Избранный царицы полей

                Избранный «царицы полей»

   «Царица полей» – так называли пехоту во время войны. Телами своих солдат она устлала все фронтовые дороги, все наши пути к победе. Судьба пехотинцев была самой короткой и непредсказуемой. Некоторым счастливчикам удавалось перехитрить смерть.
   Военная биография Михаила Ивановича Сафронова похожа на сказку: 17-летним пареньком он был призван на службу, в 18 лет командовал взводом пехотинцев, а в 19 лет заслужил полководческий(!) орден Александра Невского. Этим орденом награждали только тех офицеров, кто в особо опасные и критические моменты принимал единственно верные решения, способствовавшие осуществлению фронтовых задач.
   За боевые заслуги Михаила Ивановича ещё дважды награждали орденом Красной Звезды. И что самое важное, неся службу на передней линии фронта, отслужив «в сапогах» до самой Победы, он вернулся домой и в мирной жизни, как и в годы войны, достиг того же признания и уважения, благодаря непоколебимым принципам и твёрдости характера.  А судьба проверяла его на твёрдость не раз и не два.

                Призыв

   Его биография начинается в деревне Помазкино Увинского района, где он родился 27 августа 1925 года.  В школе Михаил был лучшим учеником, но 10-й класс так и не окончил: в декабре 1942 года был призван в армию и отправлен в военное училище города Воткинска. Было ему в то время 17 лет.
   Родители с болью в сердце провожали младшего сына, да и как иначе, двое старших  ушли и не вернулись. Мать слезами умывалась, перечитывая похоронки на сыновей. А война требовала всё новых и новых солдат: за время учёбы на фронт дважды отправляли недоучившихся курсантов. Михаилу повезло, через год он окончил училище, получил звание младшего лейтенанта и в конце февраля 1944 года отправился на фронт командиром пехотного взвода.

                «Лимонки» на десерт

   Вверенную ему группу, в которой кроме самого командира было ещё четыре человека, поставили в боевое охранение. Их боевая позиция находилась примерно в километре от основных войск, ни справа, ни слева никого не было, впереди – немецкие войска. За распоряжениями, пищей и почтой командир ходил только по ночам. Вместе с продуктами в довесок он приносил с собой «лимонки» - осколочные гранаты. Впоследствии от их количества зависела жизнь каждого бойца.
   Иной подумает, вот повезло, сидят в окопе, покуривают. Действительно, от командиров-начальников они были далеко, зато близко к снайперам.
   Каждый раз, отправляясь по очереди за водой к роднику, они рисковали жизнью –  тропинка была пристрелена немецким снайпером. В конце концов, он перестал им докучать – они его не «сняли». В минуты отдыха один из бойцов, ранее работавший в цирке, за пайку хлеба или просто так показывал товарищам карточные фокусы.
   А вскоре их боеспособность немцы проверили на деле. Однажды ещё засветло начался артобстрел. Один из осколков разорвавшегося неподалеку снаряда пробил кожух пулемёта и вывел его из строя. Отбиваться Михаилу с товарищами пришлось гранатами, вот тут-то пупырчатые пригодились как никогда. Из тыла «поддали огоньку» - поддержали артиллерийским огнём, прикрывая своих.
Бой продолжался несколько часов. Пятеро солдат с честью выдержали оборону: группа не потеряла ни одного бойца. Таким было боевое крещение восемнадцатилетнего лейтенанта.
   Три месяца группа Михаила Сафронова находилась в боевом охранении.  Когда её сняли с поста, молодому офицеру доверили настоящий взвод, в котором насчитывалось тридцать человек.

                В боях за освобождение Белоруссии

   Вскоре началась передислокация войск. Красная армия вела наступление, оттесняя захватчиков к государственным границам. Это было начало операции «Багратион» по освобождении Белоруссии. Бои шли от темна до темна. На том участке фронта, где довелось воевать Михаилу Сафронову, у противника было три линии обороны, и преодолевать его сопротивление было очень непросто.
   Перед наступлением в распоряжение молодого командира поступило пополнение – двадцать штрафников, среди которых были и бывшие командиры. Но в бой все шли, как один. Каждую траншею наступавшие брали в ожесточённой схватке. Немцы жестоко сопротивлялись, и после первого рукопашного боя взвод потерял около двадцати своих бойцов. В течение последующих боевых операций командование присоединяло к взводу новых солдат из других отделений, где командиры были убиты, и Михаил вновь поднимал бойцов в атаку.
   В одном из боёв, ведя активное наступление, взвод Михаила Сафронова, вышел к Западной Двине и закрепился на противоположном берегу. Оказалось, что из всей группы наступавших войск переправиться и закрепиться удалось только ему. В тот момент связи с батальоном не было никакой, только поздно вечером командир полка узнал о местонахождении взвода, выдвинувшегося далеко вперёд.
   Именно за этот подвиг, за отличное выполнение всех боевых задач в ходе операции «Багратион» младший лейтенант Михаил Сафронов был награжден орденом Александра Невского.

