Артист Константин Лавроненко

Я уже писал, что не являюсь ни заядлым киноманом, ни театралом. Впервые увидел этого артиста в сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация». Эта картина о сложной обстановке в послевоенной Одессе, в которой орудовали банды уголовников и нацистских приспешников. Здесь Константин перевоплощается в Чекана – матерого уголовника, завербованного фашистами. Его отрицательный герой иногда даже вызывает сочувствие у зрителей, потому что он умеет любить.

Бандит и головорез очень трепетно, нежно относится к своей возлюбленной, красавице Иде. Тем не менее, их песенке уже пришел конец, потому что против бандитов выступает не только милиция, но и армия во главе с маршалом Жуковым. Кроме Лавроненко, в фильме снимались многие звезды отечественного кинематографа – Владимир Машков, Михаил Пореченков, Светлана Крючкова.

Затем я увидел Лавроненко в сериале «Исаев» того же режиссера Сергея Урсуляка, снятого по произведениям Юлиана Семенова. Здесь Константин предстал в роли Василия Блюхера, военного министра Дальневосточной республики.  А потом  снова военная тематика – сериал «Китайская шкатулка». В ней снова отрицательная роль – русского, предателя, попавшего в плен и согласившегося сотрудничать с немцами. После специальной подготовки героя Лавроненко забрасывают в тыл Красной Армии, чтобы он пробрался на трассу, по которой едет с «Ближней даче» в Кремль Сталин и убить  ненавистного противника Гитлера из специального устройства, способного пробить бронированный автомобиль  вождя советского народа.

И уже после того, как начал работать над материалом об артисте, посмотрел фильмы «Возвращение» и «Изгнание», прославившие актера на весь мир.

Российский актёр театра, кино и телевидения. Наиболее известен по ролям в картинах кинорежиссёров Андрея Звягинцева и Сергея Урсуляка. Единственный российский актёр, ставший обладателем приза Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Заслуженный артист Российской Федерации.

Бывает, что человек, выбравший творческую профессию, в силу обстоятельств уходит из нее. Но талант, живущий в нем, не дает покоя, заставляя вернуться обратно. Так случилось и с Константином Лавроненко, за короткое время актер сумел добиться известности, получив приз «За лучшую мужскую роль» в киноленте «Изгнание» в Каннах.

Такие артисты как Константин Лавроненко в российском кинематографе на вес золота. Мужественный, харизматичный, настоящий, не разменивается на мелочи. Участие этого актера в фильме почти всегда – показатель высокого качества проекта. Однако большая слава пришла к артисту уже в зрелом возрасте.

Будущий актер родился в Ростове-на-Дону в обычной советской семье. Отец работал на заводе, мама – простым библиотекарем. Мальчуган рос живым и активным ребенком. Как и многие сверстники, гонял в футбол, занимался боксом. Также парень лихо научился играть на баяне. Театральным искусством Константин увлекся под влиянием старшей сестры Ольги, ходившей в самодеятельный театральный кружок при местном доме культуры. Еще до школы будущий артист пытался копировать Аркадия Райкина, и у него это здорово получалось.

Видя способности младшего брата, сестра привела его в театральный кружок, которым руководила Галина Ивановна Жигунова (мама того самого Сергея Жигунова, известного ныне актера, режиссера и продюсера). Она сразу разглядела в мальчике настоящий актерский талант, и стала с ним заниматься. Юноше нужно было срочно избавляться от южного говора, и Жигунова помогла ему в этом, попутно обучая Костю актерскому мастерству.

Более того, позже она попыталась помочь юноше поступить в Щукинское училище и вместе с ним ездила в Москву. В столице Галина Жигунова отвела юношу на прослушивание к педагогу Людмиле Ставской. Ставская полностью поддержала стремление Кости стать актером, однако в «Щуку» его принять не могли, парень был слишком молод.

