046 Бабидские войны

Очередная религиозная гражданская война случилась в Персии в год начала европейских революций. Развязало её персидское правительство. А исходными причинами стали неурожаи и сопутствовавшие им голод бедноты, поражения Персии в войнах, засилье со стороны имущих слоёв и др. стандартные причины (если читать эту книгу), являющиеся неразрешимыми для господствующего меньшинства в силу присущих ему родимых свойств. Вопиющие страдания народа нашли отклик в среде низшего духовенства, которое обычно происходило из бедняков и всегда жило жизнью простых людей.

В 1844 г. в Ширазе молодой 23-летний сеид* Али-Мохаммед объявил себя бабом** — посредником между народом и готовым придти к людям махди***. Уже этот факт оказался чрезвычайно опасным для властей. Дело в том, что сеид  — титул прямого потомка пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы и внука Хусейна. В мусульманском мире сеиды почитаются от рождения и почитаются почти как святые и учителя ислама. Привилегиями сеидов всегда было: 1) право просить о помиловании преступника; 2) запрещалось подвергать сеида телесным наказаниями; 3) запрещалось казнить сеида. И вот такой потомок Мухаммеда вдруг объявил себя бабом!
______________________
* Сеид — старший, мудрый, отец (араб.)
** Баб — дверь; переносн. пророк (араб.)
*** Махди — мессия (араб.)

Дальше — хуже. Баб заявил, что махди придёт не куда-то, а именно в Персию, не когда-то, а в ближайшие дни. Ибо нет места на Земле, где бы было больше горя и бед, чем в Персии, и нет у людей более сил, чтобы терпеть всё это зло. Махди придёт, чтобы утвердить царство справедливости и благоденствия.

И всё это говорил сеид — узаконенный тысячелетней традицией учитель веры. Проповеди его разнесло по Персии низшее духовенство. В кратчайшие сроки тысячи правоверных стали приверженцами баба, повсеместно начали собираться общины бабидов. Единственное, на что решилось правительство шахиншаха Мохаммед-шаха Каджара, это заточить мятежного проповедника в замок крепости в Маку. Но и там у сеида сразу же появились приверженцы, так что связь с внешним миром он не терял.

В начале сентября 1848 г. шахиншах умер. Его преемник семнадцатилетний шахиншах Насер ад-Дин Шах Каджар оказался в очень затруднительном положении: за время царствования его отца набрали великую силу племенные и религиозные вожди, у каждого из них имелась собственная боевая армия, а шахиншах едва смог набрать 3 тыс. верных ему бойцов. Никто не желал подчиняться законам государства, тем более такому молодому шахиншаху. Надеждой и опорой для юноши стал его наставник, видный дипломат и военачальник Мирза Таги-хан. Его шахиншах и назначил премьер-министром.

Тем временем приняло угрожающий размах бабидское движение. В каждой общине имелся собственный глава (большинство были муллами), который толковал учение баба по своему усмотрению. В основном они призывали к неповиновению властям, к отказу платить налоги, к уничтожению частной собственности, некоторые даже Коран признали устаревшим.

Летом 1848 г. бабиды разрозненных общин собрались на общую сходку в селе Бедашт (провинция Мазендеран на побережье Каспийского моря), где договорились о принципах т.н. бедаштской программы бабидов и о совместных действиях по открытой борьбе против шахиншаха.

После сходки вожди бабидов перешли в город Барфоруш (ныне Баболь в том же Мазендеране), пригород которого стал центром бабидского движения. В октябре 1848 г. 700 бабидов захватили священную для мусульман гробницу Шейх-Таберси. Местные ханы попытались выгнать их оттуда, но сами были с позором изгнаны, после чего бабиды выстроили вокруг гробницы глиняную крепость. Второе нападение ханских отрядов они тоже с лёгкостью отбили. В кратчайший срок в крепости Шейх-Таберси собрался гарнизон бабидов в 2 тыс. человек. Жизнь в лагере они организовали по таборитским принципам: равноправие — для всех, общественная собственность — на всё.

