В мастерской художницы

  Сегодня у меня был знаменательный день – я посетила мастерскую известной художницы – Маргариты Требогановой.
  С Маргаритой Алексеевной я знакома уже много лет, но в ее мастерской я побывала сегодня впервые, и это  произвело на меня удивительное впечатление. Оказалось, что мастерская художницы выполняла также роль музейного хранилища, где находилось множество работ, и уже оконченных, и еще не завершенных, так, что у меня была возможность не только во всей полноте познакомиться с творчеством Маргариты Алексеевны, но и отчасти прикоснуться к тайне творческого процесса.
 Большой охват тем и образов, оригинальность сюжетов, разнообразие стилей и высочайший уровень техники живописи не оставляли сомнений, что передо мной настоящие шедевры. Не удивительно, что картины Маргариты Алексеевны пользуются большим спросом у современников и занимают почетные места в музеях и частных коллекциях.
 «Творческий процесс – это всегда спонтанно, это не то, что ты вычитал в книгах, пусть даже в очень мудрых и популярных, его нельзя спланировать и представить заранее. Творчество – это то, что идет изнутри – органический сплав жизненного опыта, мыслей, чувств и идей выплескивается через вдохновение…» - говорила мне Маргарита Алексеевна, комментируя своя работы. Оригинальный философский склад ума, глубокие энциклопедические знания в области рисунка, живописи, литературы и истории искусства свидетельствовали о том, что Маргарита Алексеевна – не только выдающийся талантливый художник, но и очень интересный, высоко образованный и широко эрудированный собеседник.
 Маргарита Алексеевна Требоганова родилась в 1946 году в Нижнем Тагиле. В 1974 г окончила МГХИ им. Сурикова.Член Союза Художников СССР с 1977 г.; впоследствии - Союза художников России, член Международного Художественного Фонда, Товарищества живописцев МСХ, Творческого Союза художников ; Российского творческого союза работников культуры,  член Союза литераторов России.
 Работы Маргариты Требогановой широко представлены в музеях (Музей современного искусства .Церетели, Пушкинский музей-заповедник Большие Вяземы -Захарово, музеи и галереи в Сербии, Черногории, Франции, Японии) и частных коллекциях в России, США, Франции, Бельгии, Германии, Израиле, Сербии, Боливии.
Удостоена благодарностей Королевства Дании, Правительства Сербии, Правительства Москвы, награждена медалью « В память 850 - летия Москвы », а также многочисленными премиями и дипломами.
 Вот как описала сама Маргарита Алексеевна начало своего творческого пути:
«Как художник я сформировалась рано. В детстве рисовала цветными карандашами портреты и старинные бабушкины фигуры из крашеного гипса, стараясь придать им выразительность, психологическую характеристику. Темы окружали меня плотным кольцом в форме абсурда и «безобразной жизни» в духе Саши Черного, с одной стороны, и в образах прекрасной классической литературы — с другой. Из этой квинтэссенции родились потом мои картины и стихи. Преодоление абсурда стало девизом жизни. В 12-13 лет я уже могла изображать героев в соответствующей среде. Наряду с изображением литературных героев в возрасте 14 лет я много рисовала с натуры по заданиям МСХШ при институте им. В.И. Сурикова. Школа для одаренных детей была единственной в СССР. Туда поступали дети разных национальностей, из разных республик. Талантливые ребята из МСХШ отличались от дворовой ребятни из лимитных коммуналок, которая играла в подъездах в войну и постоянно затевала драки.    
 Поступление в Суриковскую школу (МСХШ) оставило позади тесные коммуналки с их обитателями. окруженная новой, захватывающей жизнью, я всматривалась в лица новых друзей и педагогов. Решение пришло само собой: буду художником, замуж не выйду, семьи не будет. К удивлению всех, я вышла замуж первая из всего выпуска МСХШ. С 21 года кисть и ребенок в руках составили смысл моей жизни. Но пока я еще жила в общежитии и с упоением писала акварелью и маслом. «Сон — это пошлость,- думала я,- талант должен трудиться днем и ночью». Душными ночами мы, учащиеся, вылезали из окон общежития на крышу МСХШ: под нами были видны сказочные башенки Третьяковки, а вдалеке — огни Кремля. Вместо нас в кроватях спали «куклы» из простыней и подушек. А мы мечтали, глядя в темно-синее небо с яркими звездами, но чаще мы расходились по мастерским под крышей школы. А утром пятнадцатилетний гений не могли продрать глаза: так хотелось спать.»
 О дальнейшем периоде своего творчества Маргарита Алексеевна писала:
 «В жизни много скучного и утомительного, особенно когда тебя поучают, как надо жить женщине. Обычные стереотипы к жизни художника- женщины, как мне думается, не подходят, так же как и к жизни любой творческой личности. Образ колхозницы, воплощенный в скульптуре Мухиной, был идеалом советской женщины. Но ко мне он не имел никакого отношения. Реалии моей жизни были связаны с той конкретной обстановкой, в которой я жила, и с моим внутренним миром. У меня рождались образы, светлые чувства сменялись иронией. Образы материнства перемежались с образами бегущих от взрыва клоунов («Паника в цирке»). Эти образы приходили, сменялись другими, и все вместе составляли калейдоскоп «человеческой комедии».
Некоторые картины писались годами- другие — за один день.»
Первоначально в жизненный план Маргариты Алексеевны входило полное посвящение себя искусству, но судьба распорядилась иначе. Она рано вышла замуж за талантливого студента МАРХИ Владимира Кузнецова и стала матерью троих дочерей. Семейное древо искусства принесло богатые плоды -художественные способности передались  детям и внукам. Несколько лет назад Маргарита Алексеевна открыла в Угличе художественную галерею «УглЪ». Эта галерея носит эпитет династической, так как в ней представлены работы нескольких поколений членов семьи художницы.
 В живописи Маргарита Алексеевна постоянно экспериментирует, сочетая новаторство с классической школой.
 На меня особое впечатление произвели картины, затрагивающие религиозную тематику – портреты священнослужителей и иллюстрации к библейским и евангельским сюжетам: « Пастырь Добрый», «Возвращение блудного сына», «Беседа с самарянкой», «Иисус и Пилат», «Распятие», «Снятие с креста», « Армагеддон», « Апокалипсис».
 Вот как объяснила эту грань своего творчества Маргарита Алексеевна: «В современном сложном мире тема добра и зла становится предельно значимой. В связи с этим вечные евангельские темы с особой силой вновь встают перед человечеством. Зло в мире избирает все более изощренные формы. В сознании художника, ломая преграды разума, оно переходит в гротеск На этих главных темах выстраивается все мое творчество. Важным аспектом решения темы и образа является фрагмент. Фрагмент — это жизненный эликсир картины, он касается самых тонких струн человеческого восприятия. Фрагмент может быть изображением какой-то детали... Иногда это кусок живописной фактуры — выход стихии, уводящей зрителя в область не объяснимой словом субстанции.
 Гений и злодейство - это одна из перманентных тем в искусстве. Использование высоких технологий силами «зла» ставит под угрозу само выживание человечества, и как следствие — одного из важнейших аспектов его бытия, культуры. В связи с этим возрастает значимость духовных и нравственных ценностей. Гений и злодейство — тема моей персональной выставки в Белграде («Русский дом»). Важным вехам культуры посвящены три выставки группы «Пленэр»: «Москва — нерукотворный град» к 850-летию Москвы, «Пушкиниана» к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина, «Христианство. Природа. Люди», приуроченная к 2000-летию христианства. В этих выставках и в акции «Новый Ренессанс» (в Поддержку международных культурных связей) я принимала участие не только как художник, но и как организатор.»
 Жизнь этой замечательной художницы полна творческих планов и надежд.  Закончить это эссе я бы хотела словами Маргариты Алексеевны, в которых выражена ее главная мечта: «Я хочу увидеть своими глазами, когда в этой стране и в этом мире придет настоящее культурное возрождение, которое приведет к всеобщему процветанию. Я хочу увидеть время, когда фальшивки, подделки, компиляции потеряют свою власть над массовым сознанием и мерилом искусства будут его подлинность, правдивость. подвижничество художника, как в пушкинском «Пророке». Я хочу, чтобы мои внуки  — Вася,Соня,Федя,Лукиан и Савва вместе с другими своими сверстниками были творцами этого нового дня и новой истории людей...»

1.11.2020 год
 
P.S. : На иллюстрации – картина Маргариты Требогановой «Пастырь Добрый». Фото сделано автором в мастерской художницы.
В эссе использованы материалы со страницы  Маргариты Алексеевны в Facebook.
 


Рецензии
Спасибо, Маша, за рассказ о современной художнице Маргарите Требогановой!
Я совершенно уверена, что художники - особенные люди.
Они видят мир ярче, яснее и отчётливее, чем мы, обычные.
Их талант раскрывается, как у вашей героини, в стремлении сделать мир лучше!
С уважением и благодарностью,

Элла Лякишева   02.08.2023 21:45     Заявить о нарушении
Полностью согласна с вашим мнением, дорогая Элла! Со взаимным уважением и признательностью за неравнодушный отзыв,

Мария Долгина   03.08.2023 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.