Лёгких побед не было

В середине августа 1943 года войска Воронежского фронта значительно расширили прорыв в западном и юго-западном направлениях и вышли к железной дороге Харьков – Полтава. Стремясь остановить продвижение советских войск, немцы сосредоточили южнее Богодухова крупную танковую группировку и даже предприняли контрудары.

Один из этих контрударов был запланирован из района Ахтырки, в направлении на Богодухов, с целью отрезать и разгромить выдвинувшиеся вперед советские войска. Наступление на ахтырском направлении противник начал утром 18 августа после сильной артиллерийской подготовки и массированных налетов бомбардировочной авиации. На земле и в воздухе завязались ожесточенные бои.

Вражеской авиации активно противодействовали «Сталинские соколы», в том числе отличились лётчики 437-го истребительного авиационного полка. Например, четверка Ла-5 с ведущим капитаном В. Ф. Мистюком, прикрывая наземные войска в районе Ахтырки, встретила 12 пикирующих бомбардировщиков Ю-87 и вела с ними бой, в результате которого капитан В. Ф. Мистюк, младшие лейтенанты З. Т. Бондарев и Н. Ф. Фролов сбили по одному пикировщику. В другом бою лётчики этого полка капитан В. Н. Орлов, младшие лейтенанты К. П. Фомичев, Н. Н. Хватов и С. Ф. Ясанис уничтожили ещё пять «Юнкерсов». Многие другие лётчики также записали на свой счёт победы над пикировщиками. В общем, налицо был факт крупного успеха советской авиации.

Меня очень заинтересовал этот факт, и я решил уточнить, сколько же всего побед над «штуками» одержали 18 августа наши лётчики и кто именно. Причём не только в районе Ахтырки, но и в других районах самого южного участка советско-германского фронта, до Чёрного моря включительно, т. е. в зоне действий всего 4-го воздушного флота Люфтваффе.

Кто-то может спросить: а почему только 4-го флота? Да потому, что действия авиации обеих сторон на других участках фронта в этот день были совершенно незначительны, поэтому о них не стоит и упоминать. А самые ожесточённые бои 18 августа происходили на юге. Именно поэтому, я решил собрать воедино всю имеющуюся информацию о результатах действий наших лётчиков из состава 2-й, 4-й, 5-й, 8-й и 17-й воздушных армий, которые противостояли немецкому 4-му флоту.

Основную массу информации я, как обычно, выписал из книги особо почитаемого мною специалиста по воздушной войне Михаила Быкова «Советские асы 1941-1945. Победы Сталинских соколов». Кое-какая информация о воздушных победах была найдена в наградных документах и других источниках, эту информацию я обозначил звёздочкой (*). Разумеется, все эти данные не являются исчерпывающими, поэтому нуждаются в уточнении и дополнении. 

В общем, вот что у меня получилось конкретно по Ю-87, сбитых, согласно заявкам наших лётчиков:

1 Ю-87 Ахтырка лейтенант Балясников А. И. 437-й иап (2-я ва)*
1 Ю-87 Курулька лейтенант Бень И. К. 897-й иап (17-я ва)
1 Ю-87 юж. Ахтырка младший лейтенант Бондарев З. Т. 437-й иап (2-я ва)*
2 Ю-87 сев. Каплуновка лейтенант Воронюк В. М. 236-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 зап. Долгенькая лейтенант Глинкин С. Г. 5-й гв. иап (17-я ва)
1 Ю-87 Ахтырка младший лейтенант Ермаков В. Д. 236-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 Долгенькая младший лейтенант Ивашкевич В. А. 5-й гв. иап (17-я ва)
2 Ю-87 вост. Ахтырка сержант Каракаценко И. Ф. 437-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 Ахтырка (?) младший лейтенант Коваль П. П. 437-й иап (2-я ва)*
1 Ю-87 Михайловка старший лейтенант Козырев Л. Е. 437-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 зап. Хухря лейтенант Макарычев В. К. 181-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 Ахтырка старший лейтенант Мартынов М. М. 3-й гв. иап (2-я ва)
1 Ю-87 сев. окр. Долгенькая лейтенант Мастерков А. Б. 5-й гв. иап (17-я ва)
1 Ю-87 юж. Ахтырка капитан Мистюк В. Ф. 437-й иап (2-я ва)
2 Ю-87 Ахтырка капитан Мурашев А. А. 3-й гв. иап (2-я ва)
2 Ю-87 Запорожец капитан Орлов В. Н. 437-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 Долгенькая капитан Пендюр Б. И. 5-й гв. иап (17-я ва)
1 Ю-87 Ахтырка младший лейтенант Рейдель И. Д. 236-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 Пологи младший лейтенант Рейдель И. Д. 236-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 Каплуновка младший лейтенант Рогожин В. А. 236-й иап (2-я ва)
1 Ю-87 Ахтырка (?) младший лейтенант Фомичев К. П. 437-й иап (2-я ва)*
1 Ю-87 юж. Ахтырка младший лейтенант Фролов Н. Ф. 437-й иап (2-я ва)*
1 Ю-87 ст. Купьеваха младший лейтенант Хватов Н. Н. 437-й иап (2-я ва)*
1 Ю-87 Ахтырка младший лейтенант Ясанис С. Ф. 437-й иап (2-я ва)
Всего набралось информации о не менее 28 уничтоженных «штуках», хотя, это ещё не окончательные данные.

