Ч. 212 Английские путешественники - разведчики

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/08/22/730

В конце января 1845 года Миддендорф и Ваганов вышли к Амуру. Миддендорф отметил, что левый берег представляет собой луговую местность, которая составляет  существенную противоположность стране хребтов.

Она располагается между Зеей и Буреей только вблизи Амура, но тянется по ним вверх на несколько градусов широты. Исследователи прошли по льду  Амура до слияния Шилки и Аргуни, а оттуда через Нерчинск прибыли в Иркутск.

Миддендорф доложил генерал-губернатору об окончании работы экспедиции и получил подорожную для проезда в Петербург. Ваганова генерал-губернатор оставил в Иркутске. Позже по ходатайству Муравьёва Ваганову за участие в экспедиции Миддендорфа присвоили звание прапорщика.

Вернувшись в Петербург, Миддендорф прежде всего принялся составлять секретный отчёт для императора Николая I . Учёный описал богатство увиденного им края, животного мира. По его словам,  он обнаружил пограничные знаки, уже установленные китайцами.

По мнению Миддендорфа и представленной им карты, которую составил Ваганов, если провести границу по этим пограничным знакам, то Россия приобретёт до 50 000 квадратных вёрст земли, обещавшей большие минеральные богатства.
 
Александр Фёдорович  утверждал, что гиляки, обитавшие в устье Амура, ни от кого не зависят и готовы часть земель уступить русскому населению. Что касается последнего утверждения, то это была обычная верноподданническая лесть.

Можно подумать, что Миддендорф провёл референдум среди местного населения. Кроме того, он предлагал установить торговые отношения с гиляками, для чего учредить на их земле факторию, а самое главное, продолжить исследование Амура и его устья.

Император поручил рассмотреть предложения Миддендорфа генерал-лейтенанту Фёдору Фёдоровичу Бергу, в ведении которого находились военные топографы, военному министру графу Чернышёву и министру иностранных дел графу Нессельроде.

В 1847 году Миддендорф опубликовал на немецком языке большой отчёт по своей поездке, позднее переизданный на русском языке под названием «Путешествие на Север и Восток Сибири». Естественно, в нём не было ни слова из доклада императору.

Изучив секретный отчёт и предложения Миддендорфа, военные составили план действий, согласованный с министерством иностранных дел, который получил одобрение царя.

План заключался в отправке Миддендорфа к гилякам, чтобы тот провёл с ними дипломатические переговоры об уступке небольшого участка земли для фактории и в установлении границы с Китаем по пограничным знакам, которые видел учёный.
 
Однако Миддендорф подорвал своё здоровье сибирским путешествием и не горел желанием отправляться в обратный путь, чтобы  вести переговоры неизвестно с кем.

А вот не надо было врать, что гиляки  часть своих земель готовы уступить русским!
Александр Фёдорович, ссылаясь на врачей, сумел открутиться от этого почётного поручения.

Тогда 8 февраля 1849 года для этой цели по предложению военного министерства была высочайше утверждена экспедиция под командованием подполковника генерального штаба Николая Христиановича Ахте. В её состав вошли горные инженеры, астроном, штейгеры и топографы.

Что же подвигло осторожного Нессельроде согласиться с отправлением экспедиции Ахте? В Сибири неожиданно стали появляться англичане-путешественники. У каждого были рекомендательные письма от высоких чинов в Петербурге.

Николай I, пытаясь привлечь на свою сторону Англию, позволил нескольким англичанам поездить по России. Одному из них, Томасу Уитламу Аткинсону, он даже подписал документ с разрешением посетить Сибирь.

Аткинсон был английским архитектором и художником. Он приехал в Петербург из Гамбурга, где помогал немцам восстанавливать город после грандиозного пожара 1842 года.

В январе 1847 года Аткинсон и английский инженер по имени Чарльз Эдвард Остин, приехавший в Петербург в 1842 году, совершили поездку на Урал. Маршрут их поездки совпал с маршрутом поездки в 1840 году британского геолога и географа Родерика Импея Мёрчисона.
 
Аткинсон и Остин были прекрасно знакомы с работами Гумбольдта и Мёрчисона, Аткинсон даже встречался с Гумбольдтом. Их очень интересовали месторождения полезных ископаемых на Урале.

