Огненные братья и сестры!

Друзья!

Вместо эпиграфа.
"…Великая соотечественница [Е.П.Бл.] в своем огненном устремлении, почти сейчас же после смерти воплотившаяся в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и сейчас под именем Брата Х. работает на спасение мира…" (Довоенный том 1. Письмо Е.И.Рерих  от 8.9.34).

Об огненной светоносице Елене Петровне Блаватской написаны горы книг и статей! Вот  выдержка из одной из них, обнаруженной мною в Сети:

"...В борьбе с материализмом, — с нравственными язвами эгоизма и разврата, порождаемыми безверием нашего времени, в посильной помощи нуждающимся, — состояла главная и единственная цель трудов Е. П. Блаватской и задача всех последних лет ее жизни».

Е.П.Блаватская занималась написанием ученых трудов,  нравственными задачами и благотворительными делами общества. Многие ли знают, что портрет Эль Мории, который висит в учебных группах по всему миру, нарисован на основе осажденного изображения, данного Е. П. Блаватской.

О ее самоотверженности в работе говорит такой факт:

«Весной 1878 года с Е. П. Блаватской случилось странное происшествие, она неожиданно упала в обморок, продолжавшийся несколько дней. Ее сочли умершей и собирались хоронить, когда из Индии была получена Олькоттом телеграмма от того человека, которого она считала внушителем всех своих знаний и называла "учителем". Он писал: "Не бойтесь, она не умерла и не больна, но заработалась. Тело ее требовало отдыха. Будет здорова". В начале пятых суток Блаватская пришла в себя и действительно оказалась совершенно здорова».

Всем известно, что Учителя готовят своих Посланников в течении нескольких воплощений. Об этом хорошо описано в воспоминаниях Э.К.Профет. И о назначении Е.П.Блаватской сказано, что ее душа долго служила нашему делу и поэтому ей была оказана поддержка и помощь Владык.

Но такая поддержка стала возможно только  благодаря  плотной и тугой спирали единства с Владыками спирали такой плотной, что не было разделения между ними– сердце к сердцу, душа к душе, чакра к чакре». Так махатмы предоставили Блаватской оболочку астрального тела, когда у нее было недостаточно сил, чтобы смогла бы записывать их послания.

В 1875 году Кут Хуми вместе с Эль Морией, известным как Владыка М., было основано Теософское Общество, с целью познакомить человечество с иерархией и работой Закона через произведения Е. П. Блаватской. И если бы ее миссия была провалена, то вряд ли бы мы сегодня имели с вами учения Е.Рерих и Учения Вознесенных Владык. Но, к сожалению, постоянная травля этой драгоценной души, не позволила ей закончить столь  необходимой работы. В опубликованных письмах  Мория и Кут Хуми говорят о «дьявольской злобе и непрестанных интригах», окружавших Теософское Общество, и идущих из многих источников, включая прессу и христианство.

«От всех этих беспокойств, клевет и всяких неурядиц Блаватская нравственно страдала более всех, тем более, что и климатические дурные условия на ней сказывались, увеличивая хронические ее недуги. Она болела постоянно, а несколько раз так сильно и опасно, что доктора отказывались от нее, окончательно приговаривая к смерти. Но в этих крайних случаях, по свидетельству многих очевидцев, всегда случалось что-либо непредвиденное, во спасение ее в последнюю минуту. Или являлся какой-нибудь, неизвестно кем присланный, туземный знахарь и давал ей неведомое лекарство; или просто являлся спасительный сон, из которого она просыпалась облегченной; или же за нею являлись неизвестные люди и увозили ее на некоторое время куда-то, откуда она приезжала облегченная. О таких случаях свидетельствуют десятки лиц, в присутствии которых она болела и исчезала временно; свидетельствуют также и штемпеля тех писем Блаватской, которыми она извещала о своих неожиданных исчезновениях».

Ее духовный подвиг сравнивают с духовным подвигом сподвижника Сергия Радонежского, ибо учение, принесенное Блаватской, пробудило сознание людей.

Учителя «твердо, неуклонно устанавливают Иерархию среди своих учеников. Никто не может перешагнуть через поставленного Старшим Самим Владыкой. Во времена Блаватской мало кто признавал ее авторитет в вопросах Учения. И даже те, кто принимали вначале, как только начинали получать благодаря ее посредству хотя бы изредка указания от Самого Владыки, сейчас же начинали пренебрегать советами и указаниями, идущими от нее. Это и было камнем преткновения для многих, в этом заключалась вся драма Теософского Общества. Ибо, как я уже сказала, Великие Учителя непоколебимы в своих Иерархических постановлениях. И результат таких пренебрежений сказался в массе огорчений и заблуждений, в целом ряде ошибочных изложений Учения и в большой задержке в духовном развитии так провинившихся. Указания от Самого Владыки, Океан Учения и все касающееся до сроков и будущего сосредоточено в одних руках».

До сих пор, прескорбно признать, лидеры духовных организаций пренебрегают этим Учением данным через Блаватскую. Они думают, что Владыки будут говорить через разных посланников одно и тоже. Но в каждом учении есть преемственность. И до сих пор, Учения Махатм (Владык) сосредотачивается в одних руках. Так было с работами Блаватской, которые так и не все вышли в свет, так было и с работами Джераландин (Посланник «Мост к Свободе»), так происходит и с Учением Вознесенных Владык. Представители этих учений назначают себя «Старшим Владыки», не понимая, что Старший назначается Самим Владыкой и через Этого Старшего передается Учение. И не важно как оно передано, в результате диктовок или путем яснознания. Великие Учителя не зацикливаются и не останавливаются на одном способе передачи знаний на землю.

Вот уж поистине актуальны слова Е.И.Рерих, по поводу комментариев к учениям: « Очень опасны именно комментарии на Учение». И мы являемся свидетелями этого, ибо вот один комментарий к диктовке Иисуса Христа, длящийся  всего пять минут,вновь посеял в душах людей сомнение, положив тень на Е.П.Блаватскую через 100 лет после ее ухода из воплощения.

О воплощениях Е.П. Блаватской, говорят давно, то ее признали в одной девочке-англичанке, родившейся в Индии, то ее узнали в Е.И.Рерих, то ее увидели в неком Френсисе, но согласно Е.И.Рерих «ожидаемая ими Е.П. Блаватская около сорока лет тому назад воплотилась уже в Венгрии, в мужском теле, и в 1924 году благополучно прибыла в физическом теле в главную Твердыню

Что ж, как мы видим, информация Е.И.Рерих о воплощении Е.П.Блаватской  совсем не сходится с тем, что говорилось "на всемирном собрании светоносцев».  Да возможно, сейчас она снова находится среди вас, но вряд ли вы хотели бы ее признать с ее прямотой и резкостью в суждениях.

«Весьма прискорбно, возлюбленные, что, принимая во внимание физическое проявления красоты, люди, могут установить критерий, вульгарного дискриминационного суждения, когда они вместо ценности произведения искусства, которое, по их мнению, заслуживает внимания и уровня, который  соответствует  их наилучшему пониманию, не имеет такого значения в Духе.
Те привилегированные индивидуумы кто действительно способны проникнуть в царство Акаши и увидеть точные записи, сделанные там (и мужчины, и женщины, такие, как г-жа Елена П. Блаватская и Анни Безант, Эдгар Кейси, и другие), должны, во многих случаях, будут приниматься на веру народом, ибо они сами не обладают способностью различения, хотя им часто нравится думать, что они способны на это. Сам этот факт дает возможность шарлатанам, притворщикам, и самообману, заявлять с большой легкостью: «Мы также способны читать хроники Акаши».
В действительности, многие из этих так называемых чтений, являются лишь подсознательным блужданием низшего ментального тела, вовлекающим все несчастные аномалии индивидуального эго, записанные в своем эфирном теле. Другие, которые будут выступать в качестве медиумов, часто приближены и настроены на не более, чем их собственные психические суждения, которые представляют собой сумму отдельных общих жизненных шаблонов и приведенных ими в соответствие с другими силовыми полями, развоплощенных или же обладающими подобной вибрацией».https://antonida-pauel.livejournal.com/
...Други!
Царство АКАШИ! Не поддающаяся охвату нашего разума беспредельная  "Космическая БИБЛИОТЕКА"! Там записано и записывается ВСЁ АБСОЛЮТНО, вплоть до мельчайших подробностей всей вашей жизни! Посему никогда не творите срама и безобразий,даже в мыслях, ибо они ясно видны Великим Махатмам!
Наказание за особо тяжкие прегрешения безумца-  резкая смена оболочки духа, т.е. смерть, развоплощение! И как много всяких так называемых несчастных случаев  сегодня имеют  непосредственно кармическое происхождение! Наступает Эпоха ОГНЯ и в нее можно войти, лишь уплатив все свои кармические долги, накопленные на Земле нами за тысячи прошедших жизней!

