Серафимово Правило

          Находясь в N., бродя по его уютным провинциальным улочкам, я незаметно для себя добрался до самых окраин городка и, захваченный осенними образами, продолжал двигаться уже по проселочной дороге… И вот я возле белой стены монастыря, а еще через мгновение — у распахнутых ворот. Войдя в распахнутую же дверь, устремляюсь по винтовой лестнице долго вверх, мимо узких, дышащих свежестью бойниц, и оказываюсь в библиотеке.
          Среди массивных полок с фолиантами, нависающими тяжестью, среди пыльной вечности — открытое окно, врывающийся невесомый свет. Перед окном — стол, на нем книга черного переплета… Вложенные в книгу тетрадные листки…
          Смятые листки, разглаженные захлопнутой книгой. Вот что прочел я в них:

«МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ МИРЯН (НЕ МОНАХОВ) ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА

          Преподобный Серафим Саровский считал молитву для жизни столь необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных чад, чтобы они непрестанно молились, и заповедовал им такое молитвенное правило, оставшееся под названием «Правило отца Серафима».

          Пробудившись ото сна и ставши на избранном месте, всякий должен читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть «Отче наш…» (3 раза), потом — «Богородице Дево, радуйся» (3 раза) и, наконец, единожды Символ Веры. Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго*». Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй». И так продолжать до самого обеда. Перед обедом снова совершить утреннее правило.

          После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго», что продолжать до самой ночи.

          Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго», а ложась спать на ночь, всякий христианин должен повторять утреннее правило и после него с крестным знамением пусть засыпает. При этом святой старец говорил, указывая на опыт святых отец, что если каждый христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы есть основание христианина: первая — как Слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв; вторая — принесена с неба архангелом в приветствие Пресвятой Девы, Матери Господа; последняя же заключает все догматы веры.

          Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому невозможно выполнять и этого правила, то мудрый старец советовал выполнять это правило лежа, и во время ходьбы, и при деле, помня слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

[Православный Церковный календарь. 1996. — СПб., Издательство Санкт-Петербургской Митрополии «Православная Русь», 1995. — 640 с., илл. (Составитель монахиня Серафима)]

(* В таком виде преподано ангелом преподобному Пахомию Великому).


МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго. (3 раза)


ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Богородице Дево, радуйся,
Благодатная Марие, Господь с Тобою;
благословена Ты в женах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших. (3 раза)


СИМВОЛ ВЕРЫ

(1) Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.
(2) И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго,
Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света,
Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна, единосущна Отцу,
Имже вся быша.
(3) Нас ради человек
и нашего ради спасения сшедшаго с небес
и воплотившагося от Духа Свята
и Марии Девы, и вочеловечшася.
(4) Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,
и страдавша, и погребенна.
(5) И воскресшаго в третий день по Писанием.
(6) И возшедшаго на небеса,
и седяща одесную Отца.
(7) И паки грядущаго со славою
судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.
(8) И в Духа Святаго, Господа,
Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима,
глаголавшаго пророки.
(9) Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
(10) Исповедую едино крещение во оставление грехов.
(11) Чаю воскресения мертвых,
(12) и жизни будущаго века.
Аминь.


ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ ПОВСЕДНЕВНОЕ

Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу,
во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому,
Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи,
яже содеях во вся дни живота моего,
и на всяк час, и в настоящее время,
и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением,
объядением, пиянством, тайноядением, празднословием,
унынием, леностию, прекословием, непослушанием,
оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием,
многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием,
скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию,
гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством
и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием
и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными,
имиже Тебе, Бога моего и Творца, прогневах,
и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе,
Богу моему, представляю, и имею волю каятися:
точию, Господи Боже мой, помози ми,
со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя
милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих,
яже изглаголах пред Тобою,
яко Благ и Человеколюбец.

Когда опасность, произноси:
Отче, в руце Твои предаю дух мой.

Когда отходишь ко сну, произноси:
В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой; Ты же мя
благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.

(Написание слов проверено по Православному молитвослову)».

          И далеко отсюда, за сотни километров, в четверг другого уже года очутиться около недостроенного деревянного храма с чудной иконой Серафима Саровского, купаясь в запахе скошенной травы и ладана, среди немногочисленных прихожан, присутствовавших на обедне.

          Исповедоваться и, пропустив малышей и Лилиту (в Крещении Ольгу), сложа руки крестообразно, принять Святых Даров. Слышать — каждый раз по-новому — имя свое и, трепеща, целовать Чашу; делать такие трудные шаги — до Просфор на блестящем блюде.

          А после, все в том же пряном сенном духе, в янтарных бревнах сруба, слушать простую, ясную и чистую проповедь сельского пастыря. Исполниться радости и надежды, отстраняясь от мрака нашептанного извне. Искренне поклониться, задержаться еще и еще…

          Ликуя и желая поделиться собою со всеми, как бывает после причастия, бежать к залитой солнцем быстрой речушке. Купаться, несколько раз окунаясь в ее ледяную воду, закидывать голову вверх и пить лучистое Солнце сквозь зелень берегов…
          И понимать, что Дары те были запасены для тебя и ждали твоего выбора, пусть приходящего в двенадцатом часу.

***

Для спасения необходимо придерживаться простых правил:

1. Ходить на воскресную Божественную Литургию хотя бы раз в 2 недели, лучше – еженедельно;
2. Раз в месяц Причащаться Святых Даров;
3. Три раза в день читать Серафимово правило, лучше – и другие молитвы;
4. Читать Святое Евангелие и Святых Отцов Церкви;
5. С этим придет понимание греховности, и праведность жизни!


© Copyright: Министрель, 2017
Свидетельство о публикации №217052302076


Рецензии