Павел Гераскин, Алиса в стране чудаков

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этот рассказ написал Павел Гераскин — персонаж или, точнее сказать, герой произведений Кира Булычева, лучший друг Алисы Селезнёвой. Вообще то фамилия, а на самом деле не фамилия, а псевдоним известного писателя, написавшего цикл произведений про Алису, читается — Булычёв (с буквой ё и с ударением на эту букву ё).  Но поскольку на сайте фан-клуба утверждают, что сам писатель писал свою фамилию - псевдоним только с буквой е, то, в знак уважения, я тоже написал с буквой е.
— А разве так может быть? Разве может литературный персонаж написать рассказ? Он же вымышленный! Или не вымышленный, а написан с реального человека? Говорят, что образ Алисы Кир Булычёв написал со своей дочери.  Или этот рассказ взят из какого-то произведения Кира Булычёва?
— Да уж... К сожалению, тут мне придётся признаться. Это написал я. И я не имею никакого отношения к Павлу Гераскину.
Кир Булычев разрешал своим читателям писать свои произведения. По крайней мере, повесть «Планета 5-4» была написана совместно с читателями. К сожалению, сейчас так уже невозможно. Кира Булычева (Всеволода Можейко) уже среди нас нет. Но я подумал, а может можно написать рассказ от имени персонажа его произведений? 
Просто, ну кто знает какого-то там Павла Чернякова? Кто же будет читать рассказ неизвестно кого? Другое дело, когда имя известно. Да и мало ли существует Павлов Гераскиных. Не уже ли ни кто из них не мог на писать ...* (*Уверяю вас, этом предложении нет ни одной ошибки! Проверьте в текстовом редакторе и убедитесь.)
Давайте будем считать, что это написал Павел Гераскин. Так интереснее.
Вообще то он написал это про Алису Селезнёву. Что и не удивительно, о какой ещё Алисе ему писать, если не о своей лучшей подруге! Но формально и официально это про Алису из Льюиса Кэрролла. Ту самую, что "Алиса в стране чудес". Только название рассказа немного другое: "Алиса в стране чудаков". Павел знает, что чудес не бывает. Чудо — это когда не знаешь, как оно сделано, как такое может произойти. А когда знаешь, это уже не чудо. А вот чудаки действительно бывают.
Формально, официально — это для посторонних, они не знают тонкостей, которые знают только близкие люди. Но Алису он не обманет! Она знает его как облупленного. Она сама кого хочешь обманет. Но не Пашку Гераскина — он её тоже ещё как знает! Может даже лучше, чем она сама себя знает.
Павел написал это на литературный конкурс... которого не было. Ну так получилось. Захотелось подшутить над Алисой, и как-то так вышло, что шутка превратилась в целое литературное произведение... Хорошо бы отправить его на конкурс, вроде бы неплохо получилось (по мнению автора). Только конкурса подходящего в тот момент не было.
Не было конкурса. Так что же делать? Самому сделать свой конкурс? Как вы это себе представляете?
Литературный конкурс имени Павла Гераскина. Учредитель и организатор — Павел Гераскин. В конкурсе участвует Павел Гераскин. ...И самому себя назначить победителем. Нет, это ниже человеческого достоинства. Разве что для смеха. Но, почему то, так было не интересно — а вдруг неправильно поймут. Поэтому, читайте так, без конкурса.


Павел Гераскин

АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДАКОВ

( По мотивам произведений Льюиса Кэрролла )


Эта история произошла в те далёкие времена, когда на Земле ещё правили короли и коронованные особы с другими названиями своих монархических титулов и званий.
Алиса шла по незнакомой улице в незнакомом городе в незнакомой стране.
То есть, страна была вроде даже своя, но как-то в ней всё было странно и, от того, незнакомо. Такое чувство странности могло бы возникнуть, если бы человек вдруг каким-то непостижимым образом оказался в другом времени своей страны.
— "А с другой стороны, что же странного в стране, в которой всё странно, — на то она и страна!.. Значит, всё в порядке!.. Было бы странно, если бы в стране было не странно. Действительно! Как я раньше до этого не додумалась?" — подумала Алиса, и её эта мысль развеселила. В хорошем настроении Алиса пошла дальше, разглядывая всё по сторонам.
Вдруг её внимание привлёк небольшой дом на другой стороне улицы. Над его дверью было написано:

ПОЧТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

— Вот, наконец-то! — воскликнула Алиса. — "Наконец-то я вижу место, где, кажется, нет ничего странного. С него и начну знакомство с этой страной. Лучше не сразу бросаться с головой в странности, так будет легче и спокойнее." — подумала Алиса, и перешла на другую сторону улицы.
Подходя к дому, Алиса увидела на его стене ящик, на котором было написано:

"Выемка почты произледится в 17 часов".

