Турпоездка в Польшу и ЧССР

Турпоездка в Польшу и ЧССР

Летом 1962 года мне, старшему инженеру электротехнического отдела ташкентского проектного института «Узгипротяжпром», профкомом нашего института была выделена путевка на участие в туристической двухнедельной поездке в Польшу и Чехословакию (с неделей пребывания в Польше и неделей - в ЧССР). Я успешно прошел все круги «просеивания», после чего состоялся выезд туристической группы в первый пункт нашего назначения — Варшаву. 

После прибытия в столицу Польши, нас поселили в очень известной гостинице «Бристоль», расположенной в самом центре «Старэго мяста» (Старого города), построенной еще при «царе Горохе», в 1901 году. Конечно, во время войны она была частично разрушена, но к моменту нашего приезда ее успешно восстановили. 

Мне было очень интересно посетить Польшу, так как я довольно прилично говорил по-польски (в силу своего давнего большого хобби — увлечения лингвистикой), многое знал о Польше, поскольку получал по подписке большое количество чрезвычайно интересных польских журналов и газет. Поляки не привыкли к тому, что иностранцы (тем более, приехавшие из экзотичной Средней Азии) знают их язык, поэтому, когда я начинал разговаривать с ними на их языке, они проникались ко мне уважением и с удовольствием подробно отвечали на все мои вопросы.

Туристическое агентство Варшавы первым долгом стало показывать нам достижения столицы. Тогда в Варшаве уже развернулось грандиозное строительство. Польша старалась как можно быстрее избавиться от руин. В ее восстановлении активную помощь оказывал Советский Союз. В столичном микрорайоне Жерань был построен завод легковых автомобилей, который долгие годы выпускал по советской лицензии и на основе переданной ему технической документации автомобили «Варшава», являвшиеся копиями советского автомобиля «Победа М-20». Надо отдать должное инженерам этого завода, так как они внесли довольно много усовершенствований в конструкцию этого замечательного автомобиля и в технологию его изготовления. На самом заводе нашей группе, к сожалению, побывать не удалось, мы видели его территорию только снаружи, ее размеры производили очень сильное впечатление.

Нам весьма детально показали построенный Советским Союзом в период с 1952 года по 1955 год, в качестве безвозмездного дара, в самом центре Варшавы, Дворец культуры и науки. Этот Дворец был спроектирован в стиле так называемого «сталинского ампира» известным архитектором Львом Владимировичем Рудневым, и очень сильно напоминал московские «высотки» типа той, которая украшает собой Котельническую набережную.

Состоялось много экскурсий в музеи, церкви, соборы, на кладбища. Мне очень запомнился поход нашей группы в великолепный варшавский парк Лазенки. В нем на меня неизгладимое впечатление произвел совершенно изумительный памятник выдающемуся польскому композитору Фредерику Шопену. Данный памятник впервые был открыт в 1926 году, но во время войны его полностью уничтожили фашистские варвары. С огромным трудом удалось разыскать материалы, позволившие с большой степенью точности воссоздать его копию, которая была торжественно открыта в 1958 году. 

Из Варшавы нас повезли в сторону Кракова, так как нам предстояло по дороге в этот город детально ознакомиться с крупнейшим комплексом нацистских концентрационных лагерей Освенцим-Бжезинка (по немецки он назывался иначе: Аушвиц-Биркенау). Комендантом и фактически автором методов массового уничтожения ни в чем не повинных людей в этой гигантской фабрике смерти был Рудольф Франц Фердинанд Хёсс — оберштурмбаннфюрер СС. Данный комплекс истребления людей был создан в 1940 году по личному приказу Генриха Луитпольда Гиммлера — рейхсфюрера СС, рейхсминистра внутренних дел и начальника РСХА (Главного управления имперской безопасности).  

