Историческая справка 62 истребительный авиационный
62 смешанный авиационный полк Особого Назначения ВВС ВМФ / ЧФ
62-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ/ЧФ ( с июля 1942г. изменено наименование полка на 62 авиационный полк ВВС ЧФ. Получено и оприходовано : Гербовая мастичная печать, Гербовая сургучная печать для пакетов, угловой штамп, сургучную печать для хранилищ, треугольный штамп для краснофлотских писем и штамп для входящих бумаг согласно приказа к-ра 62 иап №12 от 9.12.41г. г. Анапа.)
62-й истребительный авиационный полк имени 50-летия ВЛКСМ авиации ПВО.
(Приказ МО СССР от 17.10.1968г № 0254)
62-й Севастопольский 10 декабря 1996 года ( Указом Президента Украины )
1 июля 1998 года 62-й Севастопольский авиаполк реорганизован в 9-ю Севастопольскую истребительную авиационную бригаду . А далее история уже другого авиационного соединения.
1941 год
С 6 сентября 1941г. на аэродроме Симоновка Краснодарского края на базе Ейского ВМАУ им. Сталина под командованием начальника училища генерал-майора авиации Андреева А.Х. было начато формирование 62 смешанного авиационного полка по штату № 030/168.(Приказ НКВМФ от 01.09.1941г.,хранится в делах г. Ейск ВМАУ им. Сталина) (62 смешанный авиационный полк Особого Назначения ВВС ВМФ).
9 сентября 1941г. полковник Шарапов Иван Васильевич издает приказ №1 командира 62 смешанного авиаполка особого назначения ВВС ЧФ с. Симоновка, где пишет : « Сего числа прибыл и приступил к исполнению обязанностей на основании приказа народного комиссара ВМФ СССР № 01854 от 6 сентября 1941г».
При формировании новой части в качестве летного состава были привлечены бывшие инструктора Ейского училища. На освоение новой техники им выделили всего десять дней. На вооружение 62 смап получил самолеты (1-я АЭ) МиГ-3 – 12 самолетов, (2-я АЭ) ЛаГГ-3 – 11 самолетов, (3-я АЭ) Пе-2 – 11 самолетов.
26 сентября 1941г. формирование полка было завершено, и на следующий день он перебазировался из Симоновка на аэродром Кача в Крыму, а 28 сентября – на аэродром Токмак (Тотман) и Соцдорф.
Еще во время комплектования полка и до начала боевых действий на фронте полк потерял 2 ЛаГГ-3 и 2-х летчиков. 18.09.1941г.к-р 2 аэ 62 смапон
м-р Червяков Лев Петрович на самолете ЛаГГ-3 бортовой номер 899 при полете по кругу на 4-м развороте сорвался штопор. Причина – выпуск посадочных щитков до входа в 4-й разворот, что привело к увеличению крена в развороте, перетянул ручку управления самолетом. Летчик погиб. При перелете на полевой аэродром, при заходе на посадку на аэродроме Тотман (Токман) у командира авиационного звена лейтенанта Чувакова Михаила Михайловича не высоте около 200 метров не вышел один щиток и самолет (ЛаГГ-3) самопроизвольно начал выполнять бочку на снижении. Высоты не хватило, летчик погиб вместе с самолетом.
Из журнала боевых действий 1941 года становится понятно, как начинался боевой путь полка. С первых вылетов, с первых воздушных боёв, с первых штурмовок наземных целей.
28 сентября из Качи перебазировалась на полевые аэродромы авиагруппы Тотман и Соцдорф в составе : 12 МиГ-3 (1 аэ),11 ЛаГГ-3 (2 аэ) и 11 Пе-2 (3 аэ). В архивах по участникам ФРАЙДОРФСКОЙ АВИАГРУППЫ значится 28.09.41г на фронт прибыл 62 смапон в составе : 9 Пе-2, 10 МиГ-3, 7 ЛаГГ-3. Возможно, остальные прилетели позже из-за неисправностей.
Командный состав полка:
1. Командир полка - полковник Шарапов Иван Васильевич 27.01.1951 – присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации, командовал полком до 12.12.1941г. (годы жизни 27.04.1902г.- 03.09.1962г. )
2. Батальонный комиссар - Торбинов Николай Григорьевич. – ( годы жизни 11.05.1910г-10.10.1941г. НБЗ- погиб).
3. Заместитель командира полка - капитан Васильев Владимир Иванович. (авиагруппа в осажденном Севастополе 11.1941- 02.1942), (командовал полком с 19.02.1942г. по 30.12.1942г.): 11.05.1949г. присвоено воинское звание генерал-майор авиации, (годы жизни 23.05.1911г.-00.07.2000г.)
4. Начальник штаба - майор Слепенков Яков Захарович –Приказ командующего ВВС ЧФ № 02\0141 от 9.12.1941г. по личному составу (выписка) П. 135.Начальника штаба 62 авп майора Слепенкова Якова Захаровича – допустить к исполнению должности командира – дублера того же полка. Исполнял должность до 18.02.1942г.; 22 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Присвоено воинское звание генерал-майор авиации. (годы жизни 17.11.1910-13.08.1968 г).
5. Инженер - военный инженер 2 ранга - Ярош Сергей Иванович (24.09.1904-_,_,_)
6. Командир 1АЭ– к-н Чистов Николай Иванович- (31.10.1941г НБЗ- погиб)
7. Командир 2 АЭ – старший лейтенант Крылов Николай Иванович
8. Командир 3 АЭ - временно исполняющий должность командира эскадрильи капитан Пешков Юлиан Константинович – зам. командира эскадрильи.