Вл.Назаров
*************
Огненная Посланница Белого Братства. Е.И. и Н.К. Рерихи о Е.П.Блаватской
 
Говоря о формировании мировоззрения Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, крупнейших русских философов и подвижников, сыгравших выдающуюся роль в формировании нового космического мироощущения на нашей планете, невозможно не упомянуть одну из самых выдающихся личностей XIX столетия, чья жизнь и труды оказали огромное влияние на современную мировую мысль, – Елену Петровну Блаватскую. Основанное ею в 1875 году в США Теософическое общество [1], целями которого были провозглашены сравнительное изучение религий, науки и философии, а также исследование неизвестных законов природы и скрытых внутренних сил человека, стало одним из главных каналов ознакомления Запада с эзотерической философией Востока. Многие положения этой философии явились настоящим откровением для людей, чье мировоззрение складывалось в атмосфере прочно укоренившихся догм христианской теологии, с одной стороны, и не менее догматической науки того времени, страстно увлеченной материалистическими теориями. Но, пожалуй, самой настоящей вспышкой молнии на сумеречном небе западного сознания стала принесенная Блаватской весть о существовании Братства Махатм – Хранителей этих древних учений, выдающихся в духовном отношении людей, обладающих таинственными силами и глубочайшим знанием тайн Вселенной. Эти Высокие Сущности стоят выше нас на лестнице космической эволюции и приносят на Землю те знания, которые человечество в состоянии воспринять на данный момент. Тем самым закладываются энергетические основы развития нового сознания и подготавливается переход планеты на новый, более высокий эволюционный виток. Возможность непосредственного сознательного общения, а тем более сотрудничества с этими Высокими Сущностями под силу далеко не каждому. Лишь самые достойные и самоотверженные представители человечества, обладающие большой нравственной чистотой, могут обрести Их помощь и покровительство на нелегких путях познания и самосовершенствования, чтобы, в свою очередь, нести людям свет Истины.
Возможно, что мастерски написанная книга Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», рассказывающая о богатейшей природе, уникальных исторических памятниках и разнообразных верованиях и обычаях народов, населяющих Индию, стала для Елены Рерих той самой «первой книгой», с которой начался ее подход к сокровенному знанию Востока. По собственному признанию Блаватской, один из главных героев повествования – такур Гулаб Лалл-Сингх, человек необычный во многих отношениях и обладавший глубокими познаниями, – имел вполне реального прототипа – ее Учителя Махатму М. Как бы то ни было, контакты Е.П.Блаватской с Великими Учителями никогда не ставились Рерихами под сомнение, и впоследствии свою миссию они видели органически связанной с миссией нашей выдающейся соотечественницы, ознакомившей человечество с основами философии Братства Махатм.
О том, что Рерихи видели в теософах потенциальных сотрудников и единомышленников, свидетельствует тот факт, что, живя в Лондоне, они налаживают связи с Теософическим обществом. Сохранились удостоверения о членстве в обществе на имя Николая Константиновича и Елены Ивановны от 6 июля 1920 г., подписанные руководителями Лондонской ложи Анни Безант и Гарольдом Бейли-Уивером [2]. Очерки Н.К.Рериха публиковались в периодических изданиях теософского направления.
В разные годы Николаем Рерихом было создано несколько вариантов картины «Вестник», написанной специально по Указанию Учителя, чтобы почтить память Е.П.Блаватской. Один из них был подарен в январе 1925 г. Теософическому обществу в Адьяре (Индия) для будущего музея имени Е.П.Блаватской. На полотне мы видим женщину в буддийском храме, с почтением открывающую дверь Вестнику – высокому, статному человеку, величественная фигура которого озарена рассветом, а правая рука поднята в символическом жесте. В учении Живой Этики не раз говорится о том, что посланники Светлых Сил приходят неожиданно, – нельзя судить, как и когда это произойдет, но нужно быть готовым встретить их в любую минуту. Для этого необходимы духовная зоркость и чуткость сердца – не случайно женщина изображена именно в храме, символизирующем высокое состояние духа и отречение от внешней суеты.
Тогда же, в 1925 году, вышел перевод с английского избранных фрагментов большого тома «Писем Махатм к А.П.Синнетту» под названием «Чаша Востока», сделанный Еленой Ивановной и изданный под псевдонимом Искандер Ханум. В конце 1931 года по Указанию Учителя Елена Ивановна приступила к переводу главного труда Е.П.Блаватской – «Тайной Доктрины». Перевод был сделан довольно быстро, если учесть объем и сложность работы. «...Первый том был закончен к марту 32 года, – пишет она одному из своих корреспондентов, – но затем, конечно, следовала переписка начисто и новая корректура. Второй том был начат в конце 32 г. и окончен в 33-м. Не думала я, что так скоро явится возможность напечатать такой большой труд, но мы привыкли исполнять Указания, не откладывая их, тем более, что тут же было Сказано, что друзья помогут. И вот, действительно, наши рижские друзья, узнав, что труд закончен, поспешили издать его со всею любовью» [3]. Труд этот был выпущен в 1937 году в Риге при содействии членов Латвийского общества Рериха.
Елена Ивановна всегда относилась к Блаватской с огромным уважением, называла ее «огненной посланницей Белого Братства», «нашей национальной гордостью», «мученицей за Свет и Истину» и мечтала о том времени, когда в России воздадут должное ей почитание. «Сказано Великим Учителем – “одна Блаватская знала”, и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства, ее окружавшие, Вы ужаснулись бы бездне неблагодарности, мерзости и невежества, конечно, именно из последнего вытекают все гнусности» [4]. Николай Константинович, как свидетельствуют его письма известному русскому теософу и писателю Елене Федоровне Писаревой, также почитал великую соотечественницу.
Однако в дальнейшем отношения Рерихов с руководителями современного им теософского движения (особенно русского происхождения) складывались не просто. Причины этого достаточно подробно отражены в представленных в данной публикации письмах. Перечислим самые основные.
Прежде всего – это нарушение Иерархической Цепи, выражавшееся в отсутствии должного уважения к основательнице движения среди последователей, которые были больше обеспокоены поддержанием своего имиджа «великих посвященных», нежели изучением и распространением трудов самой Блаватской и реализацией основных целей, ради которых было создано Теософическое общество. Раздача степеней и знаков отличия, пышные театрализованные ритуалы, пестование «мирового учителя» и выбор новых апостолов – неудивительно, что при такой насыщенной деятельности на воплощение практического братства человечества просто не оставалось времени. Появление книг Живой Этики – да еще из того же самого Источника – стало мощным ударом по чувству собственной значимости лидеров Теософского общества. В новом Учении они видели не сотрудника и соратника, а конкурента. «...Для главарей теософов признать Источник книг Жив[ой] Эт[ики] равносильно подписанию отказа от своего духовного приоритета, – иронизировала Елена Рерих. – Потому оставим им эту человеческую утеху считать себя папами римскими. Учение не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их признанием. Истина сама говорит за себя» [5]. Апофеозом «широкомыслия» и терпимости к родственному учению стал теософский съезд 1936 года, участники которого – в первую очередь председательница Русской секции А.А.Каменская [6] и ее сотрудники – обвинили Н.К.Рериха в том, что он... свободно пользуется теософскими идеями и терминологией.
Подобная «иерархия ценностей» не могла не сказаться и на качестве теософической литературы, появившейся после ухода Блаватской и воспевающей волнующие приключения в Неизвестности, легкие духовные достижения и панибратские отношения с Великими Учителями, готовыми осчастливить каждого, кто попал в их поле зрения. Рерихи не жаловали произведения такого рода и не скрывали своей точки зрения, называя их «творениями рук, лишенных красоты, знания и честности». «...Я считаю преступным поддерживать сентиментальность, основанную на ложных данных, – объясняла свою позицию Елена Рерих. – <...> Вместо сурового строения жизни люди жаждут убаюкивающих их сладких грез и легких достижений в обстановке магов Крыжановской [7]. Но венец Архата достигается лишь сильнейшими, лишь в суровом напряжении подвига, лишь мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страданий на протяжении многих и многих жизней» [8]. Вместе с тем, достаточно жестко высказываясь о произведениях «темного гения теософского движения» Ч.У.Ледбитера, Е.И.Рерих положительно отзывалась о книгах У.Х.Джаджа («Океан Теософии»), А.Безант («Эзотерическое христианство»), Джинараджадасы [9], рекомендуя их для начинающих. Следует отметить, что не без влияния Рерихов Е.Ф.Писарева в 1937 году повторно издала биографию Е.П.Блаватской, написанную ею и впервые напечатанную в 1910 году.
В целом же очень многие теософы воспринимали Живую Этику как родственную ветвь эзотерического знания и не видели между мировоззренческими концепциями этих учений существенной разницы. «У нас много друзей именно среди бывших и настоящих теософов, как в Америке, так и в других странах, – писала Е.И.Рерих. – Именно их сознание более подготовленное к восприятию основ Учения, потому проявим глаз добрый» [10].
Мы предлагаем вниманию читателей выдержки из писем Е.И. и Н.К. Рерихов, посвященные Блаватской.
Из писем Е.И.Рерих сотрудникам
6 мая 1934 г.
...Хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Одни книги г-на Ледбитера, за исключением его труда «Иннер Лайф», когда его мышление отражало еще мысли Е.П.Бл[аватской], являются таким материалом. Впрочем, может быть по счастью, они не все переведены на русский язык. Как сказано: «Много творений рук, лишенных красоты, знания и честности». И Вы напрасно думаете, что уход Ледбитера – большая утрата для Теос[офического] Общ[ества]. Именно Ледб[итер] явился злым гением этого движения. Именно он нанес вред всему движению. Как сказано Великим Учителем: «Одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины-мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства ее ближайших сотрудников, Вы ужаснулись бы бездне человеческой неблагодарности, мерзости и невежества; конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.
