Двойка по композиции

         Я рос в музыкальной семье. Моя бабушка была певицей в Мариинском театре в Петербурге, где несколько лет там же пел в хоре и дедушка, когда закончил  свою деятельность как юрист. Моя мама с отличием окончила консерваторию по классу рояль-орган. Добившись больших успехов как пианистка, проработала год тапером в ресторане, оставила музыку и стала литератором – писала стихи и пьесы.
         Играть на рояле меня начали учить с семи лет. Со мной занимались разные педагоги, но это было как-то бессистемно, успехи были невелики. Какую-то пользу я от этого, наверняка, и получил, но, в общем-то, малую.  Однако мама упрямо следила за моими занятиями музыкой.
       Вспоминаю, как я познакомился с джазом.  Это было летом, на даче. Мне 12-13. Я услышал пластинку Александра Варламова*.  Эта музыка так меня  удивила и поразила, что я стал крутить пластинку снова и снова – много раз!  Отказывался от игр с мальчишками, даже от прогулок на велосипедах. Думал: нет, никуда не пойду –надо бы еще послушать. И слушал, слушал…Что же это за музыка?! Что-то магическое приковало душу. С этого все и началось. Но я еще даже не подозревал, что джаз станет моим призванием.               
      Я продолжал заниматься на рояле. Позже, в 17 лет, я уже совершенно определённо тянулся к джазу, и тогда я взял трубу. Причем, как это произошло, - тоже своего рода анекдот. У меня был приятель, который занимался на трубе. Кроме того, мы с увлечением  катались на велосипедах. Однажды он попросил у меня велосипед - испытать мой, новый. Велосипед этот был куплен  мне  в начале летних каникул после долгих уговоров - «в долг»: я должен был отыграть на фортепиано плату за него – один час равен одному рублю!  (Насколько я помню, стоил он  19 рублей!) Я сам честно вёл счет, а мама списывала «отыгранные» рубли. И вот я отдал свой велосипед приятелю, но попросил его оставить мне  трубу – чем-то меня привлек этот инструмент. Пока он катался, я подбирал какие-то гаммы, не имея ни малейшего  представления, как это делается. И что-то произошло:  эти звуки запали  в душу…  И позже я принял решение – учиться играть на трубе.      
     Я поступил в консерваторию в класс композиции и параллельно ходил ещё и в музыкальную школу для взрослых на уроки по классу трубы. Там у меня были определённые успехи, мне ставили «пятёрки» и хвалили.  В результате я пришёл в консерваторию к известному профессору по трубе и спросил, можно ли мне ему показаться. Он согласился и велел сыграть гамму до-мажор. Я стал быстро её играть. Он возразил: «Нет-нет-нет! Сыграйте медленно». Я сыграл. Он одобрил: «Прилично!». Воодушевленный  одобрением, я откровенно сказал: «Но, вы знаете, я, вообще-то, джазом занимаюсь…» — «А-а, джазом?! Тогда… идите, это - не наше», — и быстро меня выпроводил (смеётся). В то время я уже уверенно играл на трубе.      
       Сочинять музыку я стал рано. Когда я был школьником, то уже собирал каких-то ребят и пытался что-то написать, хотя я сочинял кое-что и не джазовое. Моя мама дружила с композитором Георгием Свиридовым и однажды предложила показать ему то, что я сочинил. Он одобрил. А потом мама сказала: «Но, вообще-то, он интересуется джазом…» На что Свиридов ответил: «Ну, что ж… Каждый из нас может написать фокстрот», — и очень огорчил меня такой приземлённостью отношения к джазовой музыке (смеётся). А между прочим, даже гениальный симфонист Шостакович  (мой бог в музыке!) не отказался написать джазовый  «номер» для фильма «Встреча на Эльбе». Там по сюжету американцы встречаются с русскими солдатами на германской территории, и нужна была танцевально-джазовая музыка - что-то вроде буги-вуги. Шостакович сделал это очень  интересно и выразительно, соблюдая каноны джазовой музыки. Видно, что он понимал и наверняка ценил джаз, хотя и не уделял ему внимания (только сделал аранжировку «Tea for Two»). А когда в СССР привезли  «Порги и Бесс»***, Шостакович был на премьере - дело происходило в Ленинграде. И потом он выразился об опере так: «Тридцать процентов хорошей музыки». Ну, конечно, маловато дал Гершвину. Я тоже там был и не могу сказать, что в этой опере всё гениально и всё равнозначно, но меньше половины — это сурово... Можно было бы дать  процентов  семьдесят!
      Когда я учился в Ленинградской консерватории, то график моих оценок был таков. За первый год я получил по сочинению «четвёрку», за второй — «пятёрку», а за третий — «двойку». Интересен, конечно, третий год обучения. Я, как молодой человек, двигался в направлении поисков нового языка. Своего - это было бы громко сказано, но точно - какого-то иного, чем тот, что был мне известен. И когда я писал музыку в духе Прокофьева, Шостаковича, то комиссию это устраивало.  А я стал придумывать что-то другое… В частности, я написал романс на стихи моей мамы. Стихи такие:
     Человек ищет счастья, и вдруг - находит.
     Теперь не зевать!
     Есть комната, жена-друг
     и даже диван-кровать.
           Человек корпит, чтоб купить,