Прибывавшим в этот комплекс врагам рейха (напомню о том, что врагами рейха №1 были библьфоршеры — толкователи библии, врагами №2 были цыгане, врагами №3 были еврем, а врагами №4 были коммунисты; всего у рейха было тринадцать категорий врагов) сразу предлагалось пройти душ и дезинфекцию. Их раздевали и препровождали в огромные душевые помещения. Каждое такое помещение могло одновременно вместить до 2000 человек. После этого из леек душевых устройств, вместо воды, начинало поступать отравляющее вещество Циклон Б.  Это отравляющее вещество на основе цианида (синильной кислоты) было разработано в Германии группой ученых-химиков под руководством Франца Габера, лауреата Нобелевской премии 1918 года. 

Наша ташкентская туристическая группа своими глазами видела на территории этого комплекса уничтожения миллионов людей страшные крематории, многие помещения, заполненные горами очков, ночных горшков, одежды, обуви узников, уничтоженных нацистскими садистами. Многие члены нашей группы не смогли тогда сдержать слезы. Я столь подробно рассказываю о злодеяниях нацистов только по одной причине: внести свою лепту в борьбу всего человечества против такого рода преступлений, чтобы оно сделало все возможное и невозможное для того, чтобы такие мерзопакостные деяния никогда больше не повторялись на нашем земном шаре.

Из Освенцима автобусы доставили нас в Краков, где поселили в отеле «Под золотым якорем», находившемся рядом с Мариацким костелом. Привезли уже поздним вечером, накормили ужином, и мы тут же завалились спать. Наутро нас, после завтрака, повезли показывать достопримечательности этого красивого старинного польского города. Мы пробыли в Кракове двое суток, но для того, чтобы осмотреть все интересные места, там следовало бы остановиться надолго. Нам показали за это время ряд музеев, церквей, соборов, но самыми интересными для меня объектами оказались Королевский замок Вавель и огромная Рыночная площадь Старого города, построенная еще в тринадцатом веке. 

Из Кракова нас повезли в горнолыжный курорт Закопане. Мы провели на его территории одни сутки, но должен сказать, что этот курорт не произвел на меня особого впечатления, так как он наверняка очень хорош для зимнего отдыха, а в летнее время в нем было весьма скучновато.

А теперь расскажу о своих чисто субъективных ощущениях и впечатлениях, возникших у меня во время посещения Польши. Во-первых, мне доставило большое, чисто эстетическое, удовольствие наличие в Варшаве огромного количества чрезвычайно красивых представительниц прекрасного пола. За всю свою жизнь мне лишь дважды удалось увидеть такой большой процент исключительно красивых женщин в отдельно взятом населенном пункте. Второй раз я столкнулся с таким замечательным явлением на улицах Уфы, столицы Башкирии, в 1966 году, куда я приехал тогда в процессе служебной командировки. По возвращении из Уфы, я рассказал о двух этих идентичных случаях своим друзьям, и они со смехом, буквально в один голос, заявили о том, что мэры этих двух городов всенепременно должны зарегистрировать красоту своих девушек в качестве эталонной в штаб-квартире Международного бюро мер и весов, находящейся в предместье Парижа.   

А во-вторых, я был чрезвычайно удивлен (на этот раз негативно!) тем, что в Польше нашу туристическую группу кормили весьма скудно, зато на наших обеденных столах недостаток еды восполнялся немыслимым количеством тарелок, вилок, ложек и ножей разной формы. От этого мы приходили в состояние полной растерянности, поскольку не имели ни малейшего представления, как следует использовать эту роскошную сервировку. Мало того, почти за каждым из нас находился вышколленный официант, который выхватывал у нас из-под носа тарелку с недоеденной едой и тут же уносил ее в мойку, если мы вдруг, по какой-либо причине, поворачивались лицом к кому-либо из своих соседей по столу. Приходилось каждый раз вставать из-за стола с урчащими от голода желудками. 

