За кулисами Мастера и Маргариты часть 16

 «Тут Маргарита взволновалась настолько, что у нее застучали зубы и по спине прошел озноб. Дверь раскрылась. Комната оказалась очень небольшой.»

Итак Маргарита перешагнула порог  и оказалась в комнате, где находился Воланд со своей свитой.

Булгаков подробно описывает обстановку комнаты и действия её обитателей, подчёркивая сочетание простоты и благородства, что в обычном человеческом мире практически  уже не встречается. Благородство у людей превратилось в фарс,  а простота в безвкусицу.

«Все это замирающая от страха Маргарита разглядела в коварных тенях от свечей кое-как. Взор ее притягивала постель, на которой сидел тот, кого еще совсем недавно бедный Иван на Патриарших прудах убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати.»

В этом месте Булгаков, как бы вскользь вспоминает об Иване Бездомном и связывает его и Маргариту воспоминаниями о событиях на Патриарших прудах. Но все прекрасно помнят, что Маргариты на Патриарших  не было, или…

«Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.»

Итак, глаза Воланда. Что это за таинственное описание? И чего именно? Глаза Воланда – это ворота в два тонких состояния Ума(Души): состояние сновидения(правый глаз, с золотой искоркой на дне) , и состояние глубокого сна – левый ( пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней)

 "Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар.»

 Лицо Воланда – это лицо старика, для которого нет ничего, чего он мог-бы не видеть или не ведать. Его лицо и глаза – это взгляд из высшего мира, из которого видно всё, что ускользает от человеческого взгляда. Подобный взгляд часто чудится людям, когда они пытаются спорить с собственной совестью( если, конечно, человек ещё не деградировал до потери узнавания силы совести).

«Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече.»

  Такой странный и бедный наряд для столь могущественной личности не случаен в описании Воланда. Он говорит не о неряшливости Мессира, и не о плохой службе ему его слуг и служанок. При Людях, мессир всегда выглядел изысканно и опрятно. Он преподносил себя так, как этого не ожидали окружающие. Это был маскарад для глупцов и открытие для посвящённых.
 Столь бедное одеяние при приёме Маргариты подчёркивает его Духовное богатство, которое невозможно ничем испортить или затмить. Открытость, бескорыстие, бесстрастие и высоту истинного положения ценят в Небесных сферах,  не по одёжке, а по Свету Ума(чёрный Свет -- то-же Свет). Здесь нечего украшать. Внешнее всегда грязнО и наивно приукрашено(заплатка).

Тут всё вывернуто наизнанку, и видящий увидит не внешнее, а внутреннее содержание.

 «Одну голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой темной ноги и натирала какою-то дымящейся мазью Гелла.»

Здесь подчёркивается старость и несовершенство ТОНКОГО тела, которое несомненно лучше и долговечнее физического (плотного), но всё же, и оно подвержено всеобщим Законам Природы: старению и разрушению.

 «Еще, разглядела Маргарита на раскрытой безволосой груди Воланда искусно, из темного камня, вырезанного жука на золотой цепочке и с какими-то письменами на спинке.»

Историческая справка: «Скарабей - (от греч. -- жук) -- весьма распространенный в Древнем Египте фигурки священного жука (atenchus sacer) из камня или глазированной глины, служившие амулетами, печатями, медалями. В качестве амулетов считались средством получения бессмертия благодаря этимологии своего названия (жук по-егип. хепру, а хепру также значит "быть, существовать").
 Скарабея часто изображают,  как тело жука без лапок, еще чаще -- только верхнюю часть его; нижняя представляет гладкий овал, на котором вырезывались имена или изображения богов, священных эмблем и т. п. Часто скарабеев клали в гроб мертвым, а на их спинках выцарапывались священные письмена, часто - глава 30 книги Мертвых, убеждавшая сердце не свидетельствовать против покойного на загробном суде.»

  Для Воланда, жук на шее -- это знак власти над жизнью и смертью. Что-же такое эта власть?  Это сила Духа!


 «Рядом с Воландом на постели, на тяжелом постаменте, стоял странный, как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус.»

Хрустальный шар (глобус) – магический прибор для ясновидения.

 Воланду, конечно, для ясновидения не надо никаких приборов.  В комнате Воланда  это просто символ ясновидения и всеведения, для того, чтобы вошедшая Маргарита сразу оценила способности Хозяина.

