Интервью с Владимиром Кожушнером

Дорогие читатели!
Я обратилась к замечательному детскому писателю, неутомимому «выдумщику» и «затейнику» Владимиру Кожушнеру и попросила рассказать ему о себе, задав вопросы.


- Здравствуйте, Владимир!
Вы родились в Одессе, а войну встретили в Николаеве. Долго ли жили в Одессе, и остались ли какие-либо воспоминания от этого славного города?


- В Одессе я прожил в общей сложности 14 лет. Об этом славном городе – «Южной Пальмире» сложено немало песен, стихов, фильмов… Не удержался и я. Вот выдержки из стихотворения «Болеро» Равеля:
…..родился я и жил в Одессе,
Где каждый камень, каждый звук
Знаком мне. Здесь Молдаванка, Дюк,
Горсад, цветение акации, каштана…
Великолепие Фонтана!
и научно-приключенческой повести «Невидимый беглец»:
«….Одесса приветливо встретила молодого человека. Сентябрьское солнце светило все также ярко, как и летом, но жары не чувствовалось. Аллеи каштанов создавали прохладу. Их листья уже успели приобрести медный оттенок и упасть к ногам жителей и гостей этого прекрасного города. Несмотря  на осень, внутри у парня цвела весна….
… Домой в поселок ехать не хотелось.
Он представил тенистые аллеи Приморского бульвара, красоту Оперного театра, незабываемую Дерибасовскую улицу и ее уютные кафе, магазины, гостиницы…
…Они прогуливались по набережной, любовались морским портом и Потемкинской лестницей, вдыхали морской воздух и слушали крики чаек…»
- Расскажите о своём детстве в военной обстановке.
Двое сыновей с серьезными лицами, сидя на коленях у довольных родителей, глядят с фотографии. Такой была наша семья перед самой войной. Мне четыре года, брат Александр - на полтора года младше.
Жили в центре Одессы, в шикарной трехкомнатной квартире на третьем этаже, вместе с родителями отца и их детьми.
Война нагрянула внезапно. Отца, деда и дядьку  сразу призвали в армию.
Мать была решительной женщиной, имеющая собственное мнение и отказалась эвакуироваться вместе с бабушкой Бертой. Тем более, что они, мягко выражаясь, не очень дружили.
Долго ждать не пришлось, немцы подступали к Одессе. Мать в спешке собрала вещи и решила бежать в Николаев к своей матери, где не знали, что она замужем за евреем у нее есть дети.
Весь путь от Одессы до Николаева (а это 120 км!) она прошла пешком (она была спортсменкой) с братом на одной руке, и сумкой, за которую держался я, – на другой. Иногда, нас сажали на попутную телегу. Помню ноги лошадей, людей.  Гул, рёв, взрывы бомб, снарядов. Все перемешалось.
Поздно ночью мы добрались до Николаева.
Узнав, что немцы преследуют евреев, бабушка настояла переехать в пустовавшие, неподалеку от ее квартиры, подвальные складские помещения, в котором «прожили» более трех лет..
Помню, занавешенное тряпкой окно, полумрак в комнате. Точнее не комната, а подвал – пол из глины, на стенах плесень, окно у самой земли. Ни света, ни вентиляции, ни воды, ни туалета – ничего.
В углу, рядом с «буржуйкой»,  помойное ведро. По стенам ползают мокрицы. На полу тараканы, в кровати клопы, на нас тряпье и вши. Не было ни одной игрушки. Любимое занятие – сосредоточено ковырять стены. За что тоже доставалось.
Спали одетыми. Часто мочились в постели, а сушить нашу одежду на улице мать боялась, чтобы никто не узнал, что у нее дети.
Помню, как мать приносила шкурки от картошки и жарила их на дурно пахнущем жире (комбижир). Они были горькие, но мы их ели. Если варился суп, то это была вода, а в ней плавали две-три горошины крупы. Хлеб (лепешки из кукурузной крупы) считался роскошью. Но это постоянное,  бережное отношение к драгоценному кусочку хлеба до сих пор живет во мне.
Из-за недоедания и нечеловеческих условий проживания мы болели - рахит, дистрофия, глисты, прыщи...
Уже после войны у нас с братом обнаружили туберкулез.
      Когда освобождали Николаев, была сильная стрельба.
Потом – праздник. Колона танков двигалась по улице. Мы вылезли из своего подвала и с широко открытыми глазами смотрели на это зрелище.
Брат хотел перебежать дорогу, но упал и попал под танк. Однако все обошлось. Танк даже не задел его. Ведь по сравнению с ним мальчик был, как воробей – одна кожа да кости. Потом мы бегали смотреть, как горит продовольственный склад, который подожгли оккупанты при отступлении.
Из горящего здания, с горящими мешками с мукой, выбегали люди. Мука пахла бензином. Многие остались под обломками.
Смотрели на площади казнь предателей-полицаев. Они висели на виселице голые, со страшным оскалом на лице, со связанными руками и скрученными дулями.
До сих пор невозможно спокойно это вспоминать!
Война – это страшное событие, огромное горе и неизгладимый след на всю жизнь!
Не дай Б-г кому-нибудь такое!


