Нести свой крест без всякого пафоса, совершая повс

Во все времена православные монастыри являются неотъемлемой частью социокультурной жизни Беларуси. Монастыри  это не только носители высокой духовности, книжности, но хранители и воспитатели в народе традиций христианской культуры и бережного и внимательного отношения к духовно-нравственным ценностям белорусского народа. История монастырей и монашества  тесно переплетаются с историей нашего Отечества и их  возрождение воспринимается многими  как свидетельство  нравственного оздоровления общества,  противопоставление бездуховности и погоне за одними материальными  благами. Значение монастырей сегодня велико и  выходит за рамки «удовлетворения религиозных потребностей верующих людей». Испокон веков в монастыри устремляются православные паломники и светские люди.  Миру нужны монахи. Потому что монахи – свет миру. А свет монахам - ангелы. Так говорили святые отцы.
У каждого монастыря свой характер, направление, дух, особенности расположения, служебные и уставные традиции. Но сама жизнь монастыря подразумевает единство с братьями, что жили  здесь ранее и что придут после. А объединяет всех   молитва и благодать Божия. Есть некий  Монастырь  Духовный, Небесный, но путь в Него начинается на земле.
Поэтому велика миссия православных монастырей «...есть молитва неусыпная о Церкви, Отечестве, живых и мертвых». По словам Митрополита Московского Филарета (Дроздова) не так много людей в обществе, которые призваны к монашескому подвигу. Могилевчанам повезло: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний принадлежит к числу людей о которых   патриарх Алексий II говорил, что это духовные светила, свет которых ярко сиял на всю тогдашнюю вселенную и своим отблеском озарял всю последующую жизнь Церкви.
Практически  нет  на родной земле  монастырей, служение которых не прерывалось в советский период. В настоящее время на территории Республики Беларусь действуют всего лишь 35 монастырей.  В возрождении двух из них принимал участие владыка Софроний, и сейчас неустанно трудится над восстановлением Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря.
Восстановить из руин монастырь – тяжелый крест, понести который – подвиг. Думал ли мальчик из простой рабочей семьи,  проживающей в  селе Котельня- Боярская,    Бресткой области, что ему уготована такая судьба?
Его одноклассники, выпускники четвертой Бресткой школы и сегодня взирают на владыку с фотографии, которая висит в кабинете просторного деревянного дома архиепископа в могилевском переулке Крупской.  На снимке выпускник Степан Петрович Ющук еще даже не догадывается, что слова матери, которая в детстве водила сына в церковь, уже отзываются в юном сердце. Но впереди была еще служба в танковых войсках, с высоким уровнем   политического и воинского воспитания личного состава.  И конечно, о религии во время службы не говорили.  По завершении службы у юноши были определенные мечты,   но  и у Бога были Свои планы в отношении его. И Петр поступает в 1979г. в Ленинградскую духовную семинарию, а после ее окончания в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1986г. Так без передышки и отдыха сразу после одной армии  молодой человек угодил в другую. С куда более строим режимом.
  По завершению академии владыка был зачислен в число братии Свято-Успенского Жировичского монастыря. Вскоре он решил оставить мир и  9 апреля 1987 года  принял монашеский постриг с именем в честь святителя Софрония Иркутского. Но мир не отпустил его. 4 марта 1990 года владыка был возведен в сан игумена и назначен благочинным обители.
Трудное это было время, смутное. Распадается государство, великая держава под названием Советский Союз. И не просто так в народе говорят: «Не дай Бог, жить в эпоху перемен!» Легко ли было в это время верующему человеку? С одной стороны легко, потому что это соответствовало внутреннему миру, природе владыки Софрония. Идти против Бога, значит идти против самого себя, против врожденного нравственного начала, против Божиего образа, вложенного в каждого человека. Но одновременно было и очень трудно, потому что в этот период времени как никогда в людях проявлялась жажда наживы, стремление обеспечить себе жизнь «здесь и сейчас». Многие люди жили  в соответствии с другими законами бытия, перед ними стояли совсем другие цели, другие нравственные критерии. Грех глубоко ранил нравственную природу человека, помрачил разум и кардинально исказил жизненные ориентиры. Радовало и вселяло надежды то, что в октябре 1989г.  в соответствии с решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, проходившем 9–11 октября 1989 года, был образован Белорусский Экзархат (Белорусская Православная Церковь) Московского Патриархата. И в  это  сложное время владыка Софроний       возводится в сан архимандрита и 19 июля  1994 года назначается наместником Ляданского Благовещенского монастыря, что в  45 км от Минска.
«Петр - ты камень. И на сем камне возведу я Церковь свою» – сказал Иисус одному из своих 12 учеников. Библейский апостол Петр    был живой человек, со своими слабостями и недостатками. И, тем не менее, Иисус Христос назвал его камнем. Так и сегодня православная церковь держится на   таких подвижниках,  как  владыка Софроний. Вроде бы на обычных людях. Не суровых, не обличающих. Скорее даже наоборот – мягких и терпеливых. Но именно эти качества переплавляются в силу духа, позволяющую стойко преодолевать трудности и лишения, разбивать все препятствия и возводить на голом месте новые храмы, возрождать разрушенные. Потому что твердым как камень человека делает вера.
Трагична судьба этого монастыря. Возник он  в первой половине XVIII века, когда селянину по имени Кирик явилась Богородица и указала место возведения православного храма, который был построен из дерева ляданским и окрестным населением. Много чудес произошло с того времени, но  в начале 1920-х годов Ляденский монастырь был закрыт.   В первые годы Великой Отечественной войны храм был вновь открыт оккупационными германскими властями. А в 1960 году храм был опять  закрыт, главная его святыня — Жировицкая икона Божией Матери — исчезла. С храма сорвали купол, а здание превратили в зернохранилище. Прошли годы и храм стал непригодным для зернохранилища, пришел в совершенное запустение: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверями.
В 1994г.   решением Синода Белорусской Православной Церкви Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь был возобновлен. И вот в эту разруху приезжает служить владыка Софроний. Его трудами был отремонтирован и восстановлен Благовещенский храм монастыря. Свято-Благовещенский Ляденский  монастырь явился в жизни  владыки Софрония тем прочным фундаментом, на котором духовно возрастала  его личность.
 И опять новое назначение: 3 февраля 2001 года он становится епископом Брестским и Кобринским.
Трудами владыки Софрония  был открыт Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, который находится на Госпитальном острове Брестской крепости. Свою историю монастырь ведет с 1480 г. Покровителем Свято-Рождество-Богородицкого монастыря и Бреста является преподобномученик Афанасий (Филиппович). В храме Рождества Пречистой Девы Богородицы 1 июля 1648 года игумен совершил свою последнюю литургию. После чего был закован в колодки и отправлен в тюрьму Берестейского замка. Здесь игумена Афанасия принуждали к отречению от Православия, но он не отрекся от веры и завершил свою жизнь мученической кончиной 18 (5 по старому стилю) сентября 1648 года. Воин Христов, духовный покровитель храмов и верующих, он словом свидетельствовал о вере православной, заплатив за это кровью и страданиями. Но даже и после смерти преподобномученика не было ему покоя! Только через 8 месяцев монахи узнали о смерти своего наставника. И под покровам ночи братия Рождественского монастыря забрали тело и похоронили его в Симеоновском монастыре. После его закрытия, мощи вывезли во Францию, в один из русских женских православных монастырей.
Но годы богоборчества сделали  свое разрушительное дело.  В 2001г. городские власти выделили для возрождения монастыря бывший «казематированный редут» – двухэтажное здание Брестской крепости в котором раньше размещалась полковая школа 84 стрелкового полка. Монастырю также было представлено 88 соток земли.  И возрождал обитель  епископ Брестский и Кобринский Софроний. Владыка лично следил за ходом работ по восстановлению переданного монастырю здания заброшенной казармы. И уже   4 декабря 2001 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был отслужен первый молебен, а ровно через год был освящен одноименный домовый храм, расположенный на втором этаже сестринского корпуса.
Это сегодня обитель не узнать: почти разрушенное здание восстановлено, построены небольшая колокольня и летний храм. Есть в обители свой,  пчелиная пасека, птичник, библиотека, пошивочные и золотошвейная мастерские, заложен сад. Благоустроена и монастырская территория, монастырский ландшафтный дизайн территории сделан по всем правилам.
Даже трудно поверить, что совсем недавно здесь было  пустынная и заброшенная территория. И свершилось великое чудо – на родину, в Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь, возвращены   частицы мощей  преподобномученика Афанасия (Филипповича). И поныне монастырь остается непререкаемым свидетельством несокрушимости древнего Православия на белорусской земле.
Решением Святого Синода Белорусского Экзархата от 4 июня 2002 года епископ Софроний  возведен на Могилевскую кафедру.  И здесь  Господь   сподвиг  владыку Софрония взять крест потяжелее –возрождать Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь под Мстиславлем, терпя при этом скорби  из-за катастрофической разрухи обители. Монастырь основан в 1380 году во времена Великого княжества Литовского родоначальником князей Мстиславских Лугвением-Симеоном. Предание гласит, что в возрасте 30 лет Лугвен серьезно заболел, почти ослеп. Во сне старец сказал ему: «Если хочешь прозреть, иди в пустынь. Найди там криницу и омой глаза». Князь так и сделал. А когда зрение чудесным образом вернулось к нему, то первое, что он увидел, согласно легенде, была Чудодейственная икона Богородицы, явившаяся в листьях липы, которая росла над источником. На этом месте князь Лугвен велел основать монастырь, а над криницей поставил часовню. Лугвений-Симеон не только прозрел, но и смог далее выступать за Отечество и Веру.  XX веке храмы разрушили. В другие монастырские здания заселили школу и детский дом. Когда их закрыли, Пустынки пришли в запустение, полностью оправдывая свое название. Чудотворная икона исчезла.

