По праву Памяти

Слишком широкое употребление слова
таит в себе угрозу, что оно станет обыденным,
а слишком узкое, - что оно утратит предупреждающий смысл.
Ив Тернон, "Размышления о геноциде".1

Кэтрин Мерридейл «Смерть и память»

26 мая 2021г., актовый зал Могилевского горисполкома. В этот день состоялся круглый стол  с активом ветеранов города Могилева «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», организованный Пеньковой З. В., председателем Могилевской городской организации Белорусского общественного объединения ветеранов.
Геноцид…Каждому современному человеку известно, что это такое, это тщательно продуманная операция по уничтожению каждого представителя определенного подсемейства рода человеческого, будь то мужчина, женщина, старик или ребенок. Примечательно, что термин этот   ввел в международное право Рафаэль Лемкин, который родился в Зельвенском районе, Гродненской области. Его коллега Герш Лаутерпахт ввел формулировку «преступление против человечности». Это произошло в 1945 году в связи с Нюрнбергским трибуналом.
Уничтожение всех, под корень!  Даже известный своей жестокостью Чингисхан оставлял в живых детей, ростом ниже  колеса повозки. Нет, наши дети не нужны были  нацистам ни  в каком качестве! В июне 1941 года на белорусскую землю пришли кровавые палачи, не щадившие ни женщин, ни стариков, ни детей. Достоянием историков стал дневник оберефрейтора вермахта Иоганнеса Гердера, который он вел в первые месяцы пребывания в Беларуси. Он рассказывал о том, что 25 августа они бросали гранаты в жилые дома, которые быстро горят. Огонь перебрасывался на другие избы. А изверги любовались красивым зрелищем!  Не стесняясь, он делился, что люди плакали, а они смеялись над слезами. «Славянам нет и не может быть никакой пощады. Проклятая гуманность нам чужда» –  рассуждал захватчик.
Принципиально важную роль в распространении политики геноцида в ходе наступления нацистов сыграл приказ «О комиссарах» от 6 июня 1941 года, открыто использовавшийся передовыми частями вермахта. Заранее были составлены и постоянно пополнялись «Особая розыскная книга» и «Германская розыскная книга», а также «Списки по выявлению местопребывания», позволявшие гитлеровцам выявлять и уничтожать в первую очередь коммунистов, комсомольцев и активистов.
Трудно в Беларуси найти семью, которой бы не коснулся жуткий кровавый след военного лихолетья, беда, горе и невиданное разорение. На сайте «Архивы Беларуси» читаю статью «Последствия Великой Отечественной войны для Беларуси» и в который раз  пытаюсь найти ответ на вопросы: «Разве может человек совершить такое? Как пережили все увиденное и услышанное члены специально созданной Чрезвычайной государственной комиссии (ЧГК), по расследованию  злодеяний оккупантов и выяснением размеров ущерба, причиненного ими в этой войне?»
Еще гремели бои, а в Беларуси с начала 1944 г. уже велась работа по данному направлении. Прямой материальный ущерб, нанесенный Беларуси оккупацией, исчисляется в 75 млрд рублей (в ценах 1941 г.), что в 35 раз превышало бюджет республики 1940 г. На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (на 80-90 % были разрушены Минск, Гомель, Витебск), 9200 деревень. Как бы велик ни был материальный ущерб, самой болезненной и тяжелой потерей явилась гибель людей. Статистика свидетельствует: если до войны в Беларуси в ее нынешних границах проживало 9,2 млн человек, то в конце 1944 г. — 6,3 млн. человек.
В сердцах тех, кто сумел выжить, навсегда запечатлелись страшные образы прошлого. Жизнь продолжалась своим чередом, но они ничего не забыли. Не должны забыть об этом и их потомки. «Никогда больше», – повторяли выжившие, повторяли судьи Нюрнбергского международного военного трибунала.
Признание геноцида белорусского народа, другими странами не является некоей самоцелью. Прежде всего, в соответствии с Конвенцией Генеральной Ассамблеи ООН о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (9 декабря 1948 года), необходимо сделать все, чтобы предотвратить повторения в будущем преступлений против человечности на планетарном уровне. Злодеяния, которые остались неизученными, неозвученными  имеют куда больше шансов повториться.
Участники круглого стола собрались задолго до его начала. В зале витал  тихий, но тревожный гул общения людей, объединенных тревожными воспоминаниями. Собравшись группками, переходя из одной группы в другую,  ветераны труда, узники фашистской неволи, обсуждали  названную проблему. Я внимательно наблюдала за беседующими. Что скрывать, сердце сжимала тревога: «Как многие из них переживут сегодня услышанное!» На днях меня укоряла могилевчанка, ребенком пережившая оккупацию Могилева фашистскими извергами: «После нашей беседы с тобой о тех страшных днях я несколько раз вызывала скорую помощь!». Но страха я не увидела, отчетливо прослеживалась решимость рассказать всему миру о загубленных жизнях, о потерянном детстве, молодости. Открывая  круглый стол, заместитель председателя Могилевского горисполкома Галушко А.А., отметила что Генеральной прокуратурой Беларуси расследуется уголовное дело по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время следственная группа работает с архивными данными и уголовными делами прошлых лет в отношении нацистских преступников. Устанавливаются места массовых захоронений, а также живые свидетели и потерпевшие от геноцида.  И тотчас я услышала вздох-всхлип, за ним другой, третий. Это был звук, мне ранее не знакомый, это был звук потаенного погребального плача. И этот едва различимый звук сыграл на самых потаенных струнах моей души и сердце тревожно сжалось. Это был молчаливый плач людей, скорбящих около семейной могилы. Они оплакивали своих потерянных отцов,  они рассказывали, как много лет искали могилы дорогих им людей… Привиделось  мне это или нет?