Спасибо за желание прислать мне переведенные извлечения из «Тайной Доктрины», но перевод ее уже мною закончен, лишь второй том ждет окончательной подчистки. Указ о переводе исходит от Самого Вл[адыки], кроме того, Вл[адыка] Сам даст Предисловие к этому переводу. Много воды утечет и много изменится, потому запреты не страшны. Некоторые главы из второй части первого тома о символизме у меня имеются, и должна сказать, что перевод их очень хорош. Но, к сожалению, мы достали их, когда перевод уже был сделан. Также выписала я и перевод первой части и должна Вас предупредить, что это не есть перевод «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, но лишь сокращенный перевод сокращенного изложения «Тайной Доктрины» Блаватской, сделанный г-жою Екат[ериной] Хиллард [11], причем встречаются явные искажения смысла. Мне кажется, что сокращение «Тайной Доктрины», когда она полностью еще не переведена, есть великое кощунство [12].
21 июля 1934 г.
Очень сожалею, но до сих пор еще не имеем ответа на наш запрос из «Тэмпль Артизан» [13]. Конечно, письмо из Индии идет туда около шести недель, и, возможно, что они собирают необходимый материал. А может быть, там та же политика, что и в Адиаре, – умалчивать имя настоящей Основательницы. Ведь природа людская всюду одинакова. Тем более что с ее смертью Сообщения от Великих Учителей очень сократились и часто они печатают Сообщения, полученные еще при жизни Основательницы. Подождем и увидим.
Я уже писала Вам, прося не оповещать о переводе «Тайной Доктрины» на русском языке, теперь скажу Вам причину. Перевод двух томов хотя и закончен, но печатание их возможно будет лишь через несколько лет, потому зачем смущать преждевременным оповещением и вызывать лишнюю ярость теософов? Если же за эти годы появится еще другой перевод, то тем лучше, ибо этим самым кто-то просветит свое сознание. Вы ошибаетесь, думая, что третий том «Т[айной] Доктрины» не опубликован, он издан на европейских языках. Но этот том был собран уже после смерти Е.П.Бл[аватской], и туда вошли статьи и заметки, не прошедшие окончательной цензуры ни самой Бл[аватской], ни Самого Вел[икого] Учителя. Потому третий том наряду с жемчужинами имеет явные неточности и даже грубые заблуждения. Вл[адыка] указал мне на эти неточности и личные соображения, не прошедшие высшую Цензуру [14].
11 августа 1934 г.
Вы спрашиваете: почему многие светлые начинания не получают должного развития? Отве[чу]: ибо Иерархическая Цепь была нарушена. Почему не развивается Центр в Калифорнии [15]? Потому что Основатели не получили должного почитания. Закон Иерархии непреложен, ибо он закон Космический. Никто не может перескочить через Звено, установленное Космическим законом. Пусть слепцы временно одурачивают себя, но горько будет пробуждение их. (Так, все, стремившиеся обойти и перескочить через Е.П.Блават[скую], теперь скромно бродят в Тонком Мире среди теософических групп, тщетно ожидая призыва от Вел[иких] Учителей, но сама Е.П.Бл[аватская] в новом молодом физическом теле уже десять лет как присоединилась к Общине Великих Учителей. Благо тем, кто были ей верны, ибо она столько может помочь им! Но число таких меньше меньшего). Потому будем чтить каждого приносящего нам Свет Учения [16].
8 сентября 1934 г.
Также должна сказать Вам, что очень огорчили меня Ваши строки о Е[лене] П[етровне] Бл[аватской]. Не Ваше сердце написало их. Я уловила в них отзвук недостойных мнений наших русских теософов. Именно Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была Огненной Посланницей Б[елого] Бр[атства]. Именно она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] имела счастье получить Учение непосредственно от Вел[иких] Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжкое Поручение – дать сдвиг сознанию человечества, запутавшегося в мертвых тенетах догм и устремлявшегося в тупик атеизма. Именно только через Е[лену] П[етровну] Бл[аватскую] можно было приблизиться к Б[елому] Бр[атству], ибо она была Звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые из окружавших ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. (Ни один из окружавших ее не был принят Махатмами в истинные ученики). Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из них, но ни одного не допустили до ученичества. Е.П.Бл[аватская] была тем Иерархическим Звеном, обойти и пренебречь которое означало осудить себя на полную неудачу. Отсюда и многие заблуждения Ольк[отта], Безант, Ледбит[ера] и пр. И теперь, когда последние пребывают в слоях Тонкого Мира, окруженные своими почитателями, но, увы, еще дальше от Твердыни Б[елого] Бр[атства], нежели раньше, и сейчас наша великая соотечественница в своем огненном устремлении, воплотившаяся почти сейчас же после смерти в Венгрии, уже десять лет как прибыла в физическом теле в главную Твердыню и под именем Брата X. работает на спасение мира. Так действует Космическая Справедливость. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская] была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным. Последний, заключительный том «Т[айной] Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого Высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е[лена] П[етровна] Бл[аватская], истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей [17]!
15 ноября 1934 г.
§ 25. «Неверно подумать, что опыт Моего Друга мог быть неудачным...» относится к опыту основания Теос[офического] Общ[ества]. Как Вы знаете, Е.П.Бл[аватская] была послана в мир дать великий труд «Тайная Доктрина» для сдвига сознания, зашедшего в тупик, а также сказать истину о спиритизме, чтобы предотвратить многие губительные последствия. Спиритизм быстро распространялся тогда, особенно в Америке, и уже принимал чудовищные формы. Ввиду сильного и настойчиво выраженного желания ее сотрудников основать Общество для ознакомления продвинутых сознаний с Эзотерическим Учением всех религий и философий Махатма К.Х., Друг Старшего Махатмы, согласился руководить таким Обществом, и было приступлено к этому опыту при содействии Е.П.Бл[аватской], нескольких индусов и полк[овника] Г.Олькотта. Все это вылилось в существующее ныне Теос[офическое] движение. История его раскрыла всю бездну человеческой природы, и весьма скоро, после основания нескольких Отделений, Махатмы еще при жизни Е.П.Бл[аватской] прекратили непосредственное Водительство Общ[еством] как таковым, сосредоточив свое внимание лишь на отдельных личностях. Отсюда понятен краткий расцвет и наблюдаемое сейчас постепенное падение главного центра его. Но, конечно, само Учение, принесенное Е.П.Бл[аватской], сделало свое великое дело, именно, по всему миру пробудило и сдвинуло с мертвой точки многочисленные единицы сознания. И Отделения Теос[офического] Общ[ества] очень помогли этому. Потому нельзя говорить, что опыт этот был неудачен. Конечно, если бы не человеческая тяжкая природа, результаты могли быть во много раз больше. Все же утверждение о неудаче идет от темных сил. Как сказано: «Ступени сознания сложились прочно». Должна добавить, что в Америке Учение связано, главным образом, с именем Е.П.Бл[аватской], и оно очень распространяется и входит в жизнь. Старший Махатма (Вл[адыка] М.), занятый высшими проблемами, принимал, если можно так выразиться, лишь косвенное участие в учреждении именно Теос[офического] Общ[ества], но Махатма К.Х. положил много сил и даже заболел от прикосновения к низшим земным слоям и человеческим аурам и должен был на несколько месяцев удалиться в полную изоляцию, в одну из недоступных для смертных Башен Тибетской Твердыни [18].
24 июля 1935 г.
...Для Космических Сроков, для Великого Плана, истинно, ставятся во главу сосуды, испытанные на протяжении тысячелетий, и не бывало еще, чтобы они оказались предателями. Не будем заглядывать в глубь веков, но возьмем жизнь избранного сосуда, прошедшую почти что на наших глазах, – Е.П.Блав[атскую]. Все знают сейчас, какими черными предательствами со стороны ближайших была окружена Е.П.Бл[аватская] и как Космическая Справедливость уже воздала и будет продолжать воздавать в увеличивающейся прогрессии на земном плане. Так, имена малых предателей канули в Лету, имена больших остались символами черной неблагодарности и прежде всего глупости, тогда как имя Е.П.Бл[аватской] с каждым днем растет и будет расти, ибо труд, ей доверенный и явленный, неистребим никакими предательствами. Не говоря уже о том, что сама она уже достигла Недосягаемой для предателей Твердыни. Как прекрасно пишет Баркер [19] в своем Введении к ее письмам: «Те, которые восставали против нее, будучи не в состоянии опровергнуть ценность и истину ее философии, искали путем личной клеветы и опорочивания восстановить общественное мнение и тем самым отвлечь внимание от сокровища знания, которое давалось через нее Миру и которое, будучи беспристрастно рассмотрено, несет в себе самом утверждение и убеждение в честности и бескорыстии». Так и мы можем сказать, что весь Океан Учения, даваемый через Ф[уяму] и меня, весь План, так же как и все творения и труды Н.К., отмечены печатью высшего Иеровдохновения, потому низшие сознания, не могущие охватить все величие даваемого и творимого, в зависти своей стараются всячески опорочить и умалить носителя их. Но не будем гневаться на этих нападающих, это ни к чему! Ибо как карликовому сознанию, привязанному к земле и преходящим ценностям, дорасти до планетарного размаха сознания Гиганта. А новые русск[ие] так и называют Н.К. – «Гигантом мысли». Истинно, можно вспомнить мудрые слова: «Ты стал выше их, но чем выше подымаешься ты, тем меньшим кажешься ты в глазах зависти. Но больше всех ненавидят того, кто летает». Люди ведь сейчас особенно восстают против закона Иерархии. Ибо лишь цари духа знают все величие закона Иерархии, но рабское большинство всегда будет восставать [20].
20 июня 1936 г.
