Обесславленный герой?

                ОБЕССЛАВЛЕННЫЙ   ГЕРОЙ?



Интересуясь  историей  города  Ковно, я  встретил  в  списке  губернаторов  Ковенской  губернии  фамилию  Николая  Михайловича  Баранова, который  состоял  в  этой  должности  сравнительно  немного – с  6  сентября  1880  по  9  марта  1881  года. Тут  же  возник  вопрос: а  ни  этот  ли  Баранов  был  командиром  парохода  «Веста»  и  участвовал  11  июля  1877  года  в  знаменитом  бою  с  турецким  броненосцем  «Фетхи – Буленд»?
Оказалось, что  это  он, правда  перед  своим  губернаторством  успевший  побывать  главой  петербургской  полиции. Как  получилось  и  почему  прославленный  моряк, удостоенный  ордена  Св. Георгия, произведённый  в  следующий  чин  (до  этого  был  капитан – лейтенантом), награждённый  пожизненной  пенсией, пожалованный  во  флигель – адъютанты, не  продолжил  дальнейшую  службу, хотя, надо  отметить: в  то  время  на  ответственные  губернаторские  посты  назначались  известные  и  популярные  в  народе  люди, в  том  числе  и  герои  войны.

Не  стану  описывать  известный  в  истории  русского  флота  жестокий  пятичасовой  бой, в  котором  Н. Баранов, как  командир  корабля  проявил  себя  геройски, также  как  и  вся  команда  парохода,  состоявшая  из  150  человек. С  12 – ю  старыми  пушками  небольшого  калибра, установленными  на  «Весте», они  противостояли  турецкому  корвету – тарану  (броненосцу)  с  мощным  вооружением, когда  один  снаряд  орудия  «Фетхи – Буленда»  мог  легко  пробить  корпус  парохода  толщиной  в  один  дюйм.
Восторженно  встреченный  после  этого  боя  жителями  и  военными  Севастополя, пароход  «Веста»  с  многочисленными  повреждениями, потерявший  27  человек  команды,  с  ранеными  на  борту, стал  образцом  проявления  геройства  и  мужества. Тогда  многие  моряки, да  и  не  только  они, стремились  попасть  в  команду  под  руководство  Н. Баранова. Вот  тут – то  и  начинаются  для  нашего  героя  события, изменившие  впоследствии  его  судьбу, но  пока  он  ещё  оставался  на  службе.
Н. Баранов, не  имея  на  то  полномочий, самовольно  принимает  к  себе  на  корабль, пожелавшего  служить  на  русском  флоте  иностранца – английского  консула  в  Ялте  Гаррисона  Гардфорда. Это, конечно, вызвало  недовольство  официального  Лондона. Дело  дошло  до  царя, и  меры  были  приняты. Однако, очевидно, в  силу  боевых  заслуг, Н. Баранов  получает  под  своё  начало  лёгкий  крейсер  «Россия», куда  перешла  и  вся  команда  «Весты».
Надо  отметить, в  декабре  1877  года  у  Анатолийского  побережья  этот  корабль  захватил, пленив  турецкий  пароход  «Мерсина»  с  800 – ми  пехотинцами  на  борту, сорвав  десантную  операцию  турок.

Популярность  Баранова  росла: его  портреты  украшали  спичечные  коробки, обёртки  шоколада. Он – капитан  1  ранга, переводится  в  Центральный  аппарат  Морского  ведомства. У  него  появляются  завистники  и  злопыхатели. Так, служивший  и  воевавший  вместе  с  ним, лейтенант  З. Рожественский  помещает  в  газете  «Биржевые  ведомости»  за  № - 195  разоблачительную  и  критическую  статью  под  названием  «Броненосцы  и  крейсера – купцы»  о  том, что  никакой  победы  парохода  «Веста»  над  турецким  броненосцем  вовсе  и  не  было, состоялось  лишь  его  позорное  бегство  с  поля  боя, кроме  того, подвергалось  критике  техническая  отсталость  флота, необходимость  строительства  мощных  кораблей  с  сильным  вооружением.
Но, как  известно, из  описаний  боя  (см. книгу  «Герои  и  деятели  русско – турецкой  войны  1877 – 78  годов, стр. 15, издательства  В. Турбы  и  журнал  «Нива»  № - 33  за  1877  год)  именно  меткий  выстрел  лейтенанта  Рожественского  из  кормового  орудия  «Весты»  и  поразивший  один  из  зарядных  погребов  броненосца, вызвал  на  нём  пожар  и  вынудил  корабль  турок  прекратить  бой  и  уйти.
Выходит, сам  Рожественский  отрицал  произошедшее.