На 1.01.2-24 года установлены списки всего летного и инженерно-технического состава полка , принимавших участие в обороне Крыма и Севастополя . Их 237 авиаторов полка и 23 прикомандированных на период действия фрайдорфской авиагруппы. В авиагородке Бельбек - место основного базирования авиаполка в послевоенные годы, установлен памятник авиаторам – самолет МиГ-19 с мемориальной плитой (на ней внесены фамилии авиаторов, погибших при защите Крыма и Севастополя 1941-42гг. Списков погибших авиаторов 1943-44гг. у нас нет, если и есть отдельные фамилии – это из воспоминаний и мемуаров). В этом году 26 сентября 2021 года мы празднуем 80-летие со дня формирования 62 иап и нам бы хотелось восстановить историческую справедливость и отдать дань памяти погибшим авиаторам
С 29.09.1941г. 62 смап был включен в состав Фрайдорфской авиагруппы ВВС ЧФ на аэр. Соцдорф ( с.Ульяновка), в которой находился до 30 октября.: в Фрайдорфе ( сегодня п.г.т. Новосёловское, Раздольненского р - на) базировались самолёты 1 АЭ и управления ( МиГ - 3), а на аэродроме Тотман (сегодня с. Каштановка, Первомайского р - на) самолёты 2 АЭ ( ЛаГГ - 3) и 3 АЭ ( ПЕ - 2).
В районе Перекопа в небе Крыма погибло 20 человек лётного состава: лётчиков - 13 , военком - 1, адъютант - 1 .. стрелки бомбардировщика - 2 , стрелки - радисты - 3 .
Первый боевой вылет полка состоялся в тот же день: с рассвета 6 Пе-2, 5 МиГ-3 и 6 ЛаГГ-3 полка нанесли бомбовый удар по резерву противника в районе н. п. Армянск.
По состоянию на 18.10. 1941г. в составе полка, базирующегося на аэр. Соцдорф оставалось 6/3 Пе-2, 8/6 МиГ-3 и 6/6 ЛаГГ-3. С октября 1941 года полк выполнял боевые задачи с аэродромов Тагайлы, Найброд, Салтаба, Соцдорф
Полк нес большие потери и уже 21 декабря 1941 года вынужден был уйти на переформирование . Материальная часть сдана 7-му иап ВВС ЧФ, а одна эскадрилья в полном составе ( ???) в 40-й бап ВВС ЧФ. ( По другим источникам по состоянию на 7 ноября 1941г. в 62 сап осталось исправных 9 самолетов. Из них: 3 Пе-2 передал в 5-ю АЭ 40 бап (на Аэр. Херсонес)…..что подтверждает в своих мемуарах майор (полковник) Пешков Юлиан Кузьмич …командир 3 аэ (Пе-2) … из его воспоминаний «В сентябре 1941 года меня перевели в 62-й полк. Там воевал недолго, но в самое напряженное время. Остатки полка в ноябре ( по другим данным 21 декабря) отвели в тыл, а звено пикирующих бомбардировщиков оставили в Севастополе. И мне пришлось возглавить его»
К 2 ноября 1941г. 62 смап базировался на аэр. Карагоз. ( с. Первомайское)
По состоянию на 7 ноября 1941г. в 62 смап осталось исправных 9 самолетов. Из них ; 3 Пе-2 передал в 5-ю АЭ 40 бап (на аэр. Херсонес).
Истребительные эскадрильи полка перебазировались из Крыма сначала на аэр. Анапа, а позднее на аэр. Геленджик для прикрытия ВМБ Новороссийск
21 декабря 1941г. полк передал оставшиеся самолеты один ЛаГГ-3 и два МиГ-3 в 7-й иап ВВС ЧФ ( Последние несколько машин этого типа поступили в декабре 1941 г., когда 8-й ИАП принял остатки эскадрилий из 9-го, 32-го и 62-го ИАП ВВС ЧФ. ), после чего личный состав был выведен в тыл в с. Борское Куйбышевской области. Там на базе 2-го зап Авиации ВМФ он проходил переформирование и перевооружение.
Итоги боевых действий за месяц воздушных боев 28.09.1941-30.10.1941г.
Сбито самолетов противника в воздушных боях 20 Bf-109 и 1 Ju-88.
Свои потери составили 7 Пе-2, 5 МиГ-3, 6 ЛаГГ-3
1942 год…
После укомплектования и перевооружения 62 истребительный авиационный полк (в/ч 49222) вернулся под Новороссийск.
В полку числилось самолетов: 12 Як-1 и 25 ЛаГГ-3 ( по некоторым источникам было еще 11 Пе-2. Однако в боевых донесениях самолеты Пе-2 с 1942 в составе полка не упоминаются и наименование полка из САП стало АП).Там он стал дислоцироваться на аэр. Мысхако. Кроме того, часть сил полка размещалась на оперативном аэродроме Лазаревская на побережье Черного моря.
13.02.1942г. 4 И-15бис 62 иап, базирующегося на аэр. Лазаревская, атаковала немецкую подводную лодку в надводном положении, добившись попаданий в рубку и заставив лодку погрузиться. Атаки на вражеские подводные лодки самолетами полка зафиксированы 17, 18 июля, 4 августа и 18 сентября 1942г. Результаты атак неизвестны.( этот эпизод требует выяснения по архивам, так как известно , что с 21 декабря 1941 года полк сдал все самолеты и убыл на переучивание и переформирование в Боровское Куйбышевской обл. , ныне Самарская обл. И самолетов типа И-15 бис в полку не было до 23 августа 1942г., когда получил пополнение)
10 марта 1942г. 62 иап получил новую материальную часть: истребители Як-1 и ЛаГГ-3 и приступил к переучиванию на них летного состава.
30 мая 1942г. одна АЭ в составе 10-ти экипажей на самолетах Як-1 под командованием капитана Денисова Виталия Ивановича отправлена на аэродром Херсонесский маяк для усиления обороны г. Севастополя и включена в состав 8-го иап ВВС ЧФ.
Вот что пишет о нем генерал-майор Денисов Константин Дмитриевич в своих мемуарах:
«Утром 30 мая мы взлетели и легли на маршрут. Довольно скоро понесли потери, правда, пока не боевые — три «яка» из-за каких-то неисправностей вернулись в Анапу. Перелет же остальных самолетов прошел благополучно, и все они приземлились на Херсонесе.
Несколькими днями позже сюда прилетела эскадрилья из десяти Як-1, возглавляемая моим однофамильцем и однокашником по Ейскому училищу капитаном В. И. Денисовым. Виталий Иванович — опытный летчик, храбро воевал под Перекопом в составе 62-го авиаполка. Под стать ему был и комиссар эскадрильи старший политрук Виктор Андреевич Купцов — тоже умелый воздушный боец, прошедший школу войны в Китае и награжденный орденом Красного Знамени»
Из 10-ти летчиков нам известны фамилии только двоих :
1.Ком. аэ к-н Денисов Виталий Иванович ( погиб 20.06.1942г.)