Алиса решила поинтересоваться, почему написано "произледится". Правильно должно быть "производится". Это не очень похоже на обычную ошибку, аж две буквы неправильно написаны, в этом должен быть какой-то странный смысл.
Алиса пошла в почтовое отделение. Ещё у входа она услышала голос пожилого мужчины:
— Марки отдельно, конверты отдельно.
"Что? Может он сказал «мухи отдельно, котлеты отдельно»?" — мысленно засомневалась Алиса в слабо услышанной фразе, тут же домыслив возможный похожий по звучанию известный вариант услышанного.
Молодой, почти мальчишеский, голос спрашивал:
— А письма вынимать надо? Из конвертов.
"Вот, опять послышалось. Нет, конечно же не из конвертов..." — думала Алиса, входя в почтовое отделение.
— Нет, в этом нет необходимости...
Алиса пошла в сторону доносящихся до неё голосов. Пожилой голос продолжал:
— ...Ну, разве что там ещё что-то есть... 
— Там есть краска. Или чернила.
— Где?
— На бумаге. То есть на письме.
— Это не важно...
В этот момент Алиса подходила к дверному проёму и увидела сначала пожилого человека, а на следующем шаге и молодого юношу.
— ...На конверте ведь тоже есть и краска, и чернила, — продолжал пожилой.
Алиса, из вежливости, решила подождать когда в их разговоре наступит пауза, а тогда уже вежливо постучать в открытую дверь, поздороваться и задать свой вопрос.
— Так и на марке есть и краска и чернила — от штемпеля. Почему же тогда марки отделять важно, а письма не важно? — спросил молодой человек.
— Ты дурак или прикидываешься? Марки мне нужны для коллекции.
— Чем прикидываюсь?
— Понятно. — констатировал пожилой человек.
В этот момент у Алисы вырвался смешок. Ей трудно было сдержаться, хотя она старалась. Она хотела сказать ответ на вопрос "Чем прикидываюсь?" — "Ветошью". Но передумала. Ей, кажется, не обрадовались. Её заметили только сейчас. Два взора встревоженно направились в её сторону и уставились на её персону. Ей стало не по себе от этих взглядов. Она поняла, что её присутствие здесь в этот момент нежелательно.
В маленьком почтовом отделении воцарилась классическая немая сцена, как в произведении Гоголя после слов "К нам едет ревизор".
Первым нарушил молчание пожилой человек.
— А подслушивать невежливо!
— Ой, извините, я не хотела вас подслушивать, просто так получилось, — ответила Алиса. — "Подслушивать невежливо, перебивать разговор тоже невежливо. Что ни сделай, всё не так получается. Какая-то безвыходная ситуация. Цугцванг!" — думала Алиса одновременно со своим ответом. Она тут же спохватилась, вспомнив что хотела. Постучала в открытую дверь: тук-тук-тук, и сказала — Здравствуйте!
При этом про себя тихонько отметила, что, по характеру стука, дверь то сделана из ценной породы натурального дерева, кажется, из дуба. Точно, дуб! — уверенно заключила она, увидев в структуре лакированной древесины характерные короткие тёмные чёрточки.
— На что это она намекает? — сказал молодой пожилому.
— Вы считаете нас больными? — спрашивал у Алисы пожилой, вместо ответного приветствия. — И какой же диагноз Вы нам установили, если не секрет? Может сумасшедшими?
— Да нет, что вы, я думаю... нет, я уверена, что вы просто очень весёлые люди.
— Так да или нет? — сказал молодой.
— Мы не "что", а "кто", — сказал пожилой, — хотя вопрос, конечно, интересный.
— Вообще-то я не это хотела спросить...
— Ну вот, всегда так. Как только хочешь ответить на интересный вопрос, тебе тут же задают неинтересный, — возмутился пожилой, деланно обиженным голосом.
— Но я ещё не задала! Откуда вы знаете, что мой вопрос будет неинтересный?!
— Поверь моему опыту, знаю.
— А по-моему, Ваш опыт Вас сегодня обманывает. Я хочу задать очень даже интересный вопрос.
— Для кого интересный? И что Вы собираетесь делать с моим опытом? Подадите жалобу в суд?
— Нет, — парировала Алиса, — Ваш опыт, Вам и решать...
— Вот это правильно. Задавай свой вопрос. Мы Вас внимательно слушаем. Хотя нет,..
— Невнимательно? — осведомилась, в шутку, Алиса.
Пожилой взглянул на Алису укоризненно и произнёс, обращаясь неизвестно к кому:
— Какая, всё же, невоспитанная девочка!
Алиса не знала что думать. Она просто хотела поддержать шуточный разговор. Что же в этом плохого? "Почему я невоспитанная, что я такого сказала?" — подумала она, но вслух сказать не успела.
— Ты меня перебила...
— Я Вас не била, даже пальцем не тронула. И вообще не видно чтобы Вы были перебиты... — Алиса поймала кураж, ею овладело непреодолимое желание шутить и слушать шутки.
