Я родил человека

Знакомый с постсоветского пространства – серьезный и успешный предприниматель – рассказывал:

– До того, как я основал свое дело, мне пришлось поработать на государственной службе. Смысл деятельности нашего отдела и моей работы состояли в том, чтобы врать гражданам. Нам приходилось врать каждый день, с девяти утра до шести вечера.
В ту пору вранье давалось мне с трудом. Я успел отслужить в армии, окончить университет и старался жить не по лжи. Не скажу, что это легко, но за верность принципам меня уважали и сослуживцы, и сокурсники.
Неудивительно, что в первую же неделю на первом рабочем месте я понял, что в данном отделе долго не задержусь: во время беседы с гражданами я покрывался испариной, краснел, часто дышал. Даже неискушенный в тонкостях канцелярской волокиты и бюрократического крючкотворства человек видел, что я ему лгу. Видело это и мое начальство, которое с первого же дня смотрело на меня косо – неумением честно врать я подводил всю команду.
Домой я приходил уставший, разочарованный в себе, механически съедал ужин и уходил спать. Мой отец обратил внимание на мое поведение:

– Сын, уже неделя, как ты работаешь, и семь дней, как цвет твоего лица стал бледным, а ты сам замкнулся в себе и не общаешься с нами. Проблемы на работе?

Я выложил отцу всю правду о своем положении. Он выслушал меня и сказал:

– Послушай, я же родил и воспитал человека. Тебе не следует стыдиться своих обязанностей и связанных с ними требований. Если по какой-то причине тебе необходимо сохранить свое рабочее место, то сохрани его, не оглядываясь ни на что. Нам с матерью за тебя стыдно не будет. Другое дело, если тебя уволят, и нам придется оправдываться перед родственниками и знакомыми, почему ты не можешь найти работу и сидишь на нашей шее. Да и тебе будет неудобно терять работу из-за условного стыда перед незнакомыми тебе людьми.

Следующим утром я побил все мировые рекорды лжи.  Я искренне верил в то, что говорил нашим посетителям, и даже предвыборные обещания политиков не могли сравниться с моим мифотворчеством.
Замотдела следил за мной с удовлетворительной улыбкой, коллеги завистливо перешептывались.

– Не зря праотцы вашей нации находились в контакте с древними цивилизациями и народами, в том числе и с древними греками и римлянами.  – резюмировал я его рассказ, – слова Вашего отца о том, что он родил человека, напомнили мне изречение одного древнегреческого философа, сказанное по поводу смысла оплакивания детей родителями – «я родил смертного». Кроме того, «я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» (Homo sum, humani nihil a me alienum puto), как писал Теренций. Хотел бы я посмотреть, кто из потенциальных обличителей лжи и сторонников правды (на словах) помог бы Вам делом, если бы Вы лишились места?


Рецензии