Кто такие талибы

Проблемы у Афганистана начались так. В начале 1970-х тут был свой король, который проводил слишком западные реформы для этой консервативной мусульманской страны. Пока он лечил зубы в Италии, его сверг собственный двоюродный брат. Удивительно, но этот человек не стал объявлять себя новым монархом, а ограничился скромной должностью президента. Также был светским правителем, но в 1978-м году его свергли коммунисты, по крайней мере, так они себя называли. На самом деле никакими коммунистами они не были.

Коммунисты правили недолго, наблюдая за тем, как на их родине начинается гражданская война. Они пригласили на помощь Советский Союз и десять лет прятались за спинами шурави. Но после вывода нашей армии продержались лишь несколько лет, пока не были свергнуты командирами моджахедов. Эти ребята хоть использовали исламские лозунги, также были преимущественно светскими.

Наконец, когда они передрались друг с другом и не смогли добиться стабильности, возникло полностью мусульманское движение «Талибан», в котором правили бал этнические пуштуны. Талибы в переводе - буквально "студенты". Один сельский мулла собрал учеников медресе, чтобы отбить двух девушек, захваченных полевыми командирами. И отбил, да настолько успешно, что местные попросили их охранять.

Это было в 1994-м году, а через два года талибы уже взяли Кабул, откуда Ахмад Шах Масуд ушел почти без боя. Вскоре они заняли почти всю страну, кроме самого севера, и ввели свои суровые законы. Все знают, что это движение сделало нормой жизни самые строгие правила шариата, вроде запрета женщинам на свободное перемещение. Но они же усмирили боевиков, помогали крестьянам и сожгли все серьезные посевы мака.

В общем, движение хоть и исламское, но по-своему справедливое. А выполнять все запреты афганцам не особо обременительно. Все они люди достаточно религиозные, для них шариат и без того норма жизни. Тот же самый Шах Масуд запрещал жене показывать лицо даже своим близким родственникам, а уж это был вполне просвещенный человек.

Так или иначе, талибы победили. Их глава мулла Омар тяжелой рукой пять лет правил Афганистаном. Наиболее известны две связанные с ним истории. Он отдал приказ разрушить Бамианские статуи будды, и он укрывал у себя бен Ладена. Первое решение было принято, когда западные благотворительные организации сказали: "Мы будем восстанавливать статуи, но не станем помогать афганскому народу". А второе - когда американцы сказали: "Отдайте нам Усаму просто так, без всяких доказательств".

Разумеется, после вторжения США мулла был отравлен на тот свет, а власть талибов пала. Но это движение никуда не ушло, и после периода отступлений восстановило власть над сельскими районами страны. Даже в худшие времена американской оккупации «Талибан» контролировал до 60 % территории Афганистана.

Дело в том, что талибы - это почти то же самое, что и пуштунский народ. Большинство пуштунов поддерживает это движение. Да и представители многих других здешних этносов не сильно против. Они помнят, что единственный, кто пытался навести порядок, это был только мулла Омар.

Ныне талибы без проблем вернули себе Кандагар - исторический центр пуштунов со времен средневековья. Джелалабад пал безо всякого сопротивления, а Кабул стал вишенкой на торте. Недавно движение официально объявило о восстановлении контроля над всей территорией страны. Те афганцы, которые были слишком близки американцам, так испугались этого, что двое даже пыталось зацепиться за шасси самолета, чтобы улететь вместе со своими покровителями.

Как будут править талибы через двадцать лет после своего свержения - кто знает. Но, как и раньше, их сфера интересов - только сам Афганистан. Устраивать воздаяние западному миру на его территории в этом движении никто не собирался и не собирается.

Две крупные террористические группировки в Сирии поздравили талибов* с захватом власти в Афганистане. «Хайят Тахрир Аш-Шам»* и «Ахрар Аш-Шам» заявили, что «сирийский народ» ждет аналогичная победа.

ХТШ* даже организовала в идлибском анклаве празднования в честь победы Талибана*. Как верно выразился один из комментаторов, для террористов это первый за долгое время повод порадоваться, поскольку они уже давно ничего сами не захватывали.