Зато в родном городе Костю приняли сразу на второй курс актерского факультета Ростовского училища искусств. Выбор профессии одобрили и родители, считавшие своего сына очень талантливым. Свои актерские способности Константин проявил даже в армии, куда попал после получения диплома. Рядовой Лавроненко служил в ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. Костя был вокалистом и конферансье, самостоятельно писал тексты своих реприз. С такой подготовкой ему было несложно поступить в Школу-студию МХАТ. Его зачислили на курс Василия Маркова. Став дипломированным специалистом, Лавроненко 7 лет служил в театре «Сатирикон».

Вскоре на талантливого актера обратил свое внимание режиссер Владимир Мирзоев, пригласив Лавроненко работать в «Ленком». Тогда актеру досталась в роль в постановке «Праздничный день». Марк Захаров предложил остаться в «Ленкоме» на постоянную работу. Талантливый молодой человек успевал везде – работал в «Ленкоме», в «Сатириконе», участвовал в спектаклях студии Мирзоева. Вскоре эта студия превратилась в «Мастерскую Клима», поскольку сам Мирзоев уехал в Канаду, а руководить его детищем стал режиссер Владимир Клименко.

«Мастерская Клима» со своими спектаклями объехала почти все европейские страны, в составе труппы был и Константин Лавроненко. Затем успешный актер уходит из театра, работает водителем, таксистом, маркетологом, управляющим в театральном ресторане. Сам актер не очень любит говорить об этом периоде своей жизни, однако его нетрудно понять. Театральные актеры всегда зарабатывали немного, а жизнь в стране в 90-е годы была очень тяжелой. Константин просто зарабатывал на жизнь, так, как у него получалось.  И вроде бы все шло хорошо. Жизнь наладилась, появились деньги, а вместе с ними – финансовая независимость. Но творческая натура не давала Константину покоя. Он быстро понял, что занимается не своим делом. В итоге Лавроненко вернулся в актерскую профессию.

Когда Лавроненко был еще студентом, его пригласили сниматься в фильме «Еще люблю, еще надеюсь» (1984). В этой киноленте режиссера Николая Лырчикова вместе с юным актером снимались мэтры советского кино – Евгений Евстигнеев, Вячеслав Невинный. С тех времен Лавроненко считает Евстигнеева своим учителем, и очень благодарен ему за уроки актерского мастерства. Значимую роль Константин Лавроненко сыграл почти через двадцать лет.

Популярность пришла к Константину Лавроненко уже на пятом десятке. Однажды режиссер  Андрей Звягинцев увидел его на одном из спектаклей и предложил сыграть главную роль в своем дебютном полнометражном фильме «Возвращение», после которой Константин принял решение уйти из театра. Вот что позже он рассказал об этом:
"Я никогда не жалел о принятых решениях, хотя меня многие и отговаривали от ухода из театра. Но я всегда делал то, что подсказывало мне сердце. Я всегда вспоминал слова моего учителя: "Театр - это наше представление о жизни, а жизнь - она намного больше". И я решил двинуться дальше".

В 2003 году состоялась премьера знаменитого фильма "Возвращение", который стал режиссёрским дебютом Андрея Звягинцева и первой работой с Лавроненко. Драма “Возвращение” получила множество наград и премий, а также благоприятные отзывы от критиков и зрителей. Вот небольшой отрывок из рецензии кинокритика Олега Дуленина:
"Итак, кто бы что ни говорил, но Андрей Звягинцев снял очень хорошее кино. Самое ценное, так это то, что его кино очень хочется посмотреть снова. Однако кто-то по этому поводу уже высказался: мол, со второго раза ничего нового, никакого подтекста, всё в лоб. Держу пари, это не так".

В 2003 году кинокартина произвела фурор на Венецианском кинофестивале. Фильм получил «Золотого льва», попал в мировой прокат, а сам Лавроненко победил в номинации «Лучший актер» на Международном кинофестивале в Хихоне. На артиста со всех сторон посыпались интересные предложения, в том числе – и от зарубежных режиссеров. Так Лавроненко стал мировой знаменитостью. Фильм "Возвращение" произвел фурор на различных кинофестивалях.