Спешу также послать Совет Вел[икого] Вл[адыки], данный всем ближайшим сотрудникам, и прошу Вас передать его ближайшим членам Правления: «Советую установить точку зрения на Теософ[ическое] Общество. Не следует осуждать Общество. Там, где Изображения Учителей и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но все же там почитают Учителей. Кроме Каменской, все друзья. Потому не раздражайте их, упоминая ошибки. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда нужно не умножать врагов. Так укажите сотрудникам не осуждать, иначе не будет друзей. Советую принять к исполнению». Потому, родной Рихард Яковлевич [21], прошу Вас и всех ближайших проявить всю указанную бережность и будем осторожны со всеми сведениями, которые я раньше сообщала доверительно.
Конечно, мы можем утверждать, что не все книги г-на Ледб[итера] воспринимаются нами, но острого осуждения теософам высказывать не будем. Сообщу об этом Совете и Н.П.Сераф[ининой] [22]. У нас много друзей именно среди бывших и настоящих теософов, как в Америке, так и в других странах. Именно их сознание более подготовленное к восприятию основ Учения, потому проявим глаз добрый.
Теперь, что касается до книги Джинараджадазы, то, конечно, ее следует напечатать, раз она переведена и есть издатель. Ведь многие книги Джинараджадазы очень неплохи (кроме одной об Иерархии Света) [23].
22 июня 1936 г.
Но не думайте, дорогой Александр Михайлович [24], что мы ищем признания г-жи Кам[енской]. Ничто так не далеко от наших намерений. Даваемое ныне Учение должно и будет оцениваться лишь по его собственному внутреннему достоинству. Если кто, сидя в своем птичнике, не может объять космосопространственного размаха этого Учения, то можно лишь посоветовать ему скорее выйти из столь ограниченного положения. Потому мы никогда никого не зазываем. Но те, кто сами стучатся к нам, находят открытую дверь, и у нас немало друзей и среди теософов. В 25-м году Вл[адыка] Указал Н.К. написать картину «Вестник» и пожертвовать ее в основание Музея имени Е.П.Бл[аватской]. Этим даром и учреждением Музея Вл[адыка] М. хотел увековечить имя той, память о которой преемники ее так усердно старались затушевать, особенно же некоторые наши сородичи.
Передаю Вам Указ Вл[адыки], данный сейчас всем ближайшим сотрудникам: «Советую установить точку зрения на Теософ[ическое] Общество. Не следует осуждать Общество. Там, где Изображения Учителей и Упасики, там не нужно осуждать. Много ошибок в Обществе, но все же там почитают Учителей. Потому не раздражайте их упоминанием ошибок. Кроме Каменской, все другие друзья. Особенно сейчас не нужно творить себе врагов. Когда силы тьмы нападают, тогда не нужно умножать врагов». Все сведения, ранее мною данные и о Ледб[итере], храните лишь для себя. Конечно, можно сказать, что некоторые труды Ледб[итера] Вами не воспринимаются, но от острого осуждения воздержитесь. Все же главные друзья наши во всех странах именно из лагеря бывших или настоящих теософов. Не будем забывать, что их подготовленное сознание помогает многим среди них оценить и Живую Этику. Скажите это всем сотрудникам Вашим – пусть не задевают [25].
20 августа 1936 г.
Истинно, никогда еще великие дела, складывавшие ступени грядущей эпохи, не были поняты или подняты правительствами и миллионерами, меценатами и всякого рода пэтронс’ами [26] и прочими. За примерами недалеко ходить, вспомним хотя бы ближайший – кто помог Е.П.Блав[атской]? А между тем она совершила великий подвиг; она самоотверженно заложила ступень нового сознания, прочно вошедшую в жизнь. Достойная оценка и почитание ее еще впереди [27].
23 октября 1936 г.
Спасибо за копию письма Е.Ф.Пис[аревой]. Да, она очень старенькая, и потому много спрашивать с нее нельзя. Отношения Соловьева к Е.П.Блав[атской] запечатлены им самим в его книге «Современная Жрица Изиды», написанной им уже после ее смерти. Для каждого мало-мальски разбирающегося читателя книга эта является суровым обличением самому автору. Г-н Соловьев не заметил, какой суровый приговор он сам подписал себе этою книгою! Вся тупая самонадеянность бездарности, вся подлость, предательство и мелочность его натуры так и сквозят на каждой странице. Эпизод из жизни Соловьева, приведенный в письме Е.Ф., описан в томе «Писем Е.П.Бл[аватской] к Синнетту [28]». Письма эти замечательны. И когда русские теос[офы] прочтут оба тома – «Письма Махатм к Синнетту» [29] и «Письма Е.П.Бл[аватской] к Синн[етту]», то многое встанет на свое место. В этих томах вы имеете всю историю Теос[офического] Общ[ества] и главных фигур этого движения, и без всяких прикрас. Биография и статьи о Блав[атской] очень нужны, но также важно ознакомить Русское общ[ество] со всеми ее основными трудами. Когда мы знаем труды человека, то и биографии его получают совершенно иной смысл и значение. Знаю, как Вел[икий] Вл[адыка] М. был недоволен всеми биографиями, написанными о Блав[атской]. Ведь не нашлось тогда ни одного чуткого и умного сотрудника, который мог бы оценить эту титаническую натуру. Мелочность природы всех этих биографов видела лишь то, что было доступно их мещанскому кругозору. Конечно, Миид написал не так плохо, но все же А.Безант, пожалуй, лучше всех сказала о Е.П.Бл[аватской]. Конечно потому, что сама она была крупным духом и только ее несчастная близость к Ледб[итеру] и неизжитое честолюбие и самомнение к концу жизни затуманили ее блестящий интеллект. Сейчас получила письмо из Парижа – на днях мне вышлют две рукописные тетради – биография Е.П.Бл[аватской], написанная ее сестрой В.Желиховской и нигде еще не опубликованная. Передает ее мне гр[афиня] Д’Отман де Виллье, сама она русская и получила эту рукопись от наследников Желиховской. Мы знаем, что между сестрами не было дружбы, но по человечеству бывает, что после смерти лица, которому завидовали, начинают его особенно превозносить, также из-за личных соображений.
Вернемся к Е.Ф.Пис[аревой]. Не перегружайте ее. Выказать дружелюбие не значит чрезмерно ухаживать. Самое трудное на пути ученичества – это соблюдение во всем меры или равновесия. Именно нужно выполнять Указания так, как Сказано – ни больше, ни меньше. Но в устремлении своем ученик умудряется перестараться, забывая, что все лишнее так же вредно, как и все недоделанное, и даже вреднее. Для Вашего сведения – Н.К. еще в прошлом ноябре послал Е.Ф. серию кн[иг] Жив[ой] Эт[ики] и сказал ей, Кем они даны, вернее, ответил на заданный ею вопрос, но до сего дня она ни словом не обмолвилась о них в своих письмах. Там, где сердце молчит, там не приходится искать огня. Окажите ей внимание, примите то, что она может дать, но не перегружайте ее ничем [30].
14 декабря 1936 г.
Теперь еще одно сведение для Вас. Перстень Е.П.Бл[аватской], перешедший от нее к А.Без[ант], а после смерти последней к Ар[унделю] [31], принадлежал раньше Калиостро [32], а не Бел[ому] Бр[атству], о чем имеется свидетельство Джинараджадазы. В одной теос[офической] книге, вероятно в дневнике Ольк[отта], описывается эпизод потери этого перстня. Правда, Е.П.Бл[аватская] скоро нашла его, но камень с изображением розенкр[ейцеровских] символов оказался разбитым, и его пришлось заменить. В подтверждение этого эпизода могу привести Вам другое показание об этом перстне. Так, в небольшом томе «Писем Учителей Мудрости» за период 1875–1876 [годов], переписанных и изданных с примечаниями Джинарадж[адазы] и с предисловием А.Без[ант], имеется письмо от Вел[икого] Уч[ителя] Сераписа за номером 22, в котором упоминается потеря этого перстня, привожу его Вам в оригинале:
«Letter 22. Тhе lost one is restored in its proper place. The gueburs made it invisible out of malice.
Brother mine he who cares for the opinion of the multitude will never soar above the crowd. Separis» [33].
Примечание, сделанное Джин[араджадазой]: «Это упоминание относится к розенкр[ейцеровскому] драгоценному камню 18-й степени, который принадлежал Е.П.Бл[аватской], а теперь является собственностью А.Без[ант]. Говорят, что камень этот принадлежал Калиостро».
Вот как слагается легенда, которую Вы подчеркнули красным карандашом в Вашем письме.
Ваши ответы друзьям превосходны. Именно, Учение говорит само за себя. Итак, еще раз советую Вам оставить в покое злобных и завистливых людей, а также всех не разбирающихся, где истина. Не для них даются Наставления, но для тех, кто в сердце своем чуют мощь и красоту Учения Жизни. Именно последних нужно поддержать во время Бури Армагеддона. Не остановить поток Учения, и много сотрудников рассеяно во всех концах мира. В час указанный соберутся они! (Может быть, и обстоятельства начнут выталкивать их к Северу. Ведь сороковой год не за горами. А кто может, тот и раньше найдет свой путь.)
Так, не горюйте, Виктор Михайлович [34], но явите терпение, терпимость, мужество и храните сказанное для себя.
Пишите, как уладились Ваши отношения с т[еософами]? Помните изречения – «будьте мудры, как змеи...» и «не рассыпайте жемчуга...» и т.д.
Шлем Вам мысли бодрости, надежды, мудрой радости и поверх всех Торжественность в эти Времена Апокалипсиса.
Всего самого светлого.
Е.Р.
Прилагаю также и перепечатку из Адиарского «Теософиста» со статьей Н.К. Обратите внимание на последнюю страницу, где помещена заметка от изд[ательства].
Так было до поездки г-на Ар[унделя] в Женеву! Комментарии излишни [35].
7 января 1937 г.
Большое спасибо за присланный Вами протокол съезда Т[еософического] Общ[ества] от июля 36-го года. Хотя мы уже имели его от друзей-теософов, возмутившихся выраженному в нем узкому сектантству и невежеству, но Ваш полнее. Итак, они обвиняют Н.К. в том, что он воспользовался теософическими идеями, нигде не упоминая теософию. Но с таким же основанием можно указать господам теософам, что вся их современная теософия целиком заимствована из Восточной Философии. Ел[ена] П[етровна] Блав[атская] не скрывала источников, откуда она черпала свои сведения. Так даже в Предисловии к «Тайной Доктрине» Е.П.Бл[аватская], заканчивая его, приводит слова Монтэня [36]: «Милостивые государи, здесь я дала лишь букет избранных цветов и не внесла ничего своего, кроме связующей их нити». Но если встать на точку зрения теософов, то мы тоже можем им сказать, что и они не имеют исключительного права на титул теософов, ибо наименование это встречается в истории в связи со многими мистическими обществами. Так и неоплатоники называли себя теософами, а в средние века и алхимики, и каббалисты, и т.д. Желание монополизировать Мировое Учение или Истину, а также и Общение с Вел[икими] Учителями звучит прямо-таки дико! Что за невежество, чтобы не сказать безумие! Привожу параграф из новой кн[иги] «Братство», который исчерпывающе отвечает на их посягательства.
«Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасаются к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений лишь утверждаются основы, прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей. Почитая Иерархию, чтут и вестников Ее. Мир живет движением, и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь в движении. Даже познание языков умножит восприятия новых нахождений. Сколь же больше принесет освобожденная мысль! Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания. Каждый мешающий такому познанию совершает преступление против человечества. Последователи Сокровенного Учения не могут затруднять путь познания. Сектантство и изуверство неуместны на путях знания. Кто может нарушить познание, тот не есть последователь Истины. Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути. Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания. Свара и ссора есть удел сорников».
Таким образом, теософы типа Кам[енской], Сол[овской] [37] и Гельмб[ольдт] [38] осудили себя на уровень скудоумов. К их огорчению, должна сказать, что Н.К., кроме сочинений Е.П.Бл[аватской], никаких теософ[ических] книг не читал, ибо он предпочитает первоисточники и хорошо знаком с Восточной Мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения и Е.П.Бл[аватская]. Также и я могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны [39], Суоми Вивекананды [40], «Бхагавад Гита», книги по Буддизму, «Лам-рин» Цзон-капы [41] и т.д.
С теософ[ической] литературой познакомилась я лишь в Америке и должна сказать, что после Восточных жемчужин и сочинений Е.П.Бл[аватской] литература эта не представила для меня ни малейшего интереса, некоторые же сочинения даже оттолкнули. Не мешало бы запросить теософов – почему они не издают по-русски «Письма Махатм»? Если их главам трудно перевести весь том, то я уверена, что нашлись бы молодые члены, которые охотно разделили бы этот труд между собою. Также почему они не перевели небольшие книжечки «Ранних Писем Махатм» [42] и том писем Е.П.Бл[аватской]? Почему русск[им] теософам нужно ходить в шорах и ничего не знать об истинной истории теософического движения и его деятелей? Почему, упоминая об Алисе Бейли [43], они умалчивают о гораздо более давнем и значительном Центре в Калифорнии, которым руководил Вел[икий] Уч[итель] Илларион? Почему Центр Калифорнии может издавать книгу Учения Уч[ителя] Ил[лариона] [44], а председатели Теософ[ических] Отделов не просвещались за все эти годы ничем подобным? Правда, мы узнали от них великую весть о пришествии Мирового Учителя в образе Кришнамурти [45] и Матери Мира в облике Деви Рукмини [46], а также об избрании двенадцати Апостолов. Ведь все это безвкусие запечатлено на страницах журналов, и ничем это не изгладить! Нельзя бывшее сделать не бывшим. Неужели после всего этого кто-то еще может настаивать на своем исключительном авторитете и на исключительном Общении с Вел[икими] Учителями. Истинно, они рассчитывают на наивных игнорамусов [47]!
Что же касается до обвинения Учения А[гни] Й[оги] в поощрении к развитию психизма, то из этого замечания ясно, насколько г-жа Кам[енская] и ее сотоварки не понимают, что есть великая психическая энергия. И все труды Е.П.Бл[аватской] не просветили их сознания. Отрицать психическую энергию и накладывать veto на ее развитие равносильно посягательству на жизнь человека. Эти умудренные даже не понимают, что психическая энергия есть энергия всеначальная и каждое удушение ее грозит взрывом или смертью. Привожу параграф из Учения. «Следует принять гостя достойно, но нельзя насильно зазывать гостей – так знает каждый домохозяин. Совершенно так же и в применении психической энергии. Нельзя насиловать ее, но следует принять ее проявления достойно. Пусть невежды толкуют о нежелательности применения психической энергии, но когда уже энергия работает, тогда невозможно отрицать ее и остается найти ей естественное приложение. Пусть ученые скажут, что произойдет, если пространственное электричество будет напряжено до бесконечности. Пусть расскажут, чем кончится непомерное напряжение. Невозможно отрицать, что теперь особенно напряжены пространственные токи. Не время их отрицать, нужно поспешить с их применением. Уже много раз указывалось на опасность низшего психизма. Значит, нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность».
Кроме того, как Вы правильно заметили, они даже не дали себе труда ознакомиться со всеми книгами Учения. Так же как невежественно утверждать, что указанные в А[гни] Й[оге] методы развития духовных и психических сил приемлемы лишь в Монголии и Тибете, но не для арийской расы. Кто сейчас не знает, что все йоги пришли в Тибет и Монг[олию] из арийской Индии, а не наоборот.
Какие именно физические методы для развития психических и духовных сил, якобы указанные в А[гни] Й[оге], которые не отвечают арийской расе? И не наполнены ли все книги Уч[ения] прежде всего основами Этики? Но, как Сказано, нет худших слепых и глухих, нежели те, которые не хотят видеть и слышать.
О Сергии Радонежском можно им ответить, что Н.К. писал картины из жизни этого Великого Подвижника, когда никто из эмиграции не выступал в печати с этим Именем. Разве теософы имеют доступ к нашей внутренней жизни и к нашим сокровенным Записям? Также пусть укажут нам те частные письма, в которых Н.К. говорит против теософов? О теософах в частной переписке писала я, ибо ко мне обращались за многими разъяснениями по поводу некоторых теософических утверждений. И я снова и снова готова подтвердить, что некоторые теософические светила не являются для меня авторитетами. Также мы не ищем последователей среди теософов, наше правило – никогда никого не зазывать. Но если люди, заинтересованные кн[игами] Учения, искренно вопрошают нас, то мы им отвечаем, предоставляя им полную свободу вступать и формировать те или иные группы. Так, на днях одна такая группа прислала нам весть из Новой Зеландии, а еще раньше – из Канады, и, как всегда, среди них есть и теософы. А сейчас пришла весть, что группа русской молодежи собирается пройти пешком вокруг света, неся Знамя Мира.
Также впервые слышу, чтобы посланники Бел[ого] Бр[атства] не утверждали себя таковыми там, где нужно. Разве Е.П.Бл[аватская] скрывала, что она послана Бел[ым] Бр[атством], и не утверждала свою миссию? Конечно, посланники или вестники не кричат на базаре о своем приближении и поручении. Даваемое через них само говорит за себя и воспринимается чуткими сердцами, но там, где нужно и где им Указано, там они должны это утверждать. Но разница в том, что истинные вестники не будут называть себя Мировыми Учителями, или грядущими Дхиан-Коганами [48], или даже Апостолами и присваивать себе чужих воплощений и, главное, не будут писать ложных и безвкусных книг и монополизировать Общение с Вел[икими] Учителями.
Что же касается до инкриминируемых валериана и мускуса, то средства эти входят в Аюрведическую медицину. И для меня откровение, что Аюрведическая медицина принадлежит к Четвертой расе!!! Опять хочется сказать – милые, знайте больше!
Смешно читать и о высочайших степенях посвящения, которых можно достичь в современных школах. Высшие степени достигаются лишь внутренним усовершенствованием, которое никакая современная эзотерическая школа, даже если бы во главе ее стояла такая «йогиня», как г-жа Каменская, дать не может. Посвящения происходят наедине между Вел[иким] Учителем и учеником, и результатом их является следующая ступень восприятия Высших энергий или Лучей. Потому такие Посвящения происходят всегда неожиданно и часто просто в спальне или рабочей комнате. И этот Праздник Духа остается неизгладимым в сознании и сердце ученика. Эти Праздники Духа не имеют ничего общего с бутафорией посвящений, описанных в некоторых оккультных книгах.
Также и г-же Сол[овской] скажем, чтобы она не беспокоилась. Е.П.Бл[аватская] почтена нами, может быть, больше, чем замалчивающими о ней теософами. Так, Н.К. написал в 25-м году картину «Вестник», посвященную памяти Е.П.Бл[аватской], и сам отвез ее в Адиар, где положил начало Музею Памяти Е.П.Блаватской. Именно наша мечта – достойно почтить Имя Блав[атской], когда наступит срок. Также пусть г-жа Сол[овская] не беспокоится: мы не будем излагать их теософию, ибо имеем Океан Учения и все сокровища Восточной Мудрости.
Также, родная Надежда Павловна [49], никогда не следует разубеждать в чем-либо неверов. Ведь для главарей теософов признать Источник книг Жив[ой] Эт[ики] равносильно подписанию отказа от своего духовного приоритета. Потому оставим им эту человеческую утеху считать себя папами римскими. Учение не может быть умалено их непризнанием или возвеличено их признанием. Истина сама говорит за себя. На этом поставим точку [50].
31 июля 1937 г.
Конечно, Вы правы, что людям нелегко разобраться во всем обилии появляющихся сейчас самоявленных адептов, но для этого и даны были через Е.П.Бл[аватскую] Основы Учения Бел[ого] Братства, но кто удосужился изучить их? Все предпочли облегченные и удобные интерпретации, вместо того чтобы направить свое внимание именно на Основные Заветы. Утверждаю, что Е.П.Бл[аватская] была единственной посланницей Бел[ого] Бр[атства], она одна ЗНАЛА. После нее было дано через Франчиа Ла Дью [51] замечательное Учение Вел[икого] Уч[ителя] Бел[ого] Бр[атства] Иллар[иона], но кто из наших соотечественников слышал о нем? Вероятно, и г-н Памфоров [52] не получил разрешения упоминать о нем, впрочем, вернее, что ничего не знает о нем.
Сейчас дается Океан Учения Жив[ой] Эт[ики], изучив его, человек будет вооружен на дальнейший путь, ибо сознание его расширится и распознание станет сопутствовать ему на его жизненном пути.
Вы спрашиваете, каким образом высокий дух может заниматься обманом, выдавая себя за Учителя Белого Братства? Но, прежде всего, следует установить, в чем заключается такой критерий? Критерий земной может очень разниться от критерия надземного. Святошество и приторная, часто лицемерная доброта не будут признаком величия духа. Вернее судить о величии духа по его терпимости, вмещению и великодушию [53].
2 сентября 1937 г.
