Художник солнечного света Хоакин Соролья

Хоакин Соролья-и-Бастида.Возвращение с рыбалки. Буксировка лодки
1894, 265;403.5 см.Музей д’Орсе, Париж

     Хоакин Соролья был так знаменит у себя на родине в Валенсии, где родился в 1863 году в семье торговцев тканями, что еще при жизни городские власти назвали в его честь одну из улиц. Еще в 1899 году Хоакину Соролье присвоили титул «Любимый сын Валенсии». А в 2011 году власти города назвали именем своего знаменитого земляка новый железнодорожный вокзал.

       Хоакин Соролья-и-Бастида (Joaqu;n Sorolla y Bastida) появился на свет в то время, когда золотой век испанской живописи, как и испанской короны, были уже в прошлом. Ему не суждено было стать придворным художником, увековечить очередного монарха и расписывать знаменитые храмы. Вместо этого Соролья писал свою семью, рыбаков, детей и создал для музея в США огромные панно, изображающие сцены деревенской жизни в провинциях Испании.

             Талант Сорольи впервые проявился, когда он подростком работал ретушером у фотографа, чья дочь по имени Клотильда позднее стала женой художника. Он поступил учиться в художественный колледж и вскоре начал выигрывать крупные награды и стипендии на обучение в Италии.

       В последующее десятилетие к художнику пришёл национальный и международный успех: его работы были награждены премиями в Испании и США, отмечены критикой и публикой на Парижских салонах. Венцом стала экспозиция его работ на Всемирной выставке в Париже (1900) , за которую он был награждён почетной медалью и орденом Почётного легиона, стал почётным членом художественных академий Парижа, Лиссабона и Валенсии.

       После масштабной выставки в Париже в 1906 году, где было представлено около 500 его работ, Соролья получил звание офицера ордена Почетного легиона . Выставки его полотен такого же размаха прошли в Великобритании и США.
В 1911 году Соролья подписал с американским магнатом и меценатом Арчером Хантингтоном контракт на серию картин об Испании, в которой представил быт испанских провинций (серия была завершена в 1919 и открыта для публики в 1926 году) .
      
       После инсульта , в 1920 году застигшего художника за мольбертом в собственном саду, был парализован в течение трёх последних лет жизни (1923).Хранившиеся в семье работы Клотильда подарила государству. В 1932 году в доме художника открыли Музей Сорольи. Его первым директором стал Хоакин-младший — таково было условие вдовы. Дочери Сорольи пошли по стопам отца: Мария стала художником, а Елена — скульптором.
Хоакин Соролья-и-Бастида отдал своё сердце лёгкости и недосказанности «живописи впечатлений».

         «Искусство не имеет ничего общего с уродливым и грустным… Свет — это жизнь для всего, чего ни коснись, поэтому, чем больше света в живописи, тем она живее, правдивее и прекраснее», — напишет художник в 1912 году.
В отличие от французских импрессионистов, мазки у Сорольи четче, а фигуры людей — более натуралистичны. С «коллегами по стилю» его роднит легкая недосказанность очертаний на картинах.

         Американский промышленник и коллекционер Пол Гетти приобрел десять пейзажных полотен Сорольи для своего музея. Работы художника находятся в крупнейших музейных собраниях мира от Берлина до Буэнос-Айреса.
В истории национальной и мировой живописи импрессионист Соролья занимает свое особое место.


Рецензии
Спасибо, Алина!!!!
Чудо какое!!!
Блеск воды, напор быков!!!!
Как здорово!!!!

Иветта Дубович Ветка Кофе   23.08.2021 17:15     Заявить о нарушении