Художественный стиль языка в романе Белая гвардия

«Третий ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь»
Отец Александр,  из романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

   Язык художественной литературы богат и разнообразен. Он включает в себя понятие стиля писателя, раскрывающийся через замысел произведения, через слова, обороты речи и собственное видение ситуации автором. Стили речи имеют несколько направленностей: художественный, разговорный, публицистический, научный и официальный, но авторы часто используют разностильную лексику.
   Стиль художественной литературы разностороннее отдельных функциональных стилей. В понятие языка произведений входят и элементы художественных приёмов автора. От них зависит красота и глубина художественного восприятия произведения читателем. Это особенности стиля речи автора: применяемые им обороты слов, наполняющие произведение особым колоритом и смыслом. Образность изобразительных и эстетических особенностей подчёркивает существующие в литературе метафоры, эпитеты, метонимии, сравнения, гиперболы, неологизмов, аллегорий и т.д. Задача писателя в том, чтобы не только рассказать о событиях в произведении, но и воздействовать на восприятие читателя многообразием этих средств. Этот способ придаёт художественной речи особую смысловую емкость, многозначность и глубину. В художественном произведении выделяются следующие категории: авторское повествование, речь персонажей, характеристика героев произведения. Конечно, на повествование накладывается и индивидуальность автора, его мировосприятие, мировоззрение, его идейные и эстетические взгляды.
   В художественном стиле образ автора и его переживания имеют особое значение. Автор должен быть не созерцателем событий, а их невидимым участником. В.В.Виноградов писал, что «в художественной литературе происходит эмоционально-образная, эстетическая трансформация средств общенародного языка».
   Раскрывая  особенности художественного стиля языка в М.А.Булгакова, невозможно, одним словом сказать о его таланте. Романы, повести, рассказы писателя столь многогранны и разноплановы, что трудно кратко охарактеризовать экспрессию автора при подходе к описанию различных ситуаций.
   О М.А.Булгакове, как о  мастере слова, авторе пьесы «Дни Турбиных», повести «Собачье сердце», романа «Мастер и Маргарита», уже много сказано, но, читая его произведения, вновь и вновь открывается занавес глубокого, разностороннего таланта прозаика, используемого в повествовании множество разноплановых стилей.
   Для примера характеристики художественного стиля данного автора я возьму, как мне кажется, одно  из самых известных произведений - роман «Белая гвардия».
   В романе описываются события 1918 года, когда свершившаяся революция принесла в страну смятение умов дворянского сословия и бесшабашность, вседозволенность, порой, не  понимающих, что происходит, бойцов Красной Армии. Это произведение - эпическая трагедия всей русской интеллигенции, драма не только «господ офицеров», но и всех сословий, бежавших в Город от большевиков, другой силы, неведомой и пугающей.
   Постоянная смена власти (то Гетман, то Петлюра, то большевики), беспорядок в Городе шокирует всех, но Булгаков не повествует прямо о происходящем. Хроника времени страшных лет России увидена читателем через призму восприятия происходящего Алексеем, Еленой и Николаем Турбиных. Этот авторский приём один из лучших в его работе. Нет описания боёв на улицах, но средствами художественного описания событий через восприятия главных героев, через их воспоминания о былой жизни, читатель понимает, что наступила новая эра в истории России. Иносказательно Михаил Афанасьевич ведёт читателя к мысли, что мир, привычный и спокойный для дворянского сословия, закончен, и надвигается новый, непонятный, который ещё никто не знает и неизвестно, к чему он приведёт.
   Яркое повествование спокойной жизни Турбиных о прошлом времени переданы писателем в таких лирических, мягких тонах, я бы даже сказала, с поэтическим уклоном, с любовью и знанием дела, что вызывают сочувствие у читателя, сожаление о происходящих переменах. И мы понимаем, что автор был свидетелем этого исторического момента, он соучастник исторического времени и ситуации. Описание шёлкового ковра на полу с райской картиной, часы с боем, «изразцовая печь» - всё говорит о спокойной в прошлом жизни семьи Турбиных и о причастности к этим предметам самого писателя. Воспоминания о прошедшей жизни – это, на мой взгляд, одни из лучших строчек писателя, которые в контрасте с предполагаемыми боями на улицах Города, несут необыкновенно трогательную нагрузку. Проза писателя звучит здесь как высокая поэзия, глубокая и волнующая. «Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые… Бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом…»  Используя эпитеты, сравнения, метафоры при описании уклада  жизни Турбиных, читатель в реальности как бы видит уютную квартиру Турбиных, их спокойный и размеренный образ жизни..