В Могилеве на государственном учете находятся 40 воинских захоронений, 30 из них времен Второй мировой войны.   Из всего количество захороненных — 82 419 человек,  известны имена только 1067 человек.
Казалось, я слышу эти семейные скорби. Всякое горе– дело очень личное, и те потери, которые понесли многие жертвы нацизма, стали скрытым, частным, даже можно сказать тайным переживанием. 75 лет  семьи справлялись с такого рода утратами уединенно и обособленно, особо не афишируя их. Многие узники фашисткой неволи  скрывали свою боль от всех, включая собственных детей, из страха испортить жизнь себе и им. Масштаб массового уничтожения белорусского народа взывает к памяти, взывает ко всемирной огласке!
Великая ответственность возложена на рабочую группу по содействию в расследовании уголовного дела по факту геноцида белорусского народа, созданную по распоряжению председателя Могилевского горисполкома В.М. Цумарева. Историки, краеведы, архивисты, представители общественных организаций, правоохранительных органов изучают какую цену– в человеческом смысле– заплатил белорусский народ за нашу нынешнюю мирную жизнь.
Психологи утверждают, что травма– обратная сторона ожесточения.  Они убеждены, что в ситуациях эмоциональной перегрузки и насилия, прежде всего геноцида, у людей, ставших свидетелями чудовищных преступлений или переживших что-либо ужасное, годами не зарубцовываются психологические шрамы (и неважно, оставило ли пережитое шрамы физические). Иногда приходится слышать, что травма может передаваться от родителей к детям. Скорее всего, они правы.
 По благословению архиепископа Могилевского и Мстиславского Софрония в Духовно-просветительском центре имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской епархии много лет работает творческая мастерская «Духовность – основа активного долголетия». Я, как руководитель Мастерской систематически общаюсь с ее участниками, членами «Белорусского общественного объединения ветеранов Октябрьского района г. Могилева»,  «Могилевской областной ассоциации малолетних узников фашистской неволи». Вот и сегодня Г.И. Рыбцова  руководитель ассоциации, сидит со мной рядом в зале. Я никогда не видела ее усталой или озлобленной! Это человек, искренне любящий жизнь во всех ее проявлениях, и в радости, и в печали. Но каким-то шестым чувством я понимаю, что некоторые из участников Мастерской всю жизнь страдали из-за того, чему им довелось стать свидетелями. Практически в каждом случае физические муки усугублялись эмоциональным ущербом, нуждой и  скитаниями, которые были прямым результатом потери близких, лишения жилья. Многие из них возвращались на родные земли, выжженные дотла фашистами. Психологические страдания они считают непозволительной роскошью, чуждой их миру, в котором были и холод, и голод, и неотступный страх. В процессе реализации проекта «Забыть нельзя – помнить больно!» малолетние узники фашистской неволи проводят  в учреждениях образования г. Могилева вечера-реквиема  «Сроку давности не подлежит». На встречах с учащимися они вспоминают о том, как о выживали, справедливо замечая, что общество в целом не распалось и не разрушилось, люди были дружными и помогали друг другу. Они, пережившие то, что нельзя описать просто словами,  рассказывают о своем стремлении выжить, почти одинаково. Это их общее свойство, уникальная черта белорусского народа, доблесть, порожденная страданием и взращенная глубинным, коллективным вдохновением. Слушая их рассказы, наполненные  насилием, голодом, страхом, я верю в концепцию мистической стойкости ветеранов, детей войны.
Они самостоятельно нашли способы справиться со своими потерями– человеческими и материальными – и в известной степени гордятся своей стойкостью, которая присуща белорусскому народу. А. Ахматова писала в 1922г.: «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас». Она была провидицей…
Однако, отчетливо мне стало понятно, что боль не отступает от них ни на минуту как раз накануне круглого стола, на  выставке «Могилев. Оккупация. Трагедия и подвиг», действующей на базе учреждения культуры «Могилевский областной краеведческий музей им. Е.Р. Романова». Мы, рожденные после войны, в мирное время, были простыми экскурсантами, а их вновь поглотила 
нестерпимая душевная боль, они почувствовали себя опять в той жизни.
Мне казалось, что участники встречи нестерпимо долго задержались, рассматривая экспозицию, посвященную нашим землякам, которые находились в лагерях зарубежных,  в частности в Германии. Сбившись в тесную группку, они неотрывно глядели  на представленые знаки рабства – нашивки для восточных рабочих, узников фашистских лагерей. Для каждой национальности была своя нашивка. Я заметила, как одна из участниц вернулась к витрине, где  демонстрировалась часть халата с номером 117040 нашего земляка Колесса П.А., заключенного концлагеря «Дора» в Германии. Положив руку на стекло витрины, женщина замерла. О чем она думала, что грезилось ей?
