Тот, кто сидит под креслом

Трудно себе представить дом египтянина без домашних питомцев. В лачугах селян с одной-единственной комнатой и дырой в крыше вместо печной трубы бок-о-бок с людьми жил и личный скот. Об этом сообщал Геродот, это описывал в своих романах культовый египетский писатель Тауфик аль-Хаким Хусейн, представлявший в XX веке свою страну в Юнеско. У знатных господ дом уже не походил на такой вот Ноев ковчег. В их палаты был доступ лишь избранному кругу ручных питомцев, а прочая живность содержалась в вольерах и стойлах.

В гробницах, на стелах и пьедесталах статуй часто четвероногие фавориты бывают показаны под креслом хозяина или его супруги. Их место явно весьма завидно, а жизнь полна неги и веселья. Быть под креслом или хотя бы около него, если габариты слишком уж велики – значит, быть под защитой и покровительством, верить в свою важность и нужность. В домашнем любимце видели своего рода члена семьи, а не просто служаку или живую игрушку. Когда выражали понятие «быть под опекой», то говорили «быть под рукой», а когда «быть под началом», то «быть под палкой». Тонко выраженная огромная разница.

Было изучено более сотни резных и живописных сцен с питомцами, взятыми в дом. В ряду этих баловней судьбы были собаки, обезьяны, кошки, гуси, газели и даже козероги (ибексы). На «посту» под креслом их изображали по одиночке или целой компанией с эпохи Древнего царства до Позднего периода с кратким перерывом на время правления фараона-«еретика». В эпоху Среднего царства по неизвестной причине этот мотив был редок в гробницах, но в полной мере господствовал на частных стелах. При Эхнатоне с ним «воевали» лишь из-за того, что тот же гусь был священной птицей Амона.

А первой, судя по всему, особой чести быть приглашённой в горницу или пиршественный зал была удостоена собака. Ум и беззаветную преданность этого создания египтяне высоко оценили ещё до основания царства в долине Нила. В гробнице принца Нефермаата (Гиза, IV династия) был найден один из первых портретов собаки, устроившейся под креслом своего господина. С того самого времени и в следующие эпохи собак было заведено изображать под креслом главы семьи. Из этого не стоит, пожалуй, делать вывод, что дама с собачкой в Египте считалась бы нонсенсом.

В конце концов, были и исключения – гробница царицы Тэйе. Но дело в том, что та была погребена в своём собственном (не фамильном) склепе, что в Египте было, в основном, уделом августейших особ. В гробнице, основанной мужчиной для своей семьи, канон связывал образ собаки с его персоной – центральной и главенствующей. Быть может, из-за специфики чисто мужских занятий, будь то труд или потеха: к примеру, собака несла службу при отряде охотников, при пограничной заставе, при полицейском или при пастухе, перегоняющем скот. С архаичных, быть может, времён, у египтян бытовало общее, звукоподражательное название для все собак: «ав-ав».

Но их также называли по породам, а главное – по именам (кличкам). Имя отражает высокую степень близости собаки к человеку в то время. В числе собак, изображавшихся под креслом, в основном преобладают борзые («тесем» – остроухие, с коротеньким хвостиком, скрученным тугой калачик, и саблезубые, остроухие собаки вроде салюки «далматинского» окраса, со вздыбленным тонким хвостом). Другие собаки были похожи на могучего мастиффа, на индийскую собаку дези, на колченогую пятнистую таксу. В гробнице Нефермаата собака курчава как пудель или некоторые породы терьеров. А мелкие и забавные собачки (прототип комнатных пород) были известны как «кет-кет».

Любимая собака под креслом носит кожаный ошейник или шейную ленту, словно орденский знак. Иногда при них показан провожатый (обычно карлик, горбун или мальчишка). За едой их не показывали: лишь в гробнице Ника-Анха (Техна эль-Гебель) есть изображение собаки с гусем в зубах. В эпоху Среднего царства дикие обезьяны («гифт») мало-помалу ушли из египетской долины Нила. Но их приручали ещё в эпоху Раннего царства, очень любили и поэтому охотно принимали этих зверьков в качестве дани или товаров с Юга. Под креслом обезьяна была впервые изображена в дни правления фараона Менкаура. И тогда, и в дальнейшем чаще всего под креслом изображались верветки (Cercopithecus aethiops).

В отличие от собаки со временем обезьянку стали показывать под креслом госпожи, и притом гораздо охотнее, чем под креслом её супруга. В ловкости, грации, артистизме и дерзком эротизме этого зверька, однажды ставшего экзотикой в Египте, узрели связь с женским началом, а вернее, с его некоторыми чертами. Кроме верветок в дома брали оливкового и священного павианов (Papio Anubis и Papio Hamadryas, красную мартышку-гусара (Erythrocebus/Cercopithecus patas) и магота (берберскую макаку: Macaca sylvanus). Учёные обезьяны обращались в сноровистых бойких слуг (они помогали дамам в будуаре, собирали фрукты, даже работали на винном прессе) либо в лучших шутов на свете (их даже изображают как музыкантов).

До бесстыдства озорная верветка чаще более степенного павиана оказывается под креслом по причине удобного, мелкого размера. Её редко увидишь не на привязи, а на первых порах и без смотрителя-карлика. Уж больно она игрива и бесшабашна. Но угощали её щедро: ставили прямо под кресло корзину фруктов, до которых обезьяны особенно охочи, или кидали ей овощ. Без малейшего конфуза мартышка либо уплетала лакомства, либо жонглировала ими. Если к ней под кресло «подселяли» компаньона в лице гуся или кошки, то, вероятно, сидение ходило ходуном, и юмор этой ситуации часто был мотивом в искусстве. С эпохи Нового царства число сцен с обезьянами было выше тех, где бы отражалась былая мода на собак.

С 4-го тысячелетия до н.э. и до эпохи Среднего царства кошек в домах Египта держали редко. В первый раз мы видим кошку в доме в гробнице номарха Бакета III. А под креслом – на стеле из Коптоса времён XI династии, и восседает на нём, что характерно, дама. То есть, с самого начала образ кошки ассоциировался с женщиной, с хозяйкой, с госпожой. В то время как собака была близка к диким волкам, которые считались священными животными мужских божеств (Анубис, Упуаут), кошек древнее вероучение связывало с богинями (Бастет, Пахт). В отличие от обезьяны с её лихими манерами, часто составлявшей компанию куртизанкам, циркачкам и певичкам, кошка была символом утончённости в делах обольщения, а главное – материнства.

В Абидосе со времён эпохи Среднего царства сохранились руины часовни, а рядом гробница для 17 из первых священных кошек. Их мумиям оставили кринки с молоком. Геродот потом подтвердит, что храмовых кошек кормили хлебом, размоченным в молоке. Хотя Кинк считает, что кошку могли использовать для охоты на птиц в нильских плавнях ещё до фараонов, изображения такого рода сцен датированы лишь эпохой Нового царства. Вид и окраска домашней кошки («миу») такой же, как у её диких предков («миит»): ливийской кошки (Felis silvestris lybica), болотной рыси (Felis chaus) и барханного кота (Felis margarita). То есть, это либо табби, либо подобие абиссинки.

А пятнистые кошки – это либо следствие мутации, либо результат скрещиваний с сервалами (Felis serval), которых ввозили с Юга, из Нубии. Сервал не крупнее хауса, он лишь более длинноног. Во дворцах фараонов и князей с глубокой древности охотно держали и крупных кошачьих вроде льва или гепарда. На некоторых церемониях эти грозные хищники могли присутствовать рядом с хозяином прямо в приёмном зале, то есть, под крышей дома. Но если это уже не котята, то под кресло их не уместишь, и вообще их лучше по большей части держать в вольере для их здоровья и ради безопасности окружающих. В гробницах Фив и Саккары изображения любимых кошек вошло в особую моду при фараоне Тутмосе II.

При этом кажется, что хозяева гробниц (и кошек) соревнуются в степени обожания своего питомца, истребляющего в доме и амбаре орды мышей и крыс. В гробнице Пенбуи и Каса (ТТ10) жирная кошка что твоя боярыня обряжена в драгоценное многоярусное ожерелье и сверкающие серёжки, в гробнице Нахта (ТТ52) кошка ест рыбу (тиляпию), в гробнице Кенро (ТТ178) она грызёт сахарную косточку, в гробнице Сеннофера (ТТ96) изволит кушать окорок, а в гробнице визиря Рамоса (ТТ55) маленькому хищнику дали в утеху живую птичку! Не удивлюсь, если за кошку визиря его слуги ещё и мышей ловили. А вот портовый начальник Майа и его жена Туя – злые хозяева.

Они кота к ножке кресла на короткий поводок посадили, а миску с мясом далеко поставили. Устроил барсику танталовы муки. Стыд и позор им за это на веки вечные! У египетских кошек, как впрочем, и у многих собак, ошейник был больше для виду, для красоты. Это обезьяну нужно было почти всегда держать на поводке, прицепив его к ленте на шее или на поясе. В подавляющем большинстве случаев воля кошки ничем не ограничена, а в компании с другими животными она словно бы следит за порядком. В гробнице Аанена (ТТ120) даже мартышка под креслом царицы скачет без привязи: быть может, потому, что там же сидит величавая кошка, обнявшая лапой гуся, чтобы умягчить его гневливое сердце.

В гробнице Неферхотепа (ТТ49) кошка шугает мартышку. В гробнице Ипуи (ТТ217) кошка с кольцевидной серьгой в ухе и в полосатом ошейнике по традиции чинно восседает под креслом хозяйки, а её шкодливого котёнка взял на колени хозяин и он вовсе не замечает, что тот точит коготки об его плащ, тонкий, как вуаль! Во времена Эхнатона изображение кошки под креслом, особенно в компании гуся, могло считаться намёком на божественную чету Амона и Мут. В его время подобные мотивы были под запретом. Вообще, кошка под креслом – это именно фиванская идея. В Саккара она проникла, видимо, со временным переездом царского двора из Фив в Мемфис.

В исключительно красивых резных интерьерах гробницы Меримери, фрагменты которого ныне хранятся в Лейдене, коту под креслом лишь не хватает сапог – так он аристократичен. Участь кошки в доме кажется самой сладкой, но при всём этом нам известно около 80 кличек древнеегипетских собак и лишь одно – для кошки («Отрада единственная»). Эпитафия на саркофаге кошки царевича Тутмоса по сути, имени не содержит. В Египте, кажется, считали непостижимой тайной природу души кошки, тогда как душа собаки мнилась подобной человеческой. Имя – часть души, и собака запоминает свою кличку и отзывается на неё, тогда как кошка к своему имени равнодушна.

Из всех видов гусей, известных в Египте, статус священного имел лишь аборигенный вид – нильский гусь (Alopochen Aegyptiaca), которого называли «семен». В Фивах он был посвящён богам Амону и Гебу. Там же его держали прямо в доме и охотно изображали на почётном месте под креслом хозяина, но иногда и хозяйки (как в гробнице Аанена, где гусь оказался под троном царицы Тэйе). Во времена Эхнатона фиванские гробницы вскрывали лишь для того, чтобы «заретушировать» гуся под креслом. Гусь – древнейший аллегорический образ в египетской космогонии, птица, в которой слились воедино образы отца и матери мироздания. Из яйца Великого Гоготуна родилось само Солнце! Гусь рушил догмы религии Атона.

В то время как собака, кошка, обезьяна в египетском доме были обычным делом, появление прямо в хоромах газели и даже горного козла выглядит не более чем смешной блажью. И в наше время люди иной раз заводят «необычных» питомцев, и хорошо ещё, если они знают, как их правильно содержать, а главное – у них есть на это немаленькие средства. А впрочем, есть и такие живые диковинки, которые и неприхотливы, и незатратны. Но у людей консервативных они могут вызывать удивление. Две мумии газелей («гехес») из погребений знатных дам доказывают, что их действительно держали иногда не просто в загонах. Но газелей под креслом можно увидеть лишь в гробницах времён XXVI династии, и то редко.

В то время интерес к теме разной живности в доме угас, так что эти газели вдвойне исключение. Той же, Саисской эпохой датированы последние изображения собак под креслом (гробницы Пабаса (у него же газель): TT 279 и Патенфи: ТТ 128). В козероге («ниау», «нерат») египтяне издревле видели живой символ возрождения и плодовитости. Ибекс куда краше банального козла. У него шикарные рифлёные рога. Но он куда более тяготеет к воле, чем кроткая газель. Держать его в доме постоянно едва ли было возможно – скорее всего, их вводили в дом на время, ради бахвальства перед гостями, а на деле держали в вольере. С козерогом, как и с гусем, отваживались связываться лишь самые чудаковатые фиванцы. Он мог сидеть как под креслом мужчины, так и женщины (к примеру, матери хозяина).

На снимках: сцены с домашними любимцами, сидящими под креслом, из гробниц Аанена (Фивы, ТТ120; репродукция Нормана де Гариса Дэвиса), на стеле Интефа и Сенеттех (Бруклинский музей, инв. № 54.66) и из гробницы Пахра (Эль-Каб, в древности Нехеб).


Источники:

Эль-Килани Энги, Махран Хеба. Что там под креслом? Изучение сцен из древнеегипетских частных гробниц. Часть I. Животные. What Lies Under the Chair! A Study in Ancient Egyptian Private Tomb Scenes, Part I: Animals Engy El-Kilany and Heba Mahran. Journal of the American Research Center in Egypt. Vol. 51 (2015), pp. 243-264 (22 pages). Published by: American Research Center in Egypt

Геродот. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972. Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский.

Васильев А.М. Египет и египтяне - Москва: Мысль, 1986 – с.255

Большаков В. А. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. — СПб.: Алетейя, 2001.

Монте Жан Пьер Мари. Эпоха Рамсесов: быт, религия и культура. Litres, 5 сент. 2017 г.

Арнольд Доротея. Египетский бестиарий. Вестник Музея искусств Метрополитен, весна 1995 г./Dorothea Arnold. An Egyptian Bestiary. The Metropolitan Museum of Art Bulletin. Spring, 1995

Кинк Хильда Августовна. Египет до фараонов. По памятникам материальной культуры. Издательство «Наука», главная редакция восточной литературы, Москва,1964 г.

Кинк Хильда Августовна. Восточное Средиземноморье в древнейшую эпоху. Изд-во «Наука». Главная редакция восточной литературы. Москва, 1970 г.

Джексон Лесли. Сахмет и Бастет: державные кошки Египта/Lesley Jackson. Sekhmet and Bastet: The Feline Powers of Egypt. 2018

Хоулиган Патрик Ф. статья «Кошки» в Оксфордской энциклопедии Древнего Египта под руководством Дональда Б. Редфорда. Изд-во «Американский университет в Каире Пресс», 2001 г.Том I, стр. 513-516/Aleid Patrick F.Houlihan: "Felines" in The Oxford Encyclopedia of Ancient Egypt, under the direction of Donald B Redford, The American University in Cairo Press, 2001, vol. I, p. 513-516

Вим Ван Неер, Рене Фридман, Веерле Линзееле, Беа Де Купер. Дополнительные доказательства приручения кошки, найденные в додинастическом некрополе знати Иераконполиса (Верхний Египет)/Wim Van Neer, Ren;e Friedman, Veerle Linseele, Bea De Cupere. Journal of Archaeological Science Volume 45, May 2014, Pages 103 – 111 Journal of Archaeological Science More evidence for cat taming at the Predynastic elite cemetery of Hierakonpolis (Upper Egypt)

Уилкинсон Карл. Египетская настенная живопись: коллекция репродукций Музея искусств Метроплитен/Wilkinson Charles Kyrle, Egyptian Wall Paintings: The Metropolitan Museum of Art's Collection of Facsimiles. Metropolitan Museum of Art (New York, N.Y.) Metropolitan Museum of Art, 1983

Лееман Д. Домашние кошки в фиванских гробницах/Leeman Diane. Domestic Cats in Theban Tombs. Published 2019.


Рецензии
Понравились Ваши рассказы

Григорий Аванесов   11.06.2023 07:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.