   Нежные и трогательные слова об уходящей жизни, эти несколько строчек мастерски окунают нас в счастливую спокойную жизнь семейства. Пианино, фикус, "мирный свет сальной свечки в шандале" – всё ненавязчиво говорит о спокойствии и радости ушедших дней. Вещи у Булгакова почти живые: часы "давятся от презрения" к отбывающему за границу Тальбергу, а сдернутый с лампы абажур становится символом крушения мира. Красочность образов автора переплетается с олицетворением неодушевлённых предметов, и читатель погружается в сказочность повествования, видя события и вещи в каких-то других измерениях, поддающихся мастерству великого писателя. Этот способ художественной речи в литературе называется олицетворением, просопопеей, когда неодушевлённые предметы наделены свойствами одушевлённых.
   Для Булгакова священно всё, что связано с настоящими чувствами: любовь. дружба, честь, благородство, братство выпускников Александровской Императорской гимназии. Одни офицеры встают на защиту прежних устоев, другие, как Тальберг и штаб генерал фон Буссов, отбывают на поезде в Германию, спасая свои жизни. Но, воспринимая слова автора о князе Владимире, статуе с крестом в руках, как символ вечной правды, читатель понимает, что крест в руке князя будет всегда укрывать Россию от бедствий. «Одно всего освещенное место: стоит на страшном тяжелом постаменте уже сто лет чугунный черный Владимир и держит в руке, стоймя, трехсаженный крест. Каждый вечер, лишь окутают сумерки обвалы, скаты и террасы, зажигается крест и горит всю ночь. И далеко виден, верст за сорок виден в черных далях, ведущих к Москве». Недаром первоначальное название романа было "Крест".
   То, что жизнь переменится, говорят иносказательные строчки эпиграфа о природе, взятые Булгаковым из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, вовлекающие читателя в образность мышления автора: «В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло». И читатель понимает, что дело не только в исчезнувшем чёрном небе, но и в происходящих событиях: меняется мир, наступает новая эра.   
   «Велик был год и страшен по Рождеству Христова. Обилен солнцем, а зимой снегом». С этих первых строк романа писатель погружает нас, с одной стороны, в историю страны, но с другой, охватывает наши умы мистическим страхом и пониманием, что близится что-то необратимое, непонятное, неизбежное.
По этим строчкам многие читатели и литературоведы 20-х и 30-х годов восприняли роман, как поддержку Советской власти: "Дни Турбиных”, – писал Сталин, – есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма», но мы видим и глубокое сочувствие писателя к дворянам и офицерам царской армии, которые должны были выполнять свой долг: защищать Отечество. Но какое? Где оно? Где царская власть? И стоит главный вопрос, который не раз звучит в произведении: как дальше жить? Эти слова до того точны и глубоки, что мы воспринимаем весь роман с этими же словами: что делать, как жить?
   В романе перекликаются реальные исторические события с мистическими фразами и элементами, что всегда удавалось автору глубоко и колоритно.
   В первой главе отец Александр читает строки Апокалипсиса, где звучат мотивы обречённости, мистицизма и надвигающейся беды, например: "Земля громыхает", "вьюга воет", "черная громадная печаль", "тьма" расстилаются над землёй.  Конкретные факты из жизни Киева (взрыв 24 мая 1918 г., убийство немецкого фельдмаршала Эйхгорна, повышение цен на молоко) у Булгакова становятся знамениями уничтожения старого мира  Эти факты из жизни горожан Киева были в действительности, и от этого мистика и реальность переплетаются и идут рядом.
  Булгаков использует в романе магические цифры и слова, будоражащие умы читателей и приводящие их в трепетный ужас. Петлюра, по его словам, сидел в камере № 666. Цифра эта в Апокалипсисе связана с именем Антихриста. Семенович Шполянский у Михаила Афанасьевича – предвестник самого Антихриста. Используя аллегории, сравнения, яркие эпитеты и в то же время юмор, Булгаков, точно передаёт события исторического времени того периода: Аллегория в духе Апокалипсиса гласит устами писателя о поражении немцев в первой мировой войне: «Галльские петухи в красных штанах заклевали толстых кованых немцев до полусмерти».