— Тем не менее, ты меня перебила. Я хотел сказать, что прежде чем задать вопрос, было бы уместно представиться, — сказал пожилой, и тут же, поспешно, как бы стараясь опередить возможное высказывание Алисы, добавил: — Молчи, пока я не окончил говорить...
Алисе стало даже обидно. Ведь она совсем не такая, как о ней думает этот старик. Она с самого начала хотела подождать пока они договорят, чтобы не перебивать. Но что-то здесь пошло не так. То ли место здесь какое-то не такое, то ли люди.
— ...Слова "уместно" и "представиться" обозначают совсем не то, что ты, возможно, подумала, — продолжил пожилой. 
Зря он так, Алиса ничего такого не подумала.
— А теперь можешь задавать свой вопрос.
Но вместо вопроса наступила пауза.
... "Здрасте, баба Настя!" — Алиса уже забыла, что хотела спросить. Её так долго терзали посторонними вещами и, наконец, так расстроили, что от этого что угодно из головы вылетит... И когда вопрос из головы вылетел, наконец-то разрешили его задать.
— Что же я хотела спросить?.. Ах, да, там у вас на входе что-то написано...
— Там написано: "почтовое отделение". — подсказал молодой.
— Нет, не на самом входе, а... там, на ящике возле входа написано слово "произледится". Меня это слово удивило, и я решила поинтересоваться, что оно значит.
Молодой открыл белую дверцу большого ящика. Это был холодильник. Затем открыл дверцу верхнего отдела внутри холодильника, вынул оттуда почтовый конверт. Было видно, что конверт покрыт тонким слоем льда.
— Вроде хорошо замёрз. — сказал молодой, вертя в руках оледенелый конверт.
Пожилой обратился к Алисе:
— Не хотите ли присоединиться к нашей трапезе? Ну, нет — так нет. — ответил он мгновенно, не дав Алисе времени и рта разинуть. — Это всё-таки наша работа. Нам за это деньги плотют.
У алисы непроизвольно открылся рот — от удивления.
— За что деньги плотют? За то, что вы едите?
— Да, именно за это. — сказал пожилой.
— Хорошая у вас работа! И я себе такую же хочу! — воскликнула Алиса.
— Хотеть не вредно. — сказал молодой, разломил оледенелый конверт на две части и дал одну часть пожилому.
У Алисы, вслед за ртом, широко раскрылись глаза. Сотрудники почтового отделения стали есть конверт, иногда разминая его половинки в руках и отделяя от них кусочки льда. Алиса простояла так в недвижимой позе с широко раскрытыми глазами и ртом несколько секунд, не в силах вымолвить слова.
— А... а.. а что это вы делаете? — наконец-то смогла произнести Алиса.
— Какая же ты недогадливая! Произлёдим выемку почты. — ответил молодой.
Тут Алиса вспомнила всю надпись на ящике: "Выемка почты произледится в 17 часов", и тут же увидела на стене часы...
— Ох ты, как интересно совпало, сейчас какраз 17 часов!
— А у нас всегда 17 часов. — сказал молодой, а пожилой добавил:
— На часах всегда 17 часов, чтобы произледить выемку почты можно было всегда. Правда ведь, гениально придумано!?
— Да, конечно. — согласилась Алиса. — Странно, я думала что в 17 часов почту вынимают из того ящика на стене...
— Вынимают? — удивлённо сказал пожилой, — Хе-хе... Мне странно другое: почему тебя удивило слово "произледится", но не удивило слово "выемка". Ведь если бы вынимали, то было бы написано "выимка"!
В алисиной голове крутились слова: "выемка", "выямка", "яма", "ямщик, поганяй лошадей"...
— Действительно, почему "выемка"?
— Это старая история, — сказал пожилой. — Был у нас один такой чудак, он даже в объявлениях писал: "Выем почту". Но это позже. А сначала был королевский указ. Хочешь услышать эту историю?
— Да, конечно хочу!
— Тогда слушай.
Дело было зимой. Я уже стар, но тогда был ещё молод. И сопровождал нашего короля, как почтовый гонец. А делом почтового гонца было доставить письмо короля, или посылку, в ближайшее почтовое отделение, а там уже почтовые служащие доставят куда следует. Король тогда отправился в путешествие по стране. Забрели мы с ним тогда в пустынную местность, мало обжитую, но, как оказалось, богатую на природные ресурсы. Рядом была какая-то деревушка или небольшой посёлок. Вот и хорошо, сказал король, будет здесь город добытчиков. Написал письмо и дал его мне, чтобы я его доставил в местное почтовое отделение. Я поехал в посёлок, но почтового отделения там не оказалось. Когда я возвращался назад, так и не отдав письмо, погода сильно испортилась. Налетел ветер и ударил сильный мороз. Вода замерзала прямо на глазах. Всё вокруг оледенело...

