Сухой опять обошел МиГ

Недавно закончившийся в подмосковном Жуковском на аэродроме Раменское XV Международный авиационно-космический салон  МАКС-2021 был ознаменован рядом премьер, среди которых были и новый разведывательно-ударный БПЛА семейства «Орион» от группы компаний «Кронштадт» (это средневысотный беспилотник с продолжительностью полета до суток, который планируется поставлять на экспорт, где он должен составить конкуренцию турецким Bayraktar ТВ2); и дань времени современный пассажирский электро-дрон, стартап от компании Hover (своеобразное авиа-такси будущего с вертикальным взлетом, на электромоторах способное перевозить до 4-х пассажиров на расстояния до 100 км без подзарядки на высоте до 150 м со скоростью до 200 км/ч); и модернизированный Ил-114-300 (это ближнемагистральный турбовинтовой пассажирский самолет, разработанный КБ им. Ильюшина почти 40 лет назад и совершивший свой первый полет еще в далеком 1990 году, после обгрейда и глубокой модернизации призванный заменить стареющий парк ближнемагистральных и региональных Ан-24, Ан-26, Як-40 и Ту-134, и получивший для этого новую винтомоторную группу от компании «Климовские двигатели», соответствующую современным возросшим требованиям по мощности, экономичности и шумности); и легкий многофункциональный ЛМС-901 «Байкал» от Уральского завода гражданской авиации УЗГА (одномоторный подкосный высокоплан с неубирающимся шасси, рассчитанный на безангарное хранение и эксплуатацию в интервале температур от - 55 до + 50*С, призванный заменить легендарный биплан-кукурузник Ан-2); и многострадальный среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский МС-21-310, наконец-то получивший отечественные двигатели ПД-14 от ОДК «Пермские моторы», призванные заменить американские PW1400G-JМ от компании Pratt&Whitney, и совершивший на них первый показательный полет с фигурами умеренно-высокого пилотажа в паре с таким же самолетом МС-21-300, но укомплектованным американскими двигателями.

Однако все эти замечательные новинки затмила премьера принципиально нового легкого тактического многоцелевого однодвигательного истребителя (ЛТС) 5-го поколения семейства Сухой, который по замыслу его создателей должен будет составить конкуренцию на международных рынках вооружений аналогичному американскому истребителю 5-го поколения F-35 Lightning II. Новый ЛТС для внутреннего заказчика будет производиться под индексом Су-75, а на экспорт пойдет под маркетинговым названием  «Checkmate» (дословный перевод «Шах и Мат»). Он изначально замышлялся как альтернатива тяжелому многофункциональному истребителю 5-го поколения Су-57 и сразу был ориентирован на внешние рынки стран Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего Индии и Вьетнама) и Латинской Америки. Это первый такой случай, когда корпорация начала разработку документации, не имея заказа от ВКС РФ. На создание прототипа самолета у нее ушло около года. Такой короткий срок был обусловлен использованием суперкомпьютерных технологий и готовых блоков от уже поставленного на крыло Су-57. Все работы велись под грифом «секретно» и в строжайшей тайне. И вот на МАКС-2021 эта тайна была раскрыта.


СПРОС ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. НА КОНУ – 300 САМОЛЕТОВ.

Прежде всего, что обращает на себя внимание, так это коммерческий подход к созданию данного изделия. Изначально была определена ниша для него и просчитана минимальная потребность в самолете данного класса. Разработчики из ОАК, куда входит «Сухой», и стоящий за нею «Ростех» ожидают, что портфель заказов на Checkmate составит минимум 300 машин. И это без учета потребностей Минобороны РФ, в расчете только на страны АТР, Ближнего Востока и Латинской Америки. Определяющим фактором тут будет цена. Цена нашего изделия планируется в районе 25-30 млн. долл, что при прочих равных факторах выгодно отличает его от конкурента F-35, цена которого колеблется в диапазоне от 94 до 116 млн. долл, в зависимости от комплектации. Немаловажным фактором тут является еще и стоимость летного часа – у нашего изделия она в 7 раз ниже, чем у F-35 (у него она равна 33-35 тыс. долл.), и сопоставима со стоимостью летного часа Gripen NG (Saab JAS 39 Gripen – шведский многоцелевой истребитель 4-го поколения от компании СААБ Авионикс, стоит на вооружении ВВС Швеции с 1997 года, стоимость его летного часа колеблется в диапазоне 4,5-8 тыс. долл, в зависимости от версии). При этом боевые возможности у ЛТС Checkmate существенно выше последнего.

