Три дня в Полярном

Рутина с частыми выходами в море не заканчивалась, неожиданно ввели ГЭУ (реактор), НКСО-72 (навигационный комплекс), пошли прибрежным маршрутом в город Полярный в Пала губу для докового осмотра перед автономкой. Лейтенант Борисов выходил из штурманской рубки только поесть и пописать. Пару часов сна на лежанке с ватниками, укрывшись штурманской канадкой, более чем достаточно для молодого организма.

Доковый осмотр состоялся быстро. А тут незадача – дан приказ размагничиваться. Молодой лейтенант, знал, что это полный ад. На стажировке, вместе с будущим командиром крейсера Юрием Петровичем (он тогда был старпомом в экипаже Ржанова) постиг сие незатейливое ремесло. Заедались плюшками от повара киргиза, очень вкусно.

День первый после докования.

Полярный, Пала губа. Лодка на бочках, привязались накрепко. Привычка – в Гремихе постоянно задувает. А здесь погода потрясающая, полный штиль, полярная ночь, зима и морозно. Небесная твердь усеяна сине-белыми звёздами, Луна озаряет акваторию и ракетный подводный крейсер. Запорошивший ракетную палубу снег хрустит под тапочками, как в деревне у бабушки. Звёзды может лицезреть только штурманёнок, другие геройские члены… экипажа «К-279» заняты битвой. Под команду: «И раз!» – тащат со всем усердием кабель! Для чего? Чтобы размагнитить корабль. Обычными человеческими ручками тянут жилу толщиной с детородный орган жеребца. Необходимо весь стальной огурец, аккуратно покрытый резиновыми матами, обвить кабелями, засим приедут пьяные специалисты на судне размагничивания, дадут электрический ток и размагнитят прочную железяку. Задача элементарная. Весьма недурственная –под водой лодку не узрят магнитометры супостата, и можно будет безболезненно усыпать территорию врага ядерными бомбами, если что.

Экипаж тужится, старается, вообще не получается. Тут на буксире, воодушевлённый после посещения штаба флота, приплыл командир парохода Виктор Журавлёв.

Сходу благословил старпома:
- Павел Михайлович, что вы тут возбуждаете кобыле хвост?
Посмотрел на измотанный экипаж, продолжил:
- Такая у нас задача, завтра судно размагничивания подойдёт, надо успеть. Какие есть предложения?
Тут лейтенант Борисов бодро докладывает:
- У меня есть предложение, знаю, как правильно обмотаться.
Журавлёв выслушал и распорядился:
- Старпом, делать, как лейтенант скажет.

И спокойно ушёл, был уверен, приказ будет выполнен.

О командирах и истории корабля совсем чуть-чуть.
Виктор Павлович Журавлёв начинал свою карьеру с дизельных подводных лодок, сам из штурманов, но это Борисову не давало повода расслабиться, как-как командир знал штурманскую службу изнутри. Командиром на «К-279» назначен в 1976 году. В июле 1977 года во время инспекции Министерства Обороны СССР, при выполнении ракетной стрельбы произошёл взрыв ракеты. Вины экипажа в этом не было – заводской дефект.
В период с 1978 г. по 1981 г. лодка находилась на «Звёздочке» в любимом городе подводников Северодвинске для производства среднего ремонта. Командир - капитан 1 ранга Голенков (командир сменного экипажа «К-279»). Журавлёв с боевым экипажем обкатывал другие резвые мустанги 667Б проекта, базировавшиеся в Гремихе, полторы автономки в год. В 1982 году экипаж подводной лодки выступил инициатором социалистического соревнования в ВМФ под девизом: «Мирному труду советского народа — надёжную защиту!». В ноябре 1982 года экипаж занесён на Доску Почёта передовых частей и кораблей Министерства Обороны СССР. В 1982 году с подводной лодки «К-279», лежавшей на грунте, была произведена ракетная стрельба, командир - капитан 1 ранга Голенков. Да, атомоходы могут лежать на грунте и стрелять! В 1982 - 1983 годах «К-279» под командованием капитана 1-го ранга Журавлева и капитана 1-го ранга Голенкова была направлена в Белое море для несения боевой службы подо льдами, в течение всей зимы. В замкнутом пространстве, откуда выхода практически не было, лодка находилась на боевой службе 164 суток, до начала таяния льдов. Смена экипажей была проведена в Белом море с ледокола «Пересвет» при участии ледокола «Капитан Николаев», на котором сменный экипаж был доставлен из базы дислокации к месту всплытия подводной лодки, а также счастливый и невредимый сменившийся экипаж убыл на базу.

С очередной сменой тягать кабеля толщиной в обхват руки на свежий морозный воздух вышел Андрей КЭТГ (командир электротехнической группы), такой же лейтенант, как штуманёнок Борисов. Стоит в фуфайке, переминается с ноги на ногу, холодно, однако. Наблюдает картину: Боря стоит в канадке, капюшон накинут, в ватных штанах и валенках, ему гаду такому, точно не холодно. Одна рука в кармане, другой даёт ценные указания. Андрей подумал: «Прыткий лейтенант, уже всем экипажем командует, походя, с рукой в кармане, командиром будет!».

К утру работы выполнены, Борисова взрослые механики с ракетной палубы прогнали, как поняли, что надо делать, обмотались кабелями, подошло судно размагничивания. На удивление команда оказалась трезвой. Выполнили свою работу, подмахнули акты. Размагнитились!

