Мой любимый Нижний!
Волговятснаб в 80-е в городе Горьком был моим постоянным и еженедельным местом командировок. А вместе с этим и сам город Горький для меня стал как бы второй и любимой родиной. Но были в нем неординарные события с моим участием, что случались и ранее.
Конец 70-х. Встал вопрос о ледоуборочном комбайне для нашего хоккейного стадиона. Тогда они изготавливались на базе полноприводного автомобиля ГАЗ-66. А эта модель авто в те годы шла исключительно в оборонку. Но мне такая задача руководством завода была поставлена – Надо!
На первый взгляд невыполнимая, но нам "повезло"! Тем летом 1978 года в Горьковском ледовом дворце случилась авария в системе охлаждения льда. Тогда в верхней части города прошел необычный ураган и замкнувшая система электроснабжения на подстанции ледового дворца спровоцировала заклинивание двух холодильных машин. А у нас на заводе как раз меняли на одном производстве такую технику на новую. Дано было указание руководства и еще надежные машины списали и передали нам для отправки их в Горький . Я погрузил и привез туда те очень нужные узлы хододильных машин. Ведь при дворце базировалась хоккейная команда высшей лиги Торпедо.
Тогдашний директор ледового дворца Анатолий Петрович Козленко осторожно меня спросил – А сколько это стоит?
- А я ему лихо - Да, нисколько. Это подарок нашего «Химпрома» вашему ледовому дворцу!
Немая сцена! После чего был выставлен коньяк на стол и мы уже друзья до гроба. А потом – Проси, что хочешь!
Попросил решить вопрос об автомобиле ГАЗ-66.
- Сказал, дай подумать. Потом через некоторое время позвонил и пригласил приехать. Приехали с директором ледового стадиона Славой Качуром на заводском УАЗике с водителем. Его нам выделил нач заводского отдела снабжения завода. Наш друг и хоккейный болельщик.
Устроились мы в своей любимой гостинице Ока, что рядом с ледовым дворцом.
На следующий день с утреца к нам в номер постучал человек от директора ледового дворца. Такой невидненький паренек в плетеных сандаликах на босу ногу и мятом пиджачке. Представился – Миша. Меня прислали вам помочь по машине.
Недоверчиво мы на него посмотрели и сказали – Вот что, Миша. Вчера мы немного тут режим нарушили, а сейчас, где бы пивка попить, а потом уж все дела.
- Ну,поехали, говорит.
Переехали Оку по Молитовскому мосту и у Карповской церкви, завернули к массивному зданию управления Горьковского пивзавода.
Миша нам указал на палатку справа от проходной и сказал, что там всегда самое свежее пиво. Только мы повернули к ней, а он – Ребята! Вам не сюда. И заводит нас в проходную. Показывает красные корочки и кивает на нас – Это со мной. Пропускают без вопросов и без досмотра!
- Миша! Так кто же ты?
- Капитан госбезопасности Михаил Шаманин.
Немая сцена!
Ни хрена себе! В общем, завел он нас к главному механику предприятия в кабинет и представил своими друзьями из Чебоксар. Тот быстро по телефону начал вызывать кого-то. Заходили мужики с самодельными двух ведерными чайниками, паянными из латуни и он посылал их за пивом из разных танков. Помню одного в черном длинном халате, резиновых сапогах и с бычком папиросины во рту он наладил за двойным нефильтрованным из четвертого танка. И, как водится, вскоре был послан гонец за водкой. День оказался прожит не зря.
А на следующий день Миша оформил нам пропуска на территорию ГАЗа. Взял из «табуна» новенькую Волгу 24-ку и провез нас по всему производственному циклу. Такого мы никогда не видели! Посмотрели все. Производство бронетранспортеров и грузовиков. Побывали в цехе ручного изготовления правительственных «Чаек». Их бронированные кузова в ручную шлифовали и доводили до совершенства неспешно напильниками заслуженные профи - деды пенсионного возраста.
И. конечно, впечатлил главный конвейер волжанок. Как они сходили оттуда, одна за другой, и их по началу «продирали» на вращающихся катках с большими оборотами. Какая выдерживала – ту в жизнь, а ходовую какой клинило, ту отправляли на доводку и переделку.
Здесь же мы заключили договор с экспериментальным цехом о продаже нашему заводу списанных узлов и агрегатов автомобиля ГАЗ-66. Это так. Для легализации изделия. А на самом деле потом пригнали на «Химпром» совсем новую машину.
А Миша оказался руководителем группы, что охраняла периметр автозавода от воров-несунов автозапчастей. Особо злостных нарушителей привлекали к уголовной ответственности, а у мелочевки забирали украденное и давали пинка под зад. Так вот мы с Мишей сдружились, и он нас привел на свою квартиру на улице Веры Фигнер. Во дворе старого двух этажного дома был сарай, а в подвале его по стенам на стеллажах огромное количество запчастей. Тех самых, что отобрали у тех, кому дали под зад. И очень много я повозил тогда того супердефицита для личных «Волг» самого высокого начальства «Химпрома».
