Усталость Ленивое лето в Беларуси

Хотя событий и природных катаклизмов в избытке. Но некая высшая лень уже ощутима и шепотом говорит о неизбежности осени. И мы, общаясь между собой, предпочитаем уединение или шепот. По другому пока и нельзя.
Застой в творчестве местных политологов, в большинстве своем уже работающих на удаленке от родных мест, компенсировала авторская колонка 10.08.2021г. редактора строго прокремлевского журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, посвященная годовщине протестов в Беларуси.
Это существенный материал, в котором рассматриваеися наша ситуация со стороны заклятых друзей, внесших в её создание немалый вклад.  Но: приятно видеть свою страну в качестве субъекта глобальной политики. Заслужили дорогие!

Теперь по существу – наше протестное движение, по мнению кремлевского политолога, подавлено местным диктатором: 
«Причины уже неоднократно разбирались. Во-первых, ставка официального Минска на репрессии и отсутствие видимых колебаний в силовом аппарате. Во-вторых, поддержка со стороны Москвы, четко давшей понять: смены режима она не допустит. В-третьих, довольно вялая реакция Запада, солидарность с протестами не шла ни в какое сравнение с той, что оказывалась Украине». Тут нечего возразить. Народная любовь к любому вновь возникающему лидеру,  неожиданна и спонтанна –  не Бог, а чёрт знает, откуда она берется. Но и ненависть безповоротна. С этим ясно.  Нужно, однако, добавить пару слов о непоколебимости номенклатуры, занявшей выжидательную позицию. Пока выжидательную – номенклатура, наученная всевозможными разбродами и шатаниями предыдущих лет, предпочитает осмотрительность и выжидание. Ей есть чего терять. Весь вопрос только в том, какой долей пожертвовать - полной или частичной при грядущем раскладе властных сил. Первый вариант, естественно, номенклатуру не устроит. А установившаяся диктатура из-за явной неспособности предложить населению хоть какую-то перспективу на будущее, номенклатуру также не устраивает. Читаю дальше: «Западное направление закрыто, скорее всего, окончательно… Россия играть в бесконечные переговоры об интеграции больше не расположена, уже нужен какой-то результат. Ну а ресурсов для самостоятельного развития у Белоруссии не было и раньше – ныне им тем более неоткуда взяться». Это уже спорно. Обязательно будут попытки и шантажировать ЕС (пятьсот миллиардов долларов за геноцид беларусов во времена ВОВ вынь да полож – новый брутальный ход диктатуры уже предъявлен общественности; неясно только, почему именно долларов и по какому курсу произведен расчет; хотя и это не важно – всё равно не дадут). Будет и завывание о несчастной доле рабочего класса и крестьянства в свете уже объявленных и грядущих санкций. То есть контакты, пусть и по принципу «ты их в дверь, они в окно» есть и будут. Что до ресурсов, то они есть и достаточно важные. Навскидку:  вода, калийные удобрения, лес, продукция сельского хозяйства, услуги.  Транзит по территории  даст развиваться придорожному бизнесу, туризм всех форм и направлений далеко не исчерпал свои возможности, сектор IT-технологий может вернуться в родные пенаты. Есть ещё и строительный бизнес, переработка нефтепродуктов, квалифицированное обслуживание магистральных трубопроводов, производство стройматериалов и многое иное.   Здесь крайне важно отметить единство населения, номенклатуры и сложившейся оппозиции в вопросе смены руководства, реформации  собственности и эффективности её использования. При смене этих векторов  условный Запад мгновенно сменит гнев на милость и, естественно, отменит все санкции. Да и Россия не останется в стороне.
Однако: « Россия тоже пребывает в патовой позиции. Лукашенко сохранил президентство прежде всего благодаря Путину, и многие предполагали: теперь-то вопросы «наполнения Союзного государства новым содержанием» будут решаться быстро и под диктовку Москвы. Этого не произошло. Если судить по внешним проявлениям, переговоры идут так же, как и прежде, – долго, вязко и без явного результата». Маленькое противоречие – не сохранил Лукашенко президентства. Да и не мог. Благодаря Путину он заручился признанием сомнительных итогов выборов – и только, но никак не легитимностью по месту пребывания. Теперь противоречие более значительное: каким же образом российский лидер достигнет поставленной цели, в отсутствии легитимности бывшего партнера? Это дорога в никуда. Все договоренности, якобы состоявшиеся после августа 2020г. не существенны юридически, да и народами обеих стран поддержаны не будут. Пустая трата денег, времени, усилий переговорщиков. И – испытание терпения номенклатуры, которая  всегда  чувственно кренилась в сторону Кремля. Так уж она была воспитана предыдущей историей.