   Начало романа говорит о цели автора вписать происходящие события послереволюционного периода жизни в России в мировую историю, переплетённую с библейским сотворением мира. Революционные события у Булгакова стали частью вселенской истории. Земля включается во взаимодействии со звёздами: Венерой и Марсом. Про таинственное влияние звёзд на Землю с библейских времён писали летописцы, поэтому описание Марса и Венеры несёт у Булгакова особый смысл, где реальность переплетается с таинственным влиянием планет на историю. Вселенское, историческое и семейное переплетаются, взаимодействуют и дополняют друг друга. Поэтому события декабря 1918 г. по февраль 1919 г. – это не просто история. Роман несёт в себе символический смысл великого испытания, которое предстоит пройти человечеству, как испытаний "мертвого покоя" и ада.
  Мы видим, что роман "Белая гвардия", как мне кажется, - не столько роман о революции, сколько повествование о выпавших на долю народа испытаниях двадцатого века, испытаниях, выявляющих суть человеческой жизни, его предназначения, честности и долга, переплетённых с мистическим предсказанием автора о «хаосе мироздания».
  Неслучайно у романа два эпиграфа. Как уже было сказано, первый взят из романа А.С.Пушкина, а второй – из Откровения Иоанна Богослова: «И судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». В этой строке раскрыта тема апокалипсиса, которая развивается и перекликается с основной сюжетной линией - борьбой за власть. Эпиграфы соединяют в себе реальность истории с библейским иносказанием о катастрофе мира.       Внимательный читатель увидит связь слов в романе, где Город, подразумевающий название Киева, и библейское название Земли -  Град, несут одинаковую смысловую нагрузку. Конкретное время истории 1918 года вплетено в вечное время бытия. Вся вселенная замкнулась на событиях, описываемых и происходящих в одной семье, но история этой семьи – весь мир, тревожный, грозный и постоянно меняющийся. Символом настрадавшегося народа на Руси является «корявый мужичонка», бегущий «по метели и холоду в дырявых лаптишках, с сеном в непокрытой свалявшейся голове, и выл. В руках он нес великую дубину, без которой не обходится никакое начинание на Руси".
  Писатель в этих строчках обращается к известной цитате из романа "Война и мир" Л.Н.Толстого о дубине в партизанской войне 1812 года. Но у Булгакова  "дубина народной войны" бьет по народу, по гражданам, по интеллигенции, по всем людям, и потому мысль Л.Н.Толстого в романе Булгакова меняется: дубина бьёт наотмашь всех. Автор не скрывает, а даже подчёркивает, что жестоки и господа офицеры, и помещики, и немецкие оккупанты, оскорблявшие и унижавшие народ.
  Двадцатая глава романа усиливает фразу первой главы ("Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918») описанием жестокого и страшного убийства, и эта глав является кульминацией хаоса в стране. Мастерски переведя бытовой план в космический, Булгаков со свойственным ему глубоким колоритом подобранных слов подчёркивает, что терпению небес пришёл конец. Со смертью человека в разорванном черном пальто "звезда Марс над Слободкой под Городом вдруг разорвалась в замершей выси, блеснула огнем и оглушительно ударила".
Читая дальше, понятно, что речь идет не о мистической каре, а о снарядах  большевиков, но эффект Страшного Суда понятен и тревожен. Началась новая жизнь, и никому непонятно, что будет происходить дальше. Пока только всё рушится.
  Михаил Афанасьевич, изображая глубину происходящих исторических событий послереволюционного времени, не остановился просто на хронологии, перечислении фактов. В романе заложено зерно социальной проблематики, о которой автор повествует, порой, прямо рассказывая о конкретных событиях,
 а, порой, использует для яркости философский стиль повествования, как и мистический, библейский, лирический. Суть жизни и смерти писатель преподнёс через многоплановость и красоту художественного замысла произведения..
  Роман «Белая гвардия» великого мастера художественного слова, автора многих эпических произведений, М.А.Булгакова, в моём понимании является символом веры в добро человеческого существования на земле. Человек всесилен и, поддерживаемый божественными энергиями мироздания, должен нести своим служением свет и радость существования. Образность мышления писателя многогранна и неповторима, эпические картины его произведений, на мой взгляд, можно поставить в один ряд с романами самых известных великих русских писателей.

30.05.2021г.


Рецензии
Эпически широко, полно и емко написали! Будто сам роман пролистал и впечатлился прочитанным и в живую увиденным...
Отличная работа!
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Александр Бутузов   24.08.2021 22:34     Заявить о нарушении
Александр, спасибо большое за высокую оценку. Когда напишешь что-то подобное о романе классика, сам понимаешь, на сколько сильным было творчество.
А на прозе.ру выставила с надеждой, что, может, кому-нибудь из школьников пригодится. Как пригодилось моему внуку. С улыбкой.

Тамара Сижук   26.08.2021 15:31   Заявить о нарушении