2. комиссар эскадрильи старший политрук Купцов Виктор Андреевич (погиб в воздушном бою над Севастополем __.06.1942г)
Еще судьба 8-ми экипажей не известна.
26 июня 1942г. формирование полка под руководством полковника Смиренского было закончено по штату № 30/156.
За период боевых действий по обороне Крыма 62 иап провел: 855 боевых вылетов, 51 групповой воздушный бой (сбито 16 самолетов противника), бомбоштурмовыми ударами уничтожено 26 самолетов противника на аэродромах, до 35 танков, 45 автомашин, 27 орудий и большое количество живой силы.
2 июля 1942г. 62 иап всем составом прибыл на аэродромы Гайдук и Мысхако и приступил к боевой работе по обороне Новороссийска.
15 июля 1942г. 62 иап входит в состав 62 иаб ВВС ЧФ. Место базирования полка аэр. Майкоп (5/5 ЛаГГ-3), аэр. Анапа (9/6 Як-1, 4/4 ЛаГГ-3), аэр. Мысхако (10/10 ЛаГГ-3).
18.08.1942г "Это был последний вылет 7-го полка с аэродрома Анапа. Вечером я получил приказ командира 62-й авиабригады: три Як-1 и один ЛаГГ-3 передать 62-му полку, что находился на аэродроме Мысхако, - воспоминания Денисова К.Д.
В августе 1942г. 62 иап был включен в состав Морской Авиационной Группы Новороссийского оборонительного района (Приказ Ком. ЧФ № 01208 от 23.11.1942г.), где и оставался вплоть до мая 1943г.( опять не стыкуется... с августа в составе МАГ, а приказ от 23.11.42г.)
23 августа 1942г. полк получил пополнение: 14 самолетов И-16 и И-15бис с личным составом из расформируемой 87 оиаэ ВВС ЧФ. Эти самолеты свели во 2-ю АЭ полка. Самолеты Як-1 и ЛаГГ-3 были сведены в 1-ю АЭ, а 3-я АЭ убыла на аэродром Абаша (Грузия) за пополнением материальной частью.
5 сентября 1942г. по приказу командующего МАГ НОР 62 иап был перебазирован на аэродром Геленджик с задачей прикрытия приморского фланга армии и действий флота.
10 октября 1-я АЭ полка была перебазирована на аэродром Лазаревская для прикрытия ВМБ Туапсе.
23.10.1942г. два самолета И-15бис 62 иап участвовали в налете Аэр. Майкоп, нанося штурмовые удары по прожекторам и зенитным средствам противника. Налет производился с аэр. Лазаревская.
В один из дней начала ноября из Батуми вышел крупный конвой и, прижавшись к берегу, взял курс на Туапсе. Командир авиабригады подполковник А. З. Душин, с которым у нас давно наладились дружеские отношения, сказал по телефону:
— Ты, надеюсь, осознал, Костя, что объект важный? Вот и смотри, как говорится, в оба. В твое распоряжение выделяется эскадрилья «лаггов» из 25-го полка, которую можешь использовать для прикрытия до Пицунды, а далее [199] из Лазаревской — две эскадрильи 62-го полка. Авдеев со своими гвардейцами уже получил задачу наращивать с аэродрома Гудаута усилия в воздухе в случав усложнения обстановки. Конвой прикрывать на переходе до Туапсе, в период разгрузки транспортов и при следовании их обратно в Батуми.
8 ноября 1942г. на аэродром Агой из тыла прибыла вновь сформированная 3-я АЭ в составе 18 И-15бис. под командованием Ю. А. Владимирского. Она стала числиться в полку «ночной».
К 22.12.1942г. в составе 62-го иап ВВС ЧФ числились 20 И-15бис (из них 9 — в ремонте).
По состоянию на 25.03.1943г. в составе 62 иап числилось 2/0 ЛаГГ-3, 5/2 Як-1, 16/7 И-15бис.
10 января 1943г. 62 иап всем составом был перебазирован на аэродром Геленджик.
В это время самолеты полка И-15бис вместе с И-16 широко использовались для прикрытия плавсредств и судов флота на переходах морем, для разведки, штурмовки вражеских войск, поддержки морских десантов на Мысхако и Новороссийск, специальных заданий:
- 5 февраля 7 И-15бис сбросили 14 ящиков с боеприпасами новороссийскому десанту.
- 6 февраля грузы десанту сбрасывали 4 И-15бис.
- 8 февраля 3 И-15бис летали на снабжение боеприпасами и снаряжением крымских партизан.
13 марта 1943г. 62 иап всем составом был перебазирован на аэродромы Агой и Лазаревская. Оттуда самолеты полка выполняли задачи по прикрытию кораблей Черноморского флота в ВМБ Туапсе и на переходе их морем Сочи - Геленджик.
До апреля 1943г. полк произвел 3467 боевых вылетов. Проведено 120 боев, в которых сбито 58 самолетов противника, четыре из них - тараном.
Собственные потери за этот период составили:
- сбито огнем противника 25 самолетов (погибло 19 летчиков);
- потеряно в летных происшествиях 14 самолетов (погибло 2 летчика).
Потери летного состава полка за время боевых действий .
Все сведено в таблицы.
62 смешанный авиаполк особого назначения ВВС ЧФ ( с 28.09.41 по 1.11.41г полк воевал в состав Фрайдорфской авиагруппы ).
30 мая 10 ( десять) экипажей 62 иап под командованием капитана Денисова перебазировались на аэродром Херсонесский Маяк для усиления авиации ПВО Севастополя. 30 июня были перебазированы на аэродром Анапа Краснодарского края.