Как ни крути, а руководство надо обновлять.  И тут автор делает очень точный вывод: «Может ли Россия обеспечить передачу власти кому-то, кто её устроит? Будем честны, смена режима и вообще игра на внутриполитическом поле стран-соседей – не наш конёк. За тридцать постсоветских лет едва ли хоть раз Кремль сумел привести к власти где-то на пространстве бывшего СССР своего ставленника. Бывали случаи, когда власть менялась в благоприятном для России направлении, но происходило это по внутриполитической логике самих государств, в силу объективных обстоятельств». Это суть «патовой ситуации», когда главная фигура замирает в пределах одной клетки и полностью утрачивает своё  первоначальное значение. В этом её спасение, но в этом же и досада соперника, не реализовавшего преимущество  и потерявшего важные очки. Амбиции же не позволяют проиграть турнир – надо искать методы усиления игры. Тем более, что Запад такой вариант уже имеет, не признав итоги августовских выборов и приняв Светлану Тихановскую, которую признает легитимным президентом в любой подходящий момент.
В поисках ответа автор обращается к прецеденту и подкрепляет его примерами:  «Что же обеспечивает гарантию лояльности? Используя американское выражение, boots on the ground, «сапоги на земле», прямое военное присутствие. В российском случае это тем более справедливо. Наличие дееспособных вооружённых сил и готовность их с толком применять – важнейший инструмент российского позиционирования в мире, будь то страны-соседи или дальше. Примеры реального влияния России связаны с теми точками, где расположены её военные базы – от Киргизии и Таджикистана до Армении и Сирии». Вроде всё справедливо, но  эта практика не оправдала себя в ряде других регионов. И что особенно важно – в пределах бывшего СССР. Крайне сомнительно, что она окажется эффективной в Беларуси, которую сами же россияне с недавних пор используют в качестве страны выходного дня, обзаведясь здесь недвижимостью и перспективой проведения в ней спокойной старости. Спокойствие исчезнет.
Ф.Лукьянов считает, что «Армянский случай особенно показателен». Но, что возможно в  Закавказье, с его вековой историей армяно – азербайджанского конфликта, в который активно вмешалось турецкое правительство,  неосуществимо в РБ. Я не знаю всех подробностей произошедшего события, но вижу, что реакция армянской части в соцсетех была, мягко говоря, сдержанной. У Беларуси же и вовсе нет таких озабоченных соседей; так что реализовать армянский вариант будет проблематично.
Очень велик риск и возникновения отрицательной реакции среди провластной части электората на военно-базовое усиление РФ.  Главная  идеологическая установка правящего режима - сохранение суверенитета страны и выдающаяся роль в этом лично А.Г.Лукашенко. А других установок нет.  Борьба с внешними врагами в качестве регулярной мантры на фоне всех дикостей, творимых в настоящее диктатурой, давно уже утратила привлекательность. И ещё один фактор, созданный властью и активно работающий против неё: разгром независимых СМИ. Отныне любая идеологическая установка, даже получись она удачной, повиснет в воздухе без должной оппозиционной реакции. Электорат просто не сможет её обкатать в пересудах между собой. Многочасовые выступления в ходе «больших разговоров» только ухудшат ситуацию. 
Авторскую колонку Ф.Лукьянова считаю полезной и своевременной. Во - первых потому, что уделено внимание Беларуси. Значит, внимание к ней есть, а внимание это признак ожидания. В0 – вторых, убедительно показано, что готовых рецептов решения возникших проблем у руководства РФ пока нет. Видимо и до середины осени и не будет – своих хлопот в избытке. Возникает  пауза, которой, конечно, воспользуется оппозиция, плотно осевшая в ближнем зарубежье и работающая по своим планам. Достаточно продуктивно. В - третьих: иного толкового анализа с российской стороны я не вижу. Инсайдерская информация от тандема «профессор В.Д. Соловей – Генерал СВР» тускнеет. Их прогнозы иногда сбываются, но события к тому времени уже теряют актуальность. Как–то особенно меня остудила трактовка грядущего финишного визита А. Меркель к В.В. Путину: не укладывается в голове, что уходящий канцлер Германии пытается сохранить для своего сменщика отношения с лидером, здоровье которого резко пошатнулось. И, якобы, готового к транзиту власти. Не верится. Немцы прижимисты и умеют считать деньги даже на командировочные расходы.
Но лето уже ленится, а осень за окном всё более и более ощутима. Может именно её нам пока и не хватает? Тогда ждём!


Рецензии