Возлюбите себя, люди!

Давно ушли в прошлое дачи без воды и электричества. Мы так уже привыкли к этим благам, что считаем их за данность.  И не только это, но и многое другое.
   Однажды у нас на дачном товариществе  «Пуща»  отключили свет. Мало ли что случилось, бывало такое и раньше. Но шло время, а электричество всё не было. Я не на шутку встревожилась- не хотелось все выходные быть без холодильника и прочих привычных благ.  Оказалось, дачное правление  отключило только нашу улицу за то, что кто-то в её начале оставил два мешка мусора. Разговаривая по этому поводу по телефону с председателем товарищества,  я негодовала: «На каких основаниях! За что! Это я что ли вынесла этот мусор!» Кто устоит перед таким праведным напором? И мой собеседник устало пообещал подключить  улицу . Вначале я обрадовалась: справедливость восторжествовала. А потом и мне стало до слёз обидно за нас дачников.
      Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков существования, является проблема человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».  О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX — начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни  человека, природой, среди которой он живет. Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».  Когда же мы это поймём, что мы на службе у природы! Мы зависимы от неё!
   На протяжении ряда лет на  каждом дачном собрании ежегодно все присутствующие праведно и гневно возмущались, что придорожная лесопосадка и лес завалены мусором. Помню, я тогда была в отчаянии, мне казалось, что эту лавину мусора убрать просто невозможно. На субботник выходило 2-3 человека, которые, я точно знаю,  были не причастны к этой грязи. Но вот уже несколько лет в третью субботу каждого месяца приезжает машина и убирает мусор в конце каждой улицы. Но! В этом году я уже не радовалась  этой цивилизации. Ежедневно дачники по дороге на остановку оставляли мусор. И не только в конце нашей улицы.  За три недели, до приезда мусорки, пейзаж становился удручающий. Председатель товарищества разместил объявления о том, что будут штрафовать, что низззя так поступать. Но…
      В тот день мы с соседкой убрали  мусор, принесли эти мешки к себе на участки. Но проблема так и осталась. Уже не сезон, мусорная машина приезжать не будет, а гора мусора в конце улицы растёт. Я с горечью рассказывала об этом одной из соседок-пенсионерок, которую мы подвозили домой с дачи. А она меня  решила утешить и рассказала ещё более абсурдную историю.
     Наши дачники на автобус выходят заранее, занимают очередь, сидят на остановке беседуют. Однажды, пришёл автобус, все разместились, а на остановке пакет остался внушительных размеров. Встревожились дачники: «Чей пакет, кто забыл?» А хозяин не находится, не признаёт поклажу. Тогда кондуктор вышла, раскрыла пакет, а там – мусор. Вот так сердечно, кто-то принёс и оставил.
        Загрязнённые реки, Чернобыль,  страшные болезни, появившиеся только в наше время, — вот лишь немногие «плоды» человеческих рук. А такие «мешки» и «пакетики»  совсем не безобидны. Ладно, их кто-нибудь всё же уберёт, но кто очистит душу человека, который намеренно это совершает?    Что надо сделать, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.   Мы  потеряли связь с землей, на которой родились и выросли, мы не помним  родства своего, своих корней, истока жизни. И возмездие, обличение, как сжигающий огонь придёт. Ничего в жизни не происходит бесследно! Наши предки особо чтили природу, землю, на которой жили. Верили в Древо жизни, на котором жил царь природы. Всё умершее приходило к нему и рассказывало, как чтили его на земле. За каждую неоправданную обиду природе отвечал человек. Насылались на людей бедствия, голод, болезни. Мы предаём свою землю, природу, саму человеческую суть. Сколько домов уже стоят заброшенными. Но природа противится человеку. На  каждом заброшенном подворье,  весной белой, розовой кипенью цветут сады. Гибнут дома, но гибнут и души людей, теряются духовные ценности, сохранявшиеся веками. Мы приватизировали свои земельные уголочки и наивно думаем, что земля принадлежит нам. Нет, она принадлежит и тем, кто жил до нас и после нас придёт. Или не придёт? Мы духовно обнищали, физически уничтожаем природу и себя в ней. Природа беззащитна, она нуждается в нашей помощи. Но как порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней, обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.
Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Виктора Астафьева «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей? Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как постигнуть все это?»
 Как постигнуть нам почтительное отношение к природе. А значит к самим себе?


Рецензии