Про боевые возможности изделия я скажу несколько ниже, а пока объясню, из чего исходили разработчики, выбирая нишу своего продукта. Тут мы стали свидетелями беспрецедентной борьбы за потенциального покупателя, в которую вступили два флагмана отечественного военного авиапрома ПАО «Сухой» и АО РСК «МиГ», хотя и объединенными под крышей единого авиационного кластера ОАК государственной корпорации «Ростех», но продолжающими конкурировать между собой на уровне конструкторской мысли. И представленная на XV авиасалоне новинка от «Сухого» показала, что и здесь «Сухой» опять опередил мигарей.


ВОЙНЫ ВОЕННЫХ АВИАКОНСТРУКТОРОВ ЗА ВНЕШНИЕ РЫНКИ СБЫТА.

Следует заметить, что сектор военного авиастроения – один из немногих в нашем Отечестве, кто в тяжелые постсоветские годы смог удержаться на плаву и не уйти на дно, продемонстрировав при этом выдающиеся конкурентные качества. Список исчезнувших как вид отраслей среднего и тяжелого машиностроения советской эпохи настолько длинен, что легче перечислить те, что остались. Наряду с военным авиапромом, это еще и Росатом, газо- и нефтедобыча, ледокольное и военное судостроение (причем, речь идет только о подплаве, со строительством же надводных кораблей имеем массу проблем) и Роскосмос, (причем, последний уже с трендом вниз). Всё! Остальное исчезло, не выдержав конкуренции с Западом, которому мы открыли свой внутренний рынок, не смогши конкурировать с ним на внешнем. При этом сохранить конкурентные преимущества в этих отраслях нам удалось лишь благодаря колоссальному фундаменту, наработанному поколениями советских инженеров и ученых, доставшемуся нам в наследство от СССР. В остальных же отраслях передовые компетенции были утрачены, особенно в части технологий, и противостоять западным производителям в условиях честной конкуренции мы оказались не в состоянии (а про нечестную конкуренцию я тут даже не говорю). Восстановление же утраченных позиций идет крайне медленно и тяжело. Просто кровью нам это дается, взгляните хотя бы на отечественное двигателестроение и судостроение (особенно надводных кораблей большого водоизмещения).

К счастью российский военный авиапром это не коснулось, и с 1990-х годов он динамично развивался, выдерживая высокие темпы серийного производства, в ряде случаев выступая даже с уникальными предложениями на рынке. При этом стоит заметить, что сам рынок военного авиастроения в XXI веке является одним из самых конкурентных и в настоящее время претерпевает этап глобальной трансформации. Стран, производящих военные самолеты, можно пересчитать по пальцам одной-двух рук. И список этот лишь сокращается. Лидирующие позиции на этом высококонкурентном рынке нам удалось удержать только благодаря наличию у нас двух передовых конкурирующих между собой конструкторских групп – ПАО «Компания Сухой» и АО РСК «МиГ». А их успехи постсоветской эпохи базируются в основном на прорывных советских разработках, опередивших свое время – легком истребителе-перехватчике Миг-29 и тяжелом Су-27.

В отличие от мигарей, которые не смогли выгодно распорядиться доставшимся им советским наследством, и испытывающими сейчас циклопические трудности со сбытом своего новейшего истребителя 4++ поколения МиГ-35, ставшего результатом глубокой эволюции МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, ПАО «Сухой» по максимуму реализовал все преимущества доставшегося ему в наследство Су-27. Его супер удачная платформа, позволившая создать широкий ассортимент тяжелых многофункциональных истребителей 4-го поколения (и даже многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34), не только принесла отечественному ОПК значительные прибыли, но и создала своеобразный «культ Сухого», благодаря которому за «Сушками» выстраивались в очередь даже те страны, которые объективно не имели запроса на такую тяжелую машину.

Недавний тому пример – Су-30СМ. Порой покупка современных российских тяжелых истребителей настолько повышала потенциал ВВС стран-покупателей, что в ряде регионов это приводило даже к геополитическим изменениям. В частности, по мнению аналитиков, именно благодаря наличию эффективных систем ПВО российского производства и имеющихся на вооружении 19-ти Су-30МКВ Венесуэла после смерти ее президента Уго Чавеса смогла избежать вторжения иностранных «демократизаторов» из соседних стран, науськиваемых одной страной-соседкой (имя которой мы все знаем).