- Кем Вы работали, став взрослым? Что больше всего запомнилось Вам из трудовой жизни?


- Взрослым я стал рано: Сразу после войны собирал окурки, а табак из них менял на кусочек хлеба. Конечно курил, чтобы есть не хотелось. Во время учебы в техникуме и институте, подрабатывал:  разгружал вагоны с мукой, сахаром или лесом, работал в котельной кочегаром, организовал строительную бригаду «быстрого реагирования», которая работала на стройках.
Особо запомнилась работа в первом студенческом целинном отряде. Об этом написано в книге «Автографи у бетонi» Леонида Тесляра:
«… !965 год. Подойдите к карте и посмотрите на Казахстан. Подымите взгляд на север и найдите точку на стыке трех областей: Кустанайской, Челябинской и Курганской. Здесь, на берегу реки «Уй», притока «Тобола», высадился отряд «Корабел» строить свою планету. Ну, хоть не планету, так улицу с жилыми домами на этой планете. И осталась она как память с гордым названием Корабельная.
Возвели две базы, три коровника, зерносклад, теплотрассу…»
Перед призывом в армию работал техником-констуктором в центральном конструкторском бюро и вечером  учился в институте. Вернувшись со службы, перевелся на дневное отделение, а по окончании устроился на Николаевский судостроительный завод «Океан» где проработал 34 года. Прошел путь от помощника мастера до начальника конструкторского бюро. Числился неплохим рационализатором и изобретателем. Писал статьи в журнале «Технология судостроения», издаваемом ЦНИИ ТС, и заводской газете о  собственных разработках и внедрении новой технике на заводе.


- Вы много работали. Не показался ли странным переход на пенсию, где работать не надо? Расскажите об этом периоде. Каковы были ощущения?


- По природе я трудоголик. Даже в статусе пенсионера  продолжал работать пока на рабочем месте не «схватил»  инфаркт. Только уволился, как заболели ноги. И пошло, поехало – больница, операции, капельницы… расходы, расходы, расходы…
Но сидеть без дела не пришлось. Назло «болячкам» помогал студентам делать курсовые – чертил чертежи и схемы, используя компьютерный опыт автоматизированного проектирования. Вспомнил про меня и родной Николаевский судостроительный завод «Океан», который к тому времени купили голландцы.
За время простоя, математическое обеспечение выпуска документации для изготовления трубопроводов пришло в негодность, и нужно было его восстанавливать. Заключил трудовое соглашение. Работал дома, а два раза в месяц, скрепя зубами от боли, ездил на завод из Одессы в Николаев и внедрял. После успешного завершения слёг окончательно – началась гангрена ноги. Украинские врачи отказались лечить – только ампутация!
А как же работа? – спросите Вы. Отвечу: компьютер и интернет – и весь мир пред тобой!
Пишу сказки и размещаю в интернете. Работы – невпроворот!


- Когда и как начали писать? Почему именно выбрали детскую литературу?


- Сколько себя помню, при встрече с детьми, я тоже превращался в ребенка. Порой родители детей удивлялись – нелюдимое чадо охотно идёт со мной на контакт и не прячется за их спинами. А я плачу им тем же – рассказываю сказки, придумывая на ходу.
Как-то внучка привела в гости подружку, чтобы послушать дедушку.
Конечно, я «распушил хвост» и «залился соловьем». Только закончил, как услышал замечание сына – «А дальше?»
Это была для меня высшая похвала!
 

- А сейчас внуки Вас читают?


- Когда внуки разъехались, решил писать сказки и пересылать им.
При встречах они интересовались моим прошлым:  службой на кораблях разведки Черноморского флота и дальнем походе на Средиземное море,  работой на  целине в составе студенческого отряда, плавпрактикой на сухогрузе, где довелось побывать во многих странах мира, командировками по городам СССР.
Вот и пришлось держать «отчёт» перед детьми и внуками.  Стал писать миниатюры, флотские зарисовки, повести…. А дальше, по их настоянию, стал размещать произведения в интернете, чтобы читали не только мои дети и внуки.
Теперь первые внуки уже взрослые… Они с интересом посещают мою страничку, а также читают журнал «МАвочки и ДЕльчики», в котором размещены мои сказки.  Поздравляют, расхваливают, поддерживают. Дедушка «балдеет»! Приятно.
Недавно внуку Даниэлю исполнилось три года. Теперь дочь читает ему мои сказки!  Жизнь продолжается! Очень хочется надеяться, что и правнуки будут читать!


