Иммиграция по-одесски

    Вот,сижу на берегу озера. Солнышко светит, в руках удочка.
Тихо... Сижу и вспоминаю, как все было.
Я здесь уже лет  двадцать..Все отлично. Купили дом. Обзавелись сыном
в придачу к дочке. Работой доволен. Проектирую шахты для горнодобывающих компаний. Британской Колумбии. Часто летаю в командировки на Средний Север.
Там все это, в основном. На заработки не жалуюсь. И Таня что-то там проектирует. А как все начиналось?
    Иду по Дерибасовской. Вдруг,бац!  Кто-то сзади хлопает по плечу! Оборачиваюсь--Боб!
- Какими судьбами?!
- А я ,вот, вижу ты , Серый, ковыляешь! Только вчера из Канады прилетел!
Надо же предков навестить и,вообще...Как раз вечером к тебе собирался! 
Вот удача! Ну, как ты? Загниваешь? Как тут наша Одесса?
- В Одессе все идет хорошо, только мимо,- ответил я словами Миши Жванецкого.
- Кстати, я приехал тебя перетащить. Да, да!  Не сопротивляйся, идиот!
Так и сгниёшь тут в своей двушке! Подумай , хоть, о Таньке!  Вот, дурёха,
за кого вышла! Я как раз иду сейчас к одной даме. Нам как раз с тобой  по пути. Если будешь делать всё, что она тебе скажет, то через 2 года будем с тобой в Ванкувере лосося ловить!  Двинули!  Статистику знаешь? Интервью в Посольстве проходят только 10% из подавших документы. А у неё - 90%!  Ты пройдешь.
Это точно.
    Дама жила недалеко, на Садовой. Звали ее Ада Семеновна, как успел сообщить мне Боб. Боб купил цветы на Преображенской, что-то там еще он привёз, и мы двинули. Ада Семеновна открыла дверь собственной персоной. При виде Боба она страшно разволновалась и начала хватать его за разные места,  а он - её.
А места у неё были замечательные. Ада Семеновна была маленького роста и  довольно полная. Где была длина, а где ширина, было трудно определить. Огромная грудь почти разрывала платье в цветочек, на шее у неё были красные бусы. 
На щеке у Ады Семеновны красовалась внушительная родинка под цвет бус, а под носом были аккуратненькие усики, которые сразу притянули мой взгляд. Боб смотрел на неё с обожанием и поцеловал её в щеку почти в родинку.
   Наконец,маленькие черненькие буравчики впились в меня.
 - Кто? - спросила Ада Семеновна. Я смутился, так как не знал, как надо ответить.
 - Инженер-строитель, как я, - тут же нашёлся Боб.
 - Мы с одного курса. Близкие друзья.
 - Хочет? - спросила Ада Семеновна.
  - Конечно,- ответил Боб.
  - Язык?
  - Есть. Лучше, чем у меня тогда был.
  - Уже хорошо, -  сказала Ада Семеновна и перевела на меня глаза со вздохом.
И было в этом вздохе столько тоски и печали, что мне стало её жалко.
  - Ну, что ж,- сказала она. - Будем делать пулю из того, что есть.
Авось, долетит до Канады.
   "Ну, это уж слишком", - подумал я, понимая, какой материал  для пули она имеет ввиду.   Я, конечно, насчёт себя не очень заблуждаюсь. Вот, Боб!  Это да!  Смелый, яркий, привлекательный!  Когда-то я прочел четверостишие Губермана.
Ну, оно в самую точку.               
                Бесцветен, благонравен и безлик,
                Я спрятан в скорлупу свей типичности.
                Безликость есть отсутствие улик
                Опасного наличия в нас личности.