А что говорят по этому поводу документы противника?

Действительно, немецкая сторона подтверждает довольно значительные потери от действий «Сталинских соколов». Оказывается, под горячую руку нашим лётчикам в квадрате Pl.Qu. 5171 попали Ju 87 из состава 7./StG.77, который безвозвратно потерял 4 и повреждённым 1 пикировщика.

Так, в воздушном бою был сбит Ju 87D-3 W.Nr. 110520, пилот Ltn. Jacob Scheib и бортрадист Uffz. Heinrich Brandt погибли. Подбитый в воздушном бою Ju 87D-3 W.Nr. 110800 при вынужденной посадке перевернулся и разбился, при этом пилот Fw. Ottmar Schotte и бортрадист Uffz. Johann Kist были ранены. Погибли также пилот Fw. Karl Schneider и бортрадист Uffz. Hermann Degenhardt, чей Ju 87D-3 W.Nr. 110811 был сбит советскими лётчиками. А подожжённый нашими истребителями Ju 87D-5 W.Nr. 309 произвёл вынужденную посадку и сгорел, зато его экипаж успел спастись. Один Ju 87D-5 W.Nr. 130544 получил повреждения, оценённые немцами в 40%, при этом бортрадист Uffz. August Hollander был ранен.

Кроме этого, из состава 8./StG.77 один Ju 87D-3 W.Nr. 3129 был легко повреждён на 10% при неудачной посадке в Полтаве из-за технических проблем.

Говорят, аппетит приходит во время еды. Вот и я решил не останавливаться только на Ю-87, а продолжить исследование по другим типам сбитых самолётов противника. Что ж, рассмотрим победы «Сталинских соколов» над самолётами Ю-88: 

1/2 Ю-88 ст. Благовещенская (25 км северо-западнее Анапа) младший лейтенант Грищенко 628-й иап (10-й иак ПВО)*
1/2 Ю-88 ст. Благовещенская (25 км северо-западнее Анапа) старший лейтенант Косяков М. А. 628-й иап (10-й иак ПВО)*
1 Ю-88 сев. Донецко-Амвросиевка лейтенант Гурулев Н. Д. 9-й гв. иап (8-я ва)
1 Ю-88 Криничка младший лейтенант Иванов Е. М. 9-й гв. иап (8-я ва) 
1 Ю-88 Сухая Каменка лейтенант Козлов А. А. 161-й иап (17-я ва)
1 Ю-88 Сухая Каменка капитан Козлов С. М. 161-й иап (17-я ва)
1 Ю-88 Сухая Каменка лейтенант Лисицын Н. Т. 161-й иап (17-я ва)
1 Ю-88 сев. ст. Гусаровка старший лейтенант Лозовский В. А. 897-й иап (17-я ва)
1 Ю-88 Долгенькая младший лейтенант Могилей Г. П. 161-й иап (17-я ва)*
1 Ю-88 Куйбышево-Калиновка майор Щиров С. С. 236-я иад (2-я ва)
Итого, есть данные о 9 сбитых самолётах Ю-88.

Правда, немцы подтверждают потерю всего одного Ju 88D-1 W.Nr. 430825 (4N+PK) из состава 2.(F)/22. По их данным, самолет вылетел на разведывательное задание в 4 часа 25 минут, связь с ним прервалась в 5 часов 15 минут в районе Чугуева (Харьковская область). При этом погиб весь экипаж: пилот Ofw. Erich Rau, наблюдатель/командир отряда Hptm. Gunther Sauer, бортрадист Uffz. Hans Hafner и бортстрелок Uffz. Werner Friedel. Причина падения самолёта осталась не известной.

