Заметки на полях 12. О моем городе и былой стране

О моем городе.


Мой город не просто понять. Он многолик. Исполосован шумными проспектами, пропитан криками чаек у залива, и, в то же время, радующий тихими переулками, уютными сквериками, изумрудными парками. К туристу он повернется своим парадным боком, ослепит роскошью своих дворцов, блеском золоченых шпилей. Историка здесь окружат великие тени прошлого, театрала – прикосновение к творчеству кумиров…

В студенческие годы я любил гулять по центру, внимательно всматриваясь в каждый дом, каждое дерево. У всего здесь своя история, и порой весьма занятная! Мне эти истории рассказывали бабушки, сидящие тогда в изобилии на скамейках в скверах. Сейчас этих петербургских бабушек уже нет, ушли тихо и незаметно. Они прожили войну, ужасы блокады, а наше время – не осилили.

Чтоб понять этот город, мало в нем прожить целую жизнь.

Тогда, в далекой уже юности, я снимал комнату на Кузнечном переулке. Пусть помещение и полуподвальное, зато рядом с метро, да и не дорого. Хозяйка – старенькая бабка Лена, прожившая всю войну в этой квартире. В блокаду ей 15-16 лет было - девчонка ж совсем.
Сядем мы с ней вечером чаевничать, так и проговорим до глубокой ночи. Она и квартиранта к себе пустила от одиночества, мне кажется...
Много чего рассказывала баба Лена: про блокадный хлеб, и его святость; как маму свезла на Пискаревку, когда та в декабре 1942-го не проснулась однажды; как они, девчонки, зажигалки на крышах тушили; как диверсантов ловили – матерых фрицев, вооруженных до зубов; как на Ижорском заводе трудились, давая по три нормы для фронта…. Как клюкву для раненых на ближних болотах собирали, а немец прилетал ровно в 10.00 и в 14.00, как по расписанию, расстреливать их из пулеметов, а они, обессиленные, и не прятались уже...
Она хранила пятилитровые банки с мукой и крупой, периодически их обновляя. Ей так было спокойней.
Старенькая бабка Лена была, лет за 90 точно - маленькая, сухонькая, ходила с трудом. Пила свежий грузинский чай "Экстра" по 52 коп. за пятидесяти граммовую пачку, да курила "Беломор". Никогда не видел, чтоб ела.
Потом только задумался и подсчитал: а ведь ей тогда чуть больше 50-ти было!

 
Об СССР.

Да, была огромная и могучая страна, а в ней - нищий народ. Производили по 20000 танков в год, покрывали солидолом и ставили их в поле - зачем столько? Великую Отечественную войну встретили – меньше было! Подлодки, самолеты, ракеты ядерные - все было! Супостаты и пикнуть не могли!
А в магазинах - пусто, шаром покати. Зарплаты мизерные. Производительность труда никакая. ИТР - а это, в основном, люди с высшим образованием - гоняли то на прополку, то на уборку картошки.
Слышали по телевидению про неимоверные успехи, а глаза видели колхозных коровок, подвязанных на ремнях, чтоб не падали от бескормицы. Летали в космос, а зерно закупали миллионами тонн у загнивающего запада.
Как-то недавно старая газета попалась на глаза. Читал и удивлялся - как мы это лицемерие на государственном уровне могли терпеть?
Нет, не жалко той страны. Молодости жалко, потраченной напрасно.


О крысах.

Помню во дворе моего детства хозяйничали крысы. Множество полуразвалившихся сараев этому способствовало, да и мусорка, что плохо убиралась. Бегали днем ни от кого не прячась, детей кусали. Сосед мой с ружьем выходил на крысиную охоту каждый выходной, как подвыпьет, развлекался.
Травили их, котов заводили, собак - ничего не помогало. Пока кто-то, поймав одну крысу, не обмотал ей хвост промасленной тряпкой, сдобрив керосином, да не поджег! И отпустил. Думали, крысенок спалит все сараи к едрени-фени! Ан, нет, обошлось.
А крысы исчезли напрочь!
Видимо, невмоготу им, утонченным, стало жить рядом с такими садюгами!


Рецензии
Альвидас!
Нет, не жалко той страны. Молодости жалко, потраченной напрасно!
Сударь! И какой же Вы могли бы увидеть все прожитое? У Вас нет горячего камня!
И когда, Вы разговаривали с бабой Леной, и на картошке, и эти крысы. Вы и Я тогда думали совсем о другом. Мы были приспособившиеся.
Хорошо. Вот были не соглясные - Новодворская - умная, страшная женщина, потратила юность,жизнь - хрен знает на что, беда родителям, про неё саму не говорю.
Не знаю и не хочу распространяться. Я обыкновенный обыватель! сейчая ПЕНС, уже более 15 лет. И чего себя разъедать. Только анализы хуже будут.
На ПРОЗУ.РУ Попал случайно, очень удобно собрать и посмотреть на свои записки. Чего-то, материального не жду.
Удачи. Спокойствия. Активного долголетия.

Сергей Плетнев   15.01.2022 13:10     Заявить о нарушении
В юности, вернувшись после срочной службы в армии, я пару лет работал на большой стройке ТЭЦ, зарабатывая жилье для своей молодой семьи. На «высокой» должности плотника-бетонщика 3-го разряда, почти что хрена собачачего. Правда, заодно был и студентом-вечерником ЛПИ, и кандидатом в члены КПСС – в армии подсиропили.
Партсобрания случались не реже раза в месяц. Нас было человек 5-7 работяг, остальных около сотни, и все – начальство. Всегда с трибуны докладывали об успехах, лизали зад вышестоящим, слегка попИсывали на подчиненных – чуть-чуть, совсем не злобно.
Как-то меня подняли. Говорят, а пусть пролетарий выскажется. А я что? Молодой был, глупый. Нет бы лизнуть кого надо и как положено, так нет же, прошёлся слегка правдой-маткой по хреновой организации труда. ..
Что тут началось! Загудел как улей весь зал! Все рвались на трибуну, чтоб заклеймить клеветника, абсолютно некомпетентного ни в чем на свете!
Меня потом с полгода склоняли на всех собраниях и совещаниях! Все не могли забыть. Жалели, что понизить в должности некуда, а уволить – не за что.
Правда, тут же вручили ордер на комнату! И шёпотом пояснили, что квартиру смогу заработать ох как не скоро…
А ведь дураков там я не встречал. Пьяниц, ворюг, карьеристов, лицемеров – да, но дураков – нет. Они не понимали, что я прав? И что на самом деле дела еще хуже?
Вот и я усвоил тогда урок, что кричать «Одобрям!» и тянуть руку «за» - это нормально, а пИсать против ветра, типа Новодворской, себе дороже. Удача и спокойствие меня с тех пор не покидали.
Только как-то противно-противно иногда сановится….
С уважением,

Альвидас Ачюс   15.01.2022 18:05   Заявить о нарушении
Альвидас! Это не дискуссия.
У меня похожая ситуация, только либретто другое. Мне было 27, ну "сопля". И меня двинули в Куйбышевском райкоме в нештатные инструкторы по идеалогии, причем среди научно-исследовательских институтов. Должен был по каким-то там планам проверять блюдение идеологических догм. Я в два института сходил, и так мне хреново стало. оттого, как передо мной заискивали, унижались,пресмыкались. Я подумал, займусь специальностью, аспирантурой, и отошел. Это был мой выбор. 1974 года. А партийная стезя не моя.


Сергей Плетнев   15.01.2022 21:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.