозиции было представлено около 60 работ, четверть из которых — реконструкции[16].
Улица Татлина в Пензе.
Улица Татлина в Москве.
«TATLIN»[17] — екатеринбургское издательство, специализирующееся на архитектурной тематике.
Tatlin — семейство систем хранения данных производства Yadro.
В 2010 году Союзом архитекторов России была учреждена «премия Владимира Татлина» — российская национальная премия в области архитектуры. Премия вручается ежегодно за лучшие проектные предложения и авторские концепции в смотре-конкурсе «Архитектурные произведения». Лауреатам вручается приз в виде стилизованной Башни Третьего Интернационала, автором которого стал Юрий Аввакумов[18].
Примечания
; Показывать компактно
 Татлин Владимир Евграфович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
 https://rkd.nl/en/explore/artists/76567
 Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — С. 86. — ISBN 5-274-01554-9.
 Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — С. 89. — ISBN 5-274-01554-9.
 Метрическая запись о рождении В. Е. Татлина. Церковь Благовещенская в Петровском саду. ЦГА Москвы.
 ТАТЛИН Владимир Евграфович. rusavangard.ru. Онлайн-энциклопедия русского авангарда.
 Владимир Евграфович Татлин. artchive.ru.
 Стригалёв, 1975, с. 68.
 Стригалёв А. А. «Университеты» художника Татлина // Вопросы искусствознания. — 1996. — Вып. 2. — С. 405—438.
 ТАТЛИН Владимир Евграфович
 Иосиф Каракис: Ирония судьбы // Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред. Бабушкин С. В., Бражик Д., Каракис И. И.; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 9. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). — ISBN 966-95095-8-0. (рус.)
 Юрий Нагибин в эссе «Владимир Татлин» утверждает, что у Татлина и Корсаковой был роман до её замужества. Её мужем стал Борис Семенович Лунин. После его смерти в 1976 году Корсакова объявила себя вдовой… Татлина.
 Ромов Анатолий. Романтика и конспирация времен Большого террора // Слово/Word. — 2005. — № 47.
 Монтаж аппарата Летатлин в Итальянском дворике ГМИИ им. А. С. Пушкина во время подготовки выставки Москва — Париж, 1981 (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2009. Архивировано 19 сентября 2009 года.
 Долинина К. Добашенные формы // Коммерсантъ Weekend. — 2011. — 30 сент.
 Издательство TATLIN. TATLIN. Дата обращения: 25 июня 2021.
 «Хрустальный Дедал» и «премия Владимира Татлина». Зодчество (6 июля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2020.
Библиография
Публикации Владимира Татлина
Татлин В. Искусство в технику // Бригада художников. — 1932. — № 6.
Владимир Татлин: Органичность [предисл. Ю. Вайнгурт] // Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 851–892. — 906 с. — ISBN 978-5-7525-2997-9.
О Владимире Татлине
Книги
Пунин Н. Памятник III Интернационала. — П.: Издание Отдела Изобразительных Искусств Н. К. П., 1920.
Пунин Н. Татлин (Против кубизма). — Пг., 1921.
Жадова Л. А. В. Е. Татлин. Заслуженный художник РСФСР: [Каталог]. — М., 1977.
Zsadova L. A. Tatlin. — Budapest: Corvina, 1983. — 533 p.
Milner John. Vladimir Tatlin and the Russian avant-garde. — New Haven: Yale University Press, 1983.
Zhadova Larissa. Tatlin. — London: Thames and Hudson, 1988. — 533 p. — ISBN 0-500-23478-7.
Jadova Larissa. Tatline: Masterskaia Tatlina. — Paris: P. Sers, 1990. — 554 p. — ISBN ISBN 2-904057-32-3.
Владимир Татлин. Ретроспектива: [Каталог выставки] / Под общей редакцией А. Стригалёва и Ю. Хартена. — K;ln: DuMont, 1993. — 416 с. — ISBN 3-7701-3250-5.
Н. Пунин о Татлине / Под общ. ред. В. Ракитина и А. Сарабьянова; авт. вступ. ст. В. Ракитин; сост. И. Пунина, В. Ракитин, Л. Зыков; комм. А. Каминской, В. Ракитина. — М.: RA, 2001. — 128 с. — (Архив русского авангарда). — 2000 экз. — ISBN 5-85164-079-0.
Статьи
Абрамова А. Татлин // Декоративное искусство СССР. — 1966.
Рахтанов И. Спираль художника // Ruthenia. Говорит Москва.
Жадова Л. А. К выставке Татлина — одного из основоположников советской школы дизайна // Техническая эстетика. — 1977. — № 7.
Стригалёв А. «Бионические основы» творческой концепции В. Е. Татлина // Проблемы формообразования в советской архитектуре. — М., 1978. — Вып. 4. — С. 29—32.
Раппапорт А. К пониманию контррельефов Татлина // Wiener Slawistische almanach. — 1982.
Дуксина И. Н. К новому или к нужному. Манифест Дж. Балла в прочтении В. Татлина // Русский кубофутуризм. — СПб., 2002.
Дуксина И. Н. Гончарова и Татлин (1913—1915) // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — М.: Наука, 2004. — С. 111—124. — ISBN 5-02-010251-2.
Ромов Анатолий. Романтика и конспирация времен Большого террора // Слово/Word. — 2005. — № 47.
Фрейдин Ефим. Владимир Татлин: романтика полёта // SibDESIGN.ru. — 3 августа 2009 года.
Терехович М. Тайновидец из отряда солнцеловов. К 125-летию со дня рождения В. Е. Татлина // Архитектура. Строительство. Дизайн. — 2010. — № 4. — С. 64—69.
Стригалёв А. А. Владимир Евграфович Татлин // Мастера советской архитектуры об архитектуре. — М.: Искусство, 1975. — Т. 2. — С. 68—79.
Милнер-Гулланд Р. Поэт и художник (По поводу стихотворения В. Хлебникова «Татлин, тайновидец лопастей…») // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 302—308. — ISBN 5-7859-0074-2.
Дуксина И. Н. Ранний театр Владимира Татлина // Mit voller Kraft. Russische Avantgarde 1910—1934: Каталог выставки. — Гамбург, 2001.
Данин Д. Улетавль // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Сборник 17. — М., Советский писатель, 1983. — с. 340-365
Ссылки

Медиафайлы на Викискладе
ТАТЛИН Владимир Евграфович в Онлайн-энциклопедии русского авангарда
Посвящение Владимиру Татлину. К 125-летию художника.
О Татлине на сайте художников Верхней Масловки
Татлин в искусстве XX века.
А. С. ; Татлин Владимир Евграфович в «Журнальном зале»
Страхова Л. ; В. Е. Татлин в интернет-журнале «Говорит Москва»
Рахтанов И. ; Спираль художника в интернет-журнале «Говорит Москва»
Архив Владимира Татлина в РГАЛИ
Документальный фильм «Татлин. Ноктюрн для флейты водосточных труб» из серии КОНСТРУКТИВИСТЫ. ОПЫТЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО. 2009
Владимир Евграфович Татлин, фотографии, Канадский центр архитектуры, Монреаль
Улучшение статьи
Для улучшения этой статьи желательно:
Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

(Материал из Википедии).
(Бельский Александр. Город Орёл. Краеведческий словарь, 2000. - С.179).


Рецензии