                Везение или помощь свыше?

   У нашего земляка необыкновенно долгая фронтовая судьба. По рассказам ветерана счастливые случайности были не редкостью в его военной биографии.  Я засомневалась, только ли случайности были причиной этого, и потому спросила напрямую:
   - Михаил Иванович, вы в Бога верите?
   - Бог есть, это я знаю хорошо. Нам на фронте так туго приходилось, что не верившему там не выжить. Да я ещё в пехоте служил, всегда на передовой линии фронта был. Жизнь подтвердила правоту того, что я в Бога верую.
   - А вы ощущали на фронте помощь свыше?
   - Один характерный случай был. Однажды мы ворвались в траншею противника, я бросился к немецкой землянке, а оттуда вдруг выстрел прогремел. Я замер и боли жду – стреляли в упор, и каким-то образом промахнулись! За мной бежал товарищ, он оттолкнул меня, застывшего на месте, бросил гранату в землянку, и мы продолжили наступление.
   Хотя… каждое моё ранение могло быть смертельным. В одном из боёв пуля прошла навылет рядом с сердцем, а я выжил. В другом бою, когда поднимал взвод в атаку, получил тяжёлое осколочное ранение в голову – контузия осталась на всю жизнь.

                Самый страшный случай

   - А какой случай на фронте был самым страшным для вас? – снова задала я вопрос.
   - Мы находились на окраине какого-то селения. Чтобы выяснить обстановку, я стал обходить деревянный амбар, как вдруг пулемётный огонь буквально прошил деревянное строение и меня задел. Пуля вошла мне в бедро, и сначала я не почувствовал боли. Боли нет, а нога отнялась, пошевелиться не могу.
   Ребята отнесли меня подальше от амбара, насколько это было возможно, и положили рядом с поленницей, и вот тут за всю войну мне стало по-настоящему страшно. Рядом идет бой: от взрывов падают деревья, поленница рассыпалась, а я не могу пошевелиться и сделать ничего не могу! Три часа я лежал, прежде чем меня забрали в госпиталь.
   - Михаил Иванович, а что самое важное для командира на фронте?
   - Самое главное – это честное исполнение своих обязанностей. Именно честно исполнять свои обязанности. Я всю свою жизнь строю на честном исполнении своих обязанностей и молодым советую поступать так же.

                «Храброе» пополнение

   На войне было множество разных ситуаций, вспоминается Михаилу Ивановичу и такой случай:
   - В конце 1944-го я получил пополнение, в основном это были солдаты родом из Средней Азии, люди новые, необстрелянные. Когда принесли обед и за ним пришли все командиры отделений, немцы начали артобстрел. Все бойцы в это время должны были находиться в траншеях на своих боевых местах. Командирам был дан приказ разойтись по своим позициям и открыть ответный огонь. Они выполнили свою задачу, каждый на своем участке.
   После боя я пошел по траншее и не увидел ни одного новобранца. Ни одного человека среди живых и ни одного среди убитых! Не могли же взять в плен сразу тридцать человек!? Куда все подевались? Расспрашиваю командиров, никто не знает, все были заняты обороной своих позиций. Оказывается, все мои новички драпанули в тыл, там их, конечно, задержали и через несколько часов вернули назад.

                Рождество на передовой

   За время службы на фронте были и курьёзные случаи. Михаил Иванович рассказал об одном из них:
   - Был у меня во взводе солдат родом из Западной Украины, часто жаловался, что тяжело ему нести оружие. Я ему помогал, нёс его вещмешок или винтовку. После одного из боёв увидел, что он роется в немецких землянках, собирает трофеи. Хитрый был! Оказывается, я его вещмешок с трофеями таскал.
   Самый неприятный случай произошел в канун Рождества 1944 года. После очередной атаки бойцы захватили немецкую землянку и ахнули, очутившись внутри. Она была украшена еловыми ветками с мишурой и ёлочными игрушками. Стол был накрыт белой скатертью и ломился от всевозможных яств: весь был уставлен всевозможными закусками, вином и сладостями. Солдаты были шокированы тем, что рядовые немецкие вояки на передовой линии фронта ели и пили лучше, чем многие русские до войны у себя дома.
   Командир успокоил себя и своих товарищей тем, что бойцы-освободители не должны сидеть на одном месте, их цель – избавить Родину от немецких гадов! Но каждый раз, вспоминая этот случай, ветеран чувствует досаду и обиду за себя и своих бойцов, которые в полевых условиях были лишены минимальных элементарных удобств.

