Мой любимый Нижний!

 

   
 Волговятснаб в 80-е в городе Горьком  был моим постоянным  и еженедельным местом командировок. А вместе с этим и сам город Горький для меня стал как бы второй и любимой родиной. Но были в нем неординарные события с моим участием, что случались  и ранее.

    Конец 70-х.  Встал вопрос о ледоуборочном комбайне  для нашего хоккейного стадиона. Тогда они изготавливались на базе полноприводного автомобиля ГАЗ-66. А эта модель  авто в те годы шла  исключительно в оборонку.  Но мне такая задача руководством завода  была поставлена – Надо!

        На первый взгляд  невыполнимая, но нам "повезло"! Тем  летом 1978 года в Горьковском ледовом дворце случилась авария в системе охлаждения льда. Тогда в верхней части города прошел необычный ураган и замкнувшая система электроснабжения на подстанции ледового дворца спровоцировала заклинивание двух холодильных машин. А у нас на заводе как раз меняли на одном производстве такую технику на новую. Дано было указание руководства и еще надежные машины списали и передали нам для отправки их в Горький . Я погрузил  и привез туда те очень нужные  узлы хододильных машин. Ведь при дворце базировалась хоккейная команда высшей лиги Торпедо.

    Тогдашний директор ледового дворца Анатолий Петрович Козленко осторожно меня спросил – А сколько это стоит?
    - А я ему лихо - Да, нисколько. Это подарок нашего «Химпрома» вашему ледовому дворцу!
Немая сцена! После чего был выставлен коньяк на стол и мы уже друзья до гроба. А потом – Проси, что хочешь!
   Попросил решить вопрос об автомобиле ГАЗ-66.
 - Сказал, дай подумать. Потом через некоторое время позвонил и пригласил приехать. Приехали с директором ледового стадиона Славой Качуром на заводском   УАЗике с водителем. Его нам выделил нач заводского отдела снабжения завода. Наш друг и хоккейный болельщик.
   Устроились  мы в своей любимой гостинице Ока, что рядом с ледовым дворцом.
 
      На следующий день с утреца к нам в номер постучал человек от директора ледового дворца. Такой невидненький паренек в плетеных сандаликах на босу ногу и мятом пиджачке. Представился – Миша. Меня прислали вам помочь по машине.
     Недоверчиво мы на него посмотрели и сказали – Вот что, Миша. Вчера мы немного тут режим нарушили, а сейчас, где бы пивка попить, а потом уж все дела.
 
 - Ну,поехали, говорит.
Переехали Оку по Молитовскому мосту и у Карповской церкви, завернули к массивному зданию управления Горьковского пивзавода.
  Миша нам указал на палатку справа от проходной и сказал, что там всегда самое свежее пиво.  Только мы повернули к ней, а он – Ребята! Вам не сюда. И заводит нас  в проходную. Показывает красные корочки и кивает на нас  – Это со мной. Пропускают без вопросов и без досмотра!
- Миша! Так кто же ты?
- Капитан госбезопасности Михаил Шаманин.
   Немая сцена!

     Ни хрена себе! В общем, завел он нас к главному механику предприятия в кабинет и представил  своими друзьями из Чебоксар. Тот быстро по телефону начал вызывать кого-то. Заходили мужики с самодельными двух ведерными чайниками, паянными из латуни и он посылал их за пивом из разных танков. Помню одного в черном длинном халате, резиновых сапогах и с бычком папиросины во рту он наладил за двойным нефильтрованным из четвертого танка. И, как  водится, вскоре был послан гонец за водкой. День оказался прожит не зря.
               
   А на следующий день Миша оформил нам пропуска на территорию ГАЗа. Взял из «табуна»  новенькую Волгу 24-ку и провез нас по всему производственному циклу. Такого мы никогда не видели! Посмотрели все. Производство бронетранспортеров и грузовиков. Побывали в цехе ручного изготовления правительственных «Чаек». Их бронированные кузова в ручную шлифовали и доводили до совершенства неспешно напильниками заслуженные профи - деды пенсионного возраста.
     И. конечно, впечатлил главный конвейер волжанок. Как они сходили оттуда, одна за другой, и их по началу «продирали» на вращающихся катках с большими оборотами. Какая выдерживала  – ту  в жизнь, а ходовую какой  клинило, ту  отправляли  на доводку и переделку.

    Здесь же мы заключили договор с экспериментальным цехом о продаже нашему заводу списанных узлов и агрегатов автомобиля ГАЗ-66. Это так. Для легализации изделия. А на самом деле потом пригнали на «Химпром» совсем новую машину.

    А Миша оказался руководителем группы, что охраняла периметр автозавода от воров-несунов автозапчастей. Особо злостных нарушителей  привлекали к уголовной ответственности, а у мелочевки забирали украденное и давали пинка под зад. Так вот мы с Мишей сдружились, и он нас привел на свою квартиру на улице Веры Фигнер. Во дворе старого двух  этажного дома был сарай, а в подвале его по стенам на стеллажах огромное количество запчастей. Тех самых, что отобрали у тех, кому дали под зад. И очень много я повозил тогда того супердефицита для личных «Волг» самого высокого начальства «Химпрома».

