Оперный певец Антон Николаев

Антон Николаевич Николаев [16(28).01. 1836, Карачевского  уезда Орловской губернии, ныне Брянской области — 31.3(13.4).1904, Карачев] — артист оперы (лирический тенор), камерный певец. Один из лучших теноров своего времени.

Учился во 2-й московской гимназии, окончил Петербургский  университет. Пению обучался в Италии, где дебютировал в 1861 в "Фаворитке". В сентябре  1866 дебютировал в партии Князя ("Русалка", подготовил под руководством А. Даргомыжского, который назвал певца "своим единственным Князем") на сцене московского Большого театра, позднее пел в петербургском Мариинском театре. Гастролировал в Киеве (1868), Одессе, Лондоне (лето 1874). Обладал "компактным" голосом баритонального тембра, сценическим дарованием. Исполнение отличалось естественностью, задушевностью.
В Киеве партия Князя ("Русалка" А. Даргомыжского). Лучшие партии: Собинин, Эдгар, Фауст ("Фауст"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Лионель ("Марта, или Ричмондский рынок"), Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"). Партнеры: Д. Леонова, А. Меньшикова, О. Петров.
Оставив оперную сцену, с 1874 вёл с большим успехом концертную деятельность. В камерном репертуаре, отличавшемся художественным  вкусом и строгим отбором произведений, с особым мастерством исполнял романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского (композитор посвятил ему романс "Нет, никогда не назову", ор. 28 № 1, 1875). В 1875 принял участие в концерте РМО п/у Э. Направника, исполнял сольную партию в отрывках из оперы "Троянцы" Г. Берлиоза.
Преподавал в Московском музыкально-драматическом  училище , затем в Киеве и Одессе. Ученики: С. Гарденин, В. Гнучева, В. Карелин, Н. Миллер, П. Оленин.
Автор романсов на слова А. Дельвига, Н. Некрасова и собственные (особой популярностью пользовался его романс "Няня"). Составитель сборников: Биография русских поэтов; 40 русских народных песен.— Милан. 1862 (на итальянском языке).

(Материал из Интернет-сайта.)
(Бельский Александр. Город Орёл. Краеведческий словарь, 2000. - С.144).


Рецензии