Митрополит Федченков о конце мИра и мирОв наших...
которые на меня, на мою' дУшу
повлияли ..льзя-и-дОнельзя !!
Федченков Вениамин,
митрополит \\ О конце мира //
А интеллигенция, заразившаяся материализмом, –
в данном случае – половинчатого характера,
всё строит «Царствие Божие на земле»,
как и до революции…
И косвенно поддерживает идеи социалистические…
ЭЭхххххххххххххххххххххххЄЄ
А.Ж.: Это из личного письма митрополИта
к своему духОвному чАду.
Современный слух
не вопринимает слово "чАдо"..
Тогда пишу,- к духовному дитЯте,
кОему под 70-т или 80-т...
Глубокочтимый батюшка о. Александр!
Благословен Бог наш, «Имже живём,
и движемся, и есмы» (Деян. 17:28).
Вы спрашиваете меня по поводу занятий
вопросом о близости и сроке конца мира.
Я не буду отвечать на это прямо.
А только напишу; как реагирует на это моё сердце
и сознание религиозное… Господи, благослови!
((Адресат писем — один из русских
священников в Париже 1920-х,
где в то время было несколько
иереев с таким именем.. ))
*-------------------*
Хилиазм (греч.) - учение о том, что Господь,
пришедши на землю пред кончиною мира,
будет \\..видимо..// царствовать здесь 1000 лет...
Учение это, основывающееся на ложно толкуемых
словах Апокалипсиса (гл. 20),
держалось в Христовой перво-разветвлённой Церкви
от 2 до 5 века срели нЕкоторых
учеников-учеников апостолов...
EE---------------ЭЭ
Р. S. Вон в России спасаются иначе:
крестом, страданиями. Получены здесь
два письма, одно мною: гонения…
Старшая сестра Ц. сестричества в П.
церкви в Севастополе была посажена
в чрезвычайку, потом выслана в Вологду,
а затем в Красноярск… Из Севастополя…
Вот это – спасение себя и России.
А мы! о – словесники!
(интеллигенты, умствующие… книжники…).
Горе, горе нам!
… В Симферополе – храмы были полны.
Служили и утреню и литургию ночью;
ибо большевики приказали в 10 ч. у.
быть на службе в учреждениях…
«Я едва протискалась в Церковь»
(пишет быв. либеральная барышня);
«выходя из храма вспоминали о первых христианах,
которые тоже молились по ночам в катакомбах»…
А мы?.. Нам ли спасать Россию?
ПП-----------------ПП
I. Общее ожидание конца мира
1. Один из самых образованных людей,
каких я видел на своём веку, –
бывший ранее, однако, толстовцем, но раскаявшийся, –
Сергей Николаевич Дурылин (Москвич)
пред или уже при наступлении русской революции
занимался вопросом о вере
в приближающийся конец мира, –
как среди русских, так и среди других народов.
Я слышал от него это лично в Москве.
Он пришёл к замечательным – и даже отчасти будто бы
и неожиданным – выводам, особенно о России.
Обычно существует воззрение, что ожидание конца мира
совпадает с какими-либо историческими катастрофами
(войнами в особенности). И это отчасти верно.
И так в конце концов и должно быть
по предсказанию Господа.
Но не всегда совпадают эта явления.
С.Н. Дурылин отмечает следующие
исторические наблюдения.
а) Россия переживает татарское иго.
Времена тяжкие. Однако ни у кого нет мысли
ни о конце мира или даже России.
Наоборот, великий светильник Руси, преп. Сергий,
и сам строит, и птенцы, вылетевшие из его гнезда,
тоже строят, не думая о конце… Татары погибли.
Русь встала и духовно окрепла.
ДД-------------ДД
А.Ж.: Ошибся..,-
здесь крупно митрополит ВениамИн..!!
Не татары погИбли, а ордЫнское Иго
погибло и расстворилось !!
Да и то лишь внЕшне, но не внУтренне..!!
*-------------------*
Однако спугнутая мысль уже не успокаивается:
с той поры почти нет ни одного выдающегося
подвижника веры или богослова,
который бы не касался вопроса о конце мира.
Начиная со святителя Тихона Задонского –
через Серафима Саровского –
до старцев Оптинских и о. Иоанна Кронштадтского, –
все говорят о приближающемся конце мира.
А между тем Россия, наоборот,
всё растёт и растёт государственно
и культурно. Вот это несовпадение
и поражало С. Н. Дурылина..
*-------------------*
После толстовских скитаний он (*Дурылин)
воротился к самому чистому Православию,
был в послушании у оптинского о. Анатолия,
был в Москве рукоположен в священника
и пользовался большой любовью.
