Рецензия на фильм Анна от 6 до 18 Михалкову

Открытое письмо - рецензия на фильм "Анна от 6 до 18" Никите Сергеевичу Михалкову

Мир раскрывается неспешно. И мы не в состоянии понимать реалии, ибо информация о будущем у нас реально отнята.
Вот только один момент: Анна родилась 14-го мая 1974-го года. В тот момент мало кто из нас мог адекватно отрефлексировать время её рождения.
Сегодня мы знаем об этом времени немного больше.
А именно, что в той же самой Москве 24 февраля 1974 года родилась Этери Георгиевна Тутберидзе.
Когда так близко друг к другу рождаются такие выдающиеся женщины, начинаешь с большим вниманием присматриваться к этому отрезку времени в истории и России и Москвы. Непростой это был год, и очень интересное время!
Но пока довольно об этом.

Итак, я решил написать Вам, глубочайше уважаемый Никита Сергеевич это открытое личное письмо под впечатлением от впервые увиденного мною сегодня вашего потрясающего фильма "Анна от 6 до 18".
Увиденное не только пробудило во мне вулкан воспоминаний, но и потребовало не отказать Вам в максимально возможной рефлексии увиденного.
Каким образом я умудрился не догадываться даже о существовании такого фильма я надеюсь успеть кратко поведать ниже.
Но к делу.
В Вашем документальном фильме отец в самом начале есть эпизод с фотографией, сделанной в 1952-ом году.
Понятно, что я впервые тут же открыл материал в Википедии и просто обомлел! Вы родились 21 октября 1945-го года!
Поясню: 21 октября (1955) родился мой брат Сергей!
Любопытно, но и Комарова Н.В. – наш губернатор родилась на этом же любопытном числе!!
И тут я сделал для себя целый ряд сногсшибательных открытий.
Дело в том, что по известной с 1969 года гипотезе все люди на земле связаны друг с другом через шесть рукопожатий. А сама цепочка состоит из пяти человек!
Что касается нас с Вами, то тут всё проще.
Нас связывает ровно одно рукопожатие.
И я лично этим рукопожатием зело горжусь.
Дело было в городе Москве, в ночь с 26 на 27 августа 1991, около 12-ти ночи. Время я могу путать потому, что буквально только что прилетел из Ашхабада и добрался к Белому Дому изрядно припозднившись! И не понятно, переводил я время на московское или не успел...
Со стороны, которую через пару лет обстреляют танки я пообщался в окружении других простых людей с Руцким. Обошёл Белый Дом, полюбовался с другой стороны привязанным тут дирижаблем и подошёл к входной группе дверей к которым вела широкая каменная лестница. И вот тут я обнаружил поднимающегося по этой лестнице к Белому Дому гиганта, которого спутать с кем бы то ни было просто невозможно. Вы остановились в дверях, поздоровались и вот тут я попросил у Вас разрешения пожать вашу великую руку! Так что один раз в жизни мы с Вами реально встретились лицом к лицу.
Понятно, что этого очаровательного фильма я тогда увидеть не мог бы и теоретически. А жаль!!!
Но вот что совсем необъяснимо: и Вы и я в одно время служили на Тихоокеанском флоте!!!
В разное время, но и Вы и я создавали частные учебные заведения!!! Понятно, что абсолютно независимо друг от друга и с разной успешностью.
Между тем впервые я увидел Вас на экране в фильме «А я иду шагаю по Москве» в нашем свердловском кинотеатре «Урал». Не скрою, ни фильм, ни песня мне там решительно не понравились. Но запомнились. И запомнилось именно Ваше движение по метрополитену в этом фильме. Но то были впечатления детские.
Родился я на Колыме в зоне, в Теньлаге, рядышком с Бутугычагом. Моя мама пошла в Гулаг с целью найти там репрессированного отца – писателя. О том, что он был расстрелян ей сообщили как раз тогда, когда мы с Вами встретились! Вместо расстрелянного своего отца она нашла в Гулаге моего отца – заключенного музыканта, в прошлом капельмейстера с Балтийского флота имевшего дочь в Севастополе до войны.
Мой папа был старше Вашего отца на два года и родился в городе Шуе.
В общем мама стала читать стихи в концертной бригаде, оркестром в которой руководил мой отец. Они с папой колесили по всем зонам пока я зрел в её животике и таким образом карта Колымских лагерей – это карта моего внутриутробного развития.
Интересно и то, что я помню дни, когда умер Сталин!! Удивительно потому, что я родился 16 декабря 1952 года. То есть в том самом году, которым Вы открываете фильм «Отец»!!! Вот, кстати, потрясающее совпадение. Фильм про Отца вы открываете тем самым годом, когда моя мама сошлась с моим отцом! Да. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся.»
Еще чуть-чуть о себе, любимом.
В маму беременную стрелял конвоир. Целил в живот, думая, что там еда для арестованных в БУРе – куда мама реально несла котелок для проштрафившегося папы. Пуля прошла скользом и прострелила навылет мякоть бедра. Солдатика судили и дали год.
Никто там на Колыме не приходил в восторг от беременных каторжанок. Как только я родился (на дворе было минус 33) меня положили под форточку. Есть такой эписодий в "17-ти мгновениях." В общем через два часа у меня была температура под сорок и маме неоднократно предлагали отнести меня, не бравшего грудь и терявшего вес отнести в сугробик. И даже пытались отнести. Мама имела много молока и выкормила шестерых, в том числе некую Кондратюк. Впрочем все это она сама прекрасно описала в «Этюдах о Колымских днях».