[Предыдущий абзац мне не очень нравится, и немного перед ним тоже. Какой-то тупиковый вариант. В этом месте у меня наступил творческий кризис. У меня есть варианты отрывков этой истории, но всё что-то не совсем то. Не знаю, какой вариант выбрать... или придумать что-то другое. Замучился я с этим кусочком. Один он в этом рассказе остался недописанным.
И я подумал, если я пишу не на конкурс, то может и так сойдёт?.. Или не сойдёт?
Идея!! Припомнилось мне, из истории, что великий изобретатель Томас Эдисон не сам изобретал свои изобретения. У него был большой штат сотрудников. Они ему всё делали, а вся слава доставалась ему одному. А как вам, слабо поработать на имя великого писателя Павла Гераскина? Правда, насчёт оплаты ничего не обещаю. Я не жадный, просто денег нет...
Ну ладно, дальше вроде так себе, нормально получилось.]

... Никто толком не понимал, чего Его Величество от нас требует. А переспросить никто не решился. Король был очень строгий. Все его боялись. Чуть что не по его, не избежишь наказания. Очень любил порядок. Приказы короля не обсуждаются, а исполняются. Так-то!.. Поэтому мы стали между собой обсуждать, как Его Величества приказ исполнять. Ну, и вот результат... Слово короля — закон. А каков закон, таково и его исполнение. — подытожил пожилой свой рассказ.
Тут Алисе пришла в голову мысль, что она могла бы им помочь. Люди боятся короля. Бедные, несчастные людишки! Сами себе создают проблемы своей трусостью. Но, с другой стороны, их можно понять. Кто они такие, всего лишь обычные подданные. А Алиса принцесса!.. в некотором роде. Уж она-то с ним поговорила бы! Хотя похоже, что дело ещё проще... Алиса решила задать вопрос для уточнения обстановки:
— Вы говорите о короле в прошедшем времени. А что, его уже нету?
— Строгий король умер.
— Так в чём проблема чтобы отменить чудачества?
И тут Алиса узнала, что сейчас это туристическое шоу, за которое надо платить.
У Алисы не было денег. Алиса даже не знала какие здесь местные деньги. Что же делать? Как расплатиться? Спеть, сплясать, ... попросить отсрочки или бежать? И вообще, это как-то несправедливо, нечестно, почему они сразу не предупредили, что за это надо будет заплатить?
Алиса вспомнила старый крымский анекдот или, как утверждает алисина крымская бабушка, настоящий случай, когда премьер-министр сказал: "Денег нет, но вы держитесь".
Да, сейчас этот совет какраз в тему. Только как продержаться?
[[Вот если бы здесь был Пашка Гераскин, он бы что-нибудь придумал] (перечёркнуто)]
— Вот если бы здесь был мой друг принц Герасим, он бы что-нибудь придумал.
Алиса представила, какой у них мог бы выйти разговор, если бы она начала ему рассказывать эту странную историю с самого начала.
« — ... (Алиса представила, как она рассказывает, доходит до своей гениальной странной мысли "что же странного в стране, в которой всё странно"... и тут, естественно, Герасим задаст ей вопрос.) ...
— Алиса, что ты куришь?
— Я вообще не курю.
— Тогда что ты пьёшь?
— Только чистую воду и натуральный сок.
— Неужели колешься?
— Типун тебе на язык!»
Тут Алиса поняла, что проснулась. Это всё ей приснилось (плагиатнуть у Льюиса Кэрролла это место) ...
Вот повезло! И шоу посмотрела, и платить ужЕ не надо.

КОНЕЦ


Рецензии