Выслан сначала (красными геноцИдниками !!*)
во Владимир, а оттуда в Туркестан...
Жив ли... (1920-1930-е*)
Здоровье его было очень слабое...
Спаси его Христос!
*-------------------*
б) Второй признак – обращение евреев к вере.
Об этом я мог бы подробно написать, но скажу кратко…
И Сам Господь на это указывает:
«Остаётся двор ваш пуст, доколе не воскликнете:
благословен грядый во имя Господне»…
И ещё: Иерусалим будет во власти язычников,
пока не исполнятся времена язычников
(язычник в Евангелии противополагается иудею).
АА----------------АА
г) Так думают многие современные наблюдатели.
Афонские старцы ныне летом одному
русскому паломнику (Б. П. Апрелеву)
решительно заявляли, что они для себя почитают
«несомненным» наступление последних времён.
ЭЭЭ--------у-------ЄЄЄ
Современная катастрофа, – говорит и князь Е. Трубецкой
(Смысл жизни), – «даёт основание говорить о провале,
катастрофе всемирной культуры, частью совершившейся,
частью ещё надвигающейся.
На наших глазах апокалиптическое видение зверя,
выходящего из бездны, облекается в плоть и кровь…>
Всюду свирепствует адский вихрь всеобщего разрушения.
Сатана обнажился, и мир стал адом.
Церковь стала средоточием
разбушевавшейся в мире ненависти…>
И в этой ненависти – вся сущность ада,
вся его необъятная тёмная бездна».
*-------------------*
«Основной тон» предсказаний Христа
можно свести к четырём словам:
«Берегитесь!", «Смотрите!",
«Терпите и молитесь!".
Это говорит западный учёный христианин,
хотя и англиканин по исповеданию…
А вот что на днях написал мне молодой священник,
прежде увлекавшийся революцией
большевицкого направления:
«Мы хотим, – очень, может быть,
сильно хотим броситься навстречу Жениху,
в полунощи грядущему; а всё же масло-то наше
ещё в долг выпрашиваем.
СВОЕГО-ТО ПЛАМЕНИ ЕЩЕ НЕ ОБРЕЛИ.
Будто бы «внешний» человек «тлеет»,
но уже очень медленно. Впрочем, смущаться ли этим?»
«Не лучшая ли это гарантия вечности… очищения?"
Не знаю, что ответить на сей вопрос?
А может быть, это знак
«малоелейности» у нас, юродивости?
ТТ--------------ТТ
Очень полезно читать и эмиграции.
Но именно «читать и слушать»,
а не сказано «высчитывать» сроки
(вопреки ЯСНОМУ и РЕШИТЕЛЬНОМУ слову Божию!
Что за дерзость стала у людей!
Называются христианами, а Христа Господа
не слушают!)… Даже не сказано:
«растолковывать», а лишь «читать и слушать».
еЕе---------------еЕе
Я – по легкомыслию молодости –
тоже пытался – но никак не считать! –
а лишь протолковывать существенные
и более доступные места из Откровения
(в Симферополе);
но и то старался держаться литературы
(Сборник Барсова, Толковник.
Св. Андрея Крит. и нек. друг.).
Раскрывать печати – дело не наше,
а Самого же Господа
(см. Откр. 5:4-5, 6:1-3).
Поэтому не только отдельным членам,
но и всей Церкви (Откр. 5:2-3)
не под силу раскрывать заранее – закрытое.
А только история, руководимая Самим Господом
(а следовательно, Он Сам – в действиях истории),
раскрывает эти печати с тайн…
Но и опять – не с лет, а лишь с событий.
Поэтому если бы и целый Собор
стал касаться этого предмета,
то он мог обсуждать лишь какие-либо принципиальные
и общие вопросы (хилиазм,
отношение к «арифметическому богословию»
новоизмышленному и т. п.), а никак не детали текста,
и уж тем более не дерзнул бы «считать» сроки,
если только он был бы под руководством Святого Духа
и хотел слушать Главу Своего Христа Господа.
Поэтому и Вы неправильно думаете, пиша:
«Такие вопросы могут быть решаемы
лишь соборно, всею Церковию»…
Не будет она заниматься грешным и запрещённым делом.
Тем более, что этот вопрос уже был в Церкви –
и ею ОТВЕРГНУТ.
А основной Закон Церковных постановлений:
НЕ ПЕРЕСМАТРИВАТЬ И НЕ ПЕРЕРЕШАТЬ ПРОШЛОГО
(и именно догматического, вероучительного),
что было решено. Это я знаю точно по Деяниям Собора.