  И, вот, начались наши  совместные учения-мучения, иначе не скажешь
- Расскажи о себе все честно, как есть. Будем решать, что делать, -  сказала Ада Семеновна.   
 -Сначала подадим документы. Здесь всё будет ОК. Самое главное.-. пройти интервью.
   То, что я перебиваюсь случайными заработками в каком-то мелком конструкторском бюро, организованном бывшими проектантами развалившегося ведущего проектного института Одессы - "Гипрограда",где все мы дружно трудились до этого, её мало беспокоило. Главное - я был оформлен  официально и имел трудовую книжку.
Это очень важно. Проектировали мы для новых русских и украинских толстосумов  их домики. Платили нормально, но заказов было не густо. Перехватывали конкуренты.  Таня присматривала за чьим-то ребенком и, по-моему,  являлась главным кормильцем нашей семьи.
- Ты, такой, Канаде не нужен, -  сказала Ада Семеновна, - найди подходящую стройку. Привези фотографии. Ты рассматриваешь чертёж на площадке.
Рядом  - рабочие, обязательно в касках.  В кадре должен быть башенный кран и кусок стройки. Добудь  какую-нибудь серьёзную синьку с железобетонными узлами и деталями. В штамп вставим твою фамилию, и будет, что надо. Иди, работай.
   На следующую встречу я все привез. Я смотрелся замечательно, кран - тоже.
Это была реконструкция складов порта. Вдали виднелось море и белый пароход.
Мы - в Одессе. Никаких сомнений. Ада Семеновна осталась довольна.
- Запомни!  Ты высокооплачиваемый  высококлассный специалист. Уезжаешь,так как,
в связи с  развалом украинской экономики, не видишь здесь для себя перспективы. Сейчас (пока ещё) ты востребован и проектируешь солидные объекты. Не бойся ничего. Они проверяют только место официальной работы да и то только после медкомиссии.  Предупреди свою начальницу, что нужно говорить про тебя. Теперь нужно составить подробный рассказ о том, как ты трудишься. Твой рабочий день и т.д. Будут спрашивать и об объекте на фото. Что за стройка, кто заказчик, сколько рабочих трудятся, срок сдачи, откуда материалы, фамилия начальника стройки, как часто ты осуществляешь контроль за соответствием стройки твоему проекту.
Как осуществляется проверка марки железобетонных конструкций. Надо знать всё подробно, чтобы отвечать без промедления на все вопросы. Если не знаешь ответ, - смело смотри в глаза и ври. Не задумывайся. Никто ничего не будет проверять  и, боже тебя упаси, проговориться, что жена смотрит за чужим ребенком! Она не работает, а смотрит за вашей дочкой. Вы живете в благоустроенной четырехкомнатной квартире. Все на английском в следующий раз мне расскажешь.
   В следующий раз я был почти уничтожен. Ада Семеновна смотрела на меня как на своего личного врага.
 - Что ты там бормочешь? На чёрта ты, такой, нужен Канаде? Куда смотришь?
Кто тебе поверит, что ты инженер! Ты даже не тянешь на рабочего по уборке территории!  Где уверенность в себе?  Почему такого рохлю, вообще, держат на работе?!  Из тебя не то, что пулю, даже вареника не слепишь! Говори громко и уверенно! Смотри на меня, оставь в покое руки, не тряси ногой!
    Глаза её испускали молнии, родинка налилась густым багровым цветом. Я боялся, что она принесет ремень и начнет меня стегать.
    В следующий раз, помятуя слова Миши Жванецкого, что "алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве", я принёс бутылочку коньяка знаменитой нашей марки "Шабо", Ада Семеновна пропустила рюмочку и я - две, для храбрости. И ,вот, я постепенно стал входить в образ крутого, удачливого парня, которому море по колено. Я начинал верить всему, что я нёс.. 
- Где отдыхали в прошлом году с женой?
- В Карловых Варах,- бойко выдал я ( это давно мне снилось).
- А куда поедете в этом?--допытывалась Ада Семеновна.
-Наверное, в Таиланд, потянуло на зкзотику, -  бодро отвечал я. Внутренним взором я представил очаровательных таиландок и себя на террасе, дегустирующим морепродукты. Мой взор затуманился.
- Начинаю тебе верить,- сказала Ада Семеновна и впервые мне улыбнулась.
- На какой машине ездишь? Здесь надо подготовиться. Возьми какую-нибудь нашу, незнакомую ей. Скажи, что привык к ней, да и уезжать собрался. В Канаде другую купишь. Немножко о ней узнай, о своей машине, на всякий случай. Вдруг ей взбредет в голову  что-то спросить. Бывают неожиданности. Ловят на вранье на мелочах.
А без машины ты никто. Учти. И, вообще, возьми здесь уроки вождения.
Там пригодится. Там за них придется платить намного больше. Лучше поучись водить здесь.
   Накануне моего интервью Ада Семеновна не спала всю ночь,а утром пила валериану.
 Интервью состоялось в Посольстве в Киеве. В Киеве оно обычно славилось плохой "проходимостью". В Варшаве было легче, но дольше срок ожидания, в первую очередь шли поляки. Таня тоже приехала со мной в Киев и, как могла, подбадривала меня.
Мы сидели в коридоре на стульях, ожидая приглашения. Рядом сидела ещё пара  примерно нашего возраста. Начало было явно неудачным. За нами пришла какая-то тетка в шлепанцах. На голове у неё болтался хвостик из волос, перетянутых резинкой.
- Следуйте за мной,- сказала она и провела нас в кабинет.  Там она села за стол и углубилась в папку с бумагами. Очевидно, нашу. Оказалось, что это и был офицер Посольства,в чьих руках была наша судьба. Говорить"Здрасьте" было уже поздно. Уточнив наши имена, она приступила ко мне с вопросами.
   Все началось,как и предупреждала меня Ада Семеновна, с вопросов о моей трудовой деятельности. Я  уверенно развернул чертеж с узлами и стал бойко объяснять устройство конструкций с предварительно напряженной арматурой, на которые она указывала, в изобилии употребляя специальную терминологию. Я был уверен и спокоен. Вроде бы пока все шло хорошо.  И вдруг!
- Это единственный объект, который вы спроектировали?
- Нет. Я участвовал во многих интересных проектах!
- Каких?  Назовите. И тут я на секунду замешкался. Она это уловила. Недаром училась на психолога.
- Вы не можете их назвать. Я Вам не верю. Будем заканчивать интервью.
   И тут мне в голову пришла спасительная мысль. Я услышал голос Ады Семеновны:
" Ну, что же ты! Давай!  Жми!" . И я сказал: " Я просто хотел попросить у Вас ручку и лист бумаги, чтобы написать перечень на листе."  Я знал, что существовали инструкции для офицеров, рекомендующие им проверять навыки чтения и письма у аппликантов. Она дала. Я взял в руки перо и начал перечислять одесские архитектурные шедевры, которые ясно стояли перед моими глазами. Я двинулся по правой стороне Дерибасовской и начал с Пассажа, на первом этаже которого, на углу, располагался  Центральный Гастроном.  Уникальное здание Пассажа было построено в Одессе в 1899 году. Да простит меня архитектор Влодек!  Дальше шла гостиница "Спартак" ( бывшая "Империал") Год постройки --1840-й. Потом - очень симпатичный  кондитерский магазин "Золотой ключик", "Дом Книги" и т.д. Я дошёл до здания Национального банка на углу улицы Ришельевской и здесь решил остановиться.
   Дама прочла мою писанину и, кажется, осталась довольна. Что-то  изменилось явно в мою пользу. Она аккуратно положила мой листок в мою папочку.
Где он теперь? Узнают ли благодарные потомки имя архитектора, украсившего нашу замечательную Одессу?  Через несколько дней я получил по почте документы для прохождения медицинской комиссии.

