Ч. 211 Территорию прощупывали на море и на суше

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/08/21/701

В 1842 году правительство поручило Академии наук организовать экспедицию в Северную и Восточную Сибирь. Официально перед экспедицией поставили две цели:

изучить органическую жизнь Таймырского полуострова и исследовать вечную мерзлоту.
Но была и другая цель, которая не указывалась в сопроводительных документах и в которую был посвящён только руководитель экспедиции, получивший соответствующий инструктаж, - исследовать Приамурье.

Руководителем экспедиции назначили молодого русского учёного Александра Теодора фон Миддендорфа, которого для простоты звали Александром Фёдоровичем. Несмотря на молодость, Миддендорф был опытным путешественником и исследователем.

Он работал адъюнктом на кафедре зоологии университета св. Владимира в Киеве, ранее принимал участие в Лапландской экспедиции другого известного русского учёного, академика Карла Эрнста Риттера фон Бэр Эдлер фон Хутхорн, а для простоты – Карла Максимовича Бэра.
 
Приступив к исполнению поручения, Миддендорф отправился из Красноярска в Туруханск. Его сопровождали якуты и казаки, назначенные в экспедицию по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири. В Туруханске завершилась окончательная подготовка экспедиции.
 
В апреле выехали из Туруханска на восьми тяжело нагруженных нартах, которые тащили собачьи упряжки. По льду Енисея экспедиция проехала до устья реки Дудинки. Там Миддендорф нанял местных жителей, и дальнейшая поездка проходила на оленях.

Я не останавливаюсь на научных исследованиях, которые проводил учёный, поскольку мне более интересна разведывательная часть экспедиции. В первой части путешествия Миддендорф руководствовался трудами Фердинанда Петровича Врангеля.

В Хатанге Александр Фёдорович оставил самую тяжёлую часть груза. Взял с собой семимесячный запас сухарей, которыми снабдили экспедицию. К сожалению, у меня нет возможности подробно рассказать об этом путешествии.

Двухтомное сочинение Миддендорфа объёмом в 1615 страниц на немецком языке было опубликовано в 1875 году в Петербурге. Существует сокращённый вариант на русском языке – «Путешествие на север и восток Сибири». Мне повезло познакомиться с изданием книги Миддендорфа на немецком языке уже в Германии.

Миддендорф сообщил первые сведения о Норильском районе. В мае 1843 году на реке Боганиде к нему присоединился представитель Военного министерства 22-летний унтер-офицер, военный топограф Василий Васильевич Ваганов.

Они прошли по низовой тундре до реки Верхней Таймыры. Весь июль участники экспедиции исследовали реку и перевозили снаряжение до озера Таймыр. Трудности им пришлось преодолевать огромные.

Но Миддендорф и Ваганов были физически крепкими людьми и очень опытными, несмотря на свою молодость. На лодке они пересекли озеро Таймыр и добрались до истока Нижней Таймыры. Потом по реке спустились до Таймырской губы Карского моря.

Там Миддендорф обнаружил скелет мамонта. Когда вернулись к озеру Таймыр, оно уже покрывалось льдом. Ваганов составил в этом походе карту  рек Верхней  и Нижней Таймыры и озера Таймыр.

Случилось несчастье:  Миддендорф заразился от аборигенов и заболел тифом. Никаких средств передвижения в экспедиции не осталось, закончилось продовольствие. Его спутники во главе с Вагановым пешком отправились по тундре отыскивать «оленных тунгусов».
 
Больной Миддендорф, который был не в состоянии идти, остался дожидаться их возвращения в полном одиночестве в палатке. Ему оставили как можно больше из оставшихся продуктов, но их всё равно было в обрез, двадцать дней он голодал.
 
Спасли его эвенки, случайно наткнувшиеся на палатку. Потом вернулись его товарищи, которым удалось выйти на стойбище, их тоже спасли аборигены. Сильный организм Миддендорфа выдержал, он поправился.

В январе 1844 года экспедиция вернулась в Красноярск.

В начале 1844 года Миддендорф и Ваганов  проехали на собаках из Красноярска в Иркутск, оттуда по реке Лене добрались до Якутска.

Официальную научную часть экспедиции по изучению вечной мерзлоты они выполнили, теперь началась главная, секретная часть экспедиции.  Исследователи направились в Амурский край. Их сопровождали два якута, Матвей Решетников и Иван Долгий.

В середине июня путешественники вышли к верховьям реки Уды. Вот как писал об этом Миддендорф: «…между долинами Уды и Учура идёт ряд крутых хребтов, увенчанных  высокими голыми вершинами (гольцами) или служащих  основанием остроконечным сопкам.

Глубокими и узкими полосами  входят долины в эти скалистые горы… изрытые шумящими стремительными потоками… покрытые густым первобытным лесом».
 
Миддендорф не был кабинетным учёным, в экспедиции он умел делать всё. Таким же умельцем был и Ваганов. О якутах и говорить нечего, руки у них росли оттуда, откуда надо.

Вчетвером они построили байдару и на ней спустились к Удской губе Охотского моря. При этом Ваганов выполнил съёмку всей реки.  Всё это трудно себе представить. Да, были люди не в наше время!

На байдаре исследователи двинулись на восток вдоль берега моря. Миддендорф изучал геологию побережья, а Ваганов  сделал опись и нанёс на карту южный берег Удской губы с островом Медвежьим, южного побережья острова Большой Шантар.

Он описал Тугурский и Ульбанский заливы. Читатель утомится даже читать названия, а они прошагали, проплыли на байдаре, проехали на оленях и собаках, выполнили огромную работу в диком крае. Миддендорф отметил: «Край материка, ограждающий Охотское море  с юга, состоит из крутых гор…

Они почти всегда представляют отвесные или нависшие стремнины… Выступающие из береговой линии в виде многочисленных мысов; эти мысы обыкновенно продолжаются по дну морскому бесчисленными подводными камнями, иногда рифами, версты в две длиною…».

На самодельной байдаре они уходили от берега на такое расстояние в море, где погода была совершенно непредсказуемой!

Исследователи вернулись к устью реки Тугура, когда начались холода. В стойбище наняли проводников и снарядили олений караван, отправились с ним вверх по реке, открыли два хребта Магу и Тугуский,

оба длиной по сто километров, и перешли на реку Нимелен, а оттуда добрались до Буреинского хребта высотой 2175 метров и длиной 150 километров, «на всём протяжении узкого, высокого и усаженного коническими вершинами».

Путешественники перешли через горы в долину реки Буреи, по ней спустились до устья Нимана и потом прошли в бассейн реки Селемжи. В конце декабря 1844 года они достигли реки Зеи в устье Гилюя.

Вот как описывал реку Григорий Анисимович Федосеев, инженер-геодезист и писатель: «Я не мог оторвать взгляда от реки. Зею тут не узнать — стала недоступная, чужая. С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты.
 
Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока».

Продолжение следует


Рецензии
Какие же огромные территории!
"...открыли два хребта Магу и Тугуский, оба длиной по сто километров" - какие неисследованные края!

Какие могучие люди! Как молоды они были, как верили в себя - почти цитата из песни.

Благодарю, дорогой Владимир!

Кира Викторова   23.08.2021 22:25     Заявить о нарушении
Такие подвиги можно совершать только в молодости.
Спасибо, дорогая Кира!
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   23.08.2021 22:31   Заявить о нарушении
Спасибо за расширение кругозора.

Залимхан Абдулаев   23.08.2021 22:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.