Учитель рисования

Действие происходит в посёлке Акутиха Алтайского края. В 1951 году мы с мамой и сестрой Валентиной приехали сюда с севера Томской области. Осенью пошла в четвёртый класс семилетней школы. Уже в пятом классе нас учили разные учителя. Однажды в класс пришёл молодой учитель рисования,  Анатолий Леонидович Малютин. А до этого ни одного урока рисования у нас не было ни в Тунгусовской средней школе, ни в Акутихинской семилетней.

 На первом же уроке повёл нас учитель на пленэр, к речке. На лужайке собрал всех учеников вокруг себя и сказал: «Ребята, рисуйте с натуры то, что вам понравится!» Он дал нам задание, отошёл в сторону и начал наблюдать за нами.

 Что такое натура, мы не знали. В классе было учеников тридцать. Все бегали, играли, толкали друг друга. Когда мы уже устали от толкотни и безделья, учитель собрал всех, подвёл к высокой осине, что росла у Кпустиных в огороде, и сказал: «Нарисуйте это дерево, кто как сможет!». Все начали что-то рисовать. Я подошла к дереву, устремила взор на его верхушку и  замерла. Анатолий Леонидович заметил, что я не рисую, а прошло уже несколько минут. Он подошёл ко мне.

 – А ты, Аля, почему не рисуешь?
 – А я еще не все листочки сосчитала на дереве, – ответила я.
 – Так, всё, ребята. Закончили работу! Идём в класс!

У доски Анатолий Леонидович дал нам первый урок рисования. Он  сказал, глядя на меня: «Чтобы нарисовать дерево, считать все листочки не нужно. Достаточно нарисовать ствол, несколько веток и обвести крону дерева контурной линией». На доске было нарисовано учителем дерево, похожее на то, которое ученики рисовали с натуры. Я быстро срисовала его с доски, подрисовала еще несколько деревьев, одни выше, другие ниже. Получился лес. Учитель посмотрел мой рисунок, похвалил за  работу. Это была моя первая картина.

На школьной линейке объявили о выставке картин – приближались ноябрьские праздники, просили сдавать рисунки библиотекарю. Каждый день я относила в библиотеку свои акварельные работы. Рисование меня так увлекло, что вскоре вся стена в библиотеке была увешана моими листочками. Это была первая выставка, в которой я участвовала.

А до этого случилась со мной неприглядная и неприятная история. Взяла книгу в библиотеке Г. Медынского «Марья». Прочитала её до 3 часов ночи. Домашнее задание не сделала. На следующий день начали меня спрашивать с первого урока. В дневнике стояли пять двоек и пятёрка по физкультуре к концу дня. Мама удивилась, возмутилась, но лупить меня за это не стала. Она сама книгу из рук не выпускала, когда освобождалась от работ.

Раньше в школах по субботам собирался ученический комитет совместно с теми учителями, кто привёл своих двоечников для разборки. Когда подошла моя очередь, я уже успела  найти причину на каждую полученную двойку. Классный руководитель Анатолий Ефимович Наливкин спросил: "Как ты, Аля, умудрилась столько дел сделать за один день? Говори честно, почему не делала домашнее задание?»
 – Я книгу читала до ночи.

Члены учкома лишили меня на два месяца чтения книг в библиотеке, а поскольку библиотекарю не сказали о своём решении, то я относила ей картины для выставки и брала книги. 7 ноября в школе было праздничное мероприятие, где вручали отличникам грамоты, а участникам выставки – подарки. Я заняла третье место на школьной выставке картин. Вручили призы за первое и второе место семиклассникам. Директор назвал мою фамилию, чтобы вручить приз за третье место. Когда я встала и направилась к сцене, Коровин Владимир Дмитриевич сказал: «А-а-а, это ты, Иванова-двоечница? Лишаешься приза из-за двоек". И его рука с моим призом направилась в его карман. Странно как-то, что директор положил его себе в карман, а не на стол.

 Огорчённо я села на скамью. Двойки-то я на другой неделе после заседания ученического комитета уже исправила. Все смотрели на меня, и было так стыдно. Этот случай убил во мне художника. Вот так роман Г. Медынского «Марья» вошел в мою жизнь.

 После осенних каникул, во время уроков рисования, я сидела и не рисовала. До конца второй четверти не брала карандаш в руку. Вернее сказать, карандаш в руке был, но я сидела за партой и водила карандашом туда-сюда на листке бумаги. Анатолий Леонидович ставил мне двойки в журнал. На последнем уроке подошёл ко мне и сказал, что если я ничего не нарисую сейчас, то он поставит мне «два» за четверть.
– Нарисуй что-нибудь по желанию!

 Я взяла лист бумаги, карандаш и начала рисовать свою улицу. Нарисовала наш дом, потом – дом соседей. Оказалось, что это был дом, где жил дед самого учителя рисования. Между нашими домами росла береза. Она тоже украсила мой рисунок. Потом  появилась дорога, через дорогу – баня соседей, позади неё росли деревья. Перед баней – горка, а с горки на санях катятся дети. Женщина с двумя ведрами и коромыслом стоит у замерзшей речки, у проруби.  Карандашный рисунок сделала быстро, выполнила работу до конца урока.