«Мой глобус гораздо удобнее, тем более что события мне нужно знать точно. Вот, например, видите этот кусок земли, бок которого моет океан? Смотрите, вот он наливается огнем. Там началась война. Если вы приблизите глаза, вы увидите и детали.
Маргарита наклонилась к глобусу и увидела, что квадратик земли расширился, многокрасочно расписался и превратился как бы в рельефную карту. А затем она увидела и ленточку реки, и какое-то селение возле нее. Домик, который был размером в горошину, разросся и стал как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом черного дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил черный дым. Еще приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежащую на земле, а возле нее в луже крови разметавшего руки маленького ребенка.»

Появление в романе Демона войны – Абадонны подчёркивает факт ясновидения и предсказания через него, второй мировой войны. Булгаков уже знал о надвигающейся трагедии человечества.

Вернёмся к последовательности романа.


***
 «Несколько секунд длилось молчание. «Он изучает меня», – подумала Маргарита и усилием воли постаралась сдержать дрожь в ногах.

Наконец Воланд заговорил, улыбнувшись, отчего его искристый глаз как бы вспыхнул:
– Приветствую вас, королева, и прошу меня извинить за мой домашний наряд.»

 Извинения Воланда были скорее провокационными, проверяющими, та-ли перед ним, кого он ожидал.

Голос Воланда был так низок, что на некоторых словах давал оттяжку в хрип.
Воланд взял с постели длинную шпагу, наклонившись, пошевелил ею под кроватью и сказал:
– Вылезай! Партия отменяется. Прибыла гостья.
– Ни в каком случае, – тревожно свистнул по-суфлерски над ухом Маргариты Коровьев.»

Для чего нужна была подсказка Коровьева?

Маргарита находилась в некотором оцепенении от увиденного, и  Фагот «сдунул» её с места оцепенения.

«– Ни в каком случае... – начала Маргарита.»
«Азазелло тихо и одобрительно крякнул, а Воланд, внимательно поглядев на Маргариту, заметил как бы про себя:
– Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода! Кровь!
Он протянул руку и поманил к себе Маргариту. Та подошла, не чувствуя пола под босыми ногами. Воланд положил свою тяжелую, как будто каменную, и в то же время горячую, как огонь, руку на плечо Маргариты, дернул ее к себе и посадил на кровать рядом с собою.»

Во многих Духовных учениях «сесть рядом», а в данном случае «посадил рядом с собою» означает равностность и беспристрастие. Воланд этим жестом приблизил к своему сознание Маргариты. Это надо понимать так, что Маргарита(её состояние сознания) уже не Та, что была до этого момента, она сбросила ТО, что являлось ранее преградой для её очищения и  возвышения. ( В фильме этот момент показан, как снятия покрывала с тела Маргариты, обнажая его полностью). Маски сняты, все обнажены в своей природе.

 «Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были живые.»

Её удивление ничто иное, как НЕПОЛНОЕ просветление сознания. В ней ещё воюют сомнения, с которыми она постоянно борется.

Компания Воланда замечают это и пытаются отвлечь Маргариту от её страхов шутовской игрой в шахматы.

«– Гелла, пора, – сказал Воланд, и Гелла исчезла из комнаты. – Нога разболелась, а тут этот бал, – продолжал Воланд.
– Позвольте мне, – тихо попросила Маргарита.
Воланд пристально поглядел на нее и пододвинул к ней колено.
Горячая, как лава, жижа обжигала руки, но Маргарита, не морщась, стараясь не причинять боли, втирала ее в колено.
– Приближенные утверждают, что это ревматизм, – говорил Воланд, не спуская глаз с Маргариты, – но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на чертовой кафедре.
– Ах, может ли это быть! – сказала Маргарита.
– Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств, но я по старинке придерживаюсь бабушкиных средств. Поразительные травы оставила в наследство поганая старушка, моя бабушка! Кстати, скажите, а вы не страдаете ли чем-нибудь? Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?
– Нет, мессир, ничего этого нет, – ответила умница Маргарита, – а теперь, когда я у вас, я чувствую себя совсем хорошо.
– Кровь – великое дело, – неизвестно к чему весело сказал Воланд и прибавил: – Я вижу, что вас интересует мой глобус.»

Этот ёмкий отрывок романа показывает, как осторожно и ненавязчиво Воланд пробуждает Маргариту и она уже начинает понимать, что та причина, по которой она оказалась вовлечена в столь необычное приключение, стала обретать столь незначительный статус по сравнению с тем, что с ней происходило в настоящий момент, что у неё язык не поворачивался озвучить её. Ей было стыдно, а следовательно, она соприкоснулась со своей Божественной Природой. Что могло быть лучше этого?

