Старый гостиный двор Саратова
В нашем городе есть немало мест, которые в силу разных причин утратили свои прежние исторические здания и сооружения и которые мы можем увидеть и рассмотреть только по их старым фотографиям или рисункам и картинам.
К их числу относится и Старый Гостиный двор Саратова.
Это огромное по временам 19-го века сооружение было вероятно первым каменным зданием в городе, которое в начале 20-го столетия полностью снесено и на его месте построено совершенно другое здание с другими функциями и другим предназначением.
И причиной сноса и полной перестройки здания была не Первая мировая война и не революция и не последующая после неё непримиримая борьба с культовыми сооружениями в городе и в стране, всё это произойдёт несколько позже, а пришедшая в Саратов в самом начале 70-х годов 19-го века железная дорога и новые веяния и новый условия, по которым стал с тех времён развиваться город.
А на месте Старого Гостиного двора было построено здание РУЖД (Рязано-Уральской железной дороги), которое до сих пор там и находится.
Я недавно делал публикацию о внутреннем дворе этого здания - ДВОР ЗДАНИЯ РУЖД в САРАТОВЕ. А ЧТО ТАМ СЕЙЧАС ? и пытался показать как он выглядит сейчас.
Однако, жизнь заставляет вернуться к этому месту и показывать не только современные изменения этой территории, но и то, что было здесь до него в 19-м веке.
Некоторые пользователи с удивлением отметили, что прожив в Саратове рядом с этим местом даже не слышали о существовании этого Старого Гостиного Двора.
Именно это и заставило меня рассказать и показать все эти фотографии и иные иллюстрации, которые я подобрал через интернет на сайте Старый Саратов - https://oldsaratov.ru/taxonomy/term/489/all и на других исторических сайтах и страницах о нашем городе.
Так как я сам не историк, то с этого исторического сайта воспользуюсь и текстом о самом Старом Гостином дворе и его возникновении и развитии :
"В XVIII веке по двум сторонам Рыночного проезда, ставшего продолжением нынешней Тулупной улицы, возвели каменные флигеля в два этажа, в которых размещались торговые лавки : 23 городских и 23 частных, а в особо устроенном деревянном ряду имелось 30 лавок.
В начале XIX века Гостиный двор уже не отвечал новым требованиям ни для подобных помещений, ни вместимостью лавок. В нем помещались уездное казначейство и архивы Присутственных мест. В 1805 году его разобрали.
Построить вместо ветхих деревянных лавок здание гостиного двора было поручено губернскому архитектору В. И. Суранову. Строительство велось в 1817–1818 годах. Возведенный двухэтажный Гостиный двор представлял собой длинное каре торговых помещений, объединенных обходной наружной галереей. Вытянутое вдоль Московской улицы здание было выдержано в традиционном для подобных построек того периода стиле классицизм и дало городу новые прекрасно обустроенные торговые площади. Со стороны собора комплекс украшал портик с колоннами и треугольным фронтоном. Местные газеты того времени отмечали, что «в этих двухъярусных галереях, уверенно очерченных полуциркульных арках запечатлена целая эпоха».
К началу XX века центр торговли переместился [на] Верхний базар, располагавший открытым в 1854 году новым гостиным двором. Старое здание гостиного двора решено было снести, а на его месте, по соседству со Свято-Троицким собором в августе 1907 года было торжественно заложено здание управления Рязано-Уральской железной дороги, которое 1 октября 1909 года было торжественно открыто".
Здесь же я публикую лишь часть из того набора фото, которые можно найти о нём.
Но я надеюсь, что и эти фотографии вас заставят задуматься о исторической судьбе нашего города и его отдельных зданий...
Кроме этих исторических фотографий публикую и три различных плана этого места и окружающей территории на конец 19-го века (фрагмент из плана Саратова 1881 г.), на середину 20-го века ( фрагмент аэрофотоснимка 1942 г.) и на начало 21-го века (фрагмент космоснимка 2021 г.).
Они взяты мною из моей же публикации ГЛЕБУЧЕВ ОВРАГ САРАТОВА МНОГО ЛЕТ НАЗАД - и дают возможность представить развитие этого места Старого Гостиного двора и окружающей территории Саратова за довольно продолжительное время.
Буду признателен вам за отзывы и любые замечания к этому материалу.
Игорь Пролеткин
Свидетельство о публикации №221082000435