Однако беда подкралась, откуда не ждали. Нельзя все время доить одну и ту же корову. Потенциал рынка исчерпал себя. Результатом работы «Сухого» и ряда его зарубежных конкурентов стал тот факт, что ниша тяжелых многофункциональных машин на данный момент практически повсеместно была заполнена. Более того, в силу глобального технологического обновления – перехода ведущих держав на истребители 5-го поколения, на рынке будет множиться число предложений модернизированных машин 4+ и 4++ поколения, к которым закономерно прибавятся экспортные варианты самолетов 5-го поколения. Таким образом, рынок тяжелых машин в ближайшие 20 лет будет перенасыщен и крайне конкурентным. Отвоевать на нем себе место под солнцем можно будет, только сохраняя лидерство в «гонке модернизаций» машин 4-го поколения и скорейшем представлении экспортных версий машин 5-го поколения. Этим путем как раз и пошел «Сухой».


ПРИЧИНЫ, ПРИВЕДШИЕ К ПЕРЕНАСЫЩЕНИЮ РЫНКА.

Так уж случилось, что глобальные игроки (США и РФ), готовясь к противостоянию друг с другом, шли по пути создания тяжелых истребителей, действуя исключительно в логике глобальной войны и потенциального столкновения крупных держав на протяженных театрах военных действий. В современном же мире наиболее часто случаются локальные конфликты малой и средней интенсивности, где тяжелым истребителям негде даже разгуляться. Там их ТТХ оказываются избыточными, а стоимость – чрезмерной. Проще говоря, в таких случаях требуется машина, во-первых, более легкого класса, а во-вторых – многофункциональная, способная выполнять как ударные задачи, так и задачи ПВО.

Прогрессирующие страны третьего мира – Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, экономически выступающие лидерами глобального развития, имеют стратегическую потребность в создании национальных многофункциональных самолетов. Конфликты, в которых участвует Россия, также демонстрируют потребность в компактной, маневренной, многофункциональной машине среднего класса с ударными и ПВО-функциями (особенно в противостоянии с БПЛА), позволяющими использовать ее в связке с собственными беспилотниками и комплексами ПВО.

Таким образом, одним из самых перспективных направлений на внутреннем и экспортном рынке сейчас стала ниша среднего (по российской классификации – легкого) многофункционального истребителя. И тут, казалось бы, все карты в руки РСК «МиГ», поскольку именно он, а не ПАО «Сухой» располагал ключевыми компетенциями и опытом создания самолетов легкого класса. Но воспользовался этими козырями не «МиГ», а именно «Сухой», в кратчайшие сроки разработавший и предложивший потенциальным заказчикам свой вариант легкого тактического многоцелевого однодвигательного истребителя (ЛТС) 5-го поколения Су-75, в экспортном исполнении проходящим под индексом ЛТС Checkmate. Причем, изначально упор делался на экспорт, а не на внутреннего заказчика (это был первый случай, когда разработчики приступили к разработке технической документации, не имея заказа от Минобороны РФ).


МАРКЕТИНГ РУЛИТ.

И тут меня покорил коммерческий подход к созданию данного изделия. Причем, это было явно не случайное стечение обстоятельств, а тенденция, на 30-м году капитализма мы наконец-то научились играть по их рыночным правилам. Еще с первой нашей противоковидной вакцины я обратил внимание, что ее продвижение на внешние рынки сопровождалось серьезной маркетинговой кампанией, начиная с выбора названия и далее по списку. Согласитесь сами, «Спутник V» ассоциируется у потенциального потребителя с самым известным советским брендом – спутником, который наряду с Гагариным и Большим театром символизирует наш успех и прорыв, а литера «V» ассоциируется с понятием «виктори», «победа». По всему видно, что создатели данной вакцины серьезно подошли даже к выбору названия, понимая, что в таких вещах мелочей не бывает, особенно, когда потенциальный потребитель – весь мир.

Создатели ЛТС Checkmate также вложили в название особый смысл. Но, судя по корреспондентам Би-Би-Си, с этим они мальца переусердствовали – англичане не поняли задумки маркетологов, неверно истолковав даже слоган «Turn the chessboard» на презентации изделия (дословно с англ. – развернуть шахматную доску), решив, что истребитель призван поменять правила игры на поле боя, а не на поле битвы за потенциального покупателя изделия.