Мы терялись в догадках: на кой ляд наш стол сервируют с таким обилием тарелок, вилок, ложек и ножей? Это было бы понятно, если бы на нем было бы несметное количество вторых блюд из мяса разных видов животных, из рыб, моллюсков, ракообразных или экзотческих плавающих, ползающих, прыгающих, бегающих и летающих представителей дикой фауны. Но при том мизерном количестве приносимой нам еды, весь этот  сервировочный антураж выглядел полнейшим абсурдом. 

Многие из нас знают о существовании третьего закона Исаака Ньютона, гласящего, что всякое действие вызывает равное и противоположное противодействие. И у нас тоже выработался соответствующий условный рефлекс: перед тем как обратиться с каким-либо вопросом к соседу по столу, мы обеими руками хватались за тарелку с недоеденной нами пищей, после чего уже твердо знали, что никто не сможет вырвать драгоценную тарелку из наших рук. Таким образом нам удалось спастись от «голодомора». 

Подошло к концу наше пребывание в Польше. Нас в последний раз покормили завтраком, после чего усадили в автобусы, которые должны были доставить нас в Чехословакию. В Прагу нас повезли через город Готвальдов, носивший ранее название Злин. Новое название он получил в 1949 году в честь первого коммунистического президента Чехословакии Клемента Готвальда. Злин был известен чуть ли не на всем земном шаре благодаря невероятно успешной обувной империи «Bata» и ее основателю — обувному королю Томашу Бате. После того, как он погиб в 1932 году в авиакатастрофе, его наследник — не менее талантливый человек Антонин Батя — построил новый 16-тиэтажный корпус грандиозной обувной фабрики, в котором его рабочим кабинетом служил гигантский лифт. Каждый этаж данного здания был отдельным цехом фабрики, и когда Антонин Батя останавливал свой кабинет на каком-либо из этажей, двери-стены этого лифта раздвигались, и владелец фирмы тут же своим профессиональным оком видел, насколько эффективно идет работа в данном цехе. Нашей группе детально показали фантастическую работу этой чрезвычайно преуспевающей обувной фабрики, мы побывали в ее цехах и оценили особенности лифта-кабинета. Все это произвело на нас совершенно неизгладимое впечатление. 

После возвращения в наши автобусы, нас порадовали сообщением о предстоящем через полчаса обеде. Это вызвало у нас приступ всеобщей радости, так как за прошедшую неделю наши талии весьма заметно уменьшились в диаметре, мы явно стали стройнее, а наши животики грустно поникли от хронического недоедания. При этом мы с явным пессимизмом представляли себе гастрономическое будущее в новой для нас стране. 

Но действительность в ЧССР оказалась гораздо радужнее, по сравнению с тем, что имело место на территории Польши. Чехи сразу же, во время первого обеда, проявили себя чрезвычайно гостеприимными и хлебосольными людьми. Они не только накормили нас досыта, до отвала, но и поставили перед каждым из нас во время еды по кружке (емкостью 0,5 литра) превосходного бочкового пива «Праздрой», а после второго блюда принесли всем нам по громадному куску великолепного торта. 

Дамская половина нашей ташкентской туристической группы, состоявшая, как выяснилось, из закоренелых сладкоежек, тут же обратилась к мужской половине с деловым предложением обменять свое пиво на наши куски торта. Данная инициатива была немедленно принята нами с большим ликованием. Всю неделю пребывания в ЧССР мы наслаждались прекрасным чешским бочковым пивом, выпивая его по литру в обед, и по литру во время ужина. Дамы в это время упивались счастьем, уплетая за обе щеки удвоенное количество кусков невероятно вкусного торта.

Из Готвальдова автобусы доставили всех нас в Прагу, где разместили в отеле «Париж», находившемся рядом со Староместской ратушей и ее знаменитыми, потрясающими астрономическими часами, созданными еще в начале XV века. Должен сказать, что в Праге нас ожидало знакомство с неисчислимым количеством интереснейших во всех отношениях объектов старого зодчества. Кроме того, нам было чрезвычайно приятно общаться с гражданами Чехословакии, так как они тогда, еще до «Пражской весны», относились к советским людям великолепно. Так что им было, что показать в своей столице, а нам было, что с искренним интересом посмотреть.