(Сколько из 10 вернулось данных нет)
11.08.1941 мл. л-т Синяев Егвений Иванович НБЗ
28.09.1941 л-т Чуваков Михаил Михайлович авиакатастрофа
29.09.1941 МиГ-3 ст. л-т Воронов Владимир Павлович сбит в возд. бою
29.09.1941 ЛаГГ-3 ст. л-т Кромчаткин Борис Михайлович сбит в возд. бою
29.09.1941 Пе-2 м-р Пузанов Федор Лукич сбит ЗА направили горящий самолет на скопление немцев
ст. л-т Щербаков Степан Иванович
сержант Пашков Петр Семенович , стрел-радист
29.09.1941 ЛаГГ-3 ст. л-т Воронов Александр Павлович сбит в возд. Бою
30.09.1941 Пе-2 ? к-н Новиков Федор Михайлович сбит ЗА
НБЗ
НБЗ
л-т Молчанов Леонид Александрович штур.3 аэ
01.10.1941 м-р Меркулов Николай Иосифович адьют. 3 аэ НБЗ
10.10.1941 л-т Харченко Николай Петрович сбит в возд. Бою
НБЗ
10.10.1941 Пе-2 к-н Пучкин Степан Денисович сбит в возд. бою Чаплинка, Херсонская область Таран наземной цели
бат. к-р Торбинов Николай Григорьевич
19.10.1941 л-т Петров Виктор Иванович НБЗ
19.10.1941 л-т Осинин Георгий Евгеньевич НБЗ
20.10.1941 ст. л-т Китов Сергей Яковлевич НБЗ
20.10.1941 ЛаГГ-3 л-т Панков Порфирий Николаевич НБЗ
20.10.1941 МиГ-3 к-н Петров Петр Георгиевич НБЗ жив, согласно вх.1772-43
31.10.1941 Командир р 1 аэ
к-н Чистов Николай Иванович НБЗ
06.11.1941 к-н Петров Николай Петрович НБЗ жив, после плена служил в 1 ЗАП
06.11.1941 И-16 мл. л-т Сабуров Серафим Петрович сбит в возд. бою
18.11.1941 ст.л-т Каратаев подбит ЗА жив, ампутирована нога
22.11.1941 МиГ-3 к-н Воеводин Константин Георгиевич НБЗ ВР Керченского полуострова жив, согласно вх. 36с-46г.
26.12.1941 Як-1 л-т Степанов Николай Андреевич сбит ЗА
62 истребительный авиаполк боевые потери 1942г.
10.06.1942 мл. л-т Пушков Петр Иванович авиакатастрофа
02.07.1942 Як-1 л-т Луценко Сергей Тихонович сбит в возд. бою 5 км северо-западнее Анапы
10.07.1942 Лагг-3 31213174 мл. л-т Борисов Михаил Алексеевич погиб в возд. бою Герой Советского союза (посмертно) таран самолета противника, после него попал в другой самолет противника
10.07.1942 ЛаГГ-3 31213127 М-105ПФ 868 ст. с-т Зиновьев Николай Кондратьевич сбит в возд. бою р-н Новороссийска (Неберджаевское водохр.) похоронен в Новороссийске
30.07.1942 Як-1 0476 М-105ПФ 777 ст. л-т Коломенцев Николай иванович сбит в возд. бою р-н Феодосии в плену до 02.12.1942
04.08.1942 Лагг-3 31213133 мл. л-т Семигин Алексей Иванович сбит в возд. бою 2 км южнее Благовещенской жив
04.08.1942 Лагг-3 31213141 л-т Спиридонов Николай Николаевич сбит в возд. бою Кут-Исает орден Красного знамени жив
04.08.1942 Лагг-3 31213154 Гокинаев Григорий Васильевич сбит в возд. бою Керчь
07.08.1942 Лагг-3 312117 с-т Низовский Александр Митрофанович сбит в возд. бою 7 км мористее Артющенко
11.08.1942 с-т Гурман Дмитрий Григорьевич НБЗ
11.08.1942 Лагг-3 31213152 Синяев Евгений Иванович сбит в возд. бою Новороссийск
11.08.1942 Лагг-3 31211318 Жидков Николай Сергеевич сбит в возд. бою Мысхако
13.08.1942 Як-1 4174 Динейкин Алексей Владимирович сбит в возд. бою 15 км от Новороссийска
18.08.1942 Лагг-3 31213162 мл. л-т Семигин Алексей Иванович сбит в возд. бою р-н Мысхако
18.08.1942 Як-1 0376 Стратейчук сбит в возд. бою жив
18.08.1942 Лагг-3 31212718 Егоров К. сбит в возд. бою Новороссийск жив
30.08.1942 И-16 1021828 М-62 621215 л-т Ивин Петр Иванович сбит в возд. бою Натухаевская ранен, вынужденная посадка
10.09.1942 Як-1б 0626 М-105ПФ 3-279 к-н Шапошников Федор Денисович сбит в возд. бою р-н Кабардинки похоронен в Кабардинке
11.09.1942 мл. л-т Бедов Алексей Алексеевич авиакатастрофа р-н Лисичанска сгорел с самолетом
18.09.1942 Лагг-3 31212140 к-н Мухин Семен Степанович таран Рыбацкая бухта жив
26.09.1942 Як-1 1686 М-105 154-38 л-т Камышан Николай Иванович сбит в возд. бою Кабардинка жив
20.10.1942 И-16 2921556 М-62 4463 л-т Черенков Александр Иванович сбит ЗА р-н Абинска
30.10.1942 Як-1 1071 М-105 121-148 л-т Кособоков Николай Петрович ранен в возд. бою умер через 10 ч. р-н Лазаревского похоронен в Лазаревском
30.10.1942 Як-1 3086 М-105ПФ 626 с-т Осипенко Лев Юрьевич ранен в возд. бою, умер после пос-ки р-н Туапсе похоронен в Лазаревском
1943г
Андреев Василий Ефимович, 1923 г.р., сержант, 62-й АП ВВС ЧФ, погиб при вынужденной посадке на море в районе Туапсе 6 июня 1943 г.
Лощинный Георгий Алексеевич, 1911 г.р., лейтенант, 62-й АП ВВС ЧФ, погиб при авиационной катастрофе (не смог вывести самолет из штопора) в районе Лазаревской 9 мая 1943 г.
Рибо Виталий Янович, 1923 г.р., сержант, 62-й ИАП ВВС ЧФ, погиб в воздушном бою в районе Ольгинки 23 мая 1943 г.