Продолжая тему, перечислю сбитые нашими лётчиками бомбардировщики Хе-111:
 
1 Хе-111 Елизаветинский капитан Головачев П. Я. 9-й гв. иап (8-я ва)
1 Хе-111 Елизаветинский старший лейтенант Ковачевич А. Ф. 9-й гв. иап (8-я ва)
1 Хе-111 Калиновка старший лейтенант Лавриненков В. Д. 9-й гв. иап (8-я ва)
1 Хе-111 Елизаветинский старший лейтенант Лавриненков В. Д. 9-й гв. иап (8-я ва)
1 Хе-111 юж. Вернополье старший лейтенант Сытов И. Н. 5-й гв. иап (17-я ва)
Как видим, лётчикам было засчитано уничтожение 5 Хе-111.

Документы противника зафиксировали потерю двух бомбардировщиков этого типа, правда, не в воздушных боях. Один He 111H-11 W.Nr. 110128 из 9./KG.4 был сбит зенитным огнем и упал в лес южнее Изюма (Pl.Qu. 50822) или южнее Кегичевки (Харьковская область). Погиб экипаж в составе Fw. Wilhelm Pittscheider (Pittschneider), Uffz. Ewald Thummes, Ogefr. Friedrich Bahr, Uffz. Hans Jost, Ogefr. Hermann Pfungheller. Другой He 111H-16 W.Nr. 160396 (1G+GP) из 6./KG.27 из-за возгорания мотора упал и сгорел в 37 км северо-восточнее Полтавы. Пилот Uffz. Rudolf Vyziblor (Viziblo) погиб, наблюдатель Hptm. Matthias Tuschl, бортрадист Uffz. Emil Lech (Lesch) и бортмеханик Ogefr. Gerhard Gubla (Bugla) получили ранения.

Истребители и штурмовики ФВ-190 тоже попадали в прицел наших лётчиков:
 
1 ФВ-190 Ахтырка лейтенант Балясников А. И. 437-й иап (2-я ва)*
1 ФВ-190 Ахтырка старший лейтенант Волков А. А. 3-й гв. иап (2-я ва)
1 ФВ-190 юго-вост. Долгенькая младший лейтенант Ефимов М. Г. 814-й иап (17-я ва)
1 ФВ-190 Долгенькая младший лейтенант Кирилюк В. В. 164-й иап (17-я ва)
1 ФВ-190 сев. Островерховка младший лейтенант Куншин А. А. 193-й иап (5-я ва)
1 ФВ-190 Котляры старший лейтенант Луганский С. Д. 270-й иап (5-я ва)
Итак, согласно докладам наших лётчиков, они уничтожили не менее 6 ФВ-190.

Противник подтверждает безвозвратную потерю двух самолётов этого типа. Один Fw 190A-4 W.Nr. 2314 из 2./JG.51 был подбит зенитным огнем и полностью разбился при вынужденной посадке в районе Ахтырки (Pl.Qu. 41689). Второй Fw 190F-3 W.Nr. 670028 из 6./Sch.G.1 был сбит внезапной атакой истребителя в Pl.Qu. 40323 (северо-западнее Полтавы), причём пилот даже не заметил, что его атакуют. Степень повреждений самолета была оценена в 70%, после чего этот «Фоккер» списали. В обоих случаях немецкие лётчики не пострадали.

Ну, и вишенка на торте – заявки «Сталинских соколов» на победы над Ме-109:

1 Ме-109 юж. Голая Долина старший сержант Ачитков М. Г. 659-й иап (17-я ва)
2 Ме-109 Бражевка младший лейтенант Бегляров С. Д. 897-й иап (17-я ва)*
2 Ме-109 Долгенькая старший лейтенант Белкин А. Н. 164-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 юго-вост. Долгенькая майор Вертелецкий И. И. 867-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 Красный Лиман капитан Глинка Б. Б. 100-й гв. иап (4-я ва)
1 Ме-109 сев. Дубровка капитан Дзюба П. П. 85-й гв. иап (8-я ва)
1 Ме-109 вост. Хрестище младший лейтенант Долгополов В.В. 897-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 юж. Никольское младший лейтенант Долгополов В.В. 897-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 «сгорел в воздухе» младший лейтенант Долгополов В.В. 897-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 зап. Красный Лиман младший лейтенант Дольников Г. У. 100-й гв. иап (4-я ва)
1 Ме-109 вост. Долгенькая майор Индык С. Л. 867-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 Краматорская капитан Козлов С. М. 161-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 Долгенькая капитан Козлов С. М. 161-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 Сухая Каменка младший лейтенант Кузнецов Ю. Н. 897-й иап (17-я ва)*
1 Ме-109 Краматорская лейтенант Лисицын Н. Т. 161-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 Долгенькая лейтенант Лисицын Н. Т. 161-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 юж. Долгенькая старший лейтенант Лозовский В. А. 897-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 (сбит таранным ударом) Долгенькая старший лейтенант Лозовский В. А. 897-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 Долгенькая старший лейтенант Медведев К. А. 867-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 зап. Аксютовка майор Меркушев В. А. 270-й иап (5-я ва)
1 Ме-109 юж. Никольское старший лейтенант Микрюков В. В. 897-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 Долгенькая младший лейтенант Могилей Г. П. 161-й иап (17-я ва)*
1 Ме-109 Колпаковка майор Морозов А. А. 9-й гв. иап (8-я ва)
1 Ме-109 сев.-зап. Рубашкино лейтенант Погорелов М. С. 73-й гв. иап (8-я ва)
1 Ме-109 юж. Богородичное к Романов Н. Е. 5-й гв. иап (?) (17-я ва)
1 Ме-109 Бардупы младший лейтенант Ситниченко М. В. 32-й иап (2-я ва)
1 Ме-109 Бражевка старший лейтенант Сытов И. Н. 5-й гв. иап (17-я ва)
1 Ме-109 Микояновка старший лейтенант Тюлькин М. Н. 515-й иап (5-я ва)
1 Ме-109 сев. Моросовка лейтенант Филонов М. М. 659-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 Голая Долина старший лейтенант Фролов А. П. 659-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 вост. Ахтырка лейтенант Чернышев Д. И. 728-й иап (2-я ва)
1/2 Ме-109 Красный Лиман капитан Шаренко В. Д. 100-й гв. иап (4-я ва)
1/2 Ме-109 Красный Лиман младший лейтенант Болотин В. В. 100-й гв. иап (4-я ва)*
1 Ме-109 зап. Голая Долина лейтенант Школин М. П. 116-й иап (17-я ва)
1 Ме-109 юго-зап. Островерховка младший лейтенант Шокуров А. А. 247-й иап (5-я ва)
1 Ме-109 юго-зап. Микояновка младший лейтенант Шокуров Ф. Я. 427-й иап (5-я ва)
1 Ме-109 Долгенькая лейтенант Яременко Е. М. 5-й гв. иап (17-я ва)
Ни много, ни мало – 38 сбитых в воздушных боях истребителей Ме-109. Рекордное количество самолетов этого типа, уничтоженных за этот день! Однако судя по всему, цифры эти ещё не окончательные.

Удивительно, однако, противник не отметил ни одной потери Ме-109 от действий «Сталинских соколов». Да, было потеряно безвозвратно два истребителя, но совсем по иным причинам. Например, Bf 109G-6 W.Nr. 20053 из 7./JG.52 был потерян из-за отказа мотора в Pl.Qu. 60553 (южнее Харькова). Степень повреждений самолета была оценена в 70% и, естественно, самолёт был списан. А вот Bf 109G-6 W.Nr. 20400 из 10./JG.51 разбился при взлёте в районе Барвенково (Харьковская область). Самолет оказался повреждён на 65%, в результате чего также был списан. Оба немецких пилота не пострадали.

Два истребителя получили повреждения. Так, Bf 109G-4 W.Nr.19607 «Weisse 24» из румынской Gr. 7 Van совершил вынужденную посадку (возможно, после воздушного боя) в районе Краматорска (Донецкая область). Самолет получил повреждения средней тяжести, оцененные в 30%, а румынский пилот Adj. stag. rez. av. Iosif Moraru не пострадал. Легко повреждённый обстрелом русской пехоты восточнее Ахтырки (Сумская область) Bf 109G-6 «Schwarze 10» из 6./JG.52 произвёл благополучную посадку и его пилот Lt. Peter Duttmann также не пострадал.

Как эти потери соотносятся с докладами наших лётчиков о многочисленных сбитых ими «Мессерами», я оставляю без комментариев.

Теперь перейду к победам наших лётчиков над самолётами ближней разведки ФВ-189:

1 ФВ-189 Хухря лейтенант Воронюк В. М. 236-й иап (2-я ва)
1 ФВ-189 Мариновка майор Кузьмин Г. П. 9-й гв. иап (8-я ва)
1 ФВ-189 Долгенькая капитан Мошин П. М. 897-й иап (17-я ва)
1 ФВ-189 Ремовские рудники капитан Пишкан И. А. 31-й гв. иап (8-я ва)
Получается, что наши лётчики сбили не менее 4 печально известных «Рам».