Помните Наташу – домработницу Маргариты и Николая Ивановича превратившегося в борова? Пришло время для Маргариты обзавестись своей свитой, помощниками и соратниками.

( Главы с балом в части 13 и 14)
(продолжение следует…)


Рецензии
Я кратко пролетел по некоторым изложеньям мысли Вашей, Марина, и вот.🏇🦧 -
Что мыслю я?..
- Много текста, что есть ваши рассужденья, это ОДНО, но, переписка текста книги -???...
- А выводы, коих НЕТ в Обобщении ПЕРСОНАЖЕЙ по всем вместе собранным персонажам... - ?..

Если бы была одна статься с осмысление Образов и в ней, кто не уверовал иль усомнился - ссылка на ЭТИ труды, кои вы явили для освященья, как расширяющее или утверждающее на базе видения аллегории в Образе, сказанном или действии, как и в неких ситуациях.
Т.е. Есть над чем ещё поработать - ОБОБЩИТЬ с Общими ВЫВОДАМИ по Персонажам.
А так, конечно ж - Психологический расклад, утончённое видение деталей в отвлечённом понимании буквального, как бы, ПРИСУТСТВУЕТ!!! 👍😃🙋‍♂️
И если вдруг, моя осознанность отлична будет от вашей - НОРМАЛЬНО!
Истину познаём только собой! - 😃👋 -
(Ну, как-то так происходит работа-понимание произведений, как и рецензия на них.
хотя, сколько убеждал себя, попроще - + аль -, и пусть гадает автор, читал я или нет?.. Понравилось или у виска крутил перстами?..
Не забывая пригласить к себе!!! -
Ну, Света Благодатного в ТРУДЕ Духовном!!! Храни Вас, Маринка, Бог-Творец-Отец!!!
- 🙂👰🕊🌺🌹❤🌼 -


Анатолий Ведов   08.02.2024 14:37     Заявить о нарушении
Обобщать -- это ваша работа, Анатолий, а моя задача иная, которую я и стараюсь выполнять скрупулёзно. Моя задача разглядеть под микроскопом невидимое на первый взгляд, каждый вздох на всех уровнях.
Успехов Вам в трудах Ваших.

Марина Тигра   08.02.2024 21:21   Заявить о нарушении
А вот обида, Марина, не есть хорошо.
Если не обобщать, вывод свершая, - то для чего вообще копаться, Это каждый и сам может. Это как ДАВАТЬ ВСЕМУ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, - чем занимались мы в период Ведический аж 990 000 годков. А то, чему не дали определение - как и не осознали для чего, исчезло из Планеты. (Помните Сказ Вестника от Бога по симу вопросу?!)

И ещё, сколько вы уделили время с рецензией, если её так можно назвать?
Да, зачем вывод делать? Повествовать, переписывать то, что понимаем между строк, что-то видеть и осознавать и......??? - ДЛЯ ЧЕГО?
Честь имею)
Однако .............. кто есть кто? Интуитивно определите.


Анатолий Ведов   09.02.2024 14:11   Заявить о нарушении
Анатолий, вы прочли мои статьи поверхностно, не все, как вы выразились, "Я кратко пролетел по некоторым изложеньям мысли"... Что-то для себя решили, и стали давать советы, с этого, не очень прочного постамента, на который забрались. Я не обсуждаю поверхностные суждения. В отличии от вас, я считаю, что читатель должен прочесть и сделать вывод, а не я за него. Если бы вы внимательно прочли, то увидели бы КТО объединяет в романе всех персонажей -- Это Иван Бездомный. Все остальные герои возникают вокруг него. Я это подробно, во всех деталях раскрываю, проходясь по тексту( для чего его и привожу).
"И если вдруг, моя осознанность отлична будет от вашей - НОРМАЛЬНО!"
Я за вашу осознанность не переживаю, пусть она будет такой, как вам удобно и угодно. Для меня это тоже нормально.

"... и пусть гадает автор, читал я или нет?.. Понравилось или у виска крутил перстами?.." Чего тут гадать? Если написал читатель что-то, значит ЗАДЕЛО за живое, а это главное!

Марина Тигра   09.02.2024 19:45   Заявить о нарушении
Если написал! - А многие пишут раскладывая то, определяет СУТЬ переданного Образом в отвлечённом понимании, - как это делаю я, к сожалению во вред себе?..
Будьте Здравы и Счастливы во миру Земном ПрекРАСном и РОДном! -)

Анатолий Ведов   09.02.2024 20:00   Заявить о нарушении
И Вам всего доброго.

Марина Тигра   09.02.2024 23:13   Заявить о нарушении