2. 3. 8 Вопрос о свободе воли

                Что же такое свобода воли?

                Из книги «Роза Мира» Даниила Андреева:

(стр.98) «Существует некоторое предубеждение, некоторая особая умственная установка, свойственная в наше время немалому количеству людей, так как её старательно внедряли в сознание многих народов целых четыре десятилетия. Это – такой ход мысли, который приводит мыслящего к выводу, перерастающему с течением времени в аксиому, в догмат: будто бы религия отнимает у человека его свободу, требует слепой покорности высшим силам, ставит его в полную от них зависимость.

А так как они – только призраки, то в действительности укрепляется зависимость от тех реальных человеческих инстанций, которые стремятся эксплуатировать невежество масс. В этом и заключается «религиозное рабство», из коего человечество высвобождается наукой и материалистической философией.

Что же касается утверждения, будто бы всякая религия требует покорности высшим силам, то нет сомнения, что некоторые религиозные доктрины действительно проповедовали предопределение и фактическое отсутствие свободы воли у человека …

Уяснить неправомерность такого обвинения по отношению к концепции Розы Мира я хотел бы немедленно.

Прежде всего, позволю себе высказать недоумение: никакая наука и никакая философия (кроме субъективного идеализма), в том числе и материалистическая, не оспаривает факта зависимости человеческой воли от множества материальных причин. Как раз именно материалистическая философия даже особенно настаивает на сугубой зависимости воли  от факторов экономического ряда. И, тем не менее, никто не возмущается этим принижением человека перед природой и исторической необходимостью. Никто не вопит о рабстве человека закону тяготения, закону сохранения материи, закону эволюции, законам экономического развития и т.д. Все понимают, что в рамках этих законов остаётся всё же достаточный простор для проявления нашей воли.

Между тем настоящая концепция не прибавляет ни одного фактора нового, дополнительного к перечисленной сумме факторов, определяющих нашу волю. Дело не в их числе, а в их истолковании. То необъятное и безконечно многообразное, что объединяется выражением «высшие силы» воздействует на нашу волю не столько путём сверхъестественных вторжений, сколько при помощи тех самых рядов, тех законов природы, эволюции и т.п., которые мы только что условились считать объективными фактами. Эти ряды фактов в огромной степени определяют наше сознание, и не только сознание, но и подсознание, и сверхсознание. Отсюда и возникают те голоса совести, долга, инстинкта и пр., которые мы слышим в себе и которые видимым образом определяют наше поведение. Таков механизм связи между «высшими силами» и нашей волей. Правда, иногда имеют место явления, которые субъективно могут казаться нарушением законов природы «высшими силами». Это называется чудом. Но там, где такие явления действительно совершаются, а не оказываются аберрациями, там происходит вовсе не нарушение естественных законов «произволом» высших сил, а проявление этих сил через ряд других законов, нам ещё не ясных».

                Разве за выполнение законов физического мира не отвечают духи Земли? Может быть «высшие силы» могут управлять этими духами и изменять проявление законов?

«То, что зачастую кажется нам монолитным, простым, нерасчленимым двигателем наших поступков, например совесть, в действительности представляет  собой весьма сложный результат разных рядов. В основном совесть есть голос нашей монады. Но его доступ в сферу нашего сознания обуславливается воздействием других рядов: внешние обстоятельства, например какой-нибудь случай, послуживший толчком к тому, чтобы этот голос монады был нами услышан, - это и есть проявление Промысла, действие сил Провиденциальной природы.

Таким образом, выбор человека предопределяется тремя рядами сил. Силами Провиденциальными, пользующимися в своих целях законами Природы и истории как орудиями и постепенно их просветляющими; силами демоническими, пользующимися теми же самыми законами и всё более их отягчающими; и волей нашей собственной монады, подаваемой в круг нашего сознания голосами сердца и разума с помощью Провиденциальных сил».   

                Существует ли отличие в проявлении свободы воли в законах природы (физический план) и в законах общества людей (физический и тонкие планы)?

«Поэтому будем ли мы рассматривать законы природы как механические, бездушные необходимости или как орудия тех или иных живых, личных, иноматериальных либо духовных сущностей – от этого степень нашей свободы  не убудет и не увеличится.

Следовательно, степень свободы человеческого выбора с точки зрения концепции Розы Мира, не меньше, чем с точки зрения материализма, но ряды определяющих её факторов иначе осмыслены и чётче расчленены».

                Так ли это? Если под механичностью понимать что-то работающее, но не имеющее собственного мнения, то сущность должна его иметь, а, следовательно, оказывать определённое влияние на человека. Права ли я?

«Эволюция мировой жизни ведёт ряды существ от минимальной степени свободы в простейших формах (в зачаточное сознание микроба голос монады не достигает почти совершенно, и поведение его определяется главным образом демоническими силами, действующими через законы природы, как через свой передаточный механизм). Высшие животные уже гораздо свободнее, чем микроб, амплитуда их произвольных действий много шире; у человека она возрастает несравненно».

                То есть, имеющий мышление и обладающий мозгом способен совершать свои собственные действия, в дополнение к  механическим.  Именно, инстинкты можно отнести к механическим действиям. Кто руководит программой инстинктов? Где находится центр управления? Не связан ли он с магнитным полем Земли?

«Противники религии как таковой указывают на то, что она требует отказа от личной воли, требует покорности нашей воли Божеству. И по отношению к некоторым религиям  прошлого они правы. Но Роза Мира не есть религиозное учение прошлого. Никакой «покорности» воле Божией Роза Мира не требует, ибо ценно то, что совершается человеком добровольно, а не по принуждению.

Не требование рабской покорности воле Божества будет звучать из святилищ религии итога. Оттуда будет излучаться призыв ко всеобщей любви и к свободному Бого-сотворчеству».


Рецензии