Фурлетов Алексей Петрович, 1908 г.р. капитан, 62-й АП ВВС ЧФ, утонул при вынужденной посадке на воду в районе Геленджика 26 апреля 1943 г.
Михайлов Павел Сергеевич лейтенант ??? 2 аэ 62 иап погиб 14.02.1943г.
Это не полный список боевых потерь летного состава 1943-44гг., работа по поиску продолжается.
Весной, летом и осенью 1943г. весьма устаревшие И-15бис полка (до 10-12 единиц) продолжали широко применяться в боевых действиях. Основными задачами этих самолетов оставались прикрытие и сопровождение транспортов, поиск вражеских катеров, судов и подводных лодок:
26 апреля два И-15бис 62-го иап вели поиск вражеских торпедных катеров. При возвращении в сложных метеоусловиях один самолет приземлился на аэродроме в Краснодаре, второй сел на воду в районе Геленджика и затонул;
22 мая пара И-15бис, прикрывая транспорты, в районе Джугби вела воздушный бой с немецкими самолетами. Пилоты заявили о трех подбитых вражеских машинах;
8 августа 1943г. из состава 62-го иап была выделена группа самолетов И-15 бис в составе 15 единиц. Эта эскадрилья под командой капитана Фомина до ноября участвовала в боях за Новороссийск, Тамань и Керчь с аэродрома Геленджик (позднее с аэр. Анапа и Витязевская). Ею было выполнено до 600 боевых вылетов ночью, уничтожено 3 катера, 9 складов, 21 прожектор, 27 автомашин, подавлен огонь 9-ти батарей полевой и зенитной артиллерии.
17 августа три самолета И-15бис участвовали в налете аэр. Анапа, занятый немецкой авиацией.
С 10 по 12 сентября 1943г. самолеты И-15 бис полка бомбоштурмовыми ударами по противнику обеспечивали высадку войск 18-й армии в районе Новороссийска. Вскоре после этого все оставшиеся в частях ВВС ЧФ самолеты данного типа были переданы в 62 иап.
В ночь на 22 сентября 18 И-15бис 62 иап и 21 МБР-2 119 омрап ВВС ЧФ бомбардировали порт Тамань. Было уничтожено два катера, склад боеприпасов, несколько прожекторов.
С сентября 1943г. полк начал получать на вооружение новые истребители Р-40N «Киттихаук», которые поступали в Советский Союз через Иран.
С октября 1943г. по март 1944г. 62 иап базировался на аэродромах Агой и Лазаревская, выполняя задачи ПВО ВМБ Туапсе. С 13 октября эскадрилья самолетов И-15 бис и И-153 под командованием майора Ю. А. Владимирского перебазировалась на Аэр. Витязевская в районе Анапы.
15 октября 1943г. в соответствии с приказом командующего ВВС ЧФ одна эскадрилья 62 иап вместе с 11 шад, частью сил 1-й мтад (11 гв. иап), 25 иап и по одной эскадрилье от 119 мрап и 30 орап была выделена для обеспечения высадки десанта сил 18-й армии в район Эльтигена. При этом все истребители разных полков, базирующиеся на одном аэродроме, были объединены в Истребительную Авиагруппу под командованием ГСС майора К. Д. Денисова. На самолеты И-15бис и И-153 полка была возложена задача уничтожать ночью прожектора противника.
Вот как об этом пишет Денисов….«мы получили организационный приказ командующего ВВС ЧФ, в котором указывалось, что для обеспечения высадки в район Эльтигена 318-й стрелковой дивизии из 18-й армии, усиленной батальоном 255-й морской стрелковой бригады и 386-м отдельным батальоном морской пехоты, выделяются 11-я Новороссийская штурмовая авиадивизия, часть сил 1-й минно-торпедной авиадивизии, 25-й истребительный авиаполк и по одной эскадрилье от 62, 119 и 30-го авиаполков.
Военно-воздушным силам Черноморского флота на период выполнения задачи придавалась 214-я штурмовая авиадивизия (58 Ил-2 и 28 ЛаГГ-3) из 4-й воздушной армии. Всего, таким образом, на одном направлении планировалось задействовать 230 самолетов, из них 25 бомбардировщиков, 113 штурмовиков и 92 истребителя.
Как и предполагалось, 11-й гвардейский, 25-й истребительные полки и одна эскадрилья 62-го авиаполка были объединены в истребительную группу. Меня назначили командиром этой группы.
Группе поставили основную задачу — надежно прикрыть войска и корабли десанта от ударов противника с воздуха в пунктах посадки, на переходе Керченским проливом и в районе высадки. Самолеты И-15 и И-153 предназначались для действий главным образом ночью и в первую очередь для уничтожения прожекторов противника.»
2 ноября 1943г. на второй день Эльтигенской десантной операции при нанесении штурмового удара погиб командир эскадрильи «ночников» майор Ю. А. Владимирский – это была первая потеря Истребительной Авиагруппы.(по другим источникам 13 января 1944 г.он не вернулся с боевого задания).В другой десантной операции при высадке на мыс Тархан 12 января 1944г. С 22 ч. 30 м. до 23 ч. 40 м. три самолета И-15 подавили огонь трех орудий противника на северной окраине Катерлеза [5, с. 38].
С 1 января по 1 июля 1944г. кроме обычных задач ПВО на полк дополнительно были возложены противодействие самолетам - разведчикам противника, поиск и уничтожению подводных лодок на участке Геленджик - Пицунда. За этот период произведено до 3000 боевых вылетов, проведен 21 воздушный бой, в которых сбито 4 бомбардировщика и 7 разведчиков противника, обнаружены и атакованы две ПЛ, обеспечен переход 45 конвоев.
25.01.1944г. 62 иап был перебазирован на аэродром Мысхако, откуда выполнял задачу ПВО ВМБ Новороссийск.
К маю 1944г. полк имел в боевом составе 10 ЛаГГ-3 и 30 Р-40 «Киттихаук».
16.09.1944г. по окончании боевых действий на Черном море 62 иап был исключен из состава действующей армии.