Но дальше привлеченные к продвижению изделия промоутеры действовали уже с соблюдением всех канонов жанра. Начали с того, что накануне юбилейного 15-го авиасалона в Жуковском допустили сознательную утечку, и в прессу со ссылкой на хорошо информированные источники просочилась информация об участии в демонстрационном показе в Раменском суперзасекреченного изделия от корпорации Сухой. Публика, и без того хорошо подогретая, замерла в предвкушении. Далее, как бы случайно в сеть попадают фотки секретного изделия, транспортируемого в ангар под маскировочным покрывалом, из-под которого отчетливо просматриваются контуры, отдаленно напоминающие до боли знакомые очертания F-35. Ажиотаж достигает предела, когда на салон приезжает первое лицо государства. Это подогрело интерес к новинке до того, что к началу представления перед входом в ангар возникла давка, в которой пострадало даже несколько аккредитованных на салоне иностранных журналистов, включая и их съемочную аппаратуру.

Для презентации боевого самолета выбрали ангар на самом краю экспозиции авиасалона. Модель обтянули темной тканью с большой надписью Checkmate и изображением фигуры шахматного коня. Как отметил на презентации гендиректор ОАК Юрий Слюсарь: «Глобальный рынок – это конкурентное пространство. В принципе, это постоянное соперничество можно сравнить с шахматной партией. В такой логике ЛТС – легкая, но эффективная фигура в опытных руках, способная решить исход партии – поставить шах и мат. Российская инженерная культура высокоинтеллектуальна и сильна не только на прикладном математическом уровне, но и способностью стратегировать. Да и в шахматах у нас традиционно все в порядке» (после последних слов глава ОАК многозначительно улыбнулся). Т.е., исходя из его слов, данное изделие нужно рассматривать как легкую фигуру в условной шахматной партии, призванную решать локальные задачи, но в случае чего могущую и мат поставить. В качестве тяжелых фигур у РФ для этого имеются на вооружении Су-57.

Презентация была красочной – самолет окружили с четырех сторон огромными экранами. На них под громкую музыку демонстрировался видеоролик со сценами боевой жизни Checkmate. В одном эпизоде противниками истребителя выступили американские F-35. Ни один российский военный самолет до сих пор не удостаивался такого грандиозного представления на публике. Владимир Путин осмотрел модель нового российского истребителя (надо сказать, что в Жуковском был представлен все-таки не самолет, а его прототип, хорошо детализированный макет с полноценной кабиной), для президента РФ макет подсветили переливающимися цветами, а во время просмотра летной программы еще и угостили мороженым «Коровка из Кореновки», которое принесли в розовой сумке-холодильнике прямо на трибуну, (еще один маркетинговый ход, думаю, после этого у производителей данной марки мороженного откроются отличные экспортные перспективы, а на внутреннем рынке оно должно просто убить всех конкурентов).

Соперников же у нового изделия от «Сухого» не много. В качестве основных конкурентов Checkmate выступают самолеты 4++ и 5-го поколения. Последнее пока представлено на рынке только американским F-35 и китайским J-31 Шэньян. Но китаец нам не конкурент, потому что сам использует российские двигатели РД-93, (которых у него два), и разрабатывался как более легкая версия тяжелого истребителя 5-го поколения J-20 для работы с ним в паре. Если же говорить о самолетах 4-го поколения, то это самолеты с увеличенным ресурсом, рост которого позволяет снизить стоимость летного часа и закупочную стоимость. Это относится в равной степени как к машинам, находящимся в эксплуатации за счет продления ресурса, так и ко вновь строящимся самолетам последних модификаций (например, новым модификациям F-16). Кроме упомянутого F-16 конкурентами Checkmate являются также шведский Saab JAS 39 Gripen (о нем я уже говорил выше) и французский Dassault Rafale. Китайский авиапром пока не наладит производство собственных двигателей, конкурентом нам не является, отсюда понятен кровный интерес американцев к блокировке продажи украинского моторостроительного гиганта «Мотор-Сич» китайским товарищам (это, кстати, и в наших интересах).


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗДЕЛИЯ.

Теперь обещанные ТТХ изделия. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с V-образным оперением. Нерегулируемый воздухозаборник расположен под фюзеляжем и имеет выдвинутую нижнюю губу, конструкция использует фюзеляжный буль для разворота и слива пограничного слоя. Среднерасположенное треугольное в плане формы крыло имеет развитую механизацию передней и задней кромки. Двигатель имеет управление вектором тяги. Между соплом двигателя и оперением расположены небольшие управляющие поверхности. В фюзеляже расположены три отсека для размещения подвесного вооружения: два боковых предназначены для ракет «воздух-воздух» малой дальности, основной отсек может быть сконфигурирован как для размещения трёх ракет «воздух-воздух», так и двух ракет «воздух-земля».

