Часть III. Глава 12. Симфония учительского сердца
Дорогие мои друзья! Я заканчиваю писать эту первую мою книгу. Так устроена жизнь: все имеет свое логическое завершение. Остался эпилог.
Мы вместе с вами думали, рассуждали, формулировали, соглашались, опровергали, и мне кажется, что всё это было не лишним, если вы немного иначе посмотрели на образовательный процесс, на школу и детей.
Осталась ещё одна табуированная, но злободневная тема, о которой хочу поговорить.
«Учителя на заказ». Для того, чтобы наше путешествие стало увлекательным, я приглашаю вас прогуляться со мной по рынку.
Мы подъезжаем к торговому летнему рынку и подходим к ряду, где торгуют овощами. Сначала хотела написать фруктами, потом решила, что, все-таки, правильнее будет написать: овощами. Какая разница, спросите вы меня? Разница есть. Фрукты в основном сладкие, за исключением нескольких кислых. Овощи – разные. Чувствуете, куда клоню? У нас с вами большая корзина и много денег.
Подходим к симпатичной женщине с красивыми помидорами. Спрашиваем: «Сколько?». Она называет цену. Мы округляем глаза и переспрашиваем: «Сколько-сколько?»
Нам нравится этот товар, но нам не нравится его цена. Мы идем дальше и ищем тот самый компромисс, который сделает нашу покупку выгодной для обеих сторон. Наконец, находим то, что искали, складываем в корзину. Идём дальше и покупаем огурцы, морковь, лук, чеснок, тыкву, кабачок и баклажан: какой стол без баклажана?
Приходим домой, готовим праздничный стол и ждем гостей. Приходят гости, вкусно и много едят, а потом спрашивают хозяев, где это им удалось купить такие свежие, красивые и, что важно, разные овощи?
«Какие чудесные помидоры! – восклицает одна из женщин. – Почем? Да вы что? Не может быть! Такие красивые и так недорого? У кого вы их брали? В каком ряду? Я завтра же пойду и куплю такие же..»
«И я пойду!» – говорит вторая.
«И мне нужно!» – заявляет третья... Что вас настораживает в этой женской болтовне? Меня ничего! Это нормально! Мы все и всегда что-либо ищем и хотим купить это дешево.
Это нормально, когда речь идет о рынке и это совершенно не нормально, когда речь идет о школе. Да, мы сейчас живем в условиях рыночной экономики и учителей можно выбрать точно так же, как овощи на рынке, считают НЕКОТОРЫЕ родители. К счастью, их меньшинство. Я попробую описать, как происходит этот акт «купли-продажи» в наших школах.
Никто не будет спорить с тем, что каждый родитель хочет для своего ребенка самого лучшего учителя. И, скорее всего, ребенок этого учителя заслуживает.
Вопрос: подходит ли этот самый учитель вашему самому лучшему ребенку?
Вы уверены, что выбирая учителя, или точнее не скажешь, «заказывая» его, вы готовы к тому, что ваш ребенок может не принять это большое для себя счастье просто потому, что могут не совпасть биоритмы, характеры и, наконец, менталитет?
Вы уверены, что именно этот человек станет проводником для вашего ребенка к его мечте? Или вы хотите спокойствия для себя: я все сделал, чтобы дать моему ребенку самое лучшее?
А вы точно знаете, что для вашего ребенка будет самым лучшим, или вам только кажется, что вы знаете?
Почему я имею полное право говорить вам, милые мамы и папы, заказывающие ребенку учителя в государственной, заметьте, не в частной, школе, потому, что я такая же мама. Я вырастила двух сыновей и сейчас в школе обучается мой третий сын. И, наконец, потому, что есть законы ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО общежития, Божественные законы и жить нужно так, чтобы, не дай Бог, не преступить их.
«Заказывая» учителя ребенку, вы заведомо длите учителей на «плохих» и «хороших». Да, не все учителя ангелы, не все добрые и не все профессионалы. Но скажите, кто дал вам такое право: судить учителей? Вы вносите раздор в беспокойную учительскую среду, где в условиях рынка идет самая настоящая борьба за выживаемость! А вы знаете, что для того, чтобы не увольнять учителей, директора делят часы между учителями, потому, что некоторым, у кого нет «тыла» за спиной, нужно просто выживать? Вас не волнуют такие проблемы? Почему? Мы учим ваших детей, как же вас может не волновать, что «заказывая» одного учителя, вы лишаете другого, не менее достойного, права на жизнь? Конечно, вы мне скажете: «А пусть работает лучше! Тогда и его будут заказывать!» Я вам отвечу: вы себе и представить не можете, как пашут учителя! Все без исключения!
Вы знаете, например, что такое открытый урок, который учителя должны давать на школу, на город? А вы знаете, чего школе и учителям стоит пройти государственный аудит, трясущий школу неделю и оценивающий КАЖДОГО работника? Аудитор обязан найти три плюса и два минуса в уроке, и именно он может судить о качестве преподавания в школе вообще. А вы знаете, что урок учителя-методиста стоит всего-навсего четыре Евро а на уроке сидит двадцать пять-тридцать учеников, в то время, как репетитор берет не меньше десяти евро и работает с одним ребенком? А вы знаете, что в школах абсолютно бесплатно, на голом энтузиазме учителя готовят различные мероприятия для ВАШИХ детей и чтобы провести такое мероприятие, как, скажем, городская конференция, нужен месяц подготовки? О, предвижу: вы скажете, что вы в этом не виноваты и учителя сами выбрали себе такую профессию.