В составе полка в это время числилось 33/32 Р-40 «Киттихаук» и 14/14 ЛаГГ-3. Кроме боевых самолетов в полку так же имелось несколько учебно-тренировочных машин УТ-1, УТ-2, УТИ-4
По состоянию на 01.01.1945г. 62 иап базировался на аэр. Мысхако.
С 10 февраля по 30 марта 1945г. 20 самолетов Р-40 «Киттихаук» 62 иап временно базировались на аэр. Альма-Тамак (ныне п. Песчаное, Крым). Летчики полка в феврале выполняли задачу по прикрытию с воздуха Ялтинской конференции ( интересный факт : исключен из состава действующей армии 16.09.1944, а в феврале 1945 участвует в прикрытии с воздуха Ялтинской конференции)
9 мая 1945г. 62 иап базировался на аэр. Мысхако, где и встретил окончание войны в Европе.
28.06.1945г. полк всем составом перебазировался на аэродром Аджи-Булат (ныне п. Угловое, Крым) и приступил к выполнению задач ПВО Главной базы ЧФ Севастополь.
В ноябре 1945г. 1-я АЭ полка перевооружилась на самолеты Як-9 в количестве 12 единиц.
Всего через полгода с 15 мая 1946г. полк получил задачу перевооружить эту эскадрилью на самолеты Р-39 «Аэрокобра». Перевооружение было закончено 25 сентября.
В 1946г. полку было вручено Боевое Знамя части. ( непонятно, что полк воевал без знамени или почему так записано)
По состоянию на 01.01.1947г. 62 иап, базирующийся на аэр. Джанкой, на самолетах Р-40 «Киттихаук» и Р-39 «Аэрокобра» входил в состав 4-й иад ВВС ЧФ.
В марте 1947г. 62 иап получил 13 самолетов Р-39 для перевооружения 2-й АЭ. В этом же году полк получил для перевооружения 16 самолетов Р-63 «Кингкобра».
Во второй половине 1947г. на основании приказа Командующего ВВС ЧФ № 096 от 20.05.1947г. полк был перебазирован на аэродром Бельбек (Крым) и приступил к выполнению задач ПВО ГБ Севастополь дежурством на земле.
С этим аэродромом будет связана вся последующая история полка.
10 апреля 1950г. на базе 62 иап началось формирование управления 49 иад и 628 иап ВВС ЧФ. Управление новой дивизии разместилось там же на Аэр. Бельбек. При этом сам полк вышел из 4-й иад и вошел в состав новой дивизии, передав две эскадрильи (38 самолетов Р-39 «Аэрокобра») в 4-ю иад. В этом же году 62 иап получил на вооружение самолеты Ла-11 и приступил к переучиванию на них.
В состав дивизии вошли: 62-й ИАП (аэродром Бельбек) и вновь сформированные 433-й ИАП (аэродром Херсонес), 628-й ИАП (аэродром Бельбек), 639-й ИАП (аэродром Херсонес). На укомплектование дивизии был направлен личный состав истребительной авиации всех флотов. На нее возлагалась задача ПВО в районе Севастополя.
В апреле 1951г. 62-й иап перешел на штат № 98/12 и приступил к теоретическому переучиванию личного состава на самолет МиГ-15.
22.05.1951г. полк временно перебазировался на аэродром Саки и приступил к практическому переучиванию на самолет МиГ-15. Одновременно технический состав занимался сборкой поступивших на вооружение самолетов МиГ-15. Самолеты Ла-11 были переданы в 241 гв. иап . (11 гв. иап) 2-й гв. мтад ВВС ЧФ.
22.06.1951г. полк закончил переучивание на МиГ-15 и приступил несению боевого дежурства в системе ПВО ГБ Севастополь на аэродромах Кача и Бельбек.
Через некоторое время полк вновь был перебазирован на аэродром Саки в связи со строительством на аэродроме Бельбек новой ВПП.
В 1952 г. 49-я ИАД в составе 62-го, 628-го и 639-го полков была передана в состав 52-го ИАК ВВС Таврического ВО.
В 1952г. полк был зачислен в состав 52-го ИАК ВВС Таврического военного округа, 29 октября 1952 года перебазирован на аэродром Бельбек, где продолжил выполнение задач боевой подготовки и боевого дежурства.
В июле 1953 г. 49-я ИАД 52-го ИАК была возвращена в состав ВВС Черноморского флота.
В сентябре 1955г. 62 иап (1-я и 2-я АЭ) первым в ВВС ЧФ начал переучиваться на сверхзвуковые самолеты МиГ-19.
В 1957–1958 гг. в состав дивизии входили: 62-й ИАП (истребители МиГ-19, Бельбек), 433-й ИАП (МиГ-17, мыс Херсонес), 628-й ИАП (МиГ-17, Бельбек). К апрелю 1958 г. 639-й полк был перебазирован с Херсонеса на аэродром Октябрьское.
В 1957-58гг. летчики полка освоили более совершенную модификацию самолета МиГ-19с и МиГ-19св. Освоение новых машин не обошлось без трагедий: в течение всего полутора лет погибло два командира полка – майор И. И. Гуркович и подполковник В. С. Абрамов.
В 1956-60гг. 62 иап трехэскадрильного состава (36 самолетов) входил в состав 49 иад ВВС ЧФ. При выполнении полетов две эскадрильи полка летали поочередно день и ночь по 4 часа, а третья эскадрилья несла боевое дежурство. В это время одной из задач полка было уничтожение разведывательных воздушных шаров, запускаемых с сопредельной стороны на нашу территорию.
Кроме освоения аэродромов побережья Черного моря, таких как Саки, Евпатория, Кировское, Карагоз, Керчь, Крымское, летчики полка составом эскадрилий дважды летали в Болгарию на аэродромы Балчик и Бургас.
6 апреля 1960 г. директивой МО СССР № Орг/5/606997 от 16.03.1960г.. в рамках «дальнейшего значительного сокращения Вооруженных сил СССР» управление 49-й истребительной авиадивизии на аэродроме Бельбек было расформировано. Одновременно с ним были расформированы 628-й и 433-й авиаполки. А 62-й авиаполк передали в состав 1-й дивизии 8-й отдельной армии ПВО страны. Он стал единственным истребительным полком из ВВС Черноморского флота, уцелевшим после всех реформ в вооруженных силах.