Самолет допускает различную конфигурацию бортового радиоэлектронного оборудования. Бортовой радиолокатор имеет активную фазированную антенную решётку для электронного управления лучом. Перед кабиной пилота расположена оптическая локационная станция. Под фюзеляжем, чуть правее носовой стойки шасси, располагается оптико-электронная прицельная система «КОЭПС-75» разработки УОМЗ. Также могут устанавливаться посадочные и оборонительные оптические станции того же разработчика.

ТТХ изделия:
Максимальная бесфорсажная скорость: M=1,8…2,0
Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8 G
Практическая дальность: 2800 км
Практический потолок: 16500 м
Взлетная масса: 18 тонн
Боевая нагрузка: 7400 кг
Вооружение (до пяти ракет во внутренних отсеках):
Воздух-воздух: РВВ-СД и Р-77М, РВВ-МД
Воздух-поверхность: К029БЭ, КАБ-500, К08БЭ (УПАБ-500Б-Э), КАБ-250 и КАБ-250ЛГ-Э, Х-38,  X-59MK2, Х-58УШК-Э, Гром-Э1 и Гром-Э2
Подвесной контейнер с 30 мм пушкой
Экипаж: 1 человек, 2 человека, беспилотный

В состав бортового оборудования входят РЛС с АФАР, система круговой оптической и радиотехнической разведки, оптическая станция наведения, встроенные средства РЭБ. Кабина летчика оснащена информационно-управляющим полем пятого поколения. Аналогично Су-57 искусственный интеллект нового истребителя берет на себя рутинные операции, освобождая летчика для выполнения боевой задачи. Открытая архитектура самолета позволяет с минимальными затратами переделать его в беспилотник или двухместный истребитель.

Checkmate выполнен с применением технологий малозаметности. Эффективная площадь рассеивания составляет 0,001 кв. м. (у F-35, например, данный показатель в 5 раз больше). ЛТС превосходит своего визави и по внутренней вместимости. Так, F-35 способен нести внутри фюзеляжа полезную нагрузку до 4 тонн, в то время как Checkmate «берет на борт» почти 2 раза больше. Выиграть в полезной нагрузке удалось за счет использования одного двигателя вместо двух. Одно из ключевых преимуществ самолета его модульная конструкция. Checkmate изначально создавался, как конструктор лего, и потому обладает огромным потенциалом для дальнейшей модернизации. Он может и должен стать базовой платформой для целого семейства авиационных комплексов. К базовой модели можно будет добавить различных аксессуаров на разный вкус и кошелек сообразно пожеланий заказчика (в том числе и иностранного). На нем можно будет выбирать радар, систему управления оружием, вплоть до установки другого двигателя. Из такого конструктора можно собрать даже палубную версию Checkmate. Он может действовать в информационной связке с другим истребителем или беспилотником, или даже сам стать беспилотником. Это соответствует современным представлениям о работе боевой авиации – такие пары испытывают во многих странах. Благодаря открытой архитектуре самолет можно настроить на решение конкретных задач – ведения воздушного боя, перехвата, ударов по наземным целям, разведывательным полетам. Кроме того еще на этапе проектирования была заложена возможность бесшовной имплементации в конструкцию самолета в будущем еще более совершенных агрегатов, которые пока находятся на стадии ОКР.

И последнее, представленный на авиасалоне МАКС-2021 прототип никогда не поступит в войска. Это лишь концепция, на основе которой будут создаваться одноместный, двухместный и даже полностью беспилотный варианты. Первый полет Checkmate запланирован на 2023 год, серийное производство начнется в 2025 году, хотя сроки могут быть скорректированы (прототип пока не совершил ни одного полета, все испытания были виртуальными). В ВВС России, как и в США, традиционно существуют пары тяжелых и легких истребителей: Су-27 и МиГ-29, F-15 и F-16. С появлением истребителей нового поколения в США такой парой можно было бы считать F-22 Raptor и F-35 Lightning II. В России на вооружении стоит тяжелый Cу-57, но легкого и недорогого истребителя 5-го поколения до сих пор не было. Будет ли российское Минобороны закупать коммерческий Checkmate, пока неизвестно.

08.08.2021


Рецензии