Большая Медведица

 Перечитывая Паустовского, я обнаружила, что названия некоторых его рассказов, мягко говоря, не отражают содержание… О чём, например, говорит нам название его рассказа «Колотый сахар»? Да о чём угодно! Фантазия безгранична…
Ориентируясь на это обстоятельство, я решила назвать свой новый рассказ совершенно абстрактно: «Большая Медведица». О чём он, узнаете (как и в случае с Паустовским), только прочитав его. Так давайте же перейдём к повествованию.
 …День выдался трудным. Не то, чтобы я разгружала вагоны или бегала на длинные дистанции. Просто в этот день было много переживаний и воспоминаний, от которых стало тяжело на душе.
Сегодня – день рождения мамы. Как положено, ездили на кладбище, убирали могилку, ставили свечи в храме, посещали могилы других родственников, ушедших в мир иной. Вот к вечеру и накопилась усталость…
В комнате было душно, захотелось выйти на свежий воздух. Я накинула пальто и спустилась во двор. Стоял тихий апрельский вечер. Зелени ещё не было, на деревьях только начинали проклёвываться первые листочки.
Дом наш затерялся на окраине города среди таких же однотипных пятиэтажек. Во дворе – детская площадка, место для цветника. Самодельные, видавшие виды деревянные лавки соседствовали с немногочисленными фабричными скамейками.
Сделав несколько шагов по утоптанной тропинке, я заметила, что ко мне присоединился незнакомый кот. Нельзя сказать, чтобы я знала всех котов во дворе, но этого видела впервые. Котяра обычного бело-серого окраса был вполне упитан. На крепенькой шее красовался ошейник: домашний, значит, кот…
 – Му-у-ня… – почему-то решила я.
Вначале я не придала никакого значения появлению кота: ну, вышел котик погулять, что здесь такого? Но, когда он стал неотступно следовать за мной, я стала за ним наблюдать. Мы неспешно прошествовали вместе вокруг нашего дома. Котяра то шёл с одной стороны от меня, то забегал с другой, а если я останавливалась, он останавливался тоже и, как мне казалось, вопросительно заглядывал мне в глаза.
Небо было ясным, высыпали крупные звёзды. За домом их особенно хорошо было видно. Я по детской привычке стала разглядывать знакомые созвездия. Как давно я не смотрела на небо!.. А ведь когда-то по звёздам могла определять время: отец – штурман дальней авиации – научил.
Для уточнения настоящего времени надо было знать несколько постоянных чисел и сделать нехитрые математические вычисления, опираясь на расположение "ковша" Большой медведицы, где Полярная звезда была центром небесного циферблата. Результат всегда был точнейший: можно было проверять часы!..
Удивительное всё же имеет звёздное небо свойство уносить мысли далеко-далеко от действительности! Я увидела себя босоногой девчонкой в красном ситцевом платьишке с красными атласными лентами в белокурых косичках на прямой пробор, сплетённых баранками: на детском личике светилась яркая, беззаботная улыбка…
Я стояла, погружённая в воспоминания, заворожённая притягательной силой Вселенной, которая на какое-то время поглотила меня. Я совсем забыла о том, где нахожусь, и, конечно же, забыла о своём провожатом. А Муня, усевшись поодаль, терпеливо ждал, когда я насмотрюсь на звёзды…
Вернувшись к подъезду, в недрах которого теплилась одинокая лампочка, я не стала спешить домой: мне хотелось ещё побыть наедине с собой. Всё ещё находясь в состоянии какого-то оцепенения, я присела на соседнюю лавочку.
Из этого состояния меня вывел всё тот же сопровождавший меня кот. Я не смогла скрыть своего удивления, когда котяра спокойно уселся рядом со мной. Он, как бы нехотя, придвинулся поближе ко мне и, вытянув шею так, что она оказалась на уровне моего плеча, прижался к моей щеке!..
Не знаю, что тут произошло со мной, но какая-то волна тепла и участия пронеслась по всему моему телу. Это было настолько родное прикосновение, что у меня брызнули слёзы из глаз, а из груди вырвались рыдания. Вспомнилась мама, её тёплые руки: как будто это она обнимала меня. Может, это мамина душа общалась со мной сейчас?.. Как, порой, нам не хватает близких людей, которых уже не вернуть!..
Какое-то время я пребывала в забытьи, но постепенно рыдания утихли, и вскоре я успокоилась: на душе снова стало уютно и легко. За своими переживаниями я не заметила, как мой котик, бесшумно спрыгнув с лавки, исчез в темноте наступившей ночи: больше я его не видела.
А на небе во всей своей красе блистал ковш Большой Медведицы, как напоминание о Вечности. Вспомнились строки давней песни моей юности:
     "И мы пойдём по звёздам напрямик –
      Пусть этот путь не будет слишком прост,
      Ведь мы не из породы горемык,
      Совсем отвыкших в городах от звёзд…"
Вернувшись домой, я свернулась на диване калачиком и быстро заснула. В эту ночь я спала глубоким, безмятежным сном: как когда-то в детстве. И снились мне такие далёкие, но давно уже ставшие родными, звёзды…

08.07.2021


Рецензии