 Анатолий Леонидович подошёл ко мне, посмотрел на рисунок и спросил: «Ты, Аля, из дома принесла этот рисунок?»  Я молчала, не понимала, о чём он спрашивает. Ведь он должен был видеть, что я весь урок на этом листочке рисовала.
– Тебе кто-то  дома нарисовал этот рисунок? – уточнил  Анатолий Леонидович.
– Она его сейчас рисовала, на уроке, – сказал сосед по парте.
 – Я тебе поставлю за рисунок «пять», а за четверть поставлю «четыре». Пятёрку я тебе поставить не могу, так как у тебя  в журнале есть двойки по рисованию, – сказал учитель и написал несколько пятёрок между двойками. Больше в выставках я участия не принимала. Уроков рисования тоже больше не было, так как учителя рисования перевели работать в Быстроистокский райком комсомола. Мы не встречались с ним больше.

 Прошли годы. Я жила уже на Северном Кавказе, работала в школе, учила детей рисованию и вела уроки немецкого языка. Пришло мне письмо с Алтая от Анатолия Леонидовича Малютина. Я очень удивилась. Он работал в то время директором средней школы в Быстром Истоке. В письме  пригласил меня вести уроки рисования и черчения. Как узнал мой адрес? В это время я заочно училась в  государственном университете, который находился в Нальчике, поэтому отказалась. Далеко было бы  ездить  на сессии из Быстрого Истока.

 С 1972 года живу с семьёй в городе Мариинске, в Кузбассе. 36 лет я отдала народному образованию. Сейчас занимаюсь живописью и литературной деятельностью. Написала и издала 27 книг, провела 37 различных выставок своих картин за последние десять лет,  будучи на пенсии, я занялась любимым делом.

 Через Интернет, в Одноклассниках нашла фотографии с участием Леонида Алексеевича Малютина в праздничных мероприятиях, проводимых в Акутихе. Учительница и его одноклассница Зоя Прокопьевна Мошкина дала мне адрес семьи Малютиных, я написала письмо и выслала в подарок две свои книги: «Рождённая на земле Алтая» и «Свадебное путешествие по Кии-реке».

Ответ не заставил долго ждать. Много интересного я узнала из его письма. Анатолий Леонидович живёт с семьёй в Барнауле. Вместе с женой Руфиной  Васильевной проводят большую общественную работу. Будучи пенсионерами, они начали поиск погибшего у Ругозера красноармейца Василия Невежена – отца Руфины Васильевны, который уехал на фронт в эшелоне вместе с земляками, призванными в армию из 17 районов Алтайского края. В Карелии приняли сибиряки-алтайцы первый и последний бой. К поисковой работе подключилась их дочь, Татьяна Анатольевна Нетбайло. Она – педагог, является руководителем алтайского отряда «Высота», проводит поиск исторических документов и выезжает каждое лето с алтайскими поисковиками в Карелию, для проведения раскопок на месте боя Сибирского батальона.

 Кроме ржавых осколков снарядов, находят каски, другие предметы. Кости погибших бойцов кладут в братскую могилу. Найденные медальоны с именами погибших отвозят родственникам. При раскопках находят стеклянные фляжки, которые отливали по фронтовому заказу для красноармейцев. Интересно то, что их отливал на акутихинском стекольном заводе мастер-стеклодув Геннадий Тонышев, житель посёлка Акутиха Быстроистокского района.

 В Быстром Истоке есть краеведческий музей. Там хранятся артефакты с Карельского фронта, привезённые в 2008 году делегацией детей и внуков погибших бойцов у села Ругозеро. Семья Анатолия Леонидовича присутствовала на открытии монумента воинам –  сибирякам, ездили вместе с членами отряда  «Высота», которым руководит  дочь Татьяна Анатольевна. Мой учитель рисования, Анатолий Леонидович Малютин, ушёл в Мир иной 9 марта 2021 года. Пусть Светлая память о нём согреет наши души!


Рецензии
Какая у Вас благодарная память, Алифтина! Вы помните всех учителей!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.08.2021 13:58     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Владимир, за отклики. Где-то читала, что воспитать в себе чувство благодарности - это самая главная задача человека. Мои учителя уже все в Мире ином. Я пишу о них, люди читают их имена, то есть вспоминают о их, поэтому души учителей поднимаются на более высокий уровень, раз о них помнят. Читала, не сама придумала.

Рада Вам, Владимир. Уже столько лет встречаемся на странице. Юру выписали для домашнего лечения. Есть улучшение, то тромб врачи не нашли. Не бережёт себя, ездит на дачу, не лежит дома.

Алифтина Павловна Попова   20.08.2021 14:17   Заявить о нарушении
Я рад! Привет ему!

Владимир Врубель   20.08.2021 15:37   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Вам здоровья!

Алифтина Павловна Попова   20.08.2021 16:24   Заявить о нарушении