   Недавно я побывал в Одессе. С грустью зафиксировал изменения, которые произошли в облике замечательных зданий  (без ведома автора, разумеется!). 
На месте любимого народом Гастронома расположился ювелирный магазин, который покупатели явно избегают. Пассаж, обильно украшенный скульптурой, поражал запустением, закрытыми магазинами и безлюдьем.  На витринах бывшего "Дома Книги" красовались полуодетые манекены. А гостиницу "Спартак" и вовсе снесли. Все это вызывало печаль.
   Я навестил Аду Семеновну. Именно она извлекла меня из моей скорлупы и сделала меня успешным в жизни!  Я  часто рассказываю о ней своим детям,  иногда ловлю себя на том, что говорю её словами. Благодаря её урокам, я прошел здесь успешно интервью у работодателя , оттеснив  конкурентов, и получил хорошую высокооплачиваемую работу. Сейчас Ада Семеновна для меня близкий и дорогой мне человек. 

   Я написала это 4 года тому назад. " Сало " пошлю сегодня  позже.
Должна  уходить. Всё-таки когда состоится это мероприятие, чтобы я могла планировать своё время?   Ваши произведения должны оценивать не Вы, а другие.
Ваш рассказ о боцмане - калеке - это крик души. Сильный. А этот так себе.
Почему он Ваш любимый, не пойму. 





 


Рецензии
Добрый день. Собственно рассказ не об эмиграции, рассказ о советских людях, о Совках, зашоренных забитых, неуверенных в себе. И просто о людях. Можно ли вытащить самого себя за волосы? Урок хороший. Есть о чем задуматься. Спасибо!

Григорий Жадько   20.06.2023 11:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий! Автор часто не понимает, о чем он пишет. Теперь я понимаю, чем я занималась в Одессе семь лет. Вытащила за волосы и перетащила в Канаду около 40 семей. Трудная работа.

Любофеева Ирина   20.06.2023 20:27   Заявить о нарушении
То есть, очевидно, это немного автобиографичный рассказ? Написано со знанием дела.

Григорий Жадько   20.06.2023 22:57   Заявить о нарушении
Это целиком правдивая история. А список "Спроектированных" зданий в Одессе, наверное, уже уничтожен,как и весь файл. Они хранят какое-то время,а потом уничтожают.

Любофеева Ирина   13.02.2024 11:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.