Тюшки

Тюшки

В марте. Ещё лежал снег.
А у забора , на старом еврейском кладбище, где проходил забор  и теплотрасса, там поближе к автобазе поливальщиков-подметальтщиков города,  уже было тепло и тропинка начинала зеленеть по краям. И земля, смешанная с кирпичом бывшего гетто, земля эта подсохла. С костями . И битыми бутылками.
И к обеду начинали собираться любители игры в тюшку. Тюшка!
Это песня. Это не манджонг за столом. Где бармен принесет стакан.
Не биллярд с понтовиками меловыми..
Не шашки-шахматы на КарлаМарла.

Это Тюха.
Социальная разница и возраст не имеет значения. Как и предмет игры.
Размер. Материал.
Ничего не имеет значения. Только твой карман. В котором может быть только одна копеечка. Одна.
И ты можешь за вечер удвоить, утроить, удесярить ее. И Тюха, твоя выплапленная из битого аккумулятора. И никто тебе слова не скажет. Только порадуются за тебя. Во, малы, а лупіць, добра лупіць. Это о том, как ты ворочаешь копейки, двушки , трёшки, пятаки.
А уж как десятки появлялись, это уже было круто. С Грушевки приходили старые мужики. Довоенные. Разливали винцо. Доставали свои баббитовые тюхи, величины туркменской черепахи. И гнули копейки. И сносили тюк.
И доставали из карманов толстыми, промасленными пальцами, слесарей вагоноремонтного, металлические полтинники и рубли. С Ленином и гербом. Аверс, блять,реверс.
Игра шла.
Согласно правил. Которые устанавливались и согласовывались пред каждой игрой.
Правила. Ох эти правила. Гибкие. Жостские.
Позволяющие каждому лавировать. Каждому дающие надежду.

Тюк - вся.  Или тюк без орла - первый.
Жестоко? Жестоко.

В конце девяностых написал практически все правила игры. И отправил товарищу. Уже живущему в Калифорнии. С идеей . Сделать. Компьютерную игру. Тюшки. Запантетовать. Раскрутить.

Как-то не срослось.

Тюшки. Любовь моя.
Минская забава. Навсегда.

А ты бы бросил бы ща тюху, с 15и 20и метров?
Старый , с артритом, в очках. В которые ты нихера не видишь?

Я знаю, ты бы бросил. И побежал впрыпрыжку. Смотреть свою чиру.


Рецензии
Вы первый, кого я встретила здесь, кто помнит Минск в 60-е годы именно в той его части, где я жила. К какую школу вы ходили, я в 12-ю? На Обувной жили мои одноклассники, а на Еврейское кладбище мы ходили с мамой летом загорать. Я помню могилы, забор кирпичный, там я малышкой проткнула себе нижнюю губу оградой, пришлось зашивать. А в клуб тонкосуконного комбината мы, дети, бегали смотреть фильмы. Спасибо за воспоминания.

Татьяна Домаренок   07.01.2023 17:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за теплый отзыв.
Старый Минск - он сказочный.какие люди здесь жили!
А школа моя , на Ылакса. Пятьдесят первая. В ДК тонкосуконного в библиотеку ходил.
С уважением, Ёхан Леверда


Ёхан Леверда   07.01.2023 18:47   Заявить о нарушении
Даже не знаю, где такая школа? В библиотек тонкосуконного комбината ходила моя мама и брала книги - сказки для меня и моего брата. Когда мы болели всеми детскими болезнями - корью, свинкой и т.д. Она нам читала сказки. Я это хорошо помню. Это были сказки про змея Горыныча, Ивана царевича и т.д. Сказки запоминались и может быть помогли мне в старости начать сочинять их. А еще в клубе тонкосуконного комбината была 3 детская музыкальная школа, в которую я ходила, пока нас не выселили из этого района. На месте наших домов сейчас площадь Богушевича.

Татьяна Домаренок   07.01.2023 18:56   Заявить о нарушении
СШ 51. На Флакса.
Улицы этой давно нет. А школа сейчас гимназия. На Мельникайте. Напротив исполкома, который на месте юбилейного базара построили.
Как быстро изменился Минск.

Ёхан Леверда   07.01.2023 19:09   Заявить о нарушении
Понятно. Знаю эту гимназию. Посмотрела в интернете, новая СШ №51 открылась в 2013 году в Лошице, а про старую нигде никаких сведений нет. То же самое про мою 12-ю школу на ул. Мясникова. Сейчас еще здание стоит, в 70-х годах ее перенесли в Малиновку, сейчас это гимназия №12. В школе есть музей, но о старой школе в нем почти ничего нет, к сожалению. А школа была очень хорошая, я ее вспоминаю всю жизнь.

Татьяна Домаренок   07.01.2023 19:19   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна.
Успехов в творчестве.
С уважением
Ёхан Леверда

Ёхан Леверда   07.01.2023 19:45   Заявить о нарушении