С одной стороны, ХТШ* и «Ахрар Аш-Шам» являются «старейшими» исламистскими группировками в Сирии. Первая связана с «Аль-Каидой»*, вторая имеет «местные» корни и серьезно засветилась в сирийском конфликте еще в 2012 году.

С другой стороны, прошедшие годы показали, что ни одно из этих бандформирований самостоятельных военных действий вести не может. Без поддержки Турции, они не могли бы оказать сопротивления даже сирийской армии. Не говоря уже о России с ее военной авиацией, которая поддерживала наступление правительственных сил.

Поэтому, самосравнение сирийских боевиков с талибами слишком льстивое. Это «понаехавшие» или местные наемники, а талибы — это пуштуны, племенные потомственные войны. Никакого успеха, подобного успеху «Талибана» в Афганистане сирийские исламисты повторить не смогут.

Что они смогут — это действовать на передовой под прикрытием «большого турецкого брата». Когда основную работу будет выполнять турецкая армия, а их идлибские «союзники» — представлять для западных СМИ борющийся с «режимом» Асада свободный народ.

Но тогда их радости по поводу событий в Афганистане — это, по сути, призыв, взять их на попечение в случае какой-то подобной «движухи». Но и только.

А возможна эта «движуха» только в случае ухода из Сирии России и Ирана. Что уже является практически невозможным событием. Скорее Вашингтон уберется из Сирии, чем Москва или Тегеран.

Вчера я послушал мнение израильского политического и военного эксперта Якова Кедми на канале ITON-TV о событиях в Афганистане.  Его мнение заключается в том, что если это экстремистское движение «Талибан» не будет остановлено нормальным исламом, ситуация в Средней Азии может развиваться по неблагоприятному сценарию. Талибы, как известно, еще в период введения нашего ограниченного воинского контингента в 80-е годы прошлого века  получали поддержку и оружие с соседнем с Афганистаном Пакистане, и там  в настоящее время стремиться захватить власть. Именно талибы убили бывшего президента этой страны и его дочь, которая стремилась занять место отца, как это было в Индии. Но Пакистан страна с атомным оружием, и если талибы придут к власти  в этой стране, мир окажется на грани мировой войны.

Талибы могут перейти границу и с соседним Таджикистаном, в котором армия насчитывает всего 8 тысяч солдат и 37 танков (со слов Кедми). Оказать хоть какое-то сопротивление многотысячной армии талибов она не в состоянии.  Кроме этого, в рядах талибов немало этнических таджиков,  имеющих родственников в Таджикистане.  Политические режимы в бывших республиках Средней Азии, а ныне самостоятельных государствах, очень неустойчивые, кроме Узбекистана, так что талибам там вряд ли окажут сопротивление.  Но если Россия окажет им помощь, ситуация может повернуться, как в Сирии.  Правда, не все эти государства входят в ОДКБ, организацию что-то навроде Варшавского договора.

Так что, по мнению Кедми, России надо держать руку на пульсе событий в Средней Азии. Тем более что президент Путин заявил о приоритетной политике России на постсоветском пространстве. Невмешательство России в события в Прибалтике, Грузии, Молдавии, Украине привело к тому, что войска НАТО стоят у наших границ. Да и ситуация в Белорусии могла пойти по другому, не окажи Россия помощь Лукашенко.

Но,  по мнению Кедми, самая большая опасность существует от неумной, непрофессиональной политики правительства США,  которая, насаждая демократию по-американски, привела к уничтожению Ирака, Афганистана, могла привести к исчезновению Сирии. При этом предлоги для нападения на слабые в военном отношении страны придумываются американцами  запросто. Это потом становится ясно, что никакого обстрела американских  кораблей в Южно-Китайском море катерами Вьетнама не было, но война во Вьетнаме продолжалась несколько лет. Не было химического оружия в Ираке, но единственный  стабильный режим на Ближнем Востоке Саддама Хусейна был уничтожен.  Но это уже другая история, не относящаяся к талибам.


Рецензии