Е.Ф.П[исарева] снова написала дружественное письмо Н.К., но, по-видимому, не нашла еще в себе достаточно мужества, чтобы встать на определенную точку зрения по отношению к кн[игам] Ж[ивой] Эт[ики]. Иногда мне кажется, что ей очень хотелось бы вырваться из-под опеки своей Аввы. Но кто сказал, что нужно подчиняться во всем иерархическому началу А.А.К[аменской]? Кто установил этот авторитет? Мне кажется, что прямая обязанность всех русских теос[офов] – ознакомиться прежде всего со всеми трудами Е.П.Бл[аватской]. Почему должны мы подходить к Учению, принесенному Е.П.Блав[атской], через английские очки? Кроме того, как пишет Е.Ф.П[исарева], в Адиаре имеется целый сундук ее рукописей. Среди них имеются и еще не опубликованные, и даже рукописи на русском яз[ыке]. Спрашивается, почему они не были доверены в свое время главам Р[оссийского] Т[еософического] движения для ознакомления с ними русских и английских членов Т[еософического] Общ[ества]?
На вопрос, как может быть в вашем обществе тот или другой несовершенный человек, можно ответить вопросом же – а где они, совершенные? К тому же мерило Вел[иких] Уч[ителей] значительно разнится от мерила земного. Часто внешний человек много лучше внутреннего, но Вел[икие] Уч[ителя] принимают во внимание именно внутреннего человека. Кроме того, в задание нашего Общества не входит создание ангелов, пусть этим занимается церковь. Кстати, тысячелетия ее существования и мирового распространения и владычества наглядно показали, насколько она в этом преуспела. Следствия налицо. Наша задача гораздо скромнее. Мы просто желаем помочь приходящим к нам хотя бы несколько расширить сознание и получить ответ на многие проблемы жизни, на которые не смогла ответить церковь. Имеющиеся у нас кн[иги] Учения Жизни по своей космосопространственной широте мысли именно дают ответ на все запросы. Итак, пусть не ищут ангелов среди наших членов, мы заняты людьми [54].
12 ноября 1946 г.
Моя родная Зиночка [55] не будет сокрушаться трудностью нахождения истинно преданных людей. Если бы несение Креста Культуры было легко, то и заслуги не было бы. Кого нашла Блаватская? Неужели Олькотта, который уявил столько злопамятства и зависти, допустив в своем «Дневнике» неуместные и злобные замечания о ней, о ней, все ему открывшей. Или Синнетта, типичного самомнительного англичанина, получившего так неизмеримо много от В[еликого] Уч[ителя] за оказание им некоторой поддержки Блаватской, и все же оказавшего ей недоверие? Неужели Безант, которая привлекла Ледбитера, этого черного гения Теософ[ического] движения? Или даже граф[иню] Вахтмейстер, очевидицу многих доказательств заботы и доверия Вел[иких] Уч[ителей] к Е.П.Б[лаватской] и все же допустившую в мыслях, из-за наговоров негодяев, сомнение в непонятных для нее действиях Е.П.Б[лаватской] – этого врожденного благородства, самоотверженности, бескорыстия и честности! Жалкие карлики! Немало еще их, чей нравственный и умственный уровень настолько низок, что они не могут вместить в свои узкие рамки гениальную сущность Е.П.Б[лаватской]. Она им уявляется как бы в вогнутом зеркале. Но такие жестокие искажения претерпевались всеми великими людьми, не говоря уже об искаженных Обликах Вел[иких] Учителей человечества. Остается одно утешение – нестираемость рекордов Акаши, хранящих истинные лики великих деятелей, их мысли и намерения. Кто сможет подняться на такие Высоты, прочтет эти рекорды [56].
27 августа 1949 г.
Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать «Тайную Доктрину» и принести миру подтверждение и знание утерянное о существовании Вел[икого] Братства. Никогда не следует приводить сравнения, ибо кто может понимать и знать разницу строений организмов, избранных для несения определенных поручений.
Блав[атская] уже в своих прежних жизнях уявлялась на йогическом пути, но в этой жизни ей пришлось принять тело сильного медиума, ибо поручение ее было работать среди большого числа людей, среди постоянного враждебного к ней отношения и окружения дисгармоническими аурами и уявлять чудеса для убеждения избранных в существовании иных законов Природы, в существовании знания высшего [57].
Из писем Н.К.Рериха Е.Ф.Писаревой [58]
15 июля 1936 г.
Дорогая Елена Федоровна, <...> Вы видите, что и мифические лекции, и столь же мифические американские рассказы, все это оказалось лишь чьими-то злобными выдумками. То же самое и во всем остальном. Конечно, ни мы, никто из наших друзей не может быть против Теософии. Основоположенники Великие и наша славная соотечественница Е.П.Б[лаватская] уже являются залогом того, что все около происходящее не может вызывать недоброжелательства. Если кто-то злобный и в этом старается изобрести гнусную выдумку, то да будет ему стыдно. Напрасно Вам кажется, что д-р Асеев, к которому, как я уже писал Вам, Е.И.[Рерих] и я питаем самые лучшие чувства, будто бы имеет что-то против Теософии. Ничего подобного. Ведь в его журнале был прочувствованный некролог об А.Б[езант], в котором она названа «сверхчеловеком». Если же, как Вы пишете, не был помещен некролог Ледб[итера], то к тому могли быть особые причины. Во-первых, этого некролога я не видел и потому содержание его нам не известно. Во-вторых, нам известно, что очень многие теософы, французские, американские, английские, австралийские имеют на этого деятеля свою особую обоснованную точку зрения. Поэтому от факта непомещения некролога Ледб[итера] до неприятия Теософии неизмеримая разница. Вы пишете, что хотели бы послать д-ру Асееву свою статью. Какая прекрасная мысль, и я уверен, что он будет глубоко рад ей, ибо предчувствую, что Вы напишете что-то вдохновенное о нашей почитаемой Е.П.Б[лаватской]. Просим Вас, напишите о ней. Напишите в тех возвышенно-сердечных тонах, которыми отличается все написанное Вами. О Е.П.Б[лаватской] необходимо написать именно Вам. Еще совсем недавно мне было прислано два гнуснейших выпада против нее, – один из Харбинской газеты, другой из русской Нью-Йоркской. Увы, оба эти мерзкие выпады были подписаны русскими именами. Какой стыд. Тем более нам русским нужно всемирно отстаивать наших великих соотечественников, что, как видите, не кто иной, как сами же русские дерзают бросать грязь в то великое, что эти люди по невежеству и понять-то не могут. Кроме того, многим хорошим русским кажется, что имя Е.П.Б[лаватской] сознательно ли или бессознательно иногда умаляется и затушевывается разными другими именами. Вы должны быть уверены, что мы далеки от каких бы то ни было умалений. Каждый работник на светлой ниве культуры должен быть добросовестно и благостно обережен. Поэтому прошу Вас, напишите светлую статью о Е.П.Б[лаватской]. Это будет истинный праздник для нас и для всех друзей культуры.
17 августа 1937 г.
Дорогой, добрый друг наш, Елена Федоровна, Посылаю Вам копию отвратительной листовки, полученной нами с Даль[него] Вост[ока]. Несколько времени тому назад я посылал Вам выдержку из тоже отвратительной книги «Враги Вселенной», в которой так невежественно была оклеветана почитаемая Е.П.Б[лаватская] и многие другие. Теперь же Батурин [59] с авторами «Врагов Вселенной» распространяет прилагаемый текст листовки. Таким образом получается целая продуманная гадкая атака на многое ценное. При этом особенно странно, что члены Т[еософического] О[бщества] как бы не знают об этих организованных выпадах. Предполагают, что принадлежность А.Б[езант] к масонству будто бы могла послужить причиной этих нападений. Но, конечно, причина лежит еще глубже, ибо мракобесам нужно вообще оклеветать и по возможности разложить все лучшие устремления человечества. Еще и еще раз радуюсь Вашим биографическим очеркам о Е.П.Б[лаватской]. В недавно полученном нами №8 «О[ккультизма] и Й[оги]» мы все были рады читать Ваш очерк. Чем больше справедливых и добрых слов будет сказано о великой русской женщине, тем это сейчас необходимее. Еще недавно мы опять слышали, что некоторые люди книг не читают и в то же время со злорадством и несправедливостью невежества высказываются о том, чего они вообще не знают и не желают. Печально, что некоторые люди желают бороться, только вовсе не там, где их борьба нужна.
18 августа 1937 г.
...Большое спасибо Вам за объявление о Мемуарах Е.П.Б[лаватской]. Мы о них читали и как раз выписали их. Чрезвычайно интересно будет их получить, Вы знаете, как все мы почитаем Е.П.Б[лаватскую]. Елена Ивановна с нетерпением ожидает эту книгу, ведь у нее собрана вся литература о Е.П.Б[лаватской] и Т[еософическом] О[бществе]. А вот из Болгарии к нам опять дошли вести, что там досужими членами Т[еософического] О[бщества] распускается старая клевета о враждебности нашей к Т[еософическому] О[бществу]. Что это – полная ли авидия [60] или злопыхательство?
1 октября 1937 г.
Дорогой друг наш, Елена Федоровна, <...> Вы спрашиваете о книге «Биография Е.П.Б[лаватской]». Мы получили ее и весьма изумлялись. Ничего дурного в ней не содержится, но вся она состоит из общеизвестных сведений и решительно ничего нового в ней не сказано. Поэтому странно звучит сообщение о том, что материалы для этой книги впервые почерпнуты из доселе недоступных источников. Мы купили книгу в Адьяре, и нам прислали ее с вычеркнутым красным карандашом заявлением издательства о том, что материалы взяты из Архивов Адьяра. Во всяком случае книгу нельзя квалифицировать как вредную, ибо в ней никакого умаления или клеветы не содержится. Для людей, которые ранее не читали в разных источниках о подвижнической деятельности Е.П.Б[лаватской], и эта книга будет весьма полезна, хотя по цене и немногим доступна. Ведь главное, чтобы не было каких-то умалений, подковырок и подозрений. В этом смысле иногда родственники самой Е.П.Б[лаватской] грешили больше, нежели посторонние писатели. Впрочем, к сожалению, нередко родственники судили несправедливо. Достаточно вспомнить, что писали сыновья Толстого о своем великом отце. Недавно нам прислали проекты ныне возводимого огромного Института Экспериментальной Медицины в Моск[ве]. А теперь мы слышим, что еще основан Институт Изучения Индо-Тибетской Медицины. Вы понимаете, куда направляется мышление. Ведь восточная медицина привлечет изучение и философии. Елена Ивановна убеждена, что на Родине будет и Институт имени Е.П.Б[лаватской]. Еще не хватает, чтобы Т[еософическое] О[бщество] стало бы преследовать за почитание великой соотечественницы и распространение ее трудов. Сейчас происходят в мире такие странности, что за Христа будут преследовать Христиане.
Из книги «Вестник Космической эволюции»

