Друидизм у адыгов?

  В интернете, уже несколько научных и околонаучных статей, разных авторов, в которых авторитетно делают
вывод – «адыги исповедовали друидизм», затем следуют выводы типа «джегуак1о были аналогами друидов» и т.д.
В обоснование этих выводов приводятся исторические цитаты.
  Совершенно непонятно, зачем этим авторам потребовалось нартскую языческую религию адыгов роднить с
языческой религией древних кельтов (которые исчезли с исторической арены 2100 лет назад).
  При этом, хочется выразить  благодарность этим авторам, они выполнили колоссальный труд, приносящий
большую пользу, ведь они доказательно показали во всей красе наше языческое прошлое (которым мы вправе и
обязаны гордиться).
  Если допустить такую крамольную мысль, что учёным позволительно сравнивать древние религии только по
ВНЕШНИМ данным (с высоты птичьего полёта), опираясь на оценочные суждения иностранных недругов этих
религий, то следует считать, что адыги исповедовали друидизм (прим. до 1864 года).
  ОДНАКО, если исходить из мысли, что религий нужно сравнивать по их внутреннему содержанию (духовному
учению), то вывод – «адыги исповедовали друидизм» НЕ следует считать ошибочным, НЕ  следует считать
ПРАВИЛЬНЫМ, его следует считать только «ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМ».
  Вероятность того, что они были правы, очень мала, но она пока ещё существует. Истина этого вопроса будет
известна, когда ВНУТРЕННЕЕ содержание Друидизма будет точно установлено.
  Наши предки никогда не называли свою языческую религию ни друидизмом, ни адыгагъэ, однако, если кто-то вдруг
демонстрировал бездушное отношение к другим, то о нём говорили – «адыгагъэ хэлъкым». Эти слова были самое
страшное, что адыг-нарушитель мог услышать в свой адрес.

  Исследователей-адыгов, верующих религии Адыгагъэ, сейчас очень мало, поэтому ВНУТРЕННЕЕ содержание
духовного учения адыгов не является широко известным. Хотя это содержание (учение) не секретно, наоборот,
оно легко доступно и хранится в Нартской мифологии адыгов.
  Т.е. имеем ФАКТ того, что ВНУТРЕННЕЕ содержание обеих религий (Адыгагъэ и Друидизм) имеют одинаковый
уровень неизвестности, для большинства современных исследователей.
  Следовательно, действия таких исследователей, кто не зная ВНУТРЕННЕГО содержание Адыгагъэ и Друидизма,
заявляет вывод – «адыги исповедовали друидизм», это, образно говоря, аналогично тому что заявить что Х=У (Икс
равен Игреку), в условиях, когда пишущие фактически не знают чему равны Х и У.
  Для всех желающих ВНЕШНЕ анализировать друидизм,  единственный источник знаний это записи, оставшиеся
от древних римских историков. Римские политики и военные писали о кельтах в негативном ключе, так как они вели
с ними ожесточённую войну. Кельты подверглись в древности геноциду, большинством уничтожены, а остатки
подверглись романизации незадолго до рождения христианства. Стратегия всякой хищной империй, в плане
идеологического обоснования войны, такова, что врага нужно «РАСЧЕЛОВЕЧИТЬ»  в глазах своих солдат, для этого
часто используется обыкновенная клевета. Так как сами римляне, той поры, были многобожниками, то они
не упрекали кельтов за многобожие. Их основной клеветой были утверждения о том, друиды приносят человеческие
жертвоприношения и занимаются каннибализмом. Сторонники такой идеологии существуют даже сейчас, они
(под видом объективных учёных) до сих пор создают «доказательства», выставляющие друидов в плохом свете.
  Современные квазирелигии, которые видят в друидизме своего древнего и сильного конкурента, делают всё
возможное, чтобы косвенно вредить имиджу друидизма, чаще всего заказывая псевдо-научные статьи касательно
якобы объективной проверки древней римской клеветы.   
  Однако, в целом, имидж друидизма сегодня положительный, позитивный. Этим друидизм обязан некоторой
части римских историков, которые писали о религии кельтов объективные сведения, положительные отзывы.
К примеру :
• Посейдоний пытался причислить Друидов к ветви философии стоицизма.
• Тацит, описывал кельтов, как невинных и мудрых, благородных дикарей, не развращенных цивилизацией и
приближенных к природе.
• Диоген, поместил Друидов в список самых мудрых древних философов.
• Аммиан писал: «Друиды исследуют проблемы вещей тайных и возвышенных».
• Диодор: Друиды – «философы и богословы ... искушенные в божественной природе».
• Страбон:  Друиды учат, что "души людей и вселенная нерушимы, и пройдут сквозь время пламени и воды."
• Ипполит: «Друиды могут предсказывать некоторые события при помощи вычислений Пифагора».