Когда под стены крепости явился лично Мирза Таги-хан во главе отряда правительственных войск, ему ничего не оставалось, кроме как взять крепость в осаду. Но в январе 1849 г. бабиды сделали успешную вылазку и разогнали осаждавших. Дело приняло дурной оборот для властей. Русский полномочный министр при персидском дворе в Тегеране Дмитрий Иванович Долгоруков написал 10 февраля 1849 г.: «Сектанты, называемые бабидами, число которых всё больше и больше увеличивается в Азербайджане и в самом Тегеране, недавно обратили в бегство племена Савад-Куха и Хазар-Джериба. Они атакуют с саблями в руках, обрекают себя заранее на смерть, как мученики, и их военный клич “ио, Сахиб-Земан”, являющийся прозвищем двенадцатого имама Махди, наводит ужас, которого жители Мазендерана не могут преодолеть. Эти сектанты объявили войну одновременно правительству и духовенству. Духовенству потому, что они не считают его способным выполнять предписания Корана, а гражданским властям потому, что они противятся свободному осуществлению духовной власти».

К крепости направили многотысячную армию с артиллерией, но атака была отбита, после чего правительственные части приступили к блокаде. К началу её в Шейх-Таберси проживало несколько тысяч человек, к концу блокады осталось около 250 — остальные либо погибли в боях, либо умерли от голода. В первых числах мая 1849 г. бабиды сдались. Вождей восстания увезли в Тегеран, где публично казнили. Остальных перебили на месте.

Однако это не означало конец войны. В начале 1850 г. в столице был раскрыт заговор бабидов с целью убить шахиншаха и первого министра. Семерых заговорщиков публично казнили. Но волнения продолжились. Каждый месяц бабиды восставали в той или иной области Персии.

И тогда скрепя сердце было решено: чтобы унять войну, придётся казнить зачинщика её сеида Али-Мохаммеда. Его привезли в Тебриз и 9 июля 1850 г. публично расстреляли на площади. Согласно народному преданию, для убийства святого потомка пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы и внука Хусейна призвали 750 русских христиан. Они стреляли-стреляли, но так и не смогли попасть в сеида. А кто убил его, неизвестно. Похоронили святого почти через пятьдесят лет (1899 г.) в храме Баба в Палестине.

А в 1851 г. пришла очередь столицы. Вспыхнуло восстание бабидов в Тегеране. После его подавления Мирза Таги-хан был снят со всех должностей, отправлен в ссылку и вскоре убит по приказу шахиншаха.

Бабиды же перешли к политике террора. В августе 1852 г. было совершено покушение на Насера ад-Дин Шаха Каджара и нового премьера Агу Нури-хана. Премьер не пострадал, а шахиншах получил лёгкое ранение. Покушавшихся бабидов схватили, пытали и публично казнили. Теперь уже правительством был введён режим террора. Тысячи бабидов и подозревавшихся в сочувствии им забивали палками и камнями, душили, вешали, расстреливали. Те единицы, кто спаслись, эмигрировали. На этом история бабидских войн закончилась.

Впрочем, духовная война бабидов продолжается даже в наши дни. Важнейшим итогом её стало рождение новой мировой религии БАХАИЗМА, во главе которой встал бахаулла — всеобщий МАХДИ (Спаситель человечества). Он объединил в себе разом всех мессий всех религий. Как записал незадолго до своей смерти Лев Николаевич Толстой: «Учение бахауллы… на сегодня дарит нам наивысшую и наичистейшую форму религиозного учения...» (Л.Н. Толстой, ПСС, т. 78, с. 306.). В своё время поговаривали, будто писатель умер верным бахаитом. Однако доказательств тому не существует.


Рецензии
Очень интересно, уважаемый Виктор! Спасибо!

Игорь Тычинин   20.08.2021 08:35     Заявить о нарушении