Конечно, подобное  оскорбление  сильно  уязвило  и  обидело  Н. Баранова: он  пишет  рапорт  на  имя  министра  и  требует  расследования  всех  обстоятельств  боя. В  декабре  1879  года  состоявшийся  закрытый  суд  позволил  Баранову  защитить  свою  честь  и  доброе  имя, но  за  этим  последовало  расставание  с  морской  службой. Кстати, в  донесении  Н. Баранова  о  бое  я  не  нашёл  имени  лейтенанта  Рожественского  среди  других  отличившихся  офицеров  (не  в  этом  ли  могла  крыться  причина  недовольства  последнего?)

В  упомянутых  выше  книге  и  журнале  приводятся  положительные  отзывы  членов  команды  «Весты»  о  Баранове  -  «….это  не  командир, а  настоящее  золото. Это  такая  драгоценность, что  и  рассказать  нельзя! – упоминает  боцман  Ефимов, - никакой  в  нём  огорчительности, никакой  досады, кроме, как  одна  ловкость, да  весёлость! С  таким  командиром  и  умереть  весело!»
Можно  привести  выдержку  из  письма  участника  боя, грека – добровольца  Апостола  Спирополо, переводчика  греческого  и  турецкого  языков, лоцмана  береговой  линии  Чёрного  моря: «…я  уважаю  г. Баранова, как  человека, как  моряка  и  как  воина.» (Из  книги  «Нижегородская  губерния, Н. М. Баранов, биографические  сведения  и  обзор  его  деятельности», Л. Фейгин, 1892  год)

Последовавшая  дальше  государственная  служба  показала, что  и  там  Н. Баранов  стоял  на  страже  интересов  общественности  и  государства. Так, в  бытность  его  начальником  петербургской  полиции, сыщики, им  руководимые,  предотвратили  взрыв  Каменного  моста, по  которому  должен  был  следовать  Государь. Правда, не  простили  ему  опять  самовольства  о  разрешении  посещения  Летнего  сада  всеми  жителями  города, до  этого  предоставленного  только  великосветским  особам.
Н. Баранова  отправили  в  Архангельск, но  пробыл  он  там  недолго, получил  губернаторство  в  Нижнем  Новгороде  (был  губернатором  и  в  Гродно). На  этом  посту  известны  его  неустанная  борьба  с  голодом  во  время  неурожая, с  холерой, помощь  обездоленным, вклад  в  процветание  Нижегородской  ярмарки. О  чём – то  говорит  и  тот  факт, когда, уходя  в  Правительствующий  Сенат, Н. Баранов  на  пышных  проводах  отказался  принять  от  российского  купечества  памятный  подарок – альбом, украшенный  алмазами  «За  труды  по  спасению  Торгово – промышленной  выставки  1892  года». Российская  казна  за  тот  год  получила  от  её  проведения  более  20  млн.  рублей  дохода.

Кстати, можно  ещё  вспомнить  более  ранний  период  его  жизни. Н. Баранов  предложил  модернизировать  однозарядные  винтовки  системы  Альбини  и  добился  производить  их  на  ижорских  заводах. Было  выпущено  10  тысяч  таких  винтовок, и  не  его  вина, что  на  вооружение  армии  пошли  чешские  винтовки  Крнка, уступавшие  винтовкам  Баранова – Альбини. Зато  позже  они  всё  же  поступили  в  Морское  ведомство  для  флотского  десанта.

Так  можно  ли  считать  Н. Баранова  обесславленным  героем? Бой  его  корабля  воспроизвели  на  своих  полотнах  художники  Айвазовский, Боголюбов  и  Судковский, а  один  из  миноносцев  Черноморского флота  носил  имя  «Капитан – лейтенант  Н. Баранов»  (1907 – 1918).

19  августа  2021  года.                Вячеслав  Прытков.


Рецензии