Однако согласно немецким данным, лишь один Fw 189A-2 W.Nr. 2356 из NAGr. 6 был поврежден обстрелом (предположительно, в воздушном бою) и произвел аварийную посадку западнее Никольское (Белгородская область). Степень повреждений самолета оказалась 50% и смогли ли его после этого ввести снова в строй – вопрос сомнительный. Погиб наблюдатель Lt. Rolf Krieolstein, остальные члены экипажа не пострадали.

Советские лётчики записали также победу над самолётом дальней разведки До-215:
 
1/2 До-215 сев. Краматорская капитан Шаренко В. Д. 100-й гв. иап (4-я ва)
1/2 До-215 сев. Краматорская младший лейтенант Болотин В. В. 100-й гв. иап (4-я ва)*

Здесь я предполагаю, что наши лётчики немного ошиблись с типом атакованного ими самолёта и, возможно, это был не До-215, а Ме-110, очень похожий на него. Впрочем, это ничего не меняет, так как в документах противника нет никаких упоминаний о потерях До-215 или Ме-110.

Ну, и на закуску – редчайшая победа «Сталинских соколов» над ФВ-200 «Курьер»:
1/2 ФВ-200 юж. Ковяги капитан Карнач С. А. 247-й иап (5-я ва)
1/2 ФВ-200 юж. Ковяги капитан Степаренко С. Н. 247-й иап (5-я ва)

Как записано в «Журнале боевых действий» 247-го иап, этот четырёхмоторный гигант был сбит парой «Яков» в период 18.15-19.25 и упал в лес южнее Ковяги западнее Харькова. Жаль, но немцы этого не подтверждают. Сомнительно также, что самолёты подобного типа летали тогда в том районе. 

Допускаю, что по причине отсутствия полных данных, несколько случаев повреждёний самолётов противника остались вне зоны моего внимания. Впрочем, общей картины это, практически, не меняет. И так совершенно ясно, что заявленные успехи наших лётчиков оказались слишком завышенными.

Следует учесть также, что кроме самолётов, сбитых лётчиками-истребителями, ещё пару десятков самолётов противника было выведено из строя лётчиками штурмовых и других авиаполков, а также зенитчиками. Однако эти потери я перечислять не буду, так как меня интересуют только результаты действий наших лётчиков-истребителей.   

И в заключение осталось ответить на традиционно болезненный вопрос. А в какую цену обошлись нам все эти воздушные победы?

Увы, как всегда, безвозвратные потери наших лётчиков-истребителей были очень тяжелы:

Погибли в воздушных боях в районе Славянска четыре лётчика 161-го иап: штурман полка капитан В. Н. Харитонов, заместитель командира эскадрильи лейтенант Н. И. Шестопалов, младшие лейтенанты З. И. Бурый и Д. Г. Родин. 

Двух летчиков в авиакатастрофах потерял 437-й иап: младший лейтенант В. Н. Перфильев погиб в районе Богодухова, а младший лейтенант К. П. Фомичев – в районе Ахтырки.

737-й иап в районе Ахтырки потерял погибшими двух своих лётчиков: младшего лейтенанта В. М. Волкова и сержанта Е. И. Третьякова.

Не вернулся с боевого задания в районе Изюма младший лейтенант В. П. Самойленко из 5-го гв. иап.

Лётчик 9-го гв. иап старший лейтенант Г. Н. Сысоев погиб в воздушном бою над Миусом.

Младший лейтенант В. И. Пимантьев (11-й гв. иап ВВС ЧФ) пропал без вести в районе Анапы, а младший лейтенант А. Ф. Авроськин (73-й гв. иап) – в районе Миуса.

Умер от ожогов, полученных при аварии, лётчик 85-го гв. иап старший сержант В. Н. Лаврушин.

Лётчик 88-го гв. иап младший лейтенант В. М. Трошко не вернулся с боевого задания

Также не вернулся с боевого задания из района Близнецов лётчик 106-го гв. иап младший лейтенант И. Я. Пономарёв, а лётчик 107-го гв. иап младший лейтенант Н. П. Кузнецов погиб в воздушном бою в районе Долгенькая.