- Что послужило началу Вашей работы с компьютером? Расскажите, как Вы делаете электронные книжечки?


- Было это давно. Еще в 1972 году завод, на котором я работал, закупил в Германии станок с программным управлением для порезки труб и в придачу компьютер для составления программ резки. Компьютер маломощный, но он был единственным на весь завод. Опыта работы с ним у нас не было. Те начальные знания, которые иностранные специалисты показали нам, явно не хватало. Пришлось самостоятельно изучать компьютер – наугад, интуитивно, методом проб и ошибок. Ко всему прочему все программы были на английском или немецком языке. И первым делом необходимо было их «русифицировать». Накопив опыт, стал изучать языки программирования и писать программы. С тех пор программирование для меня – хобби. Я слежу за всеми новинками. Недавно освоил систему разработки электронных книг. Такую книжку легко можно разместить на планшете и читать дома и в пути. Её можно распечатать на принтере и оформить книжкой. Главное – любой желающий может освоить эту систему и издать свою книжку сам, не тратя денег. Своим опытом я охотно делюсь с друзьями и помогаю делать им электронные книжки. Милости прошу и Вас - заходите на сайт Проза.ру


/Для наших читателей сообщаю, что Владимир согласился создавать электронные книжечки с произведениями Лауреатов ВСМ после каждого Конкурса. Лауреатам эти книжечки высылаются в архивированном виде. Впоследствии возможно размещение книжек на сайте Владимира, откуда будет возможно их скачать. – Примч. Редакции/


- Как пришло решение уехать в Израиль?


- Мы давно задумывались над тем, чтобы жить поблизости от детей. А тут такая беда нагрянула – гангрена! Сын и дочь, которые живут в Израиле, настояли на моем срочном переезде и лечении у них. Израильские врачи сделали, казалось, невозможное! Нога, кроме стопы, была спасена!


-  Расскажите о первых впечатлениях в Израиле.


- Первые впечатления связаны с пребыванием в больнице «Ихилов» в Тель-Авиве, в отделении сосудистой хирургии. Каждый день у постели больного – консилиум врачей-специалистов – идет «мозговой штурм». Каждый высказывает свое мнение и принимается лучший вариант лечения! 
Такого внимательного, человеческого отношения к больным и высокопрофессионального лечения я не встречал! И всё – бесплатно! Никаких взяток! Слов нет!
А посмотрите, как устроена организация записи на приём! Ни толкания в очереди, ни суеты, ни шума… Оторвал номерок, сел в кресло и ждешь, когда на табло появится твой номер… И где блат? Где взятки? Где «по знакомству»? Поневоле подумаешь: а не в коммунизм ли я попал? Все для человека!
Как новому человеку, без знания языка и законов, трудно, было, конечно, решать с властями социальные вопросы. Чиновники неохотно идут на контакт и объяснения. К примеру, что нужно делать и к кому обращаться, чтобы получить инвалидную коляску? Как выписать на дом социального работника, как заказать протез?..
Климат, конечно, не подарок. Очень жарко и душно. Но живу я в Бат-Яме у самого моря и это не особенно замечаю. На Мертвом море, в Иерусалиме, Эйлате и других местах ещё не успел побывать. Вот сделают протез – погуляем!


- Во время работы в Жюри Журнала «МАвочки и ДЕльчики» Вы читали многих авторов литературы для детей. Кого из них выделяете особо?


- Вот вопрос – так вопрос!.. В голове сразу – калейдоскоп фамилий. Есть «маститые», есть молодые, есть юные, есть победители конкурсов… Каждый по-своему особенный. Я бы отдельно выделил следующих авторов:

Валентина Черняева
Анатолий Хребтюгов
Азиза Таксанова
Ольга Суздальская….


- Каковы Ваши ближайшие творческие планы?


- Планы – как у Наполеона! Писать сказки, группировать в электронные книжки, создать собственный сайт и размещать их там… 
Читатели подсказали, что многие рассказы можно «переделать» в мини-сценки, чтобы проиграть в детских садах. Для меня это ново. Дерзаю.


- Я искренне желаю Вам удачи, спокойной мирной жизни в новой стране и, конечно – пусть будет протез и новый компьютер в самом ближайшем будущем!


- Спасибо за внимание. Здоровья, вдохновения и удачи!


Интервью составила и провела Илана Арад


Рецензии