Забавы 90х ч. 1

Нет, не рэкет. Настоящие детские забавы. То, что делало нас причастными к искреннему веселью. Некоторые шалости, нелепые, но всё же игры и причудливые хобби - вот предмет моих текущих рассуждений с  ностальгическими оттенками. Возможно, в других дворах, кварталах и городах дела обстояли иначе. Я же попытаюсь припомнить всё глазами свердловского мальчишки из дома номер 30 на квартале Пролетариата Донбасса.

Начну с наиболее популярного - с футбола. Помню, нередко находились люди, за которыми "заходили" исключительно для получения футбольного атрибута жаждущим двором. Пробивали мячи часто и потому не каждый родитель торопился с покупкой нового. Наиболее распространенным материалом исполнения мяча была пупырчатая резина, что делало позицию вратаря чуть менее перспективной. В те дни, когда людей, желающих пофутболить сиюминутно было больше двух, а мячей меньше одного - начинался поиск пластиковой бутылки с крышкой. Заполнялась она, обыкновенно, на треть водой либо мелким щебнем. Возможно, мы были под влиянием незамысловатой пострубрики "Очумелые ручки" из передачи "Пока все дома" либо же мы просто видели цель и не видели препятствий. В любом случае, кожаный мяч был, фактически, музейным, едва одомашненным экспонатом.

Иной, менее динамичной, но гораздо более азартной игрой было выбивание наклеек и фишек противника. Происходило это весьма просто - наклейки, выбранные для игры переворачивались картинкой вниз, располагались на максимально ровной поверхности (на стол/полу/неизвестно где) и ударялись ладонью-лодочкой. Если у одного из двух игроков при воздействии воздушного потока таким образом наклейка переворачивалась рисунком вверх, а у другого - нет, то наклейка переходила к первому. Как и в любой подобной игре находились жулики, которые едва заметно загибали уголок наклейки, либо дышали перед хлопком себе в руку, что нередко  приводило к серьезным трениям в масштабах детского возмущения несправедливостью. С картонными или пластиковыми фишками дела обстояли примерно также: они ударялись об поверхность и должны были упасть должной, указанной заранее, стороной к игрокам. На школьных переменах этот вид игровой деятельности был особенно популярным.

То доступное, что коллекционировалось нами в те времена без интенсивного попеременного изменения количества экземпляров именовалось"лёликами". Они представляли собой миниатюрные прямоугольные свертки из бумажных крышек различных сигаретных пачек. Суть игры заключалась в том, чтобы разместить "лёлик" на пальцах одной руки и ударным щелчком пальцев другой задать ему вращающееся движение вперед. Чей упадет дальше - тот и победил. Просто победил. Выигрывать, приобщая побежденный "лёлик", в основном, смысла не имело, так как сигаретных пачек валялось вокруг предостаточно. Разве что ты реализовал возможность перегнать совсем уж редкую, дорогую марку.

Следующий вид коллекционирования я охотно бы отнёс к разряду несколько более странных, но я отчетливо помню, что в то время никто из нас не дал бы такой характеристики этому занятию. Это были два, по-своему, весьма приятных на ощупь материала: глина и липучка. И то и другое добывалось непросто и не имело в будущем другой соревновательной потенции за исключением лишь сравнения объема слепленных шаров. Глину раскапывали, извлекая буквально по крупицам прямо во дворе около песочного островка. Липучка находилась в швах панельных домов и являлась, похоже, герметизирующей строительной мастикой. Хранилось всё это недолго: дома липучка пригождалась в очищении одежды от шерсти, глина мало-помалу трексалась, осыпалась и незаметно сметалась в мусор. Вот, что приносить домой не разрешали совсем - так это свинец, о котором далее и пойдет речь.

Свинец - детский драгоценный металл, ядовит по вымышленным рассказам взрослых и завистливых детей, им не обладающих. Место добычи - свалки гаражных кооперативов. Назначение - выплавка благородного изделия. Опишу процедуру: найденный нерабочий аккумулятор (чаще от мотоцикла) раскурочивался любыми подручными средствами, доставались свинцовые пластины и после непродолжительной их очистки оставалось лишь найти подходящую форму для литья. В качестве этой формы чаще всего выступали спичечный коробок или пивная металлическая крышка, а сам свинец плавился на костре традиционно в консервной банке. Далее на застывшем свинце следовало обозначить свой знак, что придавало бы определенную нотку индивидуальности. Лично у меня это была буква "А", вписанная в окружность. Кто-то же выцарапывал молнию, стрелы или логотип Nike, в общем, всё что душа пожелает. Хранились все эти изделия преимущественно на улице или в подъезде - каждое в своём, мало кому известном, укромном месте.

(см.ч.2)


Рецензии