М. М. Кириллов Стихи из Афгана Воспоминания

М.М.КИРИЛЛОВ

 СТИХИ  ИЗ  АФГАНА

Воспоминания

    Афганистан, Центральный Кабульский военный госпиталь МО СССР. Октябрь – декабрь 1987 года. 8-й год войны.
    Я, профессор, полковник м/с, проходил там стажировку под руководством Главного терапевта МО того времени, профессора Е.В.Гембицкого, консультировал больных терапевтического и других отделений этого госпиталя и изучал реальный ход афганской войны. Всё это было описано и опубликовано мной в книге, которая так и называлась – «Кабульский дневник военного врача» (издавалась в 1996 г., 2009 и  2012 гг.).
   Прошли годы, и я обнаружил, в привезенных из Кабула документах и записях, стихи, написанные от руки и подаренные мне их автором, медсестрой какого-то батальона действующей армии. Она находилась в то время на лечении в терапевтическом отделении госпиталя, я консультировал её врачей и смотрел её.
    Стихи были подписаны: Морозова Ирина, 10 ноября 1987 года. Это была девушка лет 20-ти, славная  и простая в общении.
    Пролежала тогда поэтесса Ирочка  с неделю на госпитальной койке и выписалась в свой батальон для дальнейшего прохождения службы.       
       Помню, она прочла мне как-то свои стихи прямо в ординаторской в присутствии больных. Позже я коротко  упомянул о них и об  авторе стихов в своей книге.
       Рукописные стихи были про Афган, про горы и кишлаки, про раскалённую броню и плавящуюся резину, про то, как пули свистят, как она умоляет, чтобы любимый приснился, а он не снится, и тяжёлый автомат оттягивает её плечо. Какой мужественный и чистый человек! Душа её не очерствела в горах среди солдат. Так об этом и написано было в моей книге.
    Сейчас, найдя в старых бумагах эти стихи, я решил опубликовать их. Меня подтолкнули к этому искренность и мужество этой девушки и поступившие только что известия о том, что чёрные тучи агрессии вновь накрыли страдающий от национализма и религиозной жестокости измученный  Афганистан.
    Прошли 30 лет со времени той войны, унесшей жизни более 10 тысяч наших бойцов. В результате нашей бескорыстной помощи тогда была создана и позже 10 лет продержалась Демократическая республика Афганистан (ДРА).
   Афганские и наши жертвы того времени были напрасными, история сейчас повторяется. В любом случае, в какой-то мере, мы не сможем и сейчас остаться в стороне при угрозе Талибана нашим бывшим среднеазиатским республикам и нам самим.   Поэтому публикация живых афганских строк того времени мне показалась актуальной и сейчас.
    Вот эти стихи (без малейшей моей редакции):

Письмо

Смотрю с поста на горные хребты,
На кишлаки, стоящие вдали.
Уже полгода мне не пишешь ты,
Наверно, наши чувства подвели…

От самолёта в небе полоса,
Густая и пушистая в начале.
Я на неё смотрю во все глаза,
Молясь, чтобы «Стрелою» не попали.

И я не знаю, как письмо начать,
И в мыслях, и на службе суматоха,
И хочется на весь Афган кричать,
Как без тебя мне и без дома плохо.

Мне автомат врезается в плечо,
И тянут вниз металлом магазины.
Я видела: броня пылала горячо,
И на машинах плавилась резина…

У нас повсюду строгие границы,
У нас повсюду мины и посты…
А по ночам мне в модуле не спится,
Мечтаю, чтобы мне приснился ты.

Письмо пишу, а сердце так и бьётся,
 И просится незванная слеза,
Но строчка на листе стальная вьётся,
Горячая, как трассера оса!

Я ничего тебе не напишу,
С тоскою буду я глядеть на горы,
И всю печаль в себе я заглушу –
Ведь всё равно с Россией встречусь скоро…


На Саланге

Восходящее солнце вдали освещает вершины,
И становятся розово-красными сразу они.
 Снова вверх на Саланге ползут, надрываясь, машины,
Увозя чью-то юность в военные, трудные дни.

В лобовое стекло навалился, свирепствуя, ветер.
А за тем поворотом – обрыва ощерилась пасть,
Ничего нет дороже в израненном этом рассвете,
Кроме сердца машины, чтобы в этот оскал не попасть.

Вроде нет здесь засад, только ветер в расщелинах стонет.
Мы с Камазом в колонне, но всё ж беззащитно одни.
Я ему доверяю на этом обрывистом склоне. –
Словно друга глаза габаритные эти огни.

В том, что жива, - благодарна военной судьбе,
Но потери друзей на душе,  как осколков отметины.
Всё, что не успели они,
поручаю себе.

   Стихи непрофессионального, но оригинального и искреннего человека, побывавшего в боях. Они убедительны и сейчас.
    Позже, уже вернувшись в Союз,  я случайно прочёл эти стихотворения в «Комсомольской правде». Вероятно, это была газетная подборка фронтовых стихов того времени. 
     В них хорошо чувствуется правда трудной фронтовой жизни.
      Я больше ничего не знаю об авторе этих стихов. Если она жива, ей должно быть лет 60-65.  Её фронтовое творчество полезно и сейчас. 


Рецензии
Такая больная тема для нас - сколько потерь и горя
принесла Афганская война.
Спасибо за память и сопереживание.

Вера Набокова   21.08.2021 10:10     Заявить о нарушении