Чомбе и Кадет

    Одно время в 80-х годах мы часто ходили обедать в столовую на станции. Столовая была от МПС и считалось, что в ней готовили лучше, чем в заводских столовых. Да и был некий элемент  отдыха в прогулке до станции. Постоянными персонажами, которых  мы там встречали были два бомжа. Один был худой, высокий , в любую погоду, даже в жару, носил длинное осеннее пальто черного цвета, полы которого доходили до щиколоток. Строгое выражение небритого лица дополняла офицерская выправка. Внешне сильно напоминал генерала Хлудова из фильма «Бег».

    Его собрат был невысокого роста с круглым лицом, курносым носом, большими губами и слезящимися глазами. Лицо у него, как это часто бывает от постоянного употребления алкоголя,  имело  почти черный оттенок. Засаленные штаны и куртка  не стесняли свободу его движений, так как были размера на два больше чем требовалось. Солнце и погоды  основательно поработали с их первоначальным цветом, так что они приобрели какой-то защитный милитаризованный пятнистый окрас.

      Известны эти несчастные были под именами  Кадет и Чомбе . Про Кадета говорили, что он из бывших военных, а про Чомбе вообще ничего не было известно.
В то время  ходила поговорка «был бы ум бы у Лумумбы- был бы Чомбе не при чем бы». Дело было в Конго и в борьбе за власть Чомбе убрал лидера национального движения Лумумбу. В СССР были на стороне Лумумбы и Университету дружбы народов присвоили имя Патриса Лумумбы.

    Около столовой всегда отиралась стайка бездомных собак. Кадет и Чомбе с ними ладили. В столовой их обоих  хорошо знали и жалели. Они тихо присаживались за отдельный столик , с раздачи им приносили и первое и второе. 

      От столовой тянулся бетонный забор, отгораживающий склад Райпотребсоюза. На травке у забора валялись аптечные пузырьки из-под спиртовых настоек. Так как они не представляли интереса для сборщиков стеклотары, то число их росло и среди прошлогодних выглядывающих из-под травы, сверкали на обеденном солнце свежие, пуская отраженные лучики в глаза проходящих мимо. Это был аперитив Кадета и Чомбе.

     Ночевали они в заводской душевой. Вели себя аккуратно, приходили поздно и уходили рано, как только появлялась уборщица.  Все-таки тогда люди были добрее и милосерднее. Никто их не обижал, ни взрослые, ни дети, ни милиция.

     Первым из жизни ушел Кадет. Чомбе ещё изредка появлялся на людях, но выглядел пугливо, глаза были ещё более красными, лицо ещё более черным, а цвет одежды потемнел, потерял свой милитэри окрас и выглядел просто грязным. Ненадолго  Чомбе пережил своего товарища. Умер он зимой, говорили, что замерз не дойдя до теплой душевой. 

 


Рецензии