Опасная дорога в школу
На нашем берегу была только начальная школа, а две школы: восьмилетняя и средняя, находились на другом берегу реки. У нас была вёсельная лодка, на которой все дети из нашей деревни переплавлялись на другой берег. Конечно, никто из взрослых нас не сопровождал. Детям в деревне рано приходится становиться самостоятельными. Лодка всегда была перегружена. Когда мы выходили на середину реки, мальчишки начинали сильно раскачивать лодку, а девочки громко визжали от страха. Мальчишкам это очень нравилось, они смеялись и подвергали нас таким испытаниям каждый день. Если б лодка хоть однажды перевернулась, думаю, кто-то из нас не смог бы выплыть в холодной воде с сильным течением, но Бог нас берёг. В ноябре на реке начиналась шуга, падающий снег сбивался в комья. А весной река разливалась на полкилометра, иногда еще больше. Однажды река разлилась на четыре километра. Она затопила луга, соединилась с озером около деревни. Нам пришлось ехать на лодке от самого дома, до реки мы даже не добрались, было очень сильное встречное течение. Потом лодка опрокинулась, мы выкупались в холодной весенней воде, и решили вернуться домой. На следующий день сплавщики отвезли нас в школу на моторной лодке, и это было четыре с лишним километра. Мы остались жить в интернате до тех пор, пока река не вошла в берега.
Вода немного спала, но наши приключения на этом не заканчивались, т.к. начинался лесосплав. Заготовленную в верховьях реки древесину, леспромхозы сплавляли по большой воде до Великого Устюга. На реке устанавливались боны, которые крепились к обоим берегам. А на середине эти боны разъединялись для пропуска леса. Было расстояние, примерно десять метров, которое нужно было преодолеть, прыгая по плывущим бревнам, идущим сплошным потоком. Если ты провалишься в воду с головой, выбраться обратно будет почти невозможно, бревна головой не раздвинуть, нужно выплывать под водой перпендикулярно потоку бревен. Бежать по бревнам нужно было всем, ведь другой дороги домой просто не было. Первый раз я очень боялась. Мальчишки ловко перескочили по бревнам на другой берег, а потом стали бегать туда и обратно. Думаю, они хотели показать девочкам, что это совсем не страшно, а даже весело. Прежде чем бежать, нужно выбрать, когда поплывут толстые бревна. Тоненькие бревнышки под весом человека погружались в воду. Бежать нужно быстро и аккуратно, если на бревно заскочить резко, оно может начать крутиться под ногами. Наконец, я тоже побежала. Думать об опасности было уже некогда. А потом это стало обычным делом. Однажды я всё же провалилась в воду по пояс, наступив на тонкое бревно. Я поняла, что нужно срочно выбираться на бон. Если срочно не освободиться из этого плена, тебя вместе с бревнами понесет по течению, по самой середине реки. Тогда останется один путь, плыть вплавь к берегу в холодной воде, а температура воды не больше 10 градусов. Помощи ждать неоткуда. Местность у нас малонаселенная, суровая. Мне все-таки удалось быстро выбраться на бон, меня не пронесло течением мимо. Видимо, ангел –хранитель был на страже.
Помню еще страшный для меня момент, связанный с рекой. Была весна, лед на реке начал разрушаться, потемнел, стал хрупкий. Было видно, что река вот-вот вскроется. Нужно было снова отправляться в интернат на время распутицы и ледохода. Идти в школу по такому льду было страшно. На льду могли быть промоины, которых не видно, так как поверх темного льда сплошным потоком с большой скоростью текла бурая вода. Река жила своей жизнью. Провожать меня и других детей в школу пошла мама. Воды на льду было уже сантиметров 15. С большой осторожностью, очень медленно мы перешли на другой берег. Вздохнув с облегчением, мы побежали в школу. А маме пришлось проделать тот же путь назад, но уже одной! И мне до сих пор ее жалко, и страшно за неё. Хотя это всё давно в прошлом и кончилось хорошо.
Был случай, когда я зимой провалилась в прорубь. Зимой темнеет рано, я шла из школы одна, фонарика у меня не было. Около тропинки рыбаки просверлили большую лунку, и я, не заметив, провалилась в эту лунку по грудь. К счастью я успела ухватиться за кромку льда. Все кончилось благополучно, но пришлось два километра бежать в мокрой одежде по зимнему морозу. Было еще много разных экстремальных случаев. Но зато я научилась не бояться воды, знала, что на реке нужно соблюдать осторожность. Вода не прощает глупость и слабость.
Свидетельство о публикации №221082001555