На могилевщине более 100 деревень были сожжены вместе с жителями. Летом 1942 года фашисты согнали сельчан деревни Борки и соседних посёлков в дома и сожгли заживо. За один день вражеский огонь уничтожил жизни 2027 мирных сельчан. Эту трагедию Александр Казеко, председатель Могилёвского областного отделения Союза писателей Беларуси отразил в поэме «Марыйка». Главная героиня – мать писателя, которая чудом спаслась. Ее сестру с двумя детьми трех и шести лет, брата заживо сожгли фашисты. На всю жизнь запомнила она пепелище и зловонный дым, что еще долго стоял над селом и лесом. В поэме «Марыйка» есть строки: «Хоць не быў я на гэтай вайне, не гарэў, скатаваны, у хаце, ды, вiдаць, гэты боль да мяне з малаком перадаўся ад мацi».   
Как никогда актуальны сегодня строчки из поэмы, представленные в экспозиции, посвященной сожженным деревням могилевского края: 
Цішыня ля жалобнай сцяны
У мястэчку пад назваю Боркі –
Тут ахвяры мінулай вайны
Неадлучна стаяць на пагорку.
І глядзяць праз сівыя гады
На сучаснасці мірныя з’явы
У надзеі, што свет назаўжды
Адцураецца дзеяў крывавых.
У абліччы ўглядаюся іх
І - здаецца, - узняўшы правіцы,
Настаўляюць ахвяры жывых:
– Не дазвольце вайне паўтарыцца!
Буракова А.С., ученый секретарь музея, проводившая экскурсию, прочла эти обжигающие строчки и все скорбно, не сговариваясь, разом склонили головы.
Глотком живительной влаги стал рассказ могилевского православного краеведа Позднякова Л.П., который на велосипеде объехал полмира. В 2020 г. во время очередного путешествия прибыл он в Берлин. Сидя на ступеньках Рейхстага вспоминал он рассказы своего отца гвардии старшего сержанта Позднякова П.Е., дошедшего с боями в составе 8 гвардейской армии маршала Чуйкова В.И. от Сталинграда до Берлина. «Сижу и думаю – делился Леонид Павлович –  мечтал ли мой воин-отец, когда расписывался на одной из колонн, что через 55 лет его сын минутой молчания почтит память всех погибших в годы Великой Отечественной войне именно здесь в самом центре Берлина!»
Жизненные обстоятельства не смогли обречь людей, переживших нацистский гнет, на жизнь унылую, горестную. Они научились жить с огромным объемом хранившейся памяти под спудом боли, которая выпала на их долю. Они пережили такой кромешный ужас и мрак, с которым, я надеюсь, мне никогда не придется столкнуться. Это они, изможденные и обессиленные фашистскими извергами, поднимали родную страну! Это к ним обратился прокурор Могилева Боровский А.Г.с просьбой: «Когда-то вы помогли освободить страну, восстановить ее после войны. Работа в рамках уголовного дела по факту геноцида предстоит грандиозная и нам снова нужна ваша помощь. Я понимаю, что у многих нет сил, здоровья и возможности прийти в прокуратуру. Пожалуйста, напишите письмо, сообщите о том, что вам известно. Любая информация будет важна». Да, свидетельствовать – задача не из легких, это  тяжелый груз и ответственность. Но это и привилегия.
А сколько советских военнопленных, погибло в нацистских концлагерях!   В лагеря военнопленных часто попадали партизаны, а то и просто мужчины призывного возраста, захваченные в плен на оккупированной территории.  Они не были военнослужащими. Это сотни тысяч белорусов, уничтоженных под видом военнопленных.
Депутат Могилевского городского Совета депутатов Г.Н. Беляева акцентировала внимание участников круглого стола, что в Могилеве реализуется проект по увековечению памяти свидетелей войны – написание книги «Великая Отечественная война: подлинные истории». Каждому, независимо является ли он жителем Могилева или нет, представляется возможность рассказать, на первый взгляд, эпизодичную историю о войне, поделиться фотографиями военных лет своих близких. Не важно, служил он, воевал в партизанах, работал в тылу или был ребенком и запомнил какой-то эпизод. Важно каждое имя и каждая история. У всех могилевчан  есть возможность увековечить имена своих близких — свидетелей войны.
 В экспозиции  выставки «Могилев. Оккупация. Трагедия и подвиг»,  представлено письмо – спасение  к Богу, которое   переписывалось узниками  могилевских лагерей. В обращении ко Всевышнему они просили помочь выжить в этих адских условиях. Сегодня мы, наследники воинов-победителей, просим даровать нам Память.  Конечно, жить на свете трудно, если не прощать и ничего не забывать.  Но национальная память не позволяет забыть трагедии и войны, сообща пережитые всем народом. И эта Память является основой, на которой формируется и кристаллизуется нация.


Рецензии