Если бы Н. А. Пушкина стала княгиней Орловой

       ЕСЛИ  БЫ НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА  ПУШКИНА  СТАЛА КНЯГИНЕЙ  ОРЛОВОЙ
                опыты сослагательного наклонения

 В воспоминаниях, печатавшихся в журнале «Исторический вестник» в 1900 г., сын знаменитого исторического романиста С. М. Загоскин, мысленно переносясь почти на половину столетия назад, упоминает о знакомстве на великосветском балу с младшей дочерью Пушкина в мае 1857 г.:
«Бал этот, удостоенный присутствием Государя Императора, отличался множеством красивых и хорошеньких женщин, но красота одной из них просто поразила меня!... В жизнь мою я не видал женщины более красивой, как Наталья Александровна, дочь поэта Пушкина... Я был представлен ей приятельницей ее княжной Суворовой, и к великому моему удовольствию дочь Пушкина подарила меня несколькими приветливыми словами».
 Больше встречаться и беседовать Загоскину с Натальей Александровной не довелось, и далее в своих воспоминаниях он лишь раз упоминает о ней - при знакомстве на другом балу с ее сестрой.
 О чем же говорила Наталья Александровна Загоскину? Об этом мы узнаем из авторского  примечания к воспоминаниям: «...До своего первого замужества она была сильно влюблена в князя Николая Алексеевича Орлова, страстно ее любившего и желавшего на ней жениться, но отец его, шеф жандармов князь Алексей Федорович, не допустил этого брака, считая дочь Пушкина неподходящей невестой для своего сына… (Слышано мною от самой Натальи Александровны)».
 Видимо, Наталия Александровна не страдала излишней скромностью, если отважилась поведать о столь сокровенном впервые увиденному совершенно незнакомому человеку. 
История, как известно, не знает сослагательного наклонения. И все же попытаемся представить: если бы юная Таша Пушкина вышла бы замуж за Николая Орлова, как бы сложилась их совместная жизнь.
 Во время Крымской войны полковник Николай Орлов был в составе армии под командованием И.Ф. Паскевича.  При осаде Силистрии в мае 1854 года он жестоко пострадал - получил девять ран и лишился глаза, после чего долго лечился. Его жене, если бы в то время он был женат, пришлось бы отказаться от выездов в свет, уделяя все внимание израненному супругу.

«Что муж в сраженьях изувечен» - эти слова Татьяны Лариной, ставшей княгиней, невольно приходят на память.

Сумела ли выдержать столь тяжелые душевные испытания Таша Пушкина, которой было всего восемнадцать? Разумеется, появление дочери Пушкина, сделавшейся княгиней Орловой, на балах и раутах безмерно радовало бы ее самолюбие. Вальсируя с Загоскиным, она беззаботно веселилась, хотя не могла не знать о тяжкой судьбе, постигшей любимого некогда ей человека, и умолчала о том, что ныне этот человек  страдает от жестоких ран. У нее в мыслях не было навестить того, кого прежде любила и помнила до сих пор.

 Скромной и тихой жизни, о которой мечтала ставшая княгиней Татьяна, дочь Пушкина предпочла блеск и пышность балов. Но можем ли мы упрекать ее за это? Думается, многие представительницы прекрасного пола, оказавшись на ее месте, поступили бы подобным образом.


Рецензии
Интереснейшее эссе, Алексей Вениаминович!
Героическая судьба у бывшего жениха Наталии Александровны!
С уважением,

Элла Лякишева   17.06.2025 00:15     Заявить о нарушении