Второй день.

Поспав пару часов, появилась возможность посетить музеи и театры города Полярный.
Военно-Морской юмор безграничен. Гремиханцы часто заходили в Полярный, находили своих однокашников, крутых на всю голову дизелистов. Андрей сын Вали, Олег Бондарь, Костя Лашин – базировались именно там. Непременно посещали с друзьями местные рестораны с колоритными названиями: «Бар Сук» (Барсук) и «Половая щель» (Пала губа) – великая честь для обычной столовой называться интимно, поэтому эстеты её прозвали «Сугробом» (Снежинка), чуть позже – «Ягодицей» (Ягодка). У дизелистов служба жесть, поэтому и названия соответственные у абсолютно в этом неповинных заведений.

В общепите спиртного не подавали. Происки это политотдела или Горбачёва, сейчас не важно, важен факт его отсутствия. Поэтому разливали в стаканы сок из графина, ровно половину и под столом добавляли в графин шило. Сок становился намного вкуснее. Дизелисты были гурманами, попробовали яблочного – графинчик, затем аналогичные порции сливового и томатного вкусного сока. Делились лейтенантскими впечатлениями.

Потом неизменно следовали возгласы:
- Третий тост за тех, кто в море!

Жизнь лейтенанта отличалась от курсантской, получаешь удовольствие от созерцания родных лиц, с которыми учился целых пять лет, с отдельными экземплярами, питонами, аж семь лет. Засим, усугубив, шли на корабль.

Один раз на КПП турбиниста, отметившего встречу с друзьями-дизелистами и пребывавшего в лёгкой степени человеческого состоянии, что неуверенно стоял на ногах, задержали вохрушки.

Женщина, человек с ружьём, преградила дорогу:
- Нельзя в таком виде на корабль!

Андрей Борисович, человек образованный, в культурной столице учился пять лет, даже смог избавится от донецкого акцента.

Тем не менее поинтересовался:
- Сколько шагов до корабля, бортовой номер 815?
- Метров триста.
- Неужели вы думаете, что офицер-подводник, элита ВМФ, не сможет проползти триста метров до своего ракетного подводного крейсера?!

Вохрушки — как правило, женщины с трудной судьбой, наделённые правом пропускать или не пропускать на закрытую территорию лиц мужского пола, по каким-то своим правилам. Подмигнёшь, бывало, спросишь:
- Вас как зовут, леди? Вы такая загадочная! – пропустит точно. Андрея пропускали.

Заходили в Полярный часто, служили на втором поколении атомоходов, в то время как моря уже вовсю бороздили лодки третьего поколения. Крейсер лейтенанта Борисова был хороший, ничего серьёзного не ломалось. Но непрерывная боевая подготовка, моря, задачи и автономки, требовали частого осмотра корпуса в доке ПД-65 или 63, ну и так по мелочам механическим ремонтировались. Схема схода на берег была отработана. Программа отдыха системна. Но один раз система дала сбой и очень серьёзный.

Дизелисты быстро выводили из строя атомоходчиков, а сами крепко держались на ногах. Борисову стыдно по сей день за один из эпизодов его жизни.

На второй день после докования ползёт по снегу после дегустации целительных нектаров в компании дизелистов. Неожиданно понял, что патруль может подобрать пресмыкающегося офицерика. Проходную мирно не пересечь в состоянии ползком. Через забор надо быстро перелезать, потом бежать на лодку, чтобы вохрушки не смогли подстрелить. А какая скорость у рептилий хладнокровных? Рождённый ползать летать не сможет. Остатками здравого смысла было принято решение замаскироваться в подъезде жилого дома. В тепле развезло окончательно, вырубился. Очнулся под утро в подвале. Темнота. Сначала думал, кирдык, шило неправильное вкушал — ослеп. В конце туннеля увидел полоску света и стал на ощупь выбираться. Как оказался в подвале? Не помнил. Испачкался как бомж. Снял шинель, почистил снегом и пошёл на подъём флага. Историю эту никому не рассказывал, не хотел разочаровать сослуживцев, они радовались за лейтенанта, думали, с дамой ночь провёл.

Какая житейская мелочь, важно в строю стоять на подъёме Военно-морского флага. Подождите, подождите! На следующий день произошла история с командиром БЧ-5. За успешное размагничивание необходимо, по устной договорённости ребятам с судна размагничивания презентовать 20 кг шила. Сергей Николаевич, отнюдь не древний главный механик нацедил канистру и собрался было в путь.

Слава богу, вовремя предупредили друзья из особого отдела:
- Существует разработка, в связи с политикой партии по борьбе с зелёным змеем, прошёл сигнал, что ты, Серёжа, собираешься вынести с завода крупную партию шила...
- Есть! Понял не дурак, — ответил командир БЧ-5, собирая чемодан на вынос.

Проходит как ни в чём не бывало через проходную.

Вдруг трое набросились, один слева, другой справа, третий сверху свалился:
- Что в чемодане?
- Руководство к действию.

Открыли чемодан, а там битком полное собрание сочинений В. И. Ленина.

Оперативники недоумевают:
- Зачем вам Ленин?
Сергей Николаевич лишь улыбнулся и ответствовал:
- Это руководство к действию, а вы давно читали? Рекомендую.


Рецензии