В пространство ада себя загнавшие. Гл. 2

     В пространство ада себя загнавшие.
  Глава вторая. «Пространство», из которого изгнана любовь».
  И снова невольно хочется сказать: «Может быть, пора уже отойти от некогда навязанного нам соцреализма, от разочаровавшегося в жизни и всего 25 лет прожившего Н.А.Добролюбова и о русской духовной основе вспомнить»?! Ведь этого сама жизнь требует. Пора вспомнить, что вся классическая литература поднимает вечные вопросы, «актуальность» которых вне времени, - и что писатели творили, исходя из отличающегося от нас менталитета - хотя бы потому, что все браки Церковью освящались. А ещё понять должно, наконец, что «Тёмное Царство» означает прежде всего отсутствие любви и света. В этом «царстве» любовь словно из пространства жизни изгоняется – потому что любовь предполагает духовную свободу -  а значит, ответственность, к которой жители города, судя по всему, не готовы. Вот и заменили настоящую жизнь человеческую страхом, некими «устоями», за которыми «спрятаться»  можно – а по сути лицемерием. Жители города в церковь ходят, а сами отнюдь не по - христиански живут. 
      Катерину безмерно жалко, да и не только её – А.н. Островский устами Кулигина отношение своё высказывает. Но прелюбодеяние - грех, и самоубийство - тем более. Трагедия, «дурная бесконечность времени», - говоря языком христианским, «ад» на земле, самими же людьми созданный. И, думаю, незачем говорить, что «политический строй» здесь абсолютно ни при чём. В такое «царство» без любви многие и ныне жизнь свою превращают – ведь «царство» это в земной жизни  вне времени. Думаю, незачем долго объяснять, что это – некая «система» порочных, «перевёрнутых с ног на голову» «ценностей». «Система», в умах и душах большинства укрепившаяся. И главная причина порочности – отсутствие любви, истинной нравственности, ответственности за совершаемые поступки, о чём уже не раз говорилось.
  И, прочитав внимательно произведение, понимаешь, что никаких «лучей», про которые советское литературоведение «вещало»,  в «пространстве» этом нет – в «пространстве» города с вымышленным названием Калинов.
И получается, как ни жутко звучит, что выход из этой «дурной бесконечности» только в «небытие». Подобные слова  будут сказаны уже в двадцатом веке - в очень известном романе – но какое это имеет значение, если речь о «бесконечности времени», да ещё и «дурной»?! И главное подтверждение тому последние слова Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!». О духовной сути, трагедии совершения супругой смертного греха несчастный, явно, не задумывается – и он в литературе в этом не одинок. Вспомнить хотя бы, как и сама Катерина, ещё столь недавно боявшаяся на Суд Божий с мыслями греховными прийти, не раздумывая, смертный грех совершает, говоря                при этом о могиле с цветочками и пригревающем солнышке. Да ведь душе-то не здесь пребывать.
   В тот миг, все мысли и чувства сводились к тому, что не придётся больше жить среди высоких заборов, за которыми невидимые миру слёзы льются, не придётся терпеть тиранию Кабанихи, под «маской благочестия» истинную любовь и веру «тюрьмою»  заменившей…
 Я как автор исследования героев не осуждаю – сам писатель далёк от этого – мы просто пытаемся разглядеть духовную суть слов и  поступков.   
     Можно сказать ещё, наверное, о том, что называется маловерием – да откуда же                в обстановке всеобщего лицемерия, порочного воспитания, примеры которого на каждом шагу видны, чему-то иному взяться?!   
    В случившейся трагедии в одночасье и беда, и вина Тихона – это, наверное, после прочтения пьесы слишком очевидно. Но дело ещё и в том, что произнесённые им слова последние  - и не только для убитого горем вдовца - а  для всей пьесы – значит, для всех, что мучают или мучаются – и одно другого не исключает.
     И ещё рискну предположить некую «преемственность» с «городом души», созданным Н.В.Гоголем в «Ревизоре». Словно «заперты» герои в неком бездуховном «пространстве», «ключ» от которого потерян – потерян по их же вине – ведь «ключ» этот – любовь… 
 Позже один из персонажей Оскара Уайльда - человек, всю жизнь во всех грехах пребывавший, скажет, что никогда не мог представить себе Рая. Разумеется,                не «картинку» с деревьями и райскими птицами, а Истинную Благодать. И в «Грозе» эти «псевдоправедники»  не могут – потому что, как мы уже не раз говорили,  изгнали из жизни своей любовь. И вот о том гроза напомнила – да вряд ли поняли…
  Можно «пофантазировать» о том, что станет с Тихоном. И, к сожалению, почти невозможно представить, что, осознав случившееся, пересмотрит он жизнь свою, уедет от маменьки и станет своим умом жить. Скорее всего, как вдовий срок пройдёт, женится  на такой, что на маменьку похожа, – и «дурная бесконечность времени» продолжится для всех. И о той самой грозе забудет…Очень печально…
   И вот ещё «штрих»  небольшой.  Мы говорили уже, конечно, о Борисе,  его покойной бабушке - «тиранке». Только почему-то словно «обходит стороною» мысль о том, что отец Бориса сумел в своё время «пространство» «Тёмного царства» преодолеть, сумел его во всех смыслах покинуть и жить по-иному. И  помогла в этом любовь.
А сын «обратно» вернулся – конечно, не разделяя образа мыслей покойной Анфисы Михайловны и дяди-самодура. Вернулся ради наследства – о чём говорилось ранее –                но всё же вернулся. И грех прелюбодеяния совершил – и, как ни крути,  в смерти Катерины  тоже по-своему виноват…
И сама Катерина в «Тёмное Царство» Калинова тоже пришла из «пространства» любви,                в котором  в доме родителей жила… Целый сонм безрадостных и неоднозначных размышлений приходит…
 Дай Бог, чтобы хоть сестра Бориса построила жизнь свою по-иному –                «в пространстве» любви – без страха и лицемерия…
   (Продолжение следует).
 


Рецензии