Теперь про тот самый Канавинский мост.
Осенью 1936 года во время его строительства в городе Горький (ныне Нижний Новгород) через Оку в районе нынешнего речного вокзала произошла крупная техническая авария. Мост возводился пионерным способом. Т.е. на обоих берегах одновременно монтировалась часть полотна и надвигалась по опорам навстречу друг другу. Но в результате инженерного или строительного просчета одно из полотен не доходя до очередной опоры отломилось и рухнуло в воду. Разумеется, стали активно искать виноватых. В общем, Александр Иванович Душин (мой университетский преподаватель и наставник в 60-е) в большой группе преподавателей Горьковского университета попал «под раздачу». Был «зачислен» в состав диверсионно- террористической группы по обрушению строящегося моста.
Суд состоялся в Вологде. Судила тройка особого совещания в приспособленном для этого каком-то церковном соборе. Подсудимые находились на церковных хорах откуда их выводили на оглашение приговора. Время на одного не занимало более 10-ти минут: «Тебе сколько? Десять и пять. Тебе? Пятнадцать и пять «по рогам». Последнее означает поселение с лишением гражданских прав. Александр Иванович получил десять плюс пять.
А на другом берегу Оки находился Казанский вокзал. Именно потому, что до сих пор главный жд вокзал в Нижнем называется Московский. До опредеденного времени постоянного металлического моста не было и пассажиры переправлялись через Оку по временным переправам и с Казанского вокзала по путям по правому Оки отправлялись на Арзамас и Казань. Сейчас этих путей нет, но мост через какой то приток Оки в районе поворота на Арзамас остался.
А в старом помещении вокзала (он находится в полной сохранности) склады и пр..
Понятно, что старинная улица Покровка была моим любимым местом прогулок. И вот как-то я увидел, что вдоль нее , как сказали, для прокладки газопровода механическим копателем рыли глубокую траншею. На вскидку глубиной около 5-6 метров. Но самое интересное было на пересечении Покровки с переулками. Там на глубине около 2-3 метров просматривалась бревенчатая мостовая, продавленная на тех перекрестках. Грунт был вывезен. И первая мысль – А кто-то его просеял и изучил?
Подошел какой-то дедок и сказал. Вот. До 1937 года по Покровке ходил трамвай. А под рельсами был булыжник. И точно! Булыжник был, а выше наблюдалось почти десять слоев асфальта.
Вернемся в 1957 год. Никита Хрущев, с целью народной поддержки по заморозке выплат по облигациям военных и послевоенных займов исполнил массовое «одобрение» этой затеи в Горьком. На площади Минина у кремля были собраны рабочие ГАЗа, Сормово и других известных предриятий. И Хрущ, якобы, заручился их согласием о заморозке выплат по тем облигациям госзайма на 20 лет(!)
В той плотной толпе пролетариев, вместе с одетыми в гражданское МГБшниками обретался некий чувашин.
- И во время горячей речи генсека он восхищенно приговаривал:
- Ох! Шмет! Ну, и шмет!
Секретчик рядом ему - Кто жмет?
- Потинка!
- Да ты ж в лаптях?
- Куплю скоро!
Приходилось в любимом и знакомом городе бывать и в новейшее время. Конечно, гостиница Ока для меня была самой предпочтительной. И как-то в начале 0-х я туда поселился. Поднялся на этаж с направлением, а дежурная меня спросила, выдавая ключ – вам лентяйку или швабру?
Я сразу не понял, а она мне – лентяйкой вы сами сможете лежа переключать каналы в телевизоре. А швабра встанет с постели и для вас сама все сделает!
Нет! Нижний - город уникальный!
Упомянутый коллега Слава Качур был крутым челом по налаживанию коммерческих связей. Тот же Миша познакомил его с главным снабженцем Горьковского завода шампанских вин. Слава как-то привез ему с нашего предприятия дефицитную краску. А тот заводил и выводил его со своего завода без досмотра. Так Славе на нашем химпроме заказал и ему быстро сделали вкладыш-канистру из тонкой нержавейки в портфель- дипломат. В нее вмещалось девять литров. На заводе вин ему заливали "бутяшку". Так у них называлось негазированное шампанское с добавлением ликера. Очень вкусно!
А директор ледового дворца на самые забойные матчи заводил нас в радиорубку, где мы как в правительственной ложе с той самой "бутяшкой" наслаждались великолепным зрелищем.
Свидетельство о публикации №221082101546
И у тебя тоже интересные воспоминания производственной тематики. Понравилось про пиво))
А я впервые побывал на Новый 2019й.
Понравилась Набережная, Чкаловская лестница, Горьковская ёлка, город Бор, в который попали по канатной дороге.
Нижний очень красивый и комфортный .
Старый город и Кремль великолепны.
Сергей Соломонов 05.07.2022 23:43 Заявить о нарушении
Владимир Островитянин 06.07.2022 00:12 Заявить о нарушении