Командир 1-й дивизии ПВО – генерал-майор авиации Г. Н. Титов. В этот период в составе полка числилось три АЭ, 40 самолетов МиГ-19с и МиГ-19св и 60 летчиков.
Есть фотографии и воспоминания о том , как личный состав 62 иап летал в Тикси на МиГ-19 в 1962г. для несения там боевого дежурства в составе звена из положения на земле в 3-й готовности.
В 1962г. полк был объявлен отличным – лучшим в авиации ПВО страны и награжден переходящим Красным Знаменем.
В 1967г. за заслуги в деле защиты Советской Родины и достижение высоких показателей в боевой и политической подготовке 62 иап был награжден Памятным Знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета Союза ССР, Совета Министров Союза ССР с вручением Грамоты ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР (Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1967 года № 965-322).
В 1968г. 62 иап был перевооружен на истребители Су-15. Полк стал последней строевой частью ВВС бывшего Советского Союза, получившей на вооружение самолеты этого типа.
За заслуги в деле защиты Советской Родины и достижение высоких результатов в боевой и политической подготовке полку было присвоено почетное наименование: «62-й истребительный авиационный полк имени 50-летия ВЛКСМ» (Приказ Министра обороны СССР от 17 октября 1968 года № 0254). Тогда же он был награжден Памятным Знаменем Военного Совета Войск ПВО страны (Приказ Министра обороны СССР от 17 октября 1968 года № 0259)..
В ночь с 11 на 12 сентября 1970г.с дежурного звена 62 иап на перехват нарушителя воздушной границы подняли истребитель под управлением летчика И. В. Копосоа, который перехватил нарушителя и принудил к посадке на свой аэродром греческий Дуглас «DC-3»
Во второй половине 70-х годов полк был перевооружен на перехватчики Су-15тм, которые оставались на его вооружении до начала 90-х годов.
К 15 марта 1980г. 62 иап 1-й дивизии ПВО из 8-й ОА ПВО был передан в состав Одесского военного округа.
19.04.1986г. 62 иап из ВВС Одесского ВО был вновь передан в состав 8-й ОА ПВО с включением в 1-ю дивизию ПВО.
15.06.1989г. 62 иап был включен в состав 60-го корпуса ПВО, сформированного на базе 1-й и 21-й дивизий ПВО
.
В начале 1991 года 62 иап ПВО на аэр. Бельбек начал перевооружаться на Су-27, получив 14 самолетов (12 боевых и 2 спарки), параллельно используя самолеты Су-15тм до 1996г.Последний самолет Су-15 тм перегнал летчик Яглов в Полтаву.
В 1997 году первыми переучились на МиГ-29 летчики, которые летали на самолетах Су-15тм.
В то же время полк получает на вооружение самолеты-истребители МиГ-29, переданные из частей ВВС в Саках
После 1991г. 62 иап им. 50-летия ВЛКСМ авиации ПВО отошел под юрисдикцию Украины и существовал на аэродроме Бельбек до 1998 года, когда украинские вооруженные силы начали избавляться от наследия СССР.
Так 10 декабря 1996 года Президент Украины А.Д.Кучма подписал Указ о присвоении почётного наименования «Севастопольский» 62 иап 5-го авиационного корпуса ВВС Украины. Из наименования исчезает почетное наименование «им.50-летия ВЛКСМ».
1 июля 1998 года 62-й Севастопольский авиаполк реорганизован в 9-ю Севастопольскую истребительную авиационную бригаду .
Эта дата и считается последним днем существования 62 иап. Оно и правильно. Так как из полка сделали бригаду, авиатехника : Су-27 переданы через Запорожье в другие полки , Су-15 тм все списаны и на вооружение пришли потрепанные МиГ-29. С 1991 по 1993 г.г. было массовое увольнение ветеранов 62 иап, о чем в историческом очерке «Рожденный Великой Отечественной» упоминает Пащеня В.Н.
В послевоенной истории полка имели место тяжелые авиационные происшествия:
ТРАГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ НАШЕЙ ЧАСТИ
№ п/п Дата гибели ФИО Обстоятельства Где похоронен
1. 1949 л-т Волков Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета
2. 15.02.1956 л-т ЛАНОВОЙ Д.С.
ст.л-т БАРКОВ Михаил Петрович Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета Донецкая обл. Братское, Северная г.Севастополь мог. №719
3. 12.06.1957 м-р ГУРКОВИЧ Иван Иванович Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета г. Симферополь
4. 17.04.1958 п/п-к АБРАМОВ Владимир Сергеевич Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета Братское, Северная г.Севастополь мог. №968
5. 13.06.1959 к-н МИЛЮКОВ Юрий Степанович Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета
6. 22.07.1960 ст.л-т СЕРДЮКОВ Валентин Петрович Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета Братское, Северная г.Севастополь мог. №1117
7. 01.02.1963 к-н ВЕКЛИЧЕВ Генадий Васильевич Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета Братское, Северная г.Севастополь мог. №1358
8. 30.06.1969 к-н АНТОНОВ Евгений Сергеевич Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета Братское, Северная г.Севастопольсек.№1 мог. №3
10. 08.06.1979 к-н ОШТУК Григорий Николаевич Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета Братское, Северная. г.Севастополь Сектор №1, ряд №6, могила №1
12. 11.07.1986 ст.л-т МЫСНИК Сергей Иванович Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета г.Ростов-на-Дону
13. 29.12.1986 м-р КОВЫЛИН Вячеслав Александрович Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета Братское, Северная. г.Севастополь Сектор №7, ряд № , могила №
14. 31.03.1987 ген. м-р УМАНЕЦ Алексей Михайлович Катастрофа при выполнении учебно-тренировочного полета г.Киев
В списки части зачислены навечно:
Герой Советского Союза мл. лейтенант Борисов Михаил Алексеевич — в списки 2-й авиационной эскадрильи, приказ Министра обороны СССР № 228 от 4 августа 1965г.
Герой Советского Союза ст. лейтенант Лазарев Сергей Иванович — в списки 1-й авиационной эскадрильи, приказ Министра обороны СССР № 148 от 13 июня 1970г. (Данное зачисление не может не вызвать удивления. Сам Лазарев никакого отношения к 62 иап ВВС ЧФ никогда не имел. Он воевал и погиб в 1945г. в составе 728 иап ВВС КА).