1. С середины XX века в русском переводе общество стало именоваться Теософским.
2. Г.Бейли-Уивер (?–1926) – Генеральный секретарь Теософского общества (1916–1921).
3. Рерих Е.И. Письмо Е.Ф.Писаревой от 22 февраля 1939 г. // Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. VI. М., 2006. С. 343.
4. Рерих Е.И. Письмо от 6 мая 1934 г. // Письма Елены Рерих. В 2 т. Т. I. Мн., 1992. С. 188.
5. Рерих Е.И. Письмо от 7 января 1937 г. // Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. V. М., 2003. С. 16.
6. А.А.Каменская (1867–1952) – русский теософ, первый председатель Российского теософского общества, а также Русского теософского общества в Женеве.
7. В.И.Крыжановская (псевдоним Рочестер) (1857–1924) – русская романистка.
8. Рерих Е.И. Письмо от 7 декабря 1935 г. // Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. III. М., 2001. С. 681.
9. Ч.Джинараджадаса (1875–1953) – деятель теософского движения, четвертый президент Теософского общества (1946–1953).
10. Рерих Е.И. Письмо от 20 июня 1936 г. // Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С. 243.
11. Е.Хиллард – писательница, член Американской секции Теософского общества.
12. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С. 98–99.
13. Журнал, издающийся общиной Храм Человечества (г. Алсион, шт. Калифорния, США).
14. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С. 239–240.
15. Имеется в виду община Храм Человечества.
16. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С. 284–285.
17. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С. 355.
18. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. II. М., 2000. С. 471.
19. А.Т.Баркер (1893–1941) – английский издатель и редактор.
20. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. III. М., 2001. С. 432–433.
21. Р.Я.Рудзитис (1898–1960) – латышский поэт и писатель, председатель Латвийского общества Рериха с 1936 г.
22. Н.П.Серафинина (1876–1959) – первый председатель Литовского общества Рериха.
23. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С. 243.
24. А.М.Асеев (1902/03–1993) – доктор медицины, русский эзотерик, издатель журнала «Оккультизм и Йога» в Белграде (Югославия), затем в Асунсьоне (Парагвай), в котором Е.И.Рерих вела рубрику «Свободная трибуна».
25. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С. 247–248.
26. Патроны, покровители (англ. patrons).
27. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С. 306.
28. The Letters of H.P.Blavatsky to A.P.Sinnett and other Miscellaneous Letters. Transcribed, compiled and with an Introd. By A.T.Barker. New York: Frederick A.Stokes, 1925.
29. The Mahatma Letters to A.P.Sinnett. Transcribed, compiled and with an Introd. By A.T.Barker. London, 1923.
30. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С. 383–384.
31. Д.С.Арундейл (1878–1945) – деятель теософского движения, третий президент Теософского общества (1934–1945).
32. А.Калиостро (Джузеппе Бальзамо) (1743–1789) – граф, исследователь тайных наук.
33. «Письмо 22. Потерянный хранится в надлежащем месте. Gueburs сделали его невидимым для преступных намерений. Брат мой, тот, кто заботится о мнении большинства, никогда не поднимется над толпой. Серапис» (англ.).
34. В.М.Сеплевенко – корреспондент Е.И.Рерих из Болгарии, переводчик книг Учения на болгарский язык.
35. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. IV. М., 2002. С. 431–432.
36. М.Монтень (1533–1592) – французский философ и писатель.
37. Е.П.Соловская – член Российского теософского общества.
38. Ц.Л.Гельмбольдт (1867–1936) – член Российского теософского общества.
39. Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) (1836–1886) – индийский философ и подвижник.
40. Вивекананда (Нарендранатх Датт) (1863–1902) – индийский философ и общественный деятель, ученик Рамакришны.
41. «Lam-rim Chen-mo» («Ступени пути Просветления») – основной труд реформатора тибетского буддизма Цзонкапы.
42. Letters from the Masters of the Wisdom. Transcribed and compiled by C.Jinarajadasa. First series. Adyar. Madras: Theosophical Publishing House, 1919. – Second series. Adyar. Madras: Theosophical Publishing House, 1925.
43. А.А.Бейли (1880–1949) – американский эзотерик, основательница общества «Аrcanе School».
44. Teaching of the Temple. The Temple of the People. Halcyon. California, 1925.
45. Д.Кришнамурти (1896–1986) – индийский религиозный философ и поэт.
46. Р.Д.Арундейл (1904–1986) – деятельница теософского движения, жена Дж. Арундейла.
47. Невежд (лат. ignoramus).
48. Владыки Света (санскр.).
49. Серафинина Надежда Павловна.
50. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. V. М., 2003. С. 12–16.
51. Ф.Ла Дью (1849–1922) – американский философ-эзотерик, основательница общины «Храм Человечества» в г. Алсионе (США, шт. Калифорния).
52. Памфоров – последователь учения П.Донова (Болгария).
53. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. V. М., 2003. С. 194.
54. Там же. С. 224–225.
55. З.Г.Фосдик (урожд. Шафран, по первому мужу Лихтман) (1889–1983) – ближайшая сотрудница Е.И.Рерих, член Правления Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, с 1949 г. – исполнительный директор; вице-президент и директор Мастер-Института Объединенных Искусств, преподаватель музыки Международного художественного центра «Corona Mundi».
56. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. VII. М., 2007. С. 352.
57. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. VIII. М., 2008. С. 250–251.
58. Материал подготовлен О.А.Лавреновой.
59. К.В.Батурин (1903–1971) – журналист, руководитель группы «Оккультный центр» (Шанхай).
60. Незнание (санскр.).