ЮЮ----------------ЮЮ
2. Об этом (то есть о голосе Церкви)
я хочу немного написать ещё.
Если некоторые из отцов и дозволяли себе нечто подобное
(Палий, Иустин, Ириней), то замечательно, что большей частью
это учение прививалось к еретикам и сектантам: гностик Керниф,
эбиониты, монтанисты, аполлинариане,
в новое время – анабаптисты
с социалистическим оттенком, теперь – адвентисты.
Уж это одно должно заставить
относиться не только подозрительно,
а и прямо отрицательно: «Скажи мне, с кем ты знаком
(или дружишь, соглашаешься), и я тебе скажу,
кто ты таков», – говорит пословица.
*-------------------*
И духоносные Святители Церкви
были решительными противниками хилиазма:
свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов,
свт. Епифаний Кипрский.
Последний в своих книгах «О ересях» (или «Панарий»)
специально разоблачает и эту ересь (77-я ересь).
После этого находятся дерзатели!
лЛл-------АЖ-------лЛл
..касАться-кусАться єтих сєкт-'ересей,-
сам чёрт нОги сломит... //
*-------------------*
Гностицизм - философское учение,
стремившееся примирить
язычество с христианством.
Эбиониты - со 2 века иудействующие христиане,
продолжавшие держаться Моисеева закона
и отвергавшие проповедь
ап. Павла о свободе язычников от ига
этого закона и авторитетность
новозаветных сочинений.
Монтанисты - еретики, осуждавшие Церковь
за снисхождение к падшим,
отвергали брак, вино, мясо.
Аполлинариане -
по учению Аполлинария Лаодикийского
выступали против никейского символа,
(во Христе сочетались две сущности -
совершенное Божество
и совершенное человечество)
Баптисты меннониты -
последователи Шторха, Фомы Мюнцера
и Иоанна Лейденского; отвергая крещение
младенцев, перекрещивают приходящих к ним...
Адвентисты - секта, проповедующая
скорое второе пришествие Спасителя.
Основана в Америке в 1833 году Миллером,
фанатичным исследователем пророчеств,
который точно назначал и время кончины мира -
начала в 1843 г., а затем в 1847 г.
ЭЭ{{{{{{{{{^^*^^}}}}}}}}}}}ЄЄ
*Бой-ДонбАсс Боевая ГОРловка*
* ДНР – НовоРОСсия *
КомУ-не-в-кОму ИНТЕРЕСно
и дальше читать, то...
Две революции, На рубеже двух эпох - митрополит...
Труд митрополита Вениамина (Федченкова)
«На рубеже двух эпох». Большинство произведений
библиотеки можно скачать в форматах EPUB, FB2, PDF.
Вспоминаю еще умного крестьянина по имени Савелий,
лицо его всегда было задумчиво и печально.
Ясно было, что у него таятся какие-то опасные идеи,
но приходится молчать. Разве кое-когда бросит
мимоходом слово о трудности бедняцкой жизни
и несправедливости богатых.
А между тем, к его конфузу, я в своем докладе
обосновывался даже и на книге советского писателя.
От такого рабства, левого или правого,
всегда отвращалась душа моя. Отказал и Дубровину я.
Идеология Белого движения в оценках митрополита...
Размышляя о поражении Белой армии,
митрополит Вениамин главную причину видит в том,
что «наша армия была не народная.
Хотя народ и пропустил белых через себя,
как сито, но сзади, и с боков,
и спереди были не друзья их, а или враги,
или чужие. И потому это окружение большевиков
было, по-моему, призрачное. По географическим
картам было забрано много, но всё это держалось
на небольших вооруженных отрядах тоненькими ниточками».
Владыка в своих мемуарах обошёл стороной
важнейший вопрос – вопрос ВОИНСТВУЮЩЕГО БЕЗБОЖИЯ,
воцарившейся на Руси власти большевиков.
Жизнь моя идет уже к закату, хотя один Бог знает,
сколько еще придетс... Когда он возвратился в Петербург,
посетил митрополита Сергия и сообщил ему свои выводы о них.
Но странно, его признание Белой армии гибнущей
не вошло в мою душу. Человек всему учится опытно.
После Пасхи я выехал на фронт.
Последние две строчки приблизительно говорили:
"И пусть старшие показывают добрый пример
младшим в решительном искоренении
этого ужасного обычая!" Понес его генералу.
Прочитал, согласился. - Только вот, - говорит, -
не лучше ли выпустить последние строчки?.."
Свидетельство о публикации №221082301750