Мне хорошо запомнилось посещение нашей группой эстрадного концерта в знаменитом концертном зале «Люцерна», расположенным по соседству с центральной площадью Праги — Вацлавской площадью. Всем нам тогда впервые в жизни удалось увидеть туристическую группу, приехавшую из Гаваны. О Кубе, кубинской революции и о Фиделе Кастро Рус тогда очень много писали в прессе. У всех кубинских туристов на груди имелись большие значки с надписью на испанском языке: «Куба — территория, свободная от неграмотности!». Но никто из нас тогда и помыслеть не мог о том, что через пару месяцев весь мир содрогнется от жесточайшего политического кризиса, возникшего в отношениях между Москвой и Вашингтоном из-за размещения советских ядерных ракет и воинских подразделений Советской армии на Кубе, и только чудо спасет тогда человечество от ядерной Третьей мировой войны. Этим чудом стали переговоры Н.С.Хрущева и Д.Ф.Кеннеди, в результате которых быд достигнут компромисс, устроивший обе высокие договаривающиеся стороны.

Очень интересной оказалась поездка в Карловы Вары. Первоначально поселение с таким названием было построено в XIV веке из-за наличия в данном месте горячего минерального озера и гейзера. В XVIII веке там возник курорт с двенадцатью источниками минеральных вод разного химического состава, чудесно исцеляющими болезни людей. В этом плане курорт Карловы Вары является своего рода аналогом кавказского курорта Минеральные воды.

Когда мы приехали в эту знаменитую чехословацкую здравницу, всех нас строго-настрого предупредили о том, что каждый из нас может попробовать воду из любого источника, но только одного, так как смешение в желудке минеральных вод из разных источников может причинить непоправимый вред нашему здоровью в результате возникающих в желудке химических реакций. Все члены нашей группы с полным пониманием отнеслись к данному предупреждению и попробовали воду только из одного источника. Все, кроме одного из наших туристов, который не переставал пробовать такую воду из всех источников, встречавшихся на нашем пути.  

Чешская переводчица, сопровождавшая нашу группу в этой поездке, с огромным беспокойством наблюдавшая за столь неразумным поведением нашего коллеги, взволнованно сказала ему: «Товарищ, так поступать нельзя!». Но «товарищ» вежливо и очень доходчиво дал объяснение из серии «для тех, кто, видимо, не понимает»: он объяснил переводчице, что заплатил за путевку свои кровные денежки, и теперь хочет, чтобы эти понесенные им затраты стопроцентно окупились, поэтому считает необходимым пить минеральную воду повсюду и везде. Наша переводчица, совершенно ошарашенная таким ответом, пожала плечами, и отошла от него подальше. Всех туристов нашей группы такой его ответ тоже чрезвычайно удивил, так как настолько «трепетное» отношение к «кровным денежкам» в те очень благополучные шестидесятые годы было совершенно не свойственно нашим людям. 

Самой последней экскурсией нашей туристической группы стало посещение места, на котором до 10 июня 1942 года находилась деревня Лидице. В этот день фашистские каратели сровняли с землей все строения этой деревни, расстреляли все мужское население возрастом 15 лет и выше (175 человек), а всех остальных жителей данной деревни отправили в концлагеря. По моему мнению, человечество не имеет права забывать такие трагедии. Этот варварский акт явился ответом нацистов на гибель от рук парашютистов имперского протектора Богемии и Моравии Рейнхарда Тристана Ойгена Гейдриха, «архитектора Холокоста».

После этого наша туристическая группа покинула гостеприимные пределы ЧССР и отправилась в направлении отчего дома — любимого и родного Ташкента

Борис Пономарев


Рецензии