                Как найти папу

   Валентине Аркадьевне, супруге ветерана, тоже есть о чём рассказать:
   - Война – это ужасно. Даже слов таких нет, чтобы описать, что это такое. Я сама дитя войны. Помню, как мы целыми днями жили на одной соли, сосали её. Как лебеда в огороде появится, собираем и едим, своя кончится, по чужим огородам собирать ходили. Удивительно, но мы с сестрой в детстве никогда не болели. Выходит, трудные времена закаляют.
   Я помню, у нас в школе был госпиталь, а перед нашим домом большая поляна, где росли цветы. Многие раненые в тёплые деньки приходили сюда погреться, поиграть с нашей собачкой. Смотришь, у одного ни рук, ни ног нет, а он культей щенку машет, тот прыгает, скачет, и оба счастливы, радуются чему-то. А мы с сестрёнкой к каждому солдату подходим и спрашиваем:
   - А вы нашего папу не видели?..
   Отец, к счастью, вернулся. Он был единственным мужчиной с нашей улицы, пришедшим с войны. Благодаря ему я выбрала профессию строителя и не ошиблась. Работала всегда легко, играючи. Сначала помощником мастера на строительстве поликлиники мотозавода, потом на строительстве комсомольско-молодёжного дома.  Здесь меня и увидел Михаил Иванович, работавший в то время заместителем директора мотозавода по строительству.
   С 1974 года мы вместе. Как пролетели совместные годы я и не заметила. Всё изумительно было: трудились вместе, на охоту и на рыбалку ездили вдвоём, на огороде работали, дом строили, всё делали дружно. У нас с ним одинаковый взгляд на жизнь и полное взаимопонимание. В трудные минуты жизни он всегда даёт ценные советы. Как скажет – так и будет. Не глядя, видит, что вокруг делается. Как это у него получается, до сих пор не понимаю. Думаю, что у него очень сильная интуиция. Он всегда был умным, а с годами стал мудрым.

                Рождённый в «рубашке»

   - Я считаю, что родился в «рубашке», - утверждает Михаил Иванович. – Из фронтовых друзей у меня не осталось никого: одни погибли на фронте, другие умерли от ранений после войны. Почему повезло именно мне? Я считаю, что человек должен уметь управлять собой, это было заложено у меня в детстве.
   С одиннадцати лет я один ходил за дичью по лесу. Дичь, конечно, мне редко попадалась, чаще собирал грибы и ягоды. Но я научился ничего не бояться, ориентироваться в любой обстановке, это помогло мне и на фронте. С начальством на войне я редко общался, все командиры были у меня за спиной. Я сам отдавал приказы «вперед!» и сам первым их выполнял.
   На фронте Михаилу Сафронову довелось служить 15 месяцев. Из них 5 месяцев он находился на лечении в госпиталях после тяжелых ранений. Каждый раз после ранения ему предлагали уехать подальше в тыл, но он отказывался. Хотелось быть ближе к своим фронтовым товарищам, и это ему удавалось. Всю войну он прошел в составе 71-й гвардейской стрелковой дивизии.
   Победу Михаил Иванович встретил в Прибалтике в составе Курляндской группировки, основной целью которой было не выпустить немцев из окружения, держать их взаперти. Здесь он по-прежнему командовал взводом и за фронтовые заслуги был дважды награждён орденом Красной Звезды.
   В 1952 году Михаил  Сафронов с отличием окончил лесотехнический институт в Йошкар-Оле, по распределению работал в Шольинском лесничестве. Затем перешёл на мотозавод и проработал там 15 лет заместителем директора по строительству. Под его руководством было построено немало жилых домов в Ижевске. За отличную трудовую деятельность он награжден орденом «Знак почета».
   Михаил Иванович с волнением и болью вспоминал военные годы, и всегда встречал День Победы как самый главный праздник своей жизни.

   P.S.  Искренние рассказы ветерана стали для меня стимулом написания повести «Посмотрим на Марлен». Внимательный читатель, сравнив мои очерки и повесть, поймёт это.
   Не только Михаил Иванович, но и все другие ветераны, с которыми мне довелось встречаться, как родники речку, питали и питают мои творческие задумки.
Светлая память и земной поклон всем им!


Рецензии