Разновозрастные группы в Монтессори подходе

В Монтессори подходе в одной группе занимаются дети разного возраста, но в пределах одного периода в три года, так как задачи и цели развития должны быть всё-таки сходными. Под эти задачи развития и потребности детей одного периода готовится и развивающая среда, и подбираются обученные педагоги. Всё в ней по возрасту, по силам, по размеру подходит и интересно детям.
К тому же, все дети разные и каждый развивается в своём темпе, что так же хорошо, гибко вписывается в разновозрасность.
Никто не сравнивает детей в разновозрастной группе или классе. Педагоги внимательно наблюдают за развитием каждого и отмечают только его личный прогресс относительно него самого.

В условиях такой группы младшие тянутся за старшими, учатся наблюдая действия старших детей, с энтузиазмом выполняют их простые поручения что-то подержать, принести, переложить. Когда показывает взрослый, ребёнок понимает, что ему до взрослого ещё расти и расти. Когда показывает другой ребёнок — задача кажется гораздо более достижимой, а цель желанной. Дети ближе друг к другу, хорошо понимают друг друга и всегда просто покажут так, что младшие сразу же понимают. "Занятия старшего близки возможностям младшего, что усиливает его интерес" - писала Мария Монтессори.

Старшие выступают в роли ведущих, развивают лидерские качества, ответственность, учатся заботиться, поддерживать младших. Им предоставляется возможность выступить в роли рассказчика, обучающего. А когда неоднократно рассказываешь другим, и сам лучше понимаешь, и учишься чётко и понятно формулировать мысли, терпеливо доносить нужное до других. Помимо самостоятельности развивается взаимопомощь и взаимовыручка. Всё это происходит без вмешательства и лишних указаний взрослых, но при их внимательном наблюдении и уместном участии, когда необходимо показать что-то новое или предложить помощь.

Навыки общения детей разного возраста в совместной деятельности так же очень полезны и для эмоционального, и для социального развития. Дети имеют возможность выполнять какие-то упражнения группками, сами решая с кем вместе им хочется заниматься, учатся культурно разрешать спорные моменты. Хотя как раз небольшая разница в возрасте снимает напряжение в детских группах, так как интересы хоть немного, но разные. Каждое развивающее пособие в одном экземпляре - в одновозрастной группе заниматься было бы невозможно. А так желающих на одно и то же бывает немного, они учатся ждать своей очереди, договариваться, уступать, отстаивать свои интересы, но все успевают позаниматься.
В разновозрастных группах складываются более близкие, тёплые взаимоотношения между детьми, чем-то даже похожие на семейные. В группе нет лишней соревновательности, отсутствует острая конкуренция, явная зависть, так как дети понимают, что если они чего-то еще не могут, им нужно немного времени и тренировки, и всё получится - у старших же получается!

Для маленьких детей важно и то, что им не приходится каждый год менять окружение и развивающее пространство. Такое постоянство только на пользу. Если до трёх лет дети тянутся к развивающему материалу по возрасту по внутреннему импульсу, интуитивно, и берут его, то после трёх берут только те пособия, которые им уже показали, продемонстрировали что делать. А показывают им материалы по возрастанию сложности и только тогда, когда ребёнок готов идти дальше. Развивающая среда должна быть достаточно просторной, чтобы помещались материалы примерно на три года развития. Но, как уже говорилось, не всё подряд, что стоит на низких по росту детей стеллажах, дети берут в любое время. Однако, если ребёнку интересно, он наблюдает как со сложным материалом работают старшие дети. Чаще всего, наблюдая, он сам убеждается, что это для него пока сложновато, так как теряет нить происходящего и интерес.

В Монтессори школах классы так же разновозрастные. "Классы трёх-шестилетних детей не отделены жестко от тех, где учатся ребятишки семи-девяти лет, и шестилетки сами получают помощь от старших. Перегородки в наших школах устроены так, чтобы переход из одного класса в другой не был затруднён, и школьники могут свободно ходить взад-вперёд. Если трёхлетний малыш попадает в класс для семи-девятилетних детей, то он сам там долго не задерживается, потому что понимает, что ничего полезного для себя там не почерпнёт" - пишет Монтессори.
Дети в Монтессори школе общаются легче, так как возрастные границы жёстко не обозначены классами, как бы размыты.  У каждой группы детей есть своё пространство, но никто не удивится, если зайдёт ребёнок из другой группы.  "Трёхлетний ребёнок может увидеть, как девятилетний извлекает квадратный корень из числа, и спросить его об этом. Ответ его просто не удовлетворит, и он вернётся в свой класс, где найдёт более интересные для себя занятия. А вот шестилетний может уже кое-что понять и запомнить" - пишет Мария Монтессори в книге "Мой метод".

У детей разные врождённые склонности и способности. В разновозрастном классе, где есть материалы и попроще и посложнее, имеется хорошая возможность быстрее проходить то, в чём ребёнок одарён и при этом никого не задерживать и не торопить. Есть занятия, которые даются на общих кругах, но чаще всего они более широкой и общей тематики.

Бывает и так, что наличие более простых пособий, которые ребёнок хорошо освоил и больше не берёт, выручает. Например, если ребёнок пришёл не в духе, чем-то расстроен, он сам берёт что-то попроще, то что уже у него отлично получается и, повторяя упражнение несколько раз, успокаивается и повышает самооценку. Или когда в группе появляется активный новичок постарше, который многое умеет, некоторые дети, растерявшись, пользуются этим приёмом спонтанно, чтобы дать себе поддержку и увериться в своих силах. Так же, когда ребёнок приходит из другого Центра или Монтессори сада, он, узнавая, радостно берёт для начала знакомые простые пособия, чтобы адаптироваться и освоиться. А если бы он пришёл в новый одновозрастный класс с начала учебного года, где всё неизвестное, то не нашёл бы для себя подобной поддержки.

Таким образом, принцип разновозрастности групп имеет много преимуществ и во многом полезен.

Фото "Солнечного Монтессори Пространства".


Рецензии