Аткинсон был неплохим художником, его некоторые живописные работы сейчас хранятся в Эрмитаже. Англичане исследовали Урал около месяца, а затем отправились в Барнаул на Алтай. Оттуда перешли через горы и посетили все шахтёрские посёлки Алтая.

Они ехали теми же маршрутами, что  Гумбольдт и Мерчисон. Аткинсон в одиночку отклонился от маршрута  в казахские степи, которые привели его в восторг, хотя там случилась большая неприятность.

На кочевников, с которыми он следовал, ночью напала банда мародёров. Аткинсон отстреливался из винтовки, но нападавших было много. Приютившая его семья кочевников в ту ночь лишилась нескольких сот лошадей.

В конце 1847 года оба англичанина вернулись в Барнаул. А 13 января 1848 года Томас в санях один поехал в Москву.

В пути под Томском он едва отбился от стаи волков. В Петербурге его ждала невеста, 28-летняя Люси Шеррард Финли, дочь школьного учителя из Восточного Лондона.
 
Она уже восемь лет работала гувернанткой у дочери генерала Михаила Николаевича Муравьева (Виленского), известного по высказыванию, что он не из тех Муравьёвых, которых вешают, а из тех, которые вешают.

Во время своего путешествия в 1847 году Аткинсон написал своей невесте 66 писем, и каждое тщательно переписал в свой дневник. Он приехал в Москву 9 февраля 1848 года, сразу написал Люси. Та, получив его письмо, села в сани и 14 февраля уже была в Москве.

Через два дня состоялась церемония их бракосочетания в английской часовне Сент-Эндрюс, после чего они сразу же отправились в Сибирь. Аткинсон вместе со своей женой Люси  с1848 по 1853 годы проехал свыше 40 000 миль по Средней Азии и Сибири.

Во время путешествия 4 ноября 1848 года в крохотном военном форпосту Капал в горах Джунгарского Алатау, самом отдаленном гарнизоне Российской империи, у них родился сын, которого они назвали в честь горного хребта и знаменитого источника Тамчибулак Алатау Аткинсон.

В 1849 году Аткинсоны вернулись в Барнаул из Средней Азии. В начале 1850 года они приехали в Иркутск, где пробыли до начала Крымской войны. В Иркутске их приняли в доме Муравьёва-Амурского по рекомендации двоюродного брата Муравьёва, в семье которого восемь лет жила Люси.

Несмотря на то, что Аткинсоны много времени проводили в доме генерал-губернатора, Николай Николаевич сразу пресёк попытки Томаса посетить Нерчинск и совершить путешествие по Амуру.

Во время жизни в Иркутске Аткинсоны находились под постоянным присмотром. Летние месяцы супруги проводили в исследованиях Байкала, прилегающих к нему местностей  и Монголии.

Томас и Люси посетили  долину реки Жомболок, куда отказались ехать с ними проводники-буряты, убеждённые, что там обитают привидения. В долине реки, где они провели пять суток, Томас обнаружил Жомболокское лавовое поле. Кропоткин посетил это место в 1865 году.

Несколько лет назад российские геологи в честь открытия, сделанного англичанином,  назвали один из конусов в этом лавовом поле вулканом Аткинсона.

В 1863 году Люси издала книгу «Recollections of Tartar Steppes and their Inhabitants» («Воспоминания о татарских степях и их обитателях»).  В том, что смелые англичане со своими отчаянными жёнами были разведчиками, нет ни малейших сомнений.

Это подтверждается и тем, что Люси Аткинсон после смерти мужа с 1863 года назначили государственную пенсию, а её сын получил хорошее образование и впоследствии преподавал в одной из престижных школ Англии.

Когда началась Крымская война, их выслали из России.

Продолжение http://proza.ru/2021/08/24/1521


Рецензии
Здравствовать вам, уважаемый Владимир!

Так вот оно, оказывается, что значит "провалиться в тартарары"! - "Tartar Steppes" ))

Несомненно, Аткинсон и иже были разведчиками, и поэтому за ними наблюдали, контролировали их маршруты и изыскания. Несомненно, узнанным могли воспользоваться и сами те, кто давал разрешения на эти поездки.

Спасибо за интересное путешествие!

С признательностью,
Кира

Кира Викторова   29.08.2021 21:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, дорогая Кира!
Без сомнения, те, кто давали им разрешение на исследования, имели свою выгоду, потому что такого класса специалистов-исследователей в России не было, а полученные иностранцами результаты использовались для своих нужд.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   29.08.2021 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.