Судьбы двух моряков Сыровых

Шёл 1919 год. На шестой части планеты бушевала гражданская война. Белые, красные, зелёные, интервенты делили "единую и неделимую". А на планете свирепствовала "испанка". Одной из миллионов жертв эпидемии стал один из жителей Ростова-на-Дону - Николай Сыров. В последний путь его провожали флаги четырнадцати государств. Так консулы отдавали дань уважения этому моряку торгового флота.

Родился Николай Александрович Сыров в Николаеве. В шестидесятых годах девятнадцатого века он переселился в Ростов-на-Дону. Был боцманом, позднее, закончив мореходные классы,* стал капитаном двадцать девятого судна в пароходстве Парамонова. Участвовал в двух войнах, что вела Российская империя с Турцией. Был знаком с Георгием Седовым.

Почти сорок лет возил Николай Сыров в Неаполь из Ейска и Таганрога "арнаутку". Так называли пшеницу твёрдых сортов. Перевозки сократили после осени 1914 года, когда мировая война** Ушёл капитан преподавать черчение в технической школе.

Сын Николая Сырова Александр обучался в мореходных классах. Пошёл на судно к отцу механиком или штурманом. После первого рейса ушёл с торгового флота навсегда. Добрый дома отец оказался строгим капитаном на мостике. Может, чуть строже требовал с родного сына, хотел сделать "морского волка" из выпускника...

Началась работа Александра Сырова на мельнице, потом стал главным механиком на пивном заводе "Новая Бавария". Хозяин снимал для ценного специалиста квартиру на углу Большого и Дмитровской (теперь носят они имена, точнее, фамилии Ворошиловского и Шаумяна).

Началась мировая война. На военную службу был призван мичман Александр Сыров. Во время знаменитого Борусиловского прорыва попал мичман Сыров в германский плен. В плену приобрёл профессию ювелира. После революций в России и Германии пленные отправились по домам. По дороге домой остановили мичмана - оказалось, что похож на адмирала Колчака. Воины атамана Григорьева решили - за такое сходство надо расстрелять... Обошлось, однако. Вскоре сходство с "правителем омским" заметили воины армии батьки Нестора Махно. "Ты за царя воевал!" - обвиняли бойцы "зелёных" армий. "За кого послали, за того и воевал", - отвечал бывший мичман. Сами "зелёные" были, по воспоминаниям Александра Сырова, обычными дезертирами.

После возвращения работал в Таганроге техноруком мельницы. В 1927-1928 годах довелось работать настройщиком роялей.


Рецензии