  В современной науке, среди объективных исследователей, которые тоже не глубоко погружаются в суть учения,
существуют две основные гипотезы относительно внутреннего содержания Друидизма, нижеследующих :
1-ая. Друидизм - учение, состоявшие в обожествлении звёзд, которые соотносились с определёнными божествами
кельтского пантеона, каждому из которых было посвящено определённое дерево.
2-ая. Друидизм – учение о почитании природы.
 Если гипотетически допустить, что ВЕРНА указанная 1-ая гипотеза о сути друидизма, утверждающей связку
«звёзды-боги-деревья», то Друидизм имеет слабое отношение к верованиям древних нартов-адыгов.
Следов подобной связки, трудно обнаружить в адыгской Нартиаде или фольклоре.
 Если гипотетически допустить, что ВЕРНА указанная 2-ая гипотеза о сути друидизма, то из этого логически
следует вывод, что Друидизм это кельтская (этническая) версия классического ПАНТЕИЗМА. (Общеизвестно, что
Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость
почтительного отношения к природе). В этом случае, Друидизм (как Пантеизм кельтов) не равен Адыгагъэ.
В духовном учении адыгагъэ огромное значение придаётся почитанию природы, почитанию Духов-покровителей
природных стихий, причём настолько сильно, что можно сказать, что ПАНТЕИЗМ (в форме Друидизма) это
составная часть Адыгагъэ.
  Адыги и кельты не единственные, у кого были пантеистичные верования. К примеру, считается, что Даосизм,
Индуизм, Суфизм и множество других религий очень пантеистичны.
 Если говорить образно и кратко, то ПАНТЕИЗМ это самая экологическая религия планеты. Поэтому, было бы
чудовищно ненормально, если бы адыги прошли мимо Пантеизма. Адыги (как и кельты) жили не в безжизненной
пустыне, а в окружении лесов, на плодородной земле. Черкесия была развитой аграрной страной, поставлявшей
зерно в Древний Рим. Причём поставки зерна, с небольшими перерывами, осуществлялись на протяжении почти
двух тысяч лет, вплоть до 16-го века.
  Однако, суть духовного учения нартов-адыгов гораздо шире пантеизма, так  как цель духовного учения адыгов –
обучить тому, как осуществлять «примат духа над материей». У адыгов, развитие гармоничного взаимодействия
с природой шло как в духовном аспекте, так и в направлении изучения природы посредством разума. Результатом
этого  стала успешная селекционная работа по созданию новых пород лошадей, собак, пчёл, плодовых деревьев,
зерновых культур и т.д.
  Некоторые сведения позволяют считать, что Друидизм тоже был шире классического Пантеизма, а значит, он
прививал не просто почитание природы, не просто жертвоприношения  Духам-покровителям природных стихий,
а шёл значительно дальше.
 Кроме того, что адыги и кельты совершали религиозные ритуалы на больших лесных опушках, возле самых больших
и красивых деревеьев, есть ещё одно удивительное совпадение - исторически так совпало, что наши далёкие предки,
как у адыгов, так у кельтов, примерно 4500 лет назад, почему-то строили почти одинакового типа каменные
дольмены. Кроме этого, адыгский мегалитический комплекс Псынако 1, имеет осязаемую связь со знаменитым
Стоунхенджом (а их тайны пока не раскрыты).
 Однако, при анализе, никто не вправе забывать о том, что самого друидизма нет более 1600 лет. Остатки
информации о друидах сильно размыты, превращаются в сказочные легенды.
 Единственный надёжный источник сведений о внутреннем содержании друидизма это кельтская мифология.
 В своей мифологии, кельты описали друидов как использующих экстатический транс, чтобы достигнуть своих
целей. Причём, очень небольшое внимание уделено вызову или управлению духами и богами, вместо этого, друиды
искали способы общения и объединения с ними. К примеру, друиды использовали следующие магические практики :
  «Айслинг» - сон или видение (возможно, после входа в ИСС - измененное состояние сознания).
  «Иммрам» - Путешествие над морем в царство, где живут Боги (аналог "полета шамана").
   «Иммас» - Вдохновение, поэтическое безумие, "пламя в голове" (возможно, это тоже ИСС).
   «Эахтра» - "Приключение", путешествие на священную Землю. Происходит "случайно" с героями, воинами,
и охотниками. (Отдалённый аналог адыгского Зек1уэ)
  «Фиринн» - "Правда" или "Правосудие". Ограничивающая сила природы, путь природы.

 В адыгской Нартской мифологии нарты, для достижения целей, практически не используют вхождение в
экстатический транс (ИСС). Возможно, что именно здесь мы сталкиваемся с фактором, что кардинально
отличают Нартыгъэ-Адыгагъэ от Друидизма по своему ВНУТРЕННЕМУ содержанию.
  Чем Друидизм окажется ближе к Шаманизму, тем дальше он будет от Адыгагъэ.
  Однако, рано подводить итоги, исследования сути древнего друидизма в Европе ещё только начинаются.
По западному миру, параллельно с процессом отказа от бесполезных религий, идёт процесс роста древа
НеоЯзычества, одна из его веток – НеоДруидизм (который прорастает в Ирландии и странах Запада).
Если НеоДруиды смогут удачно реконструировать магическую практику друидов, то
мы сможем окончательно оценить близость характеристик Адыгагъэ и Друидизма.
Сегодня, все прошлые попытки разных авторов, утверждавших тождество, предлагаю
считать преждевременными, но перспективными гипотезами.


Рецензии