В районе Красного Лимана погиб в воздушном бою лётчик 100-го гв. иап младший лейтенант В. Д. Островский (имел на счету 6 воздушных побед), а в районе Изюма также в бою погибли командир эскадрильи 164-го иап старший лейтенант В. В. Евтодиенко (имел на счету 9 сбитых самолётов противника) и лётчик 31-го гв. иап младший лейтенант А. Шульгин.

Из воздушного боя в районе Сухой Каменки не вернулся стажер 295-й иад капитан А. Я. Афанасьев, а из района Покатиловка — лётчик 193-го иап младший лейтенант А. А. Диканов (имел на счету 3 воздушные победы).

Конечно, безмерно жаль всех наших пилотов.

И всё же самой горькой была потеря легендарного лётчика майора Георгия Павловича Кузьмина. Воевать он начал ещё летом 1939 года против японских самураев в районе реки Халхин-Гол. Участвуя в Великой Отечественной войне с первых дней, он уже 27 июня 1941 года совершил подвиг, таранным ударом уничтожив Ю-87. В дальнейшем, после тяжелого ранения, перенёс ампутацию ступни, но смог вернуться в строй. 28 апреля 1943 года за исключительное мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С мая 1943 года Кузьмин воевал в 9-м гвардейском истребительном авиаполку, в должности помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе. Всего он совершил 280 боевых вылетов, провёл около 100 воздушных боев, одержал 23 воздушные победы, причём последнюю победу – именно 18 августа 1943 года. А в последующем воздушном бою с немецкими истребителями Ме-109 в районе города Снежное Донецкой области его истребитель «Аэрокобра» был подожжён. Майор Кузьмин выпрыгнул с парашютом из горящего самолета, но при этом, к несчастью, парашют загорелся и отважный летчик погиб.

Кроме вышеперечисленных потерь, в боях и при вынужденных посадках было потеряно ещё с десяток истребителей, хотя их пилоты спаслись. Таким образом, потеряли свои самолёты командир эскадрильи 737-го иап капитан А. П. Потебня, младшие лейтенанты В. Д. Ермаков (236-й иап), В. А. Ковригин (193-й иап), Б. Ф. Михайлов (247-й иап), Н. М. Новиков (100-й гв. иап), два неизвестных лётчика 161-го иап и некоторые другие пилоты.

Наверняка, список потерь советской истребительной авиации ещё не окончательный. Однако уже сейчас можно утверждать, что наши потери были значительны и совершенно несопоставимы с потерями противника. Особенно бросается в глаза большая разница между потерями наших лётчиков-истребителей и лётчиков-истребителей Люфтваффе. Печальный для нас факт, очень печальный...


Рецензии
Вопрос. Насколько я в курсе, масштабно приписать сбитые самолеты противника не легко, поскольку данные по боям сверяются с показаниями разведки, сослуживцев и наземных наблюдателей. Так не возникло ли вопросов у особистов за такие цифры, и как реагировала разведка на толпы неизвестно откуда взявшегося противника?

Поясню (уже с компа).
Приходят представления на награждения командующему от командиров полков и пр. По сводкам, вроде бы, все гладко. Но у командующего может возникнуть вопрос - откуда там столько самолетов противника? Начальника разведки сюда! Матьперемать, шозанахрен?! Откуда там столько??? Данные по разведке поднимут и увидят, что командиры на местах чуток завысили... А сбитые - это не грамота перед строем. Не поцелуй генсека. Орден или Герой - статус соответствующий и прочее прилагающееся. За такие шутки можно было и головы лишиться.
Да и в самих эскадрильях косо смотреть на таких "героев" будут. Если по-мелкому человек брешет себе на пользу, как с таким завтра в бой идти? В небе окопов нет,не отсидеться, ведомый спину не прикрыл - гореть тебе ярким пламенем. Тут уже вопрос доверия к человеку.

Мурад Ахмедов   30.08.2022 11:08     Заявить о нарушении
Да, вот именно так, через "матьперемать" у нас часто и воевали. Спасибо за интересную рецензию!

Олег Каминский   30.08.2022 18:36   Заявить о нарушении
Олег, я армию тоже не только в кино видел, плюс сам сын офицера. Так что, смею надеяться, плюс и минус не путаю. В армии кувалда и ".бтваюмать" - самый первый инструмент. Но когда дело пахнет серьезным, там за цифирь спросят, на чины не оглядываясь. Тем более на войне. Методы работы штабной братии мне немного известны - вопросов будет столько, что алфавит придется дорисовывать

Мурад Ахмедов   30.08.2022 19:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.