© 2001—2021 Международный Центр Рерихов
 ******************

Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
21 августа 2021 года
*************
ПРИЛОЖЕНИЕ

Тайны брата Хирониуса

Тайны никогда не перестанут окружать Елену Петровну Блаватскую. Чего стоят одни только сведения о её прошлых и последующих воплощениях, известных последователям теософии и Агни-Йоги из разных источников. До сих пор некоторые теософы спорят: была ли Блаватская в прошлом воплощении графом Калиостро или нет?

 На первый взгляд, у этих двух адептов и посланников Белого Братства действительно было немало общего. Оба обладали необычными (паранормальными) способностями. Оба были безжалостно оклеветаны толпой и представлены – несмотря на их огромные знания и умения – шарлатанами и обманщиками. У обоих было множество врагов, и оба были склонны слишком доверять мнимым друзьям, на деле оказавшимся предателями.

Судя по высказываниям Е. П. Блаватской и затем Е. И. Рерих о Калиостро, таинственный граф явно был учеником Великих Учителей. Блаватская весьма положительно оценивала личность Калиостро и его деятельность, отмечая в своем эссе о нём следующее: «Основной причиной его жизненных проблем была женитьба на Лоренце [или Серафине] Феличани – послушном орудии иезуитов, и можно назвать ещё две второстепенные причины – его неизменно добродушный нрав и слепую веру в своих друзей (хотя некоторые из них оказались предателями и превратились в его злейших врагов). Но ни одно из несправедливо приписываемых ему преступлений не в силах опорочить его славу ипосмертнуюрепутацию. И если он в чём-то действительно виноват, то только в своей слабости, которую питал к недостойной женщине, и в знании некоторых тайн природы, которыми он не желал делиться с церковью».

Как известно, «неизменно добродушный нрав» и «слепая вера в своих друзей», склонных к предательству, были свойственны и самой Блаватской.

Отметим также, что и Е. П. Блаватская, и Е. И. Рерих упоминали о необыкновенной помощи, оказанной заточённому в темницу графу: «Не забудем и Калиостро, избежавшего казни лишь благодаря вмешательству таинственного Незнакомца, появившегося перед Папой Римским, после чего казнь была отменена, а затем и сам Калиостро исчез из темницы». Подобная помощь могла быть оказана только сотруднику Белого Братства, но уж никак не какому-нибудь шарлатану, каковым Калиостро представляли враги.

Ещё один интересный факт состоит в том, что Блаватская была обладательницей перстня, которым некогда владел Калиостро. В силу этого обстоятельства некоторые теософы считали Калиостро прошлым воплощением Блаватской. В теософской литературе упоминается история с пропажей у неё этого перстня и последующим нахождением его. Е. И. Рерих подтвердила эту историю, но ничего не сообщила относительно того, почему этот перстень оказался у Елены Петровны. «Перстень Е. П. Блаватской, перешедший от неё к А. Безант, а после смерти последней к Арунделю, принадлежал раньше Калиостро, а не Белому Братству, о чём имеется свидетельство Джинараджадазы, – писала Елена Ивановна. – В одной теософической книге, вероятно, в дневнике Олькотта, описывается эпизод потери этого перстня. Правда, Е. П. Блаватская скоро нашла его, но камень с изображением розенкрейцеровских символов оказался разбитым, и его пришлось заменить».

Не меньше загадок связано и с последующими воплощениями Е. П. Блаватской. О них стало известно сначала из писем Е. И. Рерих, а затем – из ранее не публиковавшегося архива Е. И. Рерих, материалы которого недавно были выложены на сайте ГМР.

Ещё в 1934 году в одном из писем Е. И. Рерих сообщала, что «…Е. П. Блаватская около сорока лет тому назад воплотилась уже в Австрии в мужском теле и в 1924 году благополучно прибыла в физическом теле в главную Твердыню».

Новое воплощение индивидуальности, недавно известной в мире под именем Елены Блаватской, в гималайской обители носило имя Хирониуса, или Брата Хирониуса.

В 1951–1953 годах в дневниках Е. И. Рерих было записано новое известие Учителя относительно Хирониуса: «…страстный Хирониус уже снова воплотился и яро в России, как страстный сотрудник тебе, родная. Ярый тут совсем молодой мальчик, 17 лет, но ярый уже отмечен, как прекрасный серьёзный писатель и прекрасный музыкант. Ярый Мне сотрудник страстный и умный».

Обращают на себя внимание слова Махатмы М. о том, что брат Хирониус должен был стать сотрудником для Е. И. Рерих. В те годы (1951–1953) ещё явно предполагалось, что Е. И. Рерих всё же получит от советского руководства разрешение вернуться на родину и там встретит потенциального сотрудника, который мог бы содействовать её культурно-просветительской работе, а, возможно, и помогать ей в работе по систематизации её огромного архива. Увы, лучшие планы не осуществились, на родину смог вернуться лишь Ю. Н. Рерих в 1957 году, спустя два года после смерти горячо любимой матери…

Но кем же мог быть Хирониус в своём новом воплощении в России?

Задачи выдающихся индивидов в различных воплощениях могут быть разными, соответственно, и уровень их известности в обществе – тоже неодинаковым. Но могло ли случиться так, чтобы воплощение столь выдающегося духа оказалось абсолютно незаметным для общества? Едва ли.

В 1951–1953 годах Учитель говорил, что Хирониусу всего 17 лет, но он уже отмечен как прекрасный писатель и музыкант. Если Учитель сказал это в 1951 году, то Хирониус должен был появиться на свет в 1934 году.

Из слов Учителя известно, что миссия Хирониуса в новой жизни состояла также в том, чтобы помогать Е. И. Рерих в работе – значит, предположительно, Хирониус должен был интересоваться эзотерической философией Востока и рериховедением. С другой стороны, Учитель также сообщал, что 17-летний Хирониус был прекрасным музыкантом. Кто же это мог быть?

Участники группы «Агни-Йога и Рерихи» в Фейсбуке обнаружили интересную личность – композитора Алемдара Сабитовича Караманова (1934–2007), о чём сообщила в Фейсбуке админ этой группы Марина Коваль . Этот композитор был необычайно похож на Елену Блаватскую, особенно в молодости.

Конечно, далеко не всегда лицо человека бывает схожим в разных воплощениях, особенно, если воплощения происходят среди разных народов. Но теоретически нет ничего невозможного в том, что Хирониус в новой жизни выбрал себе путь композитора, музыканта. Как известно, Блаватская была в молодости прекрасной пианисткой, как и Е. И. Рерих. В своих мемуарах Елена Петровна писала о том, как в юности вместе с отцом путешествовала по странам Европы и давала концерты фортепианной игры.

Есть и ещё один деятель, родившийся в 1934 году, который не может не привлечь к себе внимание: это крупнейший рериховед, искусствовед, педагог Александр Данилович Алехин (06.12.1934 – 03.12.1994). В 1951 году ему как раз было 17 лет. Его чрезвычайно насыщенная творческой деятельностью жизнь была довольно короткой: он прожил всего 60 лет… совсем как Е. П. Блаватская.

На сайте, посвящённом творчеству А. Д. Алехина, об этом незаурядном деятеле говорится: «Советский и российский учёный, кандидат искусствоведения, профессор, доктор педагогических наук, рериховед и журналист. Крупнейший специалист по творческому и педагогическому наследию Н. К. Рериха. Автор первой в мире диссертации о Н. К. Рерихе, которая дала ощутимый импульс многим специалистам для дальнейших исследований наследия выдающегося мастера. Автор более 160 печатных работ по вопросам художественного образования и эстетического воспитания дошкольников, школьников и молодёжи, а также по теории и истории изобразительного искусства».

Нет никакого сомнения, что А.Д. Алехин внёс колоссальный вклад не только в рериховедение и искусствоведение в целом, но и в педагогику, в великое дело воспитания человека будущей эпохи. Как тут не вспомнить слова Е. И. Рерих о том, какое значение имеет искусство в педагогической деятельности и в воспитании нового поколения…

Так не об этой ли личности говорилось в дневниковых записях Е. И. Рерих как о новом воплощении легендарной Эйч-Пи-Би – брате Хирониусе, потенциальном помощнике Елены Ивановны в случае, если бы ей удалось вернуться на родину?

Увы, на эти вопросы у нас нет ответа. Талантливых и духовных людей в России, к счастью, было немало во все времена. А тайны жизни брата Хирониуса так и останутся для нас нераскрытыми – по крайней мере, пока…

Перепечатано из Интернет-журнала "Грани Эпохи" №81/2020г.
http://www.hudkultura.ru


Рецензии