Всё! Теперь только о Вашем фильме.

Дело в том, что среди всего прочего я являюсь педагогом и с детства специализируюсь на обучении именно девочек. История сама по себе занятная, долгая, трудная, но факт есть факт. У Ивана Васильевича в школе номер 6 Качканара я обучал именно девочек!! И до этого в ГПТУ в Архангельске, и после этого в Школе Старшеклассников я учил именно девочек. Так вот сложилось.
Весь Ваш фильм посвящен общению отца с дочуркой от шести до восемнадцати лет!!! Это и есть мой диапазон! Вообще от 2 до 25, но в основном «в среднем по Союзу»….
И вот здесь очень важно отметить, что интуитивно Вы сумели нащупать изумительно точный и очень глубокий «ход» - задавать одни и те жен вопросы на каждом этапе взросления девочки.
Думаю, исследование этого общения может дать пишу не одной докторской диссертации по педагогике.
Вообще общение дочки с папой – одна из моих любимейших тем. Почему? Потому что как правило девочки в пятилетнем возрасте успешно вьют канаты из своих отцов, поскольку девочка ничем другим на самом деле не занимается, а только одной задачей: как управляться с этим большим и таким глупым.
Вообще мир девочки и мир мальчика – это две совершенно разные вселенные.
И вот именно Ваше общение с дочкой, которое потрясающе было показано в «Утомлённых Солнцем» лично у меня вызвало стойкое желание и робкую надежду, что это пролог фильма о Сталине и Светлане. Тема «Сталин и Светлана» никак не отражена в нашем кинематографе именно потому, что скороспелость в выводах здесь не позволяет понять ни значение Нарыма, ни роль Касс-Кетского канала в этом удивительнейшем феномене.
Сталин успешно справлялся с огромным числом феноменально сложных задач, и единственное, с чем он не управился, это проблема воспитания своей дочери. А Вы в своём фильме подходите вплотную к наисложнейшей теме современности: «Отцы и дочки»! Ортогональная конфронтация в контексте фронтальной всепоглощающей любви!
Женщины не понимают, разводясь с отцами своих дочерей, что развести отца и дочь во многих случаях практически непосильно. Ромео и Джульетта отдыхают перед грандиозностью построения Джульетта и её Отец. Шекспир не рискнул. Понимал, что не потянуть. Есть абсолютно разные типы пар: отцы и сыновья и отцы и дочери. И сценарии здесь порой просто фантастические. Понятно, что мы исключаем из рассмотрения патологические и криминальные случаи. Здесь речь идёт о нормальных сюжетах.
В этом смысле Ваши вопросы:
Чего ты боишься
Чего ты желаешь
Что ты любишь
Чего ты не любишь
Потрясающи!
Цепочка ответов растущей девочки феноменальна!
Особую ценность всему придаёт именно кинодокументальность, объёмная фиксация ответов, интонация общения и представление контекста этого общения.
Этот фильм надо срочно переводить в развёрнутые расшифровки и подробнейшие комментарии самых разных специалистов.
Может быть даже снять ролики с комментариями психологов разных школ, педагогов разных школ ( я имею ввиду именно Школы).
Обратите внимание на итоговую рефлексию самой Анны, которая воспринимает фильм как непозволительное местами проникновение в её глубочайше личное.
Здесь интуиция большого Художника вошла в противоречие с живым «материалом». Но как снимать подлинную эпоху не вторгаясь в глубоко личное?
Это одна из величайших проблем науки: как изучать живой организм не вторгаясь в его жизненно важные процессы? Тема, конечно необъятна.
То, что Анюте посчастливилось расти в столь удивительное время – отдельный аспект.
По существу фильм охватывает ключевой период истории России в двадцатом веке.
Наиболее кратко здесь можно выразиться так:
Мне не интересно, как всё начинается, и как продолжается. Самое интересное это то, чем всё закончится! В 1980-1993 годах мир узнавал, чем всё заканчивается. А заканчивалось всё…
Немного личного «на закуску».
Мой ребенок не появился в 1974-ом году потому, что в 1972-ом я ушёл на три года во флот и предложил ей ждать меня эти три года. Прямо под Владивостоком летом 1974-го мы и расписались. Мой сын родился в 1976-ом в мае, а дочь в 1977-ом в декабре.
Особо отметим даты 8 августа 1981  и 29 декабря 1988. 8 августа 1981 года мой дядя Миша ещё жив и мы с Павлом Михайловичем решаем вопрос о выезде на Международный шахматный турнир в Сочи. 19-го августа дядю Мишу и его сына Жорика убьют  и потому я опоздаю на начало турнира поскольку вылечу на похороны в Свердловск.
Именно в 1981-ом году я совершил своё самое грандиозное открытие в жизни – Мерцающие шахматы, которые по сути открыли человечеству вход в миллионы и миллиарды новых игр, в которые компьютеры играть не умеют и не скоро ещё научатся. В этой области я опередил всех игрологов Запада и Востока на полвека если не на век.
В этом же году я завершил работу в Архангельском шахматном клубе и ушёл «в народ», разрабатывать свои собственные системы в педагогике и играх.
29 декабря 1988 года завершился успешно самый крупный мой педагогический эксперимент в Советском союзе. На Всесоюзной экспериментальной педагогической площадке в городе Урае на базе школы №4 была апробирована модель Модульной школы Ратушного, и было доказано, что:
Материальная база советских школ избыточна
Дети могут ходить в школу без портфелей
Что урок в 35 минут не уступает сорока пяти минутному
Что система, где все учатся только на пять эффективна
Что облако микрошкол и мультиплетное расписание намного эффективнее прежних моделей.
Впрочем наши педагогические разработки это уже совсем иная тема.
Ваш фильм внёс в развитие педагогической мысли огромный вклад и я уверен, что именно этим он будет ценен многим поколениям Ваших последователей.
Ну вот вкратце и всё.
Если успею, обязательно отвечу на все Ваши возможные вопросы.

Отец четырёх девочек  Алексей Ратушный


Рецензии