            и толстеет, как портмонет,
            ибо счастье — это тупик,
            в котором выхода нет.
      Как только это спели и сыграли, комиссия пришла в ужас. Во-первых, как это так: счастье - тупик?! Советские профессора восприняли это буквально, увидели в этом пессимизм. Ну и, во-вторых, формализм они у меня тоже отыскали: там были вариации для валторны и фортепиано, да и вообще, достаточно всякого материала. Результат - «двойка»!  Меня оставили на второй год.
       Мама тогда жила в Москве, а мы с дедушкой - в Ленинграде. Мама мне и сказала: хватит, мол, тебе жить в Ленинграде, переезжай в Москву. Я переехал и поступил в Московскую консерваторию (повторно – на второй курс: не совпадали программы обучения) в класс  композитора Арама Хачатуряна. Не могу сказать, что я прямо-таки стремился попасть к нему, но он маститый композитор, исключительно правильно образован, понимал, что есть новаторство, есть поиски разных средств, был достаточно культурным человеком, чтобы не шарахаться от всевозможных приёмов и экспериментов. Но Хачатурян был странный педагог… Он рассказывал много анекдотов, важничал… Иногда говорил так: «Покажите мне в следующий раз, потому что на следующей неделе я могу исчезнуть за рубеж». Это «исчезнуть за рубеж» мне запомнилось (смеётся).
        В общем, шли занятия, я показывал работы. Иногда он говорил: «Ну, не знаю, не знаю. Попробуйте меня убедить». И вот через полгода экзамен. Первый! На мою беду на экзамен пришёл ректор консерватории Александр Васильевич Свешников**, жутчайший ретроград, который не только новаторство не признавал, но вообще считал, что всё это от лукавого. Короче говоря, услышав мои сочинения, он сказал: «Кто такой?! Принесите личное дело! Переведён полгода назад?»  И мой вопрос моментально был решён. Формулировка была иезуитская: «Комиссия сомневается в целесообразности дальнейшего обучения студента Лукьянова». Не то что «это плохо» или «безобразие», а … «сомневается в целесообразности»!  Это был приговор!  Как раньше иезуиты приговаривали «наказать без пролития крови», что значило — на костёр. А меня  - на улицу! Конечно, загрустил. Стали мы с мамой думать, как быть дальше. Сначала пошёл к Свешникову я и сказал: «Александр Васильевич, может, я и не прав. Я же экспериментировал…»  Он почти закричал: «Как?! Как можно в музыке экспериментировать?!»  Я потерял дар речи и… ушёл (смеётся). Потом  пошла к нему моя мама  -просить за меня: «Вы знаете, он, ведь, молодой! Может быть, можно его простить?» — «Мы не можем его простить! Он написал музыку-насмешку. Он оскорбил нас этой музыкой!» - сказал Свешников. И мама тоже «отпала» (смеётся). После таких слов разговоры невозможны! Тогда мама обратилась к Шостаковичу, с которым давно была знакома. Для того чтобы Шостакович знал, за кого ему ратовать, он пригласил меня показать сочинения. Мы поехали к нему в «Победе», мама вела машину, я упражнял пальцы — надо было сыграть ему какую-нибудь свою фортепианную пьесу… Пришли. Тёмная квартира, занавешенные шторы, рояль стоит как-то  углом… Я сыграл. Шостакович сказал маме: «Хорошо играет на рояле», - и пошёл к Свешникову. О чём они говорили - не знаю. Но меня допустили до переэкзаменовки. Тогда я понял, что со Свешниковым и с такой консерваторией шутки плохи!  И написал какую-то элегию для виолончели  - слащавая музыка в духе Глиэра. Комиссия сказала: «О! Вы же можете!» Я понял, в чём дело, и после этого, конечно, больше ничего смелого не показывал. Для диплома сочинял концерт для трубы (Хачатурян знал, что я трубач), который потом где-то валялся и ничего для меня не значил. Таков мой печальный  опыт обучения в консерватории…
        Однако  в это время я уже вовсю занимался джазом. Иногда выступал с ансамблями в консерватории на танцах: играли какой-то облегчённый набор джазовых номеров. И медленные вещи, и быстрые, и даже бибоп иногда проглядывал. У меня накапливались опыт и знания, были  идеи, интуиция и возможность экспериментировать.  А еще были приятели-музыканты, может быть, не самые сильные для того времени артисты, но они поверили в то, что я им предлагал, и вошли в мой  «лагерь», а я гордо выставлял их как своих соратников. И я  понял: джаз - это мое призвание!  Я не только полюбил джазовую музыку  -  я был одержим ею!

____________
* Александр Владимирович Варламов (1904 – 1990) –руководитель одного из лучших первых советских джаз-оркестров.
** Александр Васильевич Свешников (1890 – 1980) –прославился как руководитель Государственного хора русской песни.
*** «Порги и Бесс» - опера знаменитого американского композитора Джорджа Гершвина, написана в 1935 году.


Рецензии
Герман абсолютно живой, узнаваемый.
Рассмешил меня романс. Стихи вырублены топором, интересно что Герман нарубил на эти стихи. Вот бы услышать для полноты картины, чтобы окончательно понять отчего консерваторскую профессуру этот романс чуть не довел до инфаркта.

Александр Антошин   28.11.2021 12:32     Заявить о нарушении