    Теперь про тот самый Канавинский мост.   
   Осенью 1936 года во время его строительства   в городе Горький (ныне Нижний Новгород) через Оку в районе  нынешнего речного вокзала  произошла  крупная техническая авария. Мост возводился пионерным способом. Т.е. на обоих берегах одновременно монтировалась часть полотна и надвигалась по опорам  навстречу друг  другу.  Но в результате инженерного или строительного просчета одно из полотен не доходя до очередной опоры отломилось и рухнуло в воду. Разумеется, стали активно искать виноватых.  В общем, Александр Иванович Душин (мой университетский преподаватель и наставник в 60-е)  в большой группе преподавателей Горьковского университета попал «под раздачу».  Был «зачислен» в состав  диверсионно- террористической группы по обрушению строящегося моста.
 
    Суд состоялся в Вологде. Судила  тройка особого совещания в приспособленном для этого  каком-то церковном соборе. Подсудимые находились на церковных хорах откуда их выводили на оглашение приговора. Время на одного не занимало более 10-ти минут: «Тебе сколько? Десять и пять. Тебе? Пятнадцать и пять «по рогам». Последнее означает поселение с лишением гражданских прав.  Александр Иванович получил десять плюс пять.

 А на другом берегу Оки находился Казанский вокзал. Именно потому, что до сих пор главный жд вокзал в Нижнем называется Московский.  До опредеденного времени постоянного металлического моста не было и пассажиры  переправлялись через Оку по временным переправам  и с Казанского вокзала по путям по правому Оки отправлялись на Арзамас и Казань.  Сейчас этих путей нет, но мост через какой то приток Оки в районе поворота на Арзамас остался.
 А в старом помещении вокзала (он находится в полной сохранности) склады и пр..

 Понятно, что старинная улица Покровка была моим любимым местом прогулок. И вот как-то я увидел, что вдоль нее , как сказали, для прокладки газопровода  механическим копателем рыли глубокую траншею. На вскидку глубиной около 5-6 метров. Но самое интересное было на пересечении Покровки  с  переулками. Там на глубине около 2-3 метров просматривалась бревенчатая  мостовая, продавленная на тех перекрестках. Грунт был вывезен. И первая мысль – А кто-то его просеял и  изучил?
  Подошел какой-то дедок и сказал. Вот. До 1937 года по Покровке ходил трамвай. А  под рельсами был булыжник.  И точно!  Булыжник был, а выше наблюдалось  почти десять слоев асфальта.

 Вернемся в  1957 год.  Никита Хрущев,  с целью народной поддержки  по заморозке выплат по облигациям военных и послевоенных займов исполнил массовое «одобрение» этой затеи в Горьком. На площади Минина у кремля были собраны  рабочие ГАЗа, Сормово и других известных предриятий. И Хрущ, якобы, заручился их согласием о заморозке выплат по тем облигациям госзайма на 20 лет(!)
  В той плотной толпе  пролетариев, вместе с одетыми в гражданское МГБшниками обретался некий чувашин.
 - И во время  горячей речи генсека он восхищенно приговаривал:
 - Ох! Шмет! Ну, и шмет!
  Секретчик рядом  ему  - Кто жмет?
 - Потинка!
 - Да ты ж в лаптях?
 - Куплю скоро!

    Приходилось в любимом и знакомом  городе  бывать и в новейшее время. Конечно, гостиница Ока для меня была самой предпочтительной.  И как-то в начале 0-х я туда поселился. Поднялся на этаж с направлением, а дежурная  меня спросила, выдавая ключ – вам лентяйку или швабру?
 Я сразу не понял, а она мне – лентяйкой вы сами сможете лежа переключать каналы в телевизоре. А швабра встанет с постели и  для вас сама все сделает!

Нет! Нижний - город уникальный!

  Упомянутый коллега Слава Качур был крутым челом по налаживанию коммерческих связей. Тот же Миша познакомил его с главным снабженцем Горьковского завода шампанских вин. Слава как-то привез ему с нашего предприятия дефицитную краску. А тот заводил и выводил его со своего завода без досмотра. Так Славе на нашем химпроме заказал и ему быстро сделали вкладыш-канистру из тонкой нержавейки в портфель- дипломат. В нее вмещалось девять литров. На заводе вин ему заливали "бутяшку". Так у них называлось негазированное шампанское с добавлением ликера. Очень вкусно!
   А директор ледового дворца на самые забойные матчи заводил нас в радиорубку, где мы как в правительственной ложе с той самой "бутяшкой" наслаждались великолепным зрелищем.

 


Рецензии
Нижний как индустриальный центр известен на всю страну.
И у тебя тоже интересные воспоминания производственной тематики. Понравилось про пиво))

А я впервые побывал на Новый 2019й.
Понравилась Набережная, Чкаловская лестница, Горьковская ёлка, город Бор, в который попали по канатной дороге.
Нижний очень красивый и комфортный .
Старый город и Кремль великолепны.

Сергей Соломонов   05.07.2022 23:43     Заявить о нарушении
Много! Очень много жизненных событий связано у меня с этим городом. Не забыть никогда!

Владимир Островитянин   06.07.2022 00:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.