Не занят ли я конструированием удобного прошлого?

Начал читать "Новое недовольство мемориальной культурой" Алейды Ассман. То, как Германия обращается с памятью последние 75 лет, для меня давно тема отдельного интереса. Немцам после Второй Мировой войны помогли пройти коллективную психотерапию или душепопечение, чтобы простые бюргеры приняли свою часть вины за соучастие в военных преступлениях. Про это можно рассказывать много, подробно и наглядно, с фотографиями. Без признания вины нет сокрушения и исцеления.

Какой промежуточный результат можно наблюдать сейчас? Нынешняя Германия - одна из самых толерантных стран мира, и за последние десятки лет она приняла больше беженцев, чем любая другая европейская страна.

Одна из причин, ради которой я начал читать эту книгу Ассман и планирую прочитатью другую ее книгу ("Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика") - желание подробнее разобраться в том, как немецкое общество сравнительно быстро эволюционировало из нацизма в такую инклюзивную страну. Немцы работали со своим некрасивым прошлым, и через 560 страниц я лучше узнаю, как именно. Кажется, у них есть чему поучиться.

Почему мне это интересно: потому что я нахожу в Библии ясную заповедь о том, что мы должны помнить путь, которым нас вел Господь, и одна из целей, для чего надо помнить путь - чтобы не забывать, какими строптивыми мы были и как Бог нас смирял (Вт.9:7).

К сожалению, я прослушал уже не один курс истории церкви, в котором рассказывалось, какими строптивыми были другие верующие и как Бог их смирял, но еще ни одного с акцентами Второзакония (верю, что их есть много и постоянно где-то рядом именно так историю церкви и преподают, но просто ни разу еще не довелось услышать). Ассман об этом пишет так: "Люди конструируют для себя удобное прошлое, поскольку их тяготят темные эпизоды собственной истории".

При чтении первых страниц книги о мемориальной культуре и о природе памяти в целом я задумался о соотношении личной и коллективной памяти. Они не всегда совпадают, точнее, почти всегда не совпадают. На нас влияют те коллективные ценности и опыт, которые вошли в наш собственный круг переживаний, которые восприняты нами как личная память.

Я увидел тут неожиданный мостик к другой теме. Я давно думаю о том, как правильно праздновать Рождество и другие церковные праздники (а также, кстати, юбилеи, связанные с историей церкви). И вот еще одна подвижка к ответу: праздновать надо, встраивая эту личную память Иисуса (в случае праздников, связанных с событиями Его земного пути), память церкви в целом, память моей поместной общины, словом, коллективную память веры в мою собственную память. Тут прямой выход на тему идентичности.

Праздновать, используя эти события как инструменты работы со своим прошлым (расширяя его до истории спасения, личной истории Иисуса и истории церкви), которое будет влиять на мое настоящее и будущее. Как евреи во время празднования Пасхи делают историю исхода личной историей своих детей (используя при рассказе первое лицо). Как современные немцы - одни из них отмечают день освобождения Освенцима, тем самым сознательно работая со своим прошлым и изменяя свое настоящее и будущее, а другие - нет.

23.08.2021


Рецензии
Уважаемый я вот давно в германии из казахстана
не стройте иллюзий
немцы тоже хотели бы своё прошлое поменять
колеги на работе судачат вот если бы генералы гитлера не предали то они высшая расса на своих яхтах отдыхали бы
страна разделённая как и другие страны
но равновесие добра и зла с выше держится так что мир не без добрых людей
и без Иисуса никто никогда ничего не сделает
С Уважением Михан

Яков Крон   24.08.2021 00:33     Заявить о нарушении
Про тех, которые говорят "вот если бы генералы гитлера не предали то они высшая расса на своих яхтах отдыхали бы", в конце заметки сказано "а другие - нет".

Рыжов Александр Геннадьевич   24.08.2021 12:47   Заявить о нарушении