На вооружении полка стояли самолеты Пе-2, И-15бис, ЛаГГ-3, МиГ-3, УТ-1, УТ-2, УТИ-4, Як-11. Як-1, Як-9, Р-40Е «Киттихаук», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Ла-11, МиГ-15, МиГ-19, МиГ-19св, Су-15,Су-15 тм Су-27, МиГ-29,
Командиры полка:
И. В. Шарапов (06.09.1941г. –12.12. 1941г.), Я. З. Слепенков (9.12.1941-18.02.1942г., командир-дублер);В. И. Васильев (19.02.1942. – 24.08. 1942г.; майор К.Ф.Попов (24.08.1942-12.09.1942гг);В. И. Васильев (12.09.1942. – 30.12. 1942г.; М.А. Смиренский (январь-июнь 1942г.занимался переформирование полка ), В. В. Багров (9.01.1943г. – 7.07. 1943г.); Н. Т. Щербаков (август 1943г. – декабрь 1946г.); Б. В. Синицын (декабрь 1946г. - ноябрь 1947г.); А. Д. Джапаридзе (ноябрь 1947г. - февраль 1950г.); И. И. Дроздов (февраль-ноябрь 1950г.): М. Ф. Елисеев (ноябрь 1950г. - ноябрь 1952г.); В. Д. Ермилов ( ноябрь 1952г. - декабрь 1955г.); М. Г. Виноградов (декабрь 1955г. - октябрь 1956г.); И. И. Гуркович (октябрь 1956г. - июнь 1957г., погиб), В. С. Абрамов (июль 1957г. - апрель 1958г., погиб); Н. И. Москвителев (май 1958г. - апрель 1963г.); Ю. М. Дюков (апрель 1963г. - май 1966г.); Н. П. Мусатов (май 1966г. - март 1970г.); Б. А. Абазаров (март 1970г. - август 1976г.); С. В. Жирнов (август 1976г. - декабрь 1982г.);Г.А.Никулин (декабрь 1982- декабрь 1984 г ); И. М. Кокоулин ( декабрь 1984г. - июнь 1985г.); Н. А. Беседин (июнь 1986г. - февраль 1987г.); В. А. Свиридов (февраль 1987г. - февраль 1990г.); С. Г. Нецветаев (февраль 1990г. - декабрь 1993г.); В. Д. Ашкеназе (с декабря 1993г-2000г.).
Начальники штаба:
майор Слепенков Я.З. 1941 – 1942 гг.майор Перфильев В.Н.1942 – 1945 гг капитан Синицын Б.В. 1943 - 1947 гг.Герой Советского Союза майор Рассадкин П.А. 1947 – 1948 гг. капитан Рощин Ф.Ф. 1948 – 1951 гг. майор Воробъёв И.Д. 1951 – 1954 гг. майор Пирогов В.И. 1954 – 1960 гг. подплолковник Хрустиков А.И. 1960 – 1961 гг подполковник Мордвинцев И.П. 1961 -1962 гг. . подполковник Евсеев В.Г. 1962 – 1964 гг подполковник Трошин Ю.Д. 1964 – 196 гг. майор Власов Ю.Е. подполковник Сапон М.Н. 1970 – 1973 гг Подполковник Кабанов Г.А. 1973 – 1974 гг. Майор Топоров А.И. 1974- 1977 гг. майор Костеля В.А. 1977 – 1984 гг. подполковник Сердюков Н.Г. 1984 – 1987 гг. подполковник Павличенко Ю.В. 1987 – 1989 гг подполковник Гейда С.В. 1989 -1994 гг. подполковник Пойда А.Н. 1994 – 2000 гг.
Военные комиссары:
Военный комиссар Торбинов Н.Г. 18.09.1941- 10.10.1941 гг.;Военный комиссар Карасев Я.Т. 21.10.1941-15.12.1941гг.; Военный комиссар Ивченко П.Д. 25.04.1942г. – 12.10.1942 г .
Заместитель командира авиаполка по политической части:
Ивченко П.Д. 12.10.1942г.-30.07.1943г.; майор Иванов П.И. 17.07. 1943 – 1944 гг.: майор Шатыренко М.И. 25.09.1944- 1949; майор Давыдов И.К. 1949 - 1952 гг. подполковник Тарасов 1952 – 1955 гг. майор Авраменко П.Г. 1955 – 1956 гг. подполковник Карпенко П.П. 1956 -1959 гг. майор Половинкин А.М. 1959 – 1961 гг.
Начальники политотдела:
подполковник Куницын Н.Г. 1961 – 1976 гг. майор Близнец В.И. 1976 – 1979 гг. подполковник Замкович Ю.П. 1979 – 1982 гг. подполковник Пузан Н.Ф. 1982 -1987 гг. подполковник Фёдоров В.В. 1987- 1990 гг. подполковник Птицин Н.В. с 12.08.1990 по 3.04.1991 г.
Заместитель командира по военно-политической работе
подполковник Птицин Н.В с 3.04.1991 по 27.11.1991г.
Помощник командира по работе с личным составом.
подполковник Птицин Н.В С 27.11.1991г. по 31.12.1992г подполковник Лавренко В.В. 1992 – 2000 гг.
ВНИМАНИЕ!
Уважаемые читатели, идет постоянный поиск материалов по архивам и периодически справка будет дополняться и возможно что-то будет исправляться, что не будет подтверждено архивными материалами.К новому 2024г. планируем внести новые сведения в справку из Гатчинского архива.
Ветеранская организация авиагарнизона БЕЛЬБЕК ведет активную патриотическую работу с населением и школами. В соц сетях в ОДНОКЛАССНИКАХ есть группа гарнизон Бельбек (Любимовка) https://ok.ru/garnizonbe , в которой отражается вся жизнь авиагарнизона, ветеранов, история частей, кино- и фото -материалы из истории и сегодняшнего дня. В этом году группа отметила 5 лет. За это время отснято и опубликовано более 1100 видео сюжетов, более 8700 фотографий, открыто для дискуссий 940 тем.
Свидетельство о публикации №221082201584