Выбрали! Пашем! За очень небольшую плату! ТАК НЕ УНИЖАЙТЕ УЧИТЕЛЯ, отодвинув на задний план всю его работу, поставив на авансцену своё, личное, иногда совсем неверное видение педагогического процесса. Сейчас во мне кричит не учитель, а мама, которой стыдно за тех родителей, что позволяют себе «заказать» учителя, как товар. Вот с репетиторами – это уже ваше право: тут вы, пожалуйста, делайте, что и как хотите! Учителя – не репетиторы, учителя – проводники ваших детей в мир Знаний, ощущений, чувств, в удивительный мир, так дайте им это сделать! Если вы знаете как лучше – почему вы до сих пор не в министерстве? Вы понимаете, что лучше для вашего ребенка – ИДИТЕ К УЧИТЕЛЮ И ГОВОРИТЕ С НИМ! Подскажите ему то, что он может не разглядеть, но прошу, не судите и не карайте!
Как же мне до вас достучаться, милые, дорогие наши родители! Да, все учителя разные, как те овощи на рынке: кто-то имеет сладкий привкус, кто-то с горчинкой, а есть и те, что без соли есть невозможно. Да, есть учителя, готовые отдать детям свою душу, а есть те, кого принято называть урокодателями. Есть кропотливые трудяги, а есть другие, но позвольте судить компетентным людям об их профессионализме, ибо многие из вас просто не компетентны это сделать.
Я буду защищать учителей на том простом основании, что эта профессия уже давно нуждается в защите. Только раньше учителей нужно было защищать от государства, а сейчас от всего общества.
Что происходит после того, как учителя «заказали»?
Итак, представьте себе, что такой учитель не оправдал ожиданий родителей. Это бывает сплошь и рядом. Не оправдал в плане оценок, душевных качеств, ещё чего-то. Что делают заказчики, если товар не удовлетворяет требованиям? Предъявляют претензии поставщику. В нашем случае – директору. Поставщик вынужден изъять негодный товар и заменить его на другой, качественный. Правильно, ведь он уже один раз пытался удовлетворить всем требованиям заказчика. Если поставщик пытается доказать, что товар совсем даже пригодный и качественный, заказчики начинают шантажировать поставщика, что воспользуются услугами другой фирмы, благо существует бешеная конкуренция. Что делать поставщику? Потерять заказчиков или заменить товар?
МИЛЫЕ МОИ! МЫ ГОВОРИМ О ШКОЛЕ! Ну, скажите, какие тут могут быть товарно-денежные отношения? Самое страшное, что пока идут все эти переговоры между поставщиком и заказчиком, товар, то бишь, учителя, идут к ДЕТЯМ! Что может дать ученикам такой учитель, который ощущает себя товаром? Я уже отвечала на этот вопрос: такой учитель может вырастить качественного потребителя. Если вы, дорогие мамы и папы, считаете это нормой, то мы, учителя, всем сердцем сопротивляемся такому страшному подходу к преподаванию в школе. Но проблема даже не в этом «торге». Проблема в самих детях, которые видя, как родители заказывают учителя, понимают, что учитель становится их собственностью, обслуживающим персоналом, и что они тоже могут позволить себе выбирать и шантажировать: получил двойку – скажу маме, пусть заменят! Не понял тему – объяснить не умеет, нужно поменять и я начну понимать лучше!
Родители, дорогие наши, опомнитесь! Не губите детей своих, позволяя им решать судьбы взрослых людей! Вспомните себя, свои ощущения, вернитесь в свое детство, сквозь эту призму детского мироощущения гораздо лучше видно настоящее!
Одна учительница из Латвии, моя подруга Валечка Войциша, умница, талантливая, любящая, творческая подарила нам симфонию учительского сердца. Напоследок, мои дорогие, я хочу вам сказать: пока звучит эта прекрасная музыка в сердце учителя – вы можете быть спокойны за своих детей! Вчитайтесь в каждое слово, почувствуйте эту музыку, без которой вообще нельзя приближаться к детям, а пока будете читать, ответьте себе на следующие вопросы:
Можно ли воспитание отделить от обучения?
Может ли учитель, у которого не звучит эта симфония, идти к детям и с чем придет такой учитель?
Готовы ли вы пожертвовать спокойствием своего ребенка в угоду собственным амбициям?
Считаете ли вы, что педагогика умирает, если в душе учителя не звучит эта удивительная музыка?
Слушаем свое сердце...
СИМФОНИЯ УЧИТЕЛЬСКОГО СЕРДЦА
Представьте себе, что вы композитор, создавший прекрасную музыку. Сейчас вы будете дирижировать – управлять оркестром. Закройте глаза и постарайтесь услышать мелодию сердцем. В первом ряду тонко и трогательно выводят свою партию чувствительные и изящные красавицы скрипки. Чуть дальше большой и серьёзный контрабас. А там позади уверенно держит мелодию альт – благородный инструмент. Безукоризненно звучит трогательная виолончель. Вовремя вступают грациозная арфа и нежная флейта. Звучанию мелодий придают завершённость и насыщенность звучные барабаны.
Вы чувствуете, как мелодия струится через ваше тело, чувствуете гордость от того, что вы сочинили такую удивительную музыку. Так и есть. Мы, учителя, дирижеры детских душ, а дети – это целый оркестр эмоций, настроений и поступков. И насколько умело, тонко, талантливо мы будем дирижировать – настолько слаженно, красиво будет звучать оркестр детских сердец. Вслушайтесь в звуки каждого инструмента. А это значит – загляните в душу каждого Ребёнка: какими мы видим и представляем себе детей, как относимся к ним, как думаем о них – такими они и будут.
Не забудьте эту мелодию! Ибо пока она жива в наших сердцах – мы истинные Творцы будущего...
Продолжение следует...
Продолжение: http://proza.ru/2021/08/21/72
Свидетельство о публикации №221082100062