Второй совместной работой Лавроненко и Звягинцева стала психологическая драма 2007 года "Изгнание", повествующая о семейных проблемах и разногласиях мужа и жены. Картина была тепло принята зрителями, а за Лавроненко за роль Александра получил приз Каннского кинофестиваля – золотую пальмовую ветвь, в номинации лучшая мужская роль. Лавроненко – пока единственный российский актер, которому удалось получить такую высокую награду.
С тех пор Лавроненко много снимается, и фильмы с его участием лично у меня всегда вызывают интерес.

Параллельно свой драматический талант Константин Лавроненко раскрыл и в телесериалах, например, многие сразу вспомнят детектив "Ликвидация" (2007) и "Исаев" (2009). Константин Николаевич также известен и как актёр дубляжа, именно он озвучил британского артиста Колина Фёрта в фильме "Одинокий мужчина".

Актёрское амплуа Лавроненко включает в себя достаточно широкий спектр разноплановых ролей, и тому доказательство десятки картин с его участием. Конечно же нужно отметить работу Лавроненко в криминальном чешском триллере "Кайинек" (2010), который был снят по реальной истории Иржи Кайинека (Кайинек является современным национальным героем в Чехии). Для глубокого погружения в образ своего персонажа, Лавроненко даже пришлось посещать тюрьму, где отбывает наказание Кайинек и общаться с ним лично.

Конечно, нельзя не вспомнить о работах Константина Николаевича в таких картинах, как драма “Землетрясение” (2016), сказочная комедия "Последний богатырь" (2017 -2021), авторская драма “Странники терпения” (2018) и многих других. А также в телесериалах “Инквизитор" и "Клим". На съёмках последнего, как рассказал Лавроненко на шоу “Вечерний Ургант”, с ним произошёл забавный случай:
“Я играл детектива Клима, который до службы в уголовном розыске был учёным-этологом: изучал повадки волков и жил в стае. На съёмочную площадку привезли трёх настоящих волков, которые вели себя беспокойно и были достаточно активны.
Я спросил у специалиста: “Что мне делать, чтобы волки меня не покусали и не съели?” На это инструктор ответил, что волки сейчас сыты, главное - не смотрите им в глаза. Но один волк, который был самым крупным, стал проверять меня “на слабо”.
Он подходил ко мне очень близко и пытался посмотреть прямо в глаза. Я же в свою очередь старался смотреть в сторону, чтобы не встречаться взглядом с волком. Но к концу съёмочного дня мне стало интересно, я набрался смелости и решил испытать волка своим взглядом.
И когда мои глаза и глаза хищника встретились, то волк неожиданно отвёл свой взгляд, отошёл в сторону и больше ко мне не подходил. Кстати, уже давно доказано, что волки умнее собак. Вот такая интересная история со мной приключилась”.

И хотя Константин Лавроненко редко говорит о своей семье, но в одном интервью актёр признался, что у него сложный характер и он достаточно ревнивый человек, хотя всячески пытается это скрывать. Его единственной супругой, с которой Константин познакомился ещё в театре "Сатирикон", стала актриса Лидия Петракова.
В 1987 году они поженились и через три года  родилась дочь Ксения. Лавроненко очень не хотел ,чтобы его дочь пошла по стопам родителей и связала бы свою жизнь с актерской профессией. Но после окончания МГИМО, где Ксения училась на факультете журналистики, актёрские гены всё-таки взяли верх , и девушка решила продолжись учебу в Школе-студии МХАТ.

У Константина Лавроненко большие творческие планы и он по-прежнему активно снимается в кино. В этом году выходят сразу несколько картин с его участием, среди которых следует выделить триллер “Сирийская соната” режиссёра Олега Погодина и телесериал “Содержанки-3”, который снял знаменитый режиссёр Юрий Мороз. А уже сейчас можно увидеть его прекрасную игру в сериале "Чикатило", премьера которого состоялась 18 марта 2021 года.


Рецензии