 Владыка Софроний   несет свой крест, без всякого религиозного пафоса совершает повседневный незаметный подвиг. Владыка верит, что  монастырь продолжит свою жизнь, а если есть вера, то обязательно будет и результат. Отстроенную заново церковь Рождества Пресвятой Богородицы и построенную купель осветил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Уже открыта и освящена Покровская церковь  монастыря.
Монастырь  стал центром духовного притяжения и окормления для верующих и ищущих людей.  Иногда человек приезжает сюда просто отдохнуть, преклониться Нерукотворному Лику Иисуса Христа, и чувствует вдруг что-то необычное, соприкасается с внутренней красотой и гармонией Православия. И в следующий раз приезжает с более серьезными намерениями  и начинает  духовно возрастать, здесь душа находит укрепление.
1 февраля 2018 года в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским и всея Руси Кириллом владыка возведён в сан архиепископа.
Я часто задумываюсь: «Откуда силы у этого хрупкого человека?» И ответ нахожу только  в  словах   святителя Феофана Затворника: «Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».  И мне, порой, кажется, что я  чувствую, как благодать Божия, называемая святыми отцами «лучами Божества», «Божественной славой», сходит на  владыку Софрония. И я  чувствую, что она касается и наших сердец.
Известно, что Господь хочет взять к Себе сверкающую душу, очищенную от коросты страстей. И чтобы это произошло, темные силы должны выйти на открытую брань, и мы должны вступить с ними в борьбу. Владыка Софроний  отвечает не только за очищение своей души от греховных помыслов, но и за души вверенных  ему духовных чад, помня слова святителя Иоанна Златоуста: «Великое дело одолеть самому собственные страсти, но гораздо важнее убедить и других принять тот же образ мыслей».
 Архиепископ  Софроний во всех обстоятельствах своей жизни великий молитвенник и подвижник.  И не случайно, 23 августа 2009 года перед началом литургии в Трехсвятительском соборе мужчина напал на владыку и ножом  ранил  его. Потом стало известно, что  37 –летний мужчина состоял  на учёте в Могилёвской областной психиатрической больнице. Софроний не  просто закрылся от нападающего руками, он хотел остановить его. И не было злости и страха в глазах владыки, только безмерная жалость к преступившему закон и человеческие нормы человеку.  Но одержимый  не знал пощады – резал руки владыки, повредил ему вены. Известие об этом трагическом событии с быстротой молнии облетело  г. Могилев, все прихожане молились о здравии владыки, а он молился о нападающем.

Владыка, с детства приученный к труду,  не гнушается физически работать. «Молитва и труд – два весла, – говорил один старец, будешь нажимать равномерно, и лодка поплывет прямо. А если нажимать сильнее на одно весло, лодка станет крутиться на месте» Лодка под управлением арихиепископа Могилевского и Мстиславского  Софрония идет правильным курсом.

.



Восстановленная Покровская церковь – составная часть комплекса, который был основан в 1380 году мстиславским князем Симеоном Ольгердовичем. Монастырь расположен в 12 км от Мстиславля и всего в полукилометре от границы с Россией. Существует легенда, что князь Симеон после тяжелой болезни стал плохо видеть, и зрение его все ухудшалось. Однажды во сне ему явился старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление». Князь нашел пустынь и источник в живописном месте неподалеку от Мстиславля. Зрение к нему вернулось, и он в благодарность построил рядом с источником монастырь, а к исцеляющему роднику потянулись верующие со всей округи.
 
В XVI веке Пустынский монастырь был одним из крупнейших на восточно-белорусских землях. Строения его были деревянными. В 1601 году он стал униатским. В 1801 началось строительство на месте прежних каменные строения. В 1839 монастырь вновь вернули в лоно православной церкви. В 1865 году была построена Покровская церковь.
 
В 1925-м новые власти выселили монахов из обители, а все имущество, в том числе иконы, было конфисковано. В кельях разместили детей-сирот – объект стал детским домом, благодаря чему постройки монастыря сохранились еще на несколько десятилетий. В конце двадцатого века монастырь опустел совсем.
 
Работы по его восстановлению были начаты в 2003 году: здесь снова поселились монахи. В одной из древних построек на стене появилось изображение Христа. Лик, проступивший через несколько слоев облупившейся штукатурки и напоминающий отпечаток знаменитой Туринской плащаницы, называют нерукотворным. Славится далеко за пределами Беларуси целебными свойствами и вода из местного источника, что также дополняет интерес паломников и туристов к объекту – в летний период их количество превышает тысячу человек. Руководство Мстиславского района надеется, что с восстановлением Покровской церкви поток их возрастет. А сам комплекс станет местом проведения духовно-образовательных мероприятий. «В настоящее время обсуждается возможность участия монастыря в Пустынках в духовном фесте, который планируем провести на площадке Мстиславля в текущем году уже второй раз», – рассказал заместитель председателя Мстиславского райисполкома Игорь Мельников. Главное - что люди не учатся на своих ошибках. Человечество ничему не научилось. Мы постоянно повторяем те же самые ошибки. Любимая фраза Василия Ключевского: "История - фонарь будущего, который светит человеку из прошлого". Не наступайте на одни и те же грабли. Никакое общество не застраховано от ошибок, от нового прихода диктатуры, мы можем ждать ее с одной стороны, а придет